Использование сельхозугодий

Содержание

Сельскохозяйственные земли: целевое назначение и варианты использования – Правовой мир

Использование сельхозугодий

Вся территория, из которой состоит наша страна, делится на категории. Такое разделение закреплено на законодательном уровне и регулируется Земельным Кодексом Российской Федерации.

Это делается для установления контроля над целевым использованием земель. Всего выделяют семь категорий. Самая распространенная категория земель — земли сельскохозяйственного назначения.

Закон дает четкое определение сельскохозяйственным землям, классифицирует их на виды и закрепляет варианты использования. Подробная информация об этом содержится в 14 Главе Земельного Кодекса.

Что это такое?

Категория земель сельхозназначения содержит участки, не входящие в состав городов и селений, предназначенные для осуществления на них различных сельскохозяйственных работ.

На территории Российской Федерации они занимают примерно 386 млн га. Для сравнения, площадь земель населенных пунктов составляет примерно 20 млн га.

Сельскохозяйственные земли находятся под особым контролем государства.

Они являются ценным ресурсом и источником получения продуктов питания.

Поэтому важно использовать землю по назначению, не допускать ее захламления и загрязнения, ухудшения состояния почвы, воздействия на нее вредных факторов.

Состав земель сельскохозяйственного назначения

  • В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят следующие виды земельных участков:
  • К ним относятся участки для посева и выращивания различных агропромышленных культур, а также для выпаса животных.
  • Сельхозугодья — это наиболее плодородные территории, которые обеспечивают страну урожаями, поэтому они имеют приоритетный статус и находятся под защитой государства. Под особым контролем находятся сельхозугодья:
  • с искусственным поливом,
  • находящиеся в пользовании НИИ любого уровня,
  • с высокой кадастровой стоимостью (на 10% выше средней).

В зависимости от выполняемых функций угодья делятся на:

  • пашни,
  • сенокос,
  • пастбища и т.д.

Пашня — это вид земли, который ежегодно подвергается обработке и выращиванию на нем различных сельскохозяйственных культур.

Сенокосы используются только для заготовки сена на зиму. Посев и сбор урожая на таких землях не осуществляется. Хотя бывают и искусственные сенокосы.

Пастбища также обычно не засеваются и не обрабатываются. Используются только для выпаса скота.

Можно выделить и различные типы сельхозугодий:

  • низкого качества,
  • среднего качества,
  • высокого качества.

На сельхозугодьях допустимо строить лишь те здания и сооружения, которые необходимы для осуществления аграрной деятельности. Строить жилые или производственные объекты на таких территориях запрещено.

К ним относятся дороги, необходимые для доступа и обслуживания сельхозземель. Они должны соответствовать определенным стандартам, указанным в СНиП 2.05.11-83.

Внутрихозяйственные дороги в зависимости от своего назначения могут быть следующих видов:

  • соединяющие сельскохозяйственные объекты между собой (I категория дорог),
  • соединяющие сельхозобъекты с основными дорогами (II категория дорог),
  • полевые вспомогательные дороги для обслуживания отдельных угодий и их частей (III категория дорог).

Они включают в себя:

  • непосредственно полосу для размещения дорожного полотна,
  • канавы для водоотведения,
  • предохранительную полосу по 1 метру с каждой стороны дороги.

Засаженные деревьями и кустарниками

Это земли, засаженные деревьями и кустарниками для защиты окружающей среды от влияния негативных факторов.

Защитные лесополосы создаются:

  • на садоводческих и дачных хозяйствах,
  • вокруг полей,
  • вдоль автомобильных и железных дорог.

Рубка и обновление растений происходит только по согласованию с органами местного управления.

Территории с замкнутыми водными объектами входят в состав категории сельскохозяйственных земель только в том случае, если они находятся в границах этих земель. При этом, озера или пруды могут быть использованы как для разведения рыб, так и для полива близлежащих территорий. Такие объекты делятся на два вида:

  • водоемы искусственного происхождения,
  • водоемы естественного происхождения.

Занятые сельхозпостройками

Они не являются жилыми и предназначены для хранения и первичной обработки выращенных продуктов. Для этих целей выделяются наименее плодородные участки.

Помимо этого критерия есть и второй, весьма немаловажный — логистический. Расположение построек должно быть доступным для определенного пула окрестных обрабатываемых земель.

Использование сельхозземель

Согласно законодательству РФ, сельхозземли можно использовать для следующих целей:

  1. осуществления предприятиями с/х деятельности,
  2. создание личных либо фермерских хозяйств,
  3. выращивания овощных, плодовых культур,
  4. создание дачных товариществ,
  5. выращивание и разведение животных и рыб,
  6. научно-исследовательская деятельность.

Важно! С 2015 года в нашей стране применяется классификатор видов разрешенного использования земель (ВРИ). В документе четко и подробно указывается виды разрешенного целевого использования каждой категории, в том числе и сельхозземель.

До вступления его в законную силу этими вопросами занимались органы местного управления каждого отдельного субъекта. Подробно о классификаторе ВРИ можно узнать здесь.

Сельхозугодья имеют ряд особенностей, по сравнению с другими видами сельхозземель. Они закреплены законодательно (ст. 79 ЗК РФ).

  1. Самые плодородные земли находятся под охраной государства, так как являются ее национальным достоянием и важнейшим ресурсом.
  2. Использоваться такие земли могут только по своему прямому назначению, то есть для осуществления с/х деятельности. Не целевое использование наказывается по закону.
  3. Сельхозугодья с высокой кадастровой стоимостью не подлежат переводу в другие категории земель
  4. Возведение любых видов построек на территориях, охраняемых государством, запрещено.

