Использование земель сельских населенных пунктов

Содержание

Понятие земель населенных пунктов и их границ

Использование земель сельских населенных пунктов
Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Понятие земель населенных пунктов и их границ

Земли населенных пунктов – сравнительно новое название территории, на которой располагаются жилые дома, объекты недвижимости, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность проживающего на этих землях населения.

В Земельном кодексе РФ четко определено понятие и состав земель населенных пунктов. Согласно требованиям данного нормативно-правового акта под землями населенных пунктов подразумеваются участки земли, которые используются и, соответственно, предназначаются, для застройки и развития населенных пунктов.

Любое развитие и расширение населенного пункта подразумевает под собой возникновение разнообразных земельных отношений, которые напрямую связаны с процедурой проведения изъятия участков, прочих связанных с данными процедурами действий, имеющих юридическое значение.

В соответствии с положениями, урегулированными земельным законодательством, получается, что в качестве основания для установления земель населений является факт наличия границы участка земли. Причем характерно, что данная граница в обязательном порядке должна быть установлена таким образом, чтобы отделять земли поселений от прочих земель, относящихся к другим категориям.

Основное целевое назначение подобных земельных участков заключается в том, что они используются в качестве отдельной территории, предназначенной для размещения на ней:

  • разнообразных строений, по большей части жилых домов, пригодных для постоянного круглогодичного проживания;
  • сооружений и строений, предназначенных для обеспечения возможности жизнедеятельности всех граждан, проживающих в данном поселении.

В отличие от прочих земель, земель поселений, как правило, очень мало. А для их увеличения требуется осуществить изменение границ данного населенного пункта. Увеличение границ – это достаточно сложный и трудоемкий процесс, который требует большого количества времени и затрат.

Именно по этой причине большинство населений предпочитают заниматься не увеличением границ, а проводить уплотнительные застройки.

Правовой режим земель населенных пунктов

Земли населенных пунктов – сравнительно новое название территории, на которой располагаются жилые дома, объекты недвижимости, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность проживающего на этих землях населения. Ранее данные участки носили название «земли поселений», ведь вплоть до принятия Земельного кодекса РФ во всех градостроительных нормативно-правовых актах города и населенными пункты называли поселениями.

Согласно текущему законодательству, к населенным пунктам относятся:

  • города;
  • поселки;
  • села;
  • станицы;
  • стойбища;
  • заимки.

Все данные населенные пункты, в свою очередь, подразделяются на десять различных групп, в зависимости от численности проживающего населения.

Однако данные требования шли в разрез с прочими нормативно-правовыми актами федерального уровня, которые определяли понятие населенных пунктов по-другому. Подобные разногласия на законодательном уровне существовали вплоть до вступления в силу Земельного кодекса РФ.

Таким образом, согласно требованиям земельного законодательства, под городскими поселениями подразумевается город или поселок, в котором власть осуществляется на местах через органы местного самоуправления.

На данный момент сельские поселения объединяют территориально в один населенный пункт, в которых самоуправление также осуществляется на местах через специально выбранные для этих целей органы местного самоуправления.

Соответственно, на основании земельного законодательства населенные пункты могут включать в себя несколько городских и сельских поселений, объединенных одной общей территорией.

Понятие границ населенных пунктов

Границы городских, сельских населенных пунктов рассматриваются в Земельном кодексе России в качестве отдельного понятия. Согласно положением данного нормативно-правового акта границы городских, сельских населенных пунктов представляют собой специальные границы, которые позволяют отделить населенные пункты от прочих земель, которым присвоена иная категория.

Согласно федеральным нормативно-правовым актам границы городских или сельских поселений никаким образом не могут пересекать границы прочих муниципальным образований.

Кроме того, в земельном законодательстве четко установлено требование, согласно которому границы населенных пунктов не могут не только пересекать границы муниципальных образований, но и каким-либо образом выходить за них.

