Ип гл кфх

Кфх – это физическое или юридическое лицо?

Ип гл кфх

КФХ – это объединение граждан, которые занимаются деятельностью в области сельского хозяйства. Эта организационно-правовая форма отличается как от индивидуальных предпринимателей, так и от юр. лиц.

Она имеет промежуточный статус, что вызывает проблемы при открытии бизнеса и составлении отчетности для ФНС. Из этой статье вы узнаете основные точки зрения о том, КФХ – это физическое или юридическое лицо.

Чем отличается КФХ от ИП?

Существует несколько критериев крестьянского хозяйства:

  • Его члены должны быть связаны кровным родством, хотя в нем допускается участие не более 5 не родственников.
  • Члены объединения владеют совместно имуществом и несут субсидиарную ответственность.
  • Человек может быть участником или главой только одного фермерского объединения.

У него есть два главных отличия от ИП:

  • КФХ может быть зарегистрировано как юр. лицо (но согласно действующим юридическим нормам сейчас это невозможно). ИП не имеет такого статуса.
  • Крестьянское хозяйство – это, прежде всего, объединение граждан. ИП – это просто зарегистрированное физ.лицо, которое получило право заниматься коммерческой деятельностью. У него налоговики могут затребовать совершенно другую отчетность.

Также существует значительные отличия при оформлении бумаг на эти организационно-правовые формы:

  • ИП можно открыть по месту прописки. Для этого необходимо подать заявление формы Р21001и копию паспорта. После этого в ЕГРИП вносится запись.
  • КФХ без образования юр. лица можно открыть по месту проживания его главы. Однако она регулируется теми же правилами, которые действуют при образовании ИП (постановление правительства №630 от 16.10.2003). Соглашения других членов не требуется.
  • КФХ в качестве юр. лица регистрируется по месту его нахождения – т.е. адрес прописки или место работы главы. Для этого требуется согласие остальных членов. После подачи всех необходимых документов оно вносится в ЕГРЮЛ.

Регистрация

Согласно ст. 23 ГК главой фермерского объединения может быть человек, который был ранее зарегистрирован в качестве ИП. Но на практике налоговая инспекция часто может отказаться регистрировать КФХ, основываясь на Постановлении Правительства РФ № 630.

В этом документе указано, что при регистрации без образования юр.лица действуют те же правила, что и при создании ИП. А согласно юридическим нормам, регулирующих правила создания юр.

лиц и индивидуальных предпринимателей гражданин не может открыть новое объединение, если его предыдущая регистрация осталась в силе.

Кроме того, это вызывает правовую коллизию: если вы открываете фермерское хозяйство без образования юр.лица фиксируется исключительно право отдельного предпринимателя заниматься коммерческой деятельностью, связанной с получением прибыли, но не создание новой организации.

Статус главы и членов

Согласно п.2 ст.23 ГК РФ руководитель объединения приобретает статус индивидуального предпринимателя, который заключает договор найма с другими участниками. Но в юридических нормах нет четкого обозначения статуса остальных членов фермерского/ крестьянского объединения.

Закон о КФХ, принятый в 2003 году заменил прежний аналогичный нормативный акт, принятый в 1990 году. В новой редакции не предусмотрена возможность открыть фермерское объединение со статусом юр. лица. С этого времени их руководители получили статус предпринимателей и должны сами подавать всю отчетность.

Те, кто на момент принятия закона, обладали этим статусом, могли сохранить его до 1 января 2010 года, который позже был продлен еще на 3 года. В 2012 году Президент РФ подписал указ, по которому фермерским объединениям присваивался статус юр. лица, а именно – коммерческой организации. Эта юридическая норма должна была привести к отмене п.2 ст.23 ГК и устранить противоречие.

Однако позже вышеупомянутая статья была дополнена пунктом 5, согласно которому КФХ признается добровольным объединением граждан. Оно может создаваться на основе обычного договора о создании крестьянского хозяйства. В таком случае одно лицо может быть членом нескольких компаний.