В исключительных случаях, по согласованию с региональными органами власти, сельхозугодья с худшей по качеству почвой и с низкой кадастровой стоимостью могут быть переведены в другую категорию земель.

Помимо прочего, законодательно установлены требования для лиц, использующих сельхозугодья:

  • участки должны быть освоены течение 2 лет,
  • при осуществлении своей деятельности поддерживать плодородие почвы,
  • при необходимости предоставлять властям сведения об использованных химикатах.

Фонд перераспределения

  1. Его основная функция — это формирование фонда угодий и их дальнейшая передача в пользование физическим либо юридическим лицам на определенных условиях.
  2. Это делается для того, чтобы стратегически важные сельхозугодья не простаивали без дела, ведь это экономически невыгодно.

  3. Сельхозучасток попадает в фонд распределения при следующих условиях:
  • при добровольном отказе собственника от участка,
  • при отсутствии наследников после смерти собственника,
  • при принудительном изъятии земли государством.
  • Не знаете как выяснить категорию своего земельного участка?
  • Если Вам известен его кадастровый номер или расположение, читайте подробную инструкцию здесь.
  • А определиться с категорией участка для строительства Вам поможет эта статья.

Получить в собственность земли с категорией сельскохозяйственного назначения могут следующие субъекты:

  • физические лица (для ведения подсобного хозяйства),
  • юридические лица (фермерские хозяйства, аграрные предприятия, дачные товарищества и т.д.).

При покупке сельхозугодий собственник получает право:

  • передавать участок по наследству,
  • сдавать в аренду,
  • продавать,
  • дарить,
  • передавать в залог.

Согласно законодательству РФ, собственниками сельхозземель не могут быть иностранные граждане и компании, а также лица без гражданства. Правовые основы передачи права собственности на земли сельхозназначения закреплены в ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» № 101.

Если собственник продает принадлежащие ему сельхозземли, приоритетные права на покупку таких участков имеют представители муниципальных органов власти субъекта.

Предоставление

Предоставление с/х земель в пользование, по сути означает передачу таких земель в аренду, для использования по назначению. При этом наделы остаются в собственности государства.

Для получения участка необходимо:

  1. Подать заявление в соответствующий орган.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Дождаться решения.
  4. Заключить договор аренды.
  1. Закон предусматривает ряд льгот и преимуществ при передаче с/х земель определенным категориям лиц (например, малочисленным народам для поддержания и сохранения их уклада жизни).
  2. Законодательством закреплено, что государство имеет право в некоторых случаях принудительно изымать сельхозземли у собственника.
  3. Это решение принимается в судебном порядке и может быть оспорено в соответствующий срок. Основные причины для изъятия сельхозугодий:
  • с/х участок не используется по назначению в течение трех и более лет,
  • участок используется нерационально, что ведет к снижению плодородности почвы и ухудшению качества с/х надела.

Источник:

Земли сельхозназначения: виды разрешенного использования 2018

Разграничение земельных участков на отдельные категории происходит с учетом различных критериев. Одним из самых распространенных классификаторов принято считать целевое назначение земельного участка.

При этом каждая из обозначенных категорий земель разделена на подразделы, процедура выделения которых выполняется в соответствии с ее принадлежностью к определенной разновидности разрешенного использования. Земельное разграничение основывается на Приказе №450 Минэкономразвития, принятом 01 сентября 2014 г.

В соответствии с действующим законодательством, обязательно соответствие вида разрешенного использования земли, обозначенного документально, реальному ее назначению.

  • Земельные участки, имеющие сельскохозяйственное предназначение – это отдельная земельная категория, определенная действующим Земельным кодексом РФ в пункте 1 статьи 77.
  • К земельным участкам указанного назначения относят территории, располагаемые вне пределов населенного пункта, с непосредственным их предназначением для использования в том или ином сельскохозяйственном направлении.
  • К примеру, земли могут предназначаться для обеспечения сельхозпроизводства с последующей переработкой полученной продукции, организации фермы, с целью создания рыбного хозяйства и прочее.
  • Такой важный момент как вид разрешенного использования, позволяет конкретизировать предназначение земель сельскохозяйственного значения и, следовательно, рассматривать возможность использования их в определенном виде деятельности, организовывать на их территории соответствующие производственные объекты, оборудовать инженерные коммуникации на объектах, использовать землю с целью хранения полученной продукции или же определить запрет на ведение строительных работ.
  • Среди основного списка разрешенного землепользования в сельскохозяйственном направлении следует упомянуть такие виды:
  • для использования в сельскохозяйственных целях;
  • для организации сельхозпроизводства (здесь речь идет о пашнях, пастбищах, сенокосах, участках, на которых произрастают многолетние насаждения – виноградники, сады и прочее);
  • в целях организация фермы/крестьянского хозяйства;
  • для обеспечения своего подсобного хозяйства;
  • используемые в дачном строительстве – это такие земли, которые выделены гражданам либо приобретенные последними с целью отдыха (на таких землях разрешено возводить жилые дома и регистрироваться в них, возводить строения хозяйственного назначения, а также заниматься выращиванием различных культур: бахчевых, плодовых, овощных, ягодных, а также картофеля для обеспечения личных нужд);
  • для использования в садоводстве – данный вид участков, приобретенных гражданами или предоставленных им, применяется с целью высадки на них различных культур, к которым можно отнести: бахчевые, ягодные, овощные, плодовые, а также картофель, и с целью организации отдыха (при этом сохраняется право строительства на этой территории жилых строений, однако, без возможности регистрации в них);
  • используемые для животноводства;
  • эксплуатируемые с целью выпаса скота и заготовки сена;
  • для использования в огородничестве;
  • угодья для охоты;
  • земли для организации пчеловодства и прочее;
  • используемые с целью создания лесных массивов защитного значения;
  • применяемые для учебной, научно-исследовательской и другой цели (непосредственно связанной с сельхозпроизводством);
  • предназначенные для рыбного промысла;
  • для организации хозяйства по выращиванию форели;
  • прочие варианты.