Также границы населенных пунктов устанавливаются таким образом, чтобы не пересекать земельные участки, выделенные для пользования и ведения сельского хозяйства, физическим или юридическим лицам, организациям, действующим для удовлетворения нужд государства и отдельно взятых субъектов государства.

Правовой режим, установленный для границ городских и населенных пунктов

На уровне федерального земельного законодательства устанавливаются определенные особенности, которые распространяются только на границы земель населенных пунктов, к которым относятся городские и сельские поселения.

Согласно требованиям законодательства, в частности, Земельного кодекса РФ и соответствующим нормативно-правовым актам федерального уровня, установление границ городских и сельских поселений должно осуществляться таким образом, чтобы:

  • Они не пересекали установленных границ муниципальных образований;
  • Они не выходили за установленные границы муниципальных образований, то есть земли городских поселений, располагающихся на территории одного субъекта государства, ни в коем случае не должны выходить за пределы данной установленной границы.
  • Они не должны пересекать границы земельных участков, которые были предоставлены в постоянное или временное пользование индивидуальным предпринимателям, организациям или простым гражданам. Границы населенных пунктов не должны пересекать границы участков, которые были предоставлены организациям, действующим от имени государства, в целях удовлетворения федеральных и муниципальных нужд.

Некоторые специалисты в области земельного права склоняются к мнению о том, что в качестве основной из особенностей населенных пунктов выступает урегулированное законодательством условие о том, что данные ограничения предназначаются не только для территориально-пространственного действия установленных на территории государства правовых норм, но и позволяют определить пространственные границы определенного географического объекта.

Следовательно, при помощи границ происходит индивидуализация земель населенных пунктов в качестве отдельной категории земель.

На законодательном уровне устанавливается еще одна особенность границ поселений: согласно требованиям земельного законодательства, границы поселений ни в коем случае не должны пересекать установленные границы участков, которые были предоставлены гражданам или юридическим лицам для ведения на них хозяйственной деятельности или индивидуального строительства.

Если границы поселения были установлены еще до предоставления участка земли гражданину или организации, на законодательном уровне допускается отнесение участка сразу к нескольким категориям в индивидуальном порядке.

Предоставляемое другое жилое помещение (на основании ст 86 ЖК РФ) должно быть в пределах данного населенного пункта что это значит: в пределах области, города, или района города?,

Татьяна04.07.2018 13:57

Добрый день! Согласно ст. 89 ЖК РФ, жилье, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 — 88 жилищного кодекса, должно находиться в границах данного населенного пункта, т.е. в черте города.

Дубровина Светлана Борисовна11.08.2018 16:37

Задать дополнительный вопрос

Да,действительно, под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).

Царюк Владимир Ростиславович12.08.2018 20:00

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/ponyatie-zemel-naselennyh-punktov-i-ih-granic.html

Правовой режим земель сельских населенных пунктов

Использование земель сельских населенных пунктов

К землям сельских населенных пунктов относятся все земли, находящиеся в пределах границ сельского населенного пункта. Границы земель сельских населенных пунктов устанавливаются и изменяются районными исполнительными органами в случаях:

* отсутствия границы; * изменения генерального плана; * предоставления дополнительной земельной площади.

Земли сельских населенных пунктов часто выступают производственными центрами и центрами социальной инфраструктуры колхозов, агрофирм и других сельскохозяйственных предприятий. В селах проживает около 30 % всех белорусских семей.

ЗУ в пределах сельских населенных пунктов используются под застройку жилыми, культурно-бытовыми, производственными и иными зданиями и сооружениями, а также для ведения личных подсобных хозяйств, огородничества и других целей в соответствии с плановой документацией.

ЗУ предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность, владение, пользование или аренду по решению сельского исполнительного органа. Право распоряжения землями в пределах населенных пунктов предоставлено также сельским исполнительным и распорядительным органам.

Правовой режим земель сельских населенных пунктов определяют