Реорганизация КФХ

Одним из способов устранения проблем, которые возникают при ведении отчетности, для многих фермеров стала реорганизация из хозяйств в ООО. Для этого необходимо оформить передаточный акт. Это документ, который будет удостоверять преобразования КФХ в ООО.

В нем должны быть указаны данные о трансфере имущества, его активах и пассивах. Кроме того, созданное ООО сохраняет за собой обязанности всех своих предшественников, в том числе, когда оно было создано путем слияния нескольких хозяйств.

Для этого необходимо подписать учредительный договор и устав ООО. Реорганизация в ООО будет считаться завершенной с момента его перерегистрации. Но этот способ лучше не применять, если у КФХ остались невыплаченные кредиты.

Существует другой способ реорганизации. Для этого необходимо создать ООО, которому фермерское хозяйство продаст свою землю и другое имущество, а после этого будет ликвидировано.

Однако это не так выгодно, поскольку при каждом договоре купли-продажи с ООО будет отчисляться налог.

Также существенным недостатком является то, что обычно ООО платит большие штрафы по сравнению с обычными предпринимателями.

Также фермерское объединение можно перерегистрировать в ИП. Для этого понадобится заявление о внесении записи о фермерском хозяйстве в ЕГРИП и копия документа, удостоверяющего личность.

Стоит отметить, что в отличие от ООО ИП не понадобится вести бухгалтерский учет.

Однако предпринимателю придется предоставлять отчетность о доходах и расходах, которая предусмотрена юридическими нормами налогового кодекса.

  • ipmaster
  • Распечатать

Источник: https://ipexperts.ru/biznes/idei/kfh-eto-fizicheskoe-ili-yuridicheskoe-lico.html

Правовой статус ИП-ГКФХ (НФ) | «Краевое государственное казенное учреждение «Центр документационно-информационного и транспортного обеспечения министерства сельского хозяйства края и службы Гостехнадзора края»

Ип гл кфх

4         Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства)

Принять участие в государственной программе по поддержке начинающих фермеров может гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Однако еще до принятия решения о целесообразности регистрации физического лица, не имеющего опыта предпринимательской деятельности, в качестве индивидуального предпринимателя следует полностью отдавать себе отчет, что влечет за собой этот новый правовой статус.

Приобретение статуса индивидуального предпринимателя – это не только приобретение некоторых прав, но также и обязанностей, о которых будет рассказано ниже.

Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и ведущее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

С момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства  осуществляется по месту его официальной постоянной регистрациипо месту жительства.

Государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей осуществляет Федеральная Налоговая Служба Российской Федерации (ФНС РФ).

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства в регистрирующий орган (межрайонную инспекцию ФНС РФ) представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;

б) копия паспорта гражданина Российской Федерации;

и) документ об уплате государственной пошлины (в настоящее время ее размер составляет 800 руб.).

При личном обращении заявителя в регистрирующий орган нотариального заверения копии паспорта не требуется, достаточно предъявить подлинник документа.

Заявителю выдается расписка с описью принятых документов.

Срок для государственной регистрации установлен не более чем в пять рабочих дней с момента подачи документов.

По окончании процедуры государственной регистрации предпринимателю выдаются следующие документы:

свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства;

выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Для перехода на режим налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога необходимо в течение пяти дней с момента государственной регистрации подать заявление о переходе на уплату ЕСХН.

Индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе.

После государственной регистрации необходимо стать на учет в следующих фондах:

пенсионный фонд (ПФР);

фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС);

а также получить уведомление о присвоении кодов статистики в территориальном органе Росстата.

При регистрации индивидуального предпринимателя по принципу одного окна это уведомление могут выдать вместе с остальными регистрационными документами.

Если в хозяйственной деятельности используется труд наемных работников, необходима регистрация в фонде социального страхования (ФСС).

Уплата страховых платежей в ФСС необходима и для самого предпринимателя, если он претендует на выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Необязательным, но необходимым следует признать также:

открытие расчетного счета для предпринимательской деятельности;

– изготовление печати.

После открытия расчетного счета необходимо в течение семи дней уведомить об этом ФНС, ПФР, ФОМС, ФССР.