Источник: https://stepnoeadm.ru/prochee/selskohozyajstvennye-zemli-tselevoe-naznachenie-i-varianty-ispolzovaniya.html

Особенности использования сельскохозяйственных угодий

Использование сельхозугодий

Особенностям использования сельскохозяйственных угодий посвящена ст. 79 Земельного кодекса РФ в ней нашла закрепление норма о том, что сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

При этом нормы упомянутой статьи посвящены в основном гарантиям недопущения необоснованного изъятия и перевода этих ценных земель в иные категории.

Охрана же сельскохозяйственных угодий с точки зрения сохранения и повышения плодородия почв регламентирована другими статьями Кодекса, а также специальными нормативными актами.

Закон устанавливает, что юридические лица и граждане, использующие земли сельскохозяйственного назначения, обязаны, в частности: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду;

  • – соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарньгх и противоэрозионных мероприятий;
  • – предоставлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
  • – содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
  • – информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.

При этом собственники, владельцы и пользователи земельных участков имеют право проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и получать в установленном порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике его изменения.

Земельное законодательство исходит из того, что сельскохозяйственные угодья в принципе должны использоваться только по целевому назначению и предоставление их для любых иных нужд нежелательно.

Но поскольку в жизни возникают ситуации, когда изъятия сельскохозяйственных угодий избежать нельзя, настоящий Кодекс устанавливает дифференцированный подход к возможности такого изъятия в зависимости от качества и ценности угодий. Показатели качества основываются исключительно на данных земельного кадастра.

Соответственно выделяются сельскохозяйственные угодья худшего качества, сельскохозяйственные угодья с кадастровой оценкой, превышающей среднерайонный уровень, и особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья.

В основном под несельскохозяйственные нужды (такие, как строительство промышленных предприятий) могут быть предоставлены (если нет возможности использовать непригодные для сельского хозяйства земли) угодья худшего качества по кадастровой оценке.

Однако строительство линейных сооружений — таких, как дороги, магистральные трубопроводы, линии электропередач, чаще всего не может быть осуществлено в обход сельскохозяйственных земель, поэтому, а также с учетом того, что они занимают незначительную площадь, под такое строительство могут быть использованы и угодья лучшего качества, в том числе с кадастровой оценкой, превышающей среднерайонный уровень. При этом должно быть соблюдено условие о размещении данных объектов вдоль уже имеющихся дорог, трасс и границ полей севооборотов.

К тем исключительным случаям, когда допускается изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой, превышающей среднерайонный уровень, относятся, кроме строительства указанных линейных сооружений: необходимость выполнения международных обязательств, разработки месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных — таких, как глина, песок, гравий), содержание объектов культурного наследия (например, памятников истории и культуры), которые могут находиться на участках сельскохозяйственных угодий, строительство и содержание школ, больниц, клубов, — когда нет возможности разместить их на иных землях или если они оказались на землях сельскохозяйственного назначения вследствие изменения границ населенного пункта.

Наконец, среди сельскохозяйственных угодий выделяются такие, которые вообще не могут быть переданы для использования в иных целях — это особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья. Отнесение угодий к этому виду находится в компетенции субъектов Российской Федерации и производится ими с учетом наличия и состояния сельскохозяйственных угодий в республике, области, краев.

В любом случае при изъятии земель сельскохозяйственного назначения производится не только возмещение убытков, понесенных в результате такого изъятия собственниками или пользователями земли, но и, если изъятие произведено для использования земель в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, возмещение потерь сельскохозяйственного производства в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель.

Сельскохозяйственные угодья перестают быть таковыми не только в результате изъятия, но также и вследствие перевода в другие категории земель. При этом земля может оставаться у того же сельскохозяйственного пользователя, но войти, например, в состав земель поселений.

Законодательством установлен особый порядок перевода земель из одной категории в другую, причем для земель сельскохозяйственного назначения этот порядок более строг.

Так, в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, такой перевод осуществляется по решению органа местного самоуправления, но в отношении находящихся в муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначения — по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В ходе проведения аграрной и земельной реформ в России сельскохозяйственные угодья, занимаемые аграрными предприятиями, были приватизированы, в результате чего возникли так называемые земельные доли.

Новый Земельный кодекс установил, что порядок использования таких долей будет урегулирован федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Однако до его принятия продолжают действовать нормативные акты, установившие порядок приобретения прав на такие доли, пользования и распоряжения ими.

Так что же такое земельные доли? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к истории проведения аграрной и земельной реформ.

Целями реформ были создание условий для развития индивидуального и частного хозяйствования на земле, проведение реорганизации колхозов и совхозов в новые организационно-правовые формы и приватизация занимаемой ими земли. Приватизация земли производилась путем передачи ее в собственность граждан, работающих в сельскохозяйственных предприятиях, с определением индивидуальных земельных долей.

Впервые нормы об обязательности раздела земли и имущества колхозов и совхозов на условные паи и доли с условием выдела их в натуре работникам, желающим создать индивидуальное крестьянское хозяйство, были закреплены в Законах о крестьянском (фермерском) хозяйстве и о земельной реформе, принятых в 1990 г.

В дальнейшем вопросы преобразования сельскохозяйственных предприятий и земельных отношений в них были урегулированы Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г.

, постановлениями Правительства Российской Федерации «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 г., «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» от 4 сентября 1992 г.

, Указом Президента Российской Федерации «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г.

Детальный порядок расчета и предоставления земельных долей, а также распоряжения ими определен Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» от 1 февраля 1995 г.

В соответствии с указанными нормативными актами земельная доля представляет собой рассчитанное в гектарах или балло-гектарах количество земельной площади, приходящейся на одного члена (участника) сельскохозяйственной организации (предприятия).

При определении земельных долей учитывались все сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, за исключением земельных участков, переданных в ведение органов местного самоуправления, включенных в фонд перераспределения земель, используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур и переданных данному хозяйству в аренду.

Земельные доли на местности не отграничиваются и существуют в документальном выражении до тех пор, пока в установленных законом случаях и порядке не будет произведено выделение в натуре земельного Участка, равного по размеру установленной земельной доле.

Земельные доли передавались в собственность работников сельскохозяйственных организаций, а также пенсионеров хозяйства, проживающих На его территории, лиц, занятых в социальной сфере на селе, и наследников названных категорий граждан, умерших к моменту получения свидетельства на право собственности. Размер индивидуальной земельной Доли устанавливался независимо от трудового вклада и стажа работы и определялся в натуральном и стоимостном выражении.

Собственники земельных долей получили право распорядиться ею без согласия на то других участников долевой собственности: обменять на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; подарить, передать на наследству в соответствии с законодательством Российской Федерации; передать на условиях договора ренты и пожизненного содержания; внести в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной коммерческой организации; продать или сдать в аренду, но только для целей производства сельскохозяйственной продукции (т. е. организациям, ведущим сельскохозяйственное производство, фермерским хозяйствам, гражданам, работающим в сельскохозяйственных предприятиях либо проживающим на селе и ведущим личное подсобное хозяйство); получить в счет доли земельный участок для ведения крестьянского или личного подсобного хозяйства.

Однако подавляющее большинство земельных долей, оставаясь в собственности граждан, передано в аренду сельскохозяйственным организациям.

То есть хозяйства фактически используют ту же землю, что занимали, и до реорганизации, но не являются ее собственниками; арендная плата обычно представляет собой предоставление собственникам ряда услуг — например, по обработке личных участков — либо выдачу определенного количества натуральной продукции.

Выдел земельного участка в натуре в счет земельной доли производится при условии согласия остальных сособственников земельных долей с местоположением выделяемого участка. При наличии разногласий решение принимает орган местного самоуправления при участии комитетов по земельным ресурсам и землеустройству; возникающие при этом споры решаются в судебном порядке.

В целом ряде хозяйств в соответствии с Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации госу­дарственных сельскохозяйственных предприятий от 4 сентября 1992 г. вообще запрещен выдел земельных участков в счет долей, при выходе из таких хозяйств можно получить только денежную компенсацию стоимости доли.

Это учебные, опытные, узкоспециализированные (например, племенные, семеноводческие) хозяйства, конезаводы и др.

В настоящее время согласно ст. в Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается вплоть до принятия закона о государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Источник: https://studwood.ru/1497291/pravo/osobennosti_ispolzovaniya_selskohozyaystvennyh_ugodiy

Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения

Использование сельхозугодий

Рациональное использование земель – неотъемлемая часть законодательства на сегодняшний день, включающий в себя требования как по охране природы, так и по максимальной нагрузке производства в сельском хозяйстве.

При этом такие требования законодательства не имеют краткосрочного характера и направлены на получение эффекта в течение десятков лет.

Потому текущим распорядителям земельных участков они могут показаться слишком иррациональными, но, тем не менее, их неукоснительное соблюдение очень важно для общего состояния земель и природы.

Рациональное использование земли: понятие и цели

Многие авторы, определяя рациональность в землепользовании, отмечают, что данное понятие включает в себя как экономическую рентабельность, так и охрану эксплуатируемой земли и прилегающих природных объектов в целом. Таким образом, можно выделить две составляющие данного понятия:

  • экономическая;
  • экологическая.

К сожалению, правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в законодательстве, направленные на регулирование указанных составляющих, представляют их как нечто взаимно не связанное. Это вызывает сложности в применении права в указанной сфере. Между тем обеспечение обеих составляющих на практике также не представляется возможным полностью.

Использование земли, как и любого другого природного ресурса, сопряжено с нагрузками на природу и с причинением ей вреда. Полностью безвредное производство на сегодняшний день считается невозможным.

Из-за этого определены цели, которые устанавливают рациональность землепользования. К таким целям относятся:

  1. Учёт природных условий и экономических показателей на соответствующей территории.
  2. Обеспечение интересов общества в целом.
  3. Эффективность производственного процесса.
  4. Охрана качественных характеристик земель и их воспроизводство.