С момента государственной регистрации индивидуальный предприниматель принимает на себя обязанности по исполнению соответствующих норм налогового законодательства Российской Федерации.

Обязанности налогоплательщиков установлены статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации:

состоять на учете в налоговых органах;

уплачивать законно установленные налоги;

– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

– представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации;

– представлять по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

– представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

– выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

– в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов.

Индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) обязаны вести Книгу учета доходов и расходов, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов отражают хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.

Налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности.

Книга учета доходов и расходов может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. В последнем случае по окончании отчетного (налогового) периода Книга выводится на бумажные носители.

Книга учета доходов и расходов должна быть представлена в налоговый орган для заверения должностным лицом налогового органа не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Важным обстоятельством для индивидуального предпринимателя является следующее:

Даже если хозяйственная деятельностьне ведется, индивидуальный предприниматель обязан осуществлять следующие фиксированные платежи:

– страховая часть в пенсионный фонд – 24 984,00 руб.;

– накопительная часть в пенсионный фонд – 7 495,20 руб.;

– платеж в федеральный ФОМС – 3 185,46 руб.

Итого – три платежа на общую сумму 35 664,66 руб.

Все расчеты произведены исходя из действующей на начало 2013 года величины МРОТ в 5 205 руб.

В год государственной регистрации платежи осуществляются пропорционально времени от момента регистрации до конца календарного года.

При ведении хозяйственной деятельности уплаченные суммы фиксированных платежей следует включать в расходы, уменьшая тем самым налогооблагаемую базу.

Хозяйственная деятельность требует от индивидуального предпринимателя постоянного личного участия.

Можно уполномочить представителя на основании выданной ему доверенности, однако всю полноту ответственности за действия этого представителя несет индивидуальный предприниматель.

Хозяйственная деятельность сопряжена с заключением и выполнением договоров, в частности:

– купли-продажи;

– аренды, в том числе земельных участков;

– трудовых договоров.

Эти документы должны быть составлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Например, при найме работников по трудовым договорам необходимо осознавать, что, кроме необходимости соблюдения действующего трудового законодательства, у предпринимателя возникают дополнительные обязанности по уплате налогов и обязательных социальных платежей.

Все это предполагает наличие у индивидуального предпринимателя необходимых знаний в соответствующих областях гражданского права.

При строительстве и эксплуатации производственных объектов необходимо соблюдение норм законодательства:

– градостроительного;

– земельного;

– строительных норм и правил;

– экологического;

– санитарно-эпидемиологического;

– ветеринарного;

– других норм и правил (например, пожарной безопасности).

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога в процессе хозяйственной деятельности важно соблюдать критерий, установленный для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для этого нужно, чтобы доля выручки от произведенной сельскохозяйственной продукции была не менее 70% от всего объема выручки по хозяйственной деятельности.

Важной особенностью осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является тот факт, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Однако следует отметить, что не на любое имущество индивидуального предпринимателя может быть наложен арест.

Не может быть обращено взыскание на следующее имущество, принадлежащее индивидуальному предпринимателю (гражданину-должнику) на праве собственности:

жилое помещение (его часть), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением;

земельные участки, на которых расположены эти жилые помещения, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности;

– предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

– имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также хозяйственные строения и сооружения, корма, необходимые для их содержания;

семена, необходимые для очередного посева;

продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника, лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности – шестикратной установленной величины прожиточного минимума на каждого из указанных лиц;

топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;

средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;

призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

Являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем, индивидуальный предприниматель вправе получать государственную поддержку из средств краевого бюджета.

Но для этого индивидуальному предпринимателю надо быть включенным в Реестр субъектов агропромышленного комплекса края, претендующих на получение государственной поддержки.

Это предполагает предоставление в Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края (далее – Министерство) пакета документов, включающего:

– заверенные копии документов о государственной регистрации;

– заверенные копии документов, подтверждающих право пользования земельными участками;

бухгалтерскую отчетность за предшествующий год.