Указанные цели всегда неизменны и их обеспечение зависит от технологической развитости производства, экономического уровня, потребностей общества.

Мероприятия по обеспечению рациональности в землепользовании

Для обеспечения рационального землепользования владельцы земельных наделов либо предприятия, занимающиеся сельскохозяйственным производством, осуществляют определенные мероприятия. Такие мероприятия условно принято подразделять на следующие виды:

  1. Мероприятия по землеустройству. Они направлены на специализацию земельных наделов в зависимости от их экономических возможностей.
  2. Агротехнические приёмы ведения хозяйства. К ним относятся применение удобрений и прогрессивных технологий в культивировании растений.
  3. Инженерно-технические приёмы. Примером таких мер могут послужить осушение или разведение лесополос.

Такие мероприятия подлежат оценке согласно нормам местного и федерального законодательства, а также плана землеустройства, который разрабатывается местными администрациями на определённый период времени.

Однако улучшение качества сельскохозяйственного производства не является достаточной мерой для обеспечения рационального использование земель сельскохозяйственного назначения.

Для разгрузки имеющихся в использовании земельных наделов регулярно осуществляется восстановление запущенных и ставших непригодными к сельскому хозяйству угодий, а также осваивание нетронутых земельных участков.

Вместе с тем расширение ресурсной базы для сельского хозяйства не является основанием для предельных нагрузок уже имеющихся земель. Причиной, по которой могут быть расширены земли под сельхозпроизводство, является лишь потребность населения.

Освоение новых земельных угодий

Помимо потребностей населения в сельскохозяйственных продуктах, сельхозугодья подлежат расширению за счёт целинных земель различных неиспользуемых фондов лишь при наличии следующих условий:

  1. Расширение вызвано необходимостью восполнения фонда сельхозугодий вследствие отбора их части для иных нужд (расширение границ городов, создание могильников и т. д.).
  2. Развитие промышленного производства, требующего большего количества сельскохозяйственной продукции.
  3. При консервации земель сельхозугодий вследствие истощения почвы, создание лесных угодий в пределах населённых пунктов.

Освоение новых земель под нужды сельского хозяйства не может являться спланированным или разовым мероприятием. Это происходит постепенно и неравномерно по территории России. Основным критерием являются нужды отдельных хозяйствующих субъектов.

Чем быстрее происходит технологическое обновление производства, тем больше природных ресурсов оно начинает потреблять. Именно в этой ситуации необходимо применение норм экологического контроля, которые направлены на недопущение ухудшения экологического состояния, что в дальнейшем ведёт к снижению экономической рентабельности земли.

Мониторинг и охрана земель

Для предварительной, текущей или же итоговой оценки состояния земельных угодий сельского хозяйства проводиться мониторинг. Помимо самого наблюдения и оценки, сущность мониторинга заключается в прогнозировании состояния земли в будущем при текущей нагрузке.

Целью мониторинга является выявление данных для снижения нагрузки на земельный ресурс или наоборот, смещения действующего стандарта в пользу большей эксплуатации. Обычно такой мониторинг проводится специальными государственными службами в составе местных администраций.

Мониторинг за состоянием земель является неотъемлемой частью охраны земель. Охрана земель представляет собой целый комплекс мероприятий агротехнического, экономического и правового характера, без которых осуществление рационального землепользования представляется невозможным.

Основными признаками, по которым определяется нерациональное землепользование, являются:

  • различные виды эрозии;
  • засоление;
  • засорение промышленным мусором;
  • иссушение;
  • затопление;
  • засорение горной почвой.

В зависимости от наличия тех или иных признаков усталости земельных угодий и применяются меры по охране земель.  Оценка эффективности таких мер производится исходя из непосредственного улучшения состояния почвы, повышения урожайности и качества сельскохозяйственной продукции.

Методы охраны земель

По своему характеру методы охраны земель подразделяются на следующие виды:

  1. Методы правовой охраны, которые заключаются в разработке и внедрении законодательства, в том числе экологических стандартов, обязательных для всех владельцев земельных угодий.
  2. Методы экономического воздействия на распорядителей земель, которые заключаются в компенсировании нанесённого земле ущерба в денежном выражении.
  3. Методы по устройству землепользования направлены на определение режима эксплуатации ресурсов, разработку программ и стандартов предельно допустимых норм нагрузки на те или иные земельные участки.
  4. Разработка инженерных решений в качестве метода охраны земель заключается в создании гидротехнических сооружений, методов экономии воды и улучшения состояния почвы.
  5. Биологические методы стали интегрироваться и применяться сравнительно недавно. Они направлены на улучшение качества почвы путём внедрения в её состав различных биоэлементов, восстанавливающий естественное плодородие земли.

Однако наличие подобных мер не считается достаточным. Главным условием обеспечения охраны земель является непрерывный контроль над деятельностью как отдельных граждан, так и производственных предприятий.

Контроль над рациональным землепользованием

Подобный контроль осуществляется на многоуровневой основе, и первым звеном является сам субъект хозяйственной деятельности. Ведь будь то человек или юридическое лицо, главным для него при эксплуатации земельных ресурсов является экономическая целесообразность. Но контрольные функции государства всё-таки остаются неотъемлемым и обязательным условием такого контроля.

На данный момент в Российской Федерации функцию по осуществлению учёта и мониторинга за состоянием земельных угодий осуществляет служба кадастра. Именно на это учреждение возложены полномочия по осуществлению контроля над соблюдением субъектами использования земельных ресурсов законодательства.

Однако их полномочия ограничены лишь административными методами, когда как в законодательстве имеются положения об имущественной и уголовной ответственности виновных лиц. В подобных случаях в качестве контролирующих органов выступают учреждения юстиции и прокуратура.

В основном деятельность таких органов направлена на пресечение и предупреждение нарушений в сфере рационального использования земель путём проведения периодических проверок, привлечения виновных лиц к ответственности.

Помимо контрольных полномочий, кадастровая служба ответственна за периодические проверки качества почвы. Главным образом проводятся геоботанические обследования, целью которых является оценка экономической выгодности использования того или иного земельного участка. Таким образом определяется, обеспечивается ли должное рациональное землепользование в том или ином конкретном случае.

Значение рационального землепользования

Меры по охране земель дают возможность обеспечить наиболее экономически выгодную эксплуатацию при минимальных нагрузках на природу.

Вместе с тем они  позволяют повысить продуктивность земель, тем самым обеспечить удовлетворение большего количества потребностей населения.

Такие меры способствуют повышению эффективности не только землепользования в сельском хозяйстве, но и в сфере добычи полезных ископаемых.

В целом, рациональное землепользование дает обществу:

  • эффективное экономическое производство;
  • оптимальный расход природных ресурсов;
  • охрану земель от негативного воздействия производственного процесса;
  • постепенное освоение новых ресурсных баз;
  • интенсивное землепользование.

Указанные цели достигаются путем мероприятий охраны земель и обеспечения рационального землепользования. Однако применение таких методов и осуществление мероприятий должно быть исключительно правовым, то есть соответствовать требованиям законодательства.

Требования законодательства в сфере рационального землепользования

Основным законодательным актом в сфере обеспечения рациональности эксплуатации земельных ресурсов является Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».

Данный закон устанавливает обязательный характер рационального пользования природными ресурсами, в том числе и земельными участками.

Так, согласно статье 3 указанного закона все субъекты производственного процесса обязаны соблюдать принцип рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Таким образом, законодатель выделяет данный процесс в категорию самостоятельной деятельности хозяйствующих субъектов.

Кроме того, установленная уголовная ответственность, административные санкции и имущественные обязательства хозяйствующих субъектов, определённые в законодательстве, также подчеркивают важность и значимость обеспечения рациональности расхода ресурсов для хозяйствующих субъектов.

В законодательстве не содержится конкретного определения понятия рационального пользования. Имеются лишь цели, методы обеспечения, которые и воспринимаются на практике как обязанность хозяйствующих субъектов. Указанные цели и методы представляют собой лишь практическое выражение обязанностей лиц. То есть конкретно установить, обеспечивает ли тот или иной комплекс мер необходимый результат.

По этой причине оценку можно дать лишь по следующим характеристикам:

  • экономическая прибыльность;
  • сохранение земельного фонда.

К сожалению иных характеристик оценки деятельности хозяйствующих субъектов на данный момент не разработано.

Источник: https://ZhiloePravo.com/zemlya/ratsionalnoe-ispolzovanie.html

Что включают в себя сельскохозяйственные угодья, балл бонитета, возможность перевода в другие категории, документы

Использование сельхозугодий

Правожил.com > Оформление недвижимости > Оформление земли > Смена категории земель, если они включают в себя сельскохозяйственные угодья

Владелец участка сельскохозяйственного назначения нередко желает изменить юридический статус земли и сталкивается с отказом. Анализ земельного законодательства поможет не оказаться в подобной ситуации, определить, какие земли сельскохозяйственные угодья включают в себя, и почему на сделки с ними распространяется особый порядок разрешения и оформления.

Среди всего земельного фонда РФ в отдельную категорию выделены сельскохозяйственные угодья. Сельхоз угодье это что?

Имея по закону особый статус, оборот данных земель и распоряжение ими проводится по исключительным основаниям, и регулируются отдельными правовыми актами (101 ФЗ).

Сельхозугодья относятся к национальным богатствам

Каково определение сельскохозяйственных угодий, что к ним относят? Какие бывают виды сельскохозяйственных угодий? К угодьям (ст. 79 ЗК) отнесены земли, отведенные под:

  • пашню, к которой относятся обрабатываемые земли и участки, стоящие под паром, то есть временно отдыхающие;
  • пастбища;
  • сенокосы;
  • выращивание особых видов многолетников (виноградников, фруктовых садов, растений, над которыми проводятся исследования и т.д.);
  • залежи – земли, которые не используются или в их отношении введен запрет ввиду консервации.

Часть земельных угодий официально участвует в государственных и частных научных и опытных программах, а также как производственные площадки получения продукции сельского хозяйства. Такие земли подлежат государственной защите, за наделами закрепляется один вид разрешенного использования и производится контроль над его соблюдением.

Если возникает необходимость изменить категорию в отношении угодий, то получить положительное решение крайне сложно. Если кадастровая стоимость оценивается выше средней по региону, то практически невозможно, так как закон это запрещает.

Такой строгий контроль над данным видом земель связан с тем, что они относятся к национальным богатствам, от сохранения их качества зависит дальнейшее развитие сельского хозяйства в масштабах страны.

Балл бонитета – важная характеристика земли

С введением необходимости кадастрового учета всех земельных ресурсов страны, широкой публике стал известен узкоспециализированный термин – «бонитировка». Он произошел от латинского слова «bonitos». В дословном переводе термин означает «добро» используется при оценке участков.