После включения в Реестр субъектов агропромышленного комплекса края индивидуальный предприниматель заключает с Министерством Соглашение о предоставлении государственной поддержки.

В соответствии с условиями этого соглашения, индивидуальный предприниматель берет на себя обязательства, в том числе, своевременно представлять в Министерство:

производственно-финансовый план развития;

– годовую бухгалтерскую отчетность;

– информацию о финансово-экономических показателях деятельности;

– информацию о ценовых показателях деятельности;

– о текущих производственных показателях деятельности;

– иную информацию по требованию Министерства.

При несоблюдении условий Соглашения Министерство вправе:

отказать в предоставлении средств государственной поддержки;

требовать возврата средств государственной поддержки, предоставленных ранее.

Скачать

Источник: http://krasikc-apk.ru/nachinayushhij-fermer/pravovoj-status-ip-gkfx

Крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо

Ип гл кфх

Ко мне недавно обратились с вопросом о том, какова природа крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица (в дальнейшем – КФХ), причём с непраздной целью – этот вопрос обсуждался при разрешении конкретного судебного дела.

Дело в том, что нормы о КФХ размещены в подпараграфе 3.1 параграфа 2 главы 4 ГК РФ. Как известно, в подпараграфе 3 того же параграфа размещены нормы о товариществе на вере.

И вопрос состоял в том, не является ли КФХ разновидностью товарищества на вере с учётом норм в Законах о КФХ 1990 и 2003 года.

Вопрос о том, к какому типу юридических лиц может быть отнесено крестьянское (фермерское) хозяйство, в теории гражданского права имеет только один правильный ответ – ни к какому! КФХ – семейно-трудовое сообщество физических лиц, ведущих сельское хозяйство и основанное на общей собственности. В таком виде оно существовало сотни лет и никаких проблем не вызывало. И только когда в 90-е годы XX века в России простую конструкцию, в которой личный элемент всегда имел превалирующее значение, решили перестроить на корпоративный лад, начались проблемы.

Мотивы, которые лежали в основе такой трансформации, понятны.

Участники КФХ, с одной стороны, хотели спрятаться от ответственности по долгам за маской юридического лица, а с другой стороны, получить определённые налоговые и учетно-бухгалтерские преимущества, которых не было у КФХ, не имеющего прав юридического лица.

И законодатель пошёл им навстречу, вместо того чтобы создать для КФХ, не являющихся юридическими лицами, особый режим, что способствовало бы их сохранению наряду с иными формами хозяйственной деятельности. Просто так было проще…

При этом хотелось, что КФХ как юридическое лицо обладало какими-либо особенностями, позволявшими обосновать необходимость признания самостоятельности такой организационно-правовой форме.

Во все времена достаточно было задать вопрос: зачем нужна особая форма юридического лица и чем она будет отличаться от общества с ограниченной ответственностью (в дальнейшем – ООО), – и авторы соответствующих идей начинали «путаться в показаниях».

И сразу же в качестве квалифицирующего признака КФХ предлагалось отсутствие ограниченной ответственности по долгам, которая есть в ООО.

В Законе о КФХ 1990 года оно признавалось юридическим лицом, основанным на долевой собственности участников.

Подобное совмещение было явно нелогичным, хотя и присутствовало в других законодательных актах тех лет, но на основании него можно было сделать вывод о том, что это корпорация, по долгам которой участники несут неограниченную ответственность по долгам в долевом порядке. От имени КФХ в обороте выступал его глава. В Законе о КФХ 2003 г.

оно трактовалось в традиционном ключе как семейно-трудовое объединение граждан, а не как юридическое лицо. Значит, члены хозяйства тоже несли по его долгам ответственность (хотя можно было спорить, в долевом или в солидарном порядке). От имени КФХ в обороте также выступал его глава.

Теперь же в ГК есть такая организационно-правовая форма юридического лица как КФХ. Оно представляет собой корпорацию, основанную на личном участии граждан, которые также вносят имущественные вклады.