Применительно к земле, бонитировка расшифровывается, как определение доброкачественности почв, выявление уровня их плодородия. Единицей измерения при процедуре является балл бонитировки.

Чем он выше, тем качественнее земли и выше их ценность для применения в сельском хозяйстве. Предел мерной шкалы приравнен к 100 баллам.

При исследованиях учитывают нахождение земель, их принадлежность к климатическим зонам. На основе полученных баллов происходит сравнение разных наделов со сходными условиями расположения и за одинаковый период времени.

При определении кадастровой стоимости сельхозземель данный показатель имеет основополагающее значение. Второй критерий кадастровой оценки – экономическая ценность участка. Оценке подвергаются:

  • продуктивность и урожайность угодий, относительно вида их использования;
  • процент окупаемости вложений (валовые показатели);
  • процент чистого дохода, который можно получить.

Бонитировка влияет на каждый из показателей, так как менее плодородные почвы автоматически являются менее ценным экономически. Полученные результаты позволяют:

  • планировать развитие сельскохозяйственных производств;
  • оценивать эффективность текущего использования угодий;
  • определять рациональность текущего использования земли;
  • устанавливать рыночные цены на продажу и аренду наделов, а также влиять на налоговые ставки.

При необходимости изменить категорию земли, если она причислена к СХ угодьям, балл бонитета не должен превышать средний балл, зафиксированный в данном субъекте РФ.

Обстоятельства, ухудшающие качество сельхозугодий

На всей территории РФ в настоящее время зафиксировано ухудшение качества земельного фонда. К основным обстоятельствам, отрицательно сказывающимся на качестве сельхозтерриторий можно отнести:

  1. Результат деятельности человека, который наносит прямой вред почвам.
  2. Отсутствие внимания к части земель.
  3. Природные факторы, меняющие качество земель в худшую сторону, с течением времени.
  4. Катастрофы техногенного и природного характера.

Последствия аварий ощущаются сразу, особенно связанные с утечкой радиационных и химических соединений. Пораженные площади своевременно консервируются, и процесс их восстановления может растягиваться на десятилетия. Деятельность человека не так заметна, однако вреда почвам может нанести не меньше.

Основными факторами наносимого ущерба в этой сфере являются:

  • потребительское отношение, когда земли используют до тех пор, пока почва способна выдержать сельхозработы, не соблюдая экологических норм, севооборота и агротехники, не восполняя отданные почвой минеральные и органические вещества;
  • отсутствие рекультивация нарушенных земель;
  • организация на земле разнообразных свалок и предприятий, побочным эффектом которых является загрязнение почв и водоемов, без использования очищающих технологий;
  • активное использование в сельском хозяйстве пестицидов и другой химии, убивающей культурный почвенный слой;
  • нарушение экосистем, обоснованное необходимостью создания инфраструктуры – дорог, газо- и нефтепроводов, линий ЛЭП, без последующих работ по восстановлению природы.

Равнодушие к земле, как к ресурсу, который имеется в достатке, приводит к тому, что пригодные для использования участки сокращаются ежегодно. Заброшенные земли, которым не уделяется внимания, разрушаются самой природой. Происходит:

  • ветровая эрозия;
  • вымывание плодородного слоя, образование оврагов;
  • заболачивание участков;
  • опустынивание почв.

Последствия наличия этих факторов характерны тем, что восстановление земли после их воздействия проходит крайне медленно. В результате, количество пригодных участков сокращается, при этом борьба с природными явлениями находится явно на недостаточном уровне.

О возможности и невозможности перевода участков из сельхозугодий в другие категории

Как перевести участки в несельскохозяйственные угодья?

Правовые нормы допускают смену категории земли, даже если это сельхозугодья. В отношении последних процедура не запрещена, но проводится только в виде исключения.

Разрешение на смену категории можно получить, если процедура необходима:

  • для консервации, в результате которой прекращается оборот и производится восстановление почвы и её плодородия;
  • при организации природоохранных зон, или включения участков в зоны особого назначения (например, в рекреационные ресурсы);
  • в результате градостроительных изменений, увеличением границ и при образовании новых населенных пунктов;
  • при необходимости строительства зданий и сооружений промышленного или социального назначения (смена допускается при низкой кадастровой стоимости надела в сравнении со средней по субъекту, а также в случаях, когда выбранное место является единственно возможным);
  • при освоении сельхознепригодных участков, путем включения их в фонды (лесного, водного и т.д.);
  • при ситуациях, когда на участки приходится запланированное строительство объектов инфраструктуры (разрешено только, при одновременной рекультивации почв);
  • при необходимости отчуждения для использования под строительство объектов обороны государства, а также для сохранения безопасности страны, согласно законодательству РФ и международных обязательств;
  • при необходимости обработки участка для получения полезных ископаемых (разрешено только совместно с обязательствами по рекультивации).

Даже на такие исключительные условия смены категории наделов закон накладывает дополнительные ограничения. Если земля ценная в продуктивном или денежном эквиваленте, или её стоимость более чем на 50% выше средних кадастровых показателей по региону перевод допустим только в случае крайней государственной необходимости.

Отказ будет получен также в том случае, если:

  • хотя бы одна из экспертных комиссий откажется одобрить проект;
  • проект составлен в нарушении действующего законодательства;
  • документация, переданная на рассмотрение, содержит ложную информацию;
  • конечный результат изменений войдет в конфликт с градостроительными планами субъекта РФ и планами развития территории округа.