По долгам КФХ отвечают в субсидиарном порядке его участники, которые не должны быть индивидуальными предпринимателями. При этом не решен вопрос о том, кто управляет КФХ как юридическим лицом и, даже, кто может действовать от его имени.

Одновременно прямо не сказано, является ответственность участников долевой или солидарной. Как решить эти вопросы?

КФХ помещено в параграф 2, где помимо него урегулированы полные товарищества и товарищества на вере, однако в п. 3 ст. 66 ГК указаны только два вида товарищества – полные и на вере. КФХ среди них нет. Значит, систематическое толкование ГК помочь в решении возникших вопросов не может.

Применение к КФХ по аналогии норм о полных товариществах или о товариществах на вере нуждается в дополнительном обосновании. Вроде бы, КФХ с товариществами роднит то, что все они являются так называемыми договорными юридическими лицами, т.е. действуют на основании учредительных договоров. Однако одного этого мало.

Нужны более весомые аргументы.

Конечно, можно ограничиться высказыванием о том, что лицо, которое должно действовать от имени КФХ как юридического лица, должно быть указано в соглашении о создании КФХ и, скорее всего, это будет его глава. Тем более что действует Закон о КФХ 2003 г.

и нормы о совместной собственности КФХ, не являющегося юридическим лицом.

Но как быть, если этот вопрос в соглашении не решен или сказано, что от имени КФХ как юридического лица могут действовать все его члены или некоторые из них? Каким будет статус остальных членов, и как в связи с этим будет строиться их ответственность по долгам юридического лица?

 Формально все члены КФХ несут ответственность по долгам этого юридического лица в субсидиарном порядке. Поскольку четко не сказано, что эта их ответственность – солидарная, гипотетически можно истолковать её и как долевую. В пользу данного толкования, как ни странно, – нормы ст. 322 ГК.

Солидарная ответственность должна быть предусмотрена законом или договором. Несколько должников в обязательстве, связанном с предпринимательской деятельностью, несут ответственность ipso iure. Однако поскольку КФХ – юридическое лицо, именно оно участвует в подобных обязательствах, а не участники, которые связаны корпоративными отношениями.

А корпоративные отношения – не всегда предпринимательские.

Но даже если ответственность будет не солидарной, а долевой, справедливо ли возлагать её на участников КФХ, которые, допустим, не принимают участие в управлении хозяйством и не действуют в обороте от своего имени? Логика норм о товариществах предполагает, что ответственность по долгам юридического лица, как правило, несёт тот, кто действует в обороте от его имени или, по крайней мере, управляет им. Поэтому вкладчики в товариществе на вере такую ответственность не несут. Полную ответственность несут лишь те, кто вступил в товарищество в качестве предпринимателя (полные товарищи): они знали или должны были знать, что делают.

Возьмём теперь ситуацию в КФХ, где глава его управляет юридическим лицом и действует в обороте от его имени, а остальные, скажем, работают на земле.

Они не являются предпринимателями, да теперь, пожалуй, и глава КФХ как юридического лица не должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя, однако никакого ограничения ответственности для членов нет.

Несправедливость такого положения будет постоянно подталкивать суды к тому, чтобы освобождать от ответственности тех, кто не управляет КФХ. Поэтому лучше было бы вопросы о солидарном или долевом характере ответственности участников по долгам КФХ, и о том, должны ли они отвечать одинаково, решить в законе.

К сожалению, многие поправки, вносимые в ГК в последние годы, не обладают должной системностью, а порой и вовсе не продуманы. Один из ярчайших примеров – нормы о КФХ как юридическом лице. Достаточно было провести две-три логические операции, чтобы понять, какие проблемы в правоприменении возникнут после принятия данных норм.

Однако никто палец о палец не ударил… Я уже не говорю о том, что КФХ не вписывается в сложившуюся систему организационно-правовых форм юридических лиц, в ГК его регулирование находится явно не на своём месте, а также не решен вопрос о том, как соотносится КФХ как юридическое лицо и как сообщество граждан, основанное на общей собственности.

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/6/20/krestyanskoe_fermerskoe_hozyajstvo_kak_yuridicheskoe_lico

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.