Если лицо считает, что необходимость перевода обоснована, то следует готовиться к длительному процессу рассмотрения своего проекта, включающему тщательную подготовку документов и ожидание вердикта муниципалитета.

Юридические основания перевода

Бремя подготовки участка к переводу целиком и полностью ложится на заявителя

Земельное законодательство в 2004 пополнилось отдельным документом о порядке изменения категорий земельных участков. Новый закон №172 на протяжении времени изменялся и дополнялся.

Последние коррективы были внесены в июле 2017, с введением изменений в порядок регистрации земель и обязательным внесением данных в реестр ЕГРН. Процесс перевода регламентирован и требует тщательной подготовки, в части:

  • сбора информации о наделе;
  • исследования почв и экспертных оценок их качества на основе балла бонитета;
  • возможности рекультивации наделов;
  • привязки кадастровой стоимости к средней по муниципальным округам;
  • учета градостроительных и иных земельных планов государства.

Бремя подготовки участка к переводу целиком и полностью ложится на заявителя. Пакет документации, которую потребуется собрать расширен.

Предполагается, что решения о смене категории на наделы будут более осмысленными и объективными. Собранные сведения должны помешать нарушению экосистем, способствовать повышению качества почвы и в конечном итоге приведут к упорядочению всех существующих в стране земель.

Важно помнить, что гораздо проще перевести земли населенных пунктов в иную категорию, чем сменить категорию сельхозугодий.

Обращаться за утверждением проекта изменения следует только в крайних случаях, имеющих правовое обоснование. Ведь даже в законе такая процедура обозначается, как исключительная.

Документы и материалы для перевода

Перевод сельскохозяйственных земель в иную категорию осуществляется на базе ходатайства. Поскольку сельхозугодия включены в их состав, то процедура распространяется и на них.

Составить запрос может как собственник, так и законно заинтересованное лицо, получившее от владельца согласие на перевод. Документ составляется в свободной форме.

Сведения, которые должны в нем содержаться:

  1. Номер надела по кадастру.
  2. Текущая категория земель и та категория, в которую требуется перевести участок.
  3. Причина, по которой производится перевод.
  4. Отсутствие препятствий для осуществления изменения категории надела.
  5. Реквизиты документов, подтверждающие право собственности на землю.
  6. Перечень прилагаемых документов.

Если надел имеет обременения или наложены ограничения на его использование, данная информация также должна быть отражена в ходатайстве.

Одной из важнейших является причина, определяющая необходимость перевода. Владелец обязан обосновать, зачем требуется изменить категорию надела, и доказать отсутствие правовых препятствий для осуществления данной процедуры.

К ходатайству необходимо приложить:

  • копию документов, удостоверяющих личность заявителя или его представителя (паспорт, для представителя – ещё и доверенность);
  • копии уставных документов фирмы, заверенные в нотариате и выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (для юридических лиц и ИП);
  • выписку на надел из ЕГРН;
  • кадастровый паспорт надела;
  • согласие на перевод, оформленное правообладателем земель;
  • заключения экспертиз о состоянии и стоимости земель (отчеты экологов, разрешения от комитета по архитектуре, оценка геологических служб, кадастровых инженеров и т.д.).

Задача владельца, доказать, что участок, после перевода в новую категорию земель не нанесет вреда окружающим, впишется в утвержденные муниципалитетом градостроительные планы, не нарушит инфраструктуру.

Заранее собранные сведения о реальной ценности земель позволят избежать отказа, обоснованного особым статусом надела или его принадлежности к охраняемым зонам.

Важно! Если сельхозземли переводятся под ИЖС для дальнейшего строительства, следует не только проверить документы на отсутствие обременений, но и связаться с местными поставщиками услуг, чтобы уточнить, не проходят ли под землей общественные коммуникации. В противном случае юридически надел могут перевести, а построить на нем фактически ничего не разрешат.

Если планируется оформить надел в категорию сельскохозяйственных земель, то необходимо представить проект рекультивации – улучшения качества почв, доведения их до состояния, при котором возможно использование участка по новому назначению.

Составленное ходатайство и собранные документы передаются в муниципалитет, либо в отдел по имущественным отношениям субъекта РФ. Сделать это можно лично, почтовым отправлением или через МФЦ. Кроме того, реализовать запрос можно через электронные каналы связи, например на портале Госуслуг.

Положительное решение будет сопровождаться актом, с указанием:

  • новой категории надела;
  • причин перевода;
  • кадастровых сведений о земле;
  • фиксированных границ и площади.

Законодательство отводит на принятие решения до двух месяцев. Порядка двух недель допускается для его оглашения заявителю.

Пытаясь предотвратить варварское и потребительское отношение к земельным ресурсам, законодатели пытаются действовать. Реализована программа учета имеющихся в стране земель, введения неиспользуемых территорий в оборот, много внимания уделяется проектам их рекультивации.

С одной стороны это защищает угодья от использования, которое способно нанести вред почвам. С другой – введенные ограничения и излишняя бюрократия мешают развитию проектов, которые могли бы найти применение землям, которые большой ценности с точки зрения сельского хозяйства в реальности не представляют.

О процедуре перевода земли:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

17 мая 2018      Юлия Юрьевна         437      

Источник: https://PravoZhil.com/oformlenie/zemlya/vklyuchayut-v-sebya-selskohozyajstvennye-ugodya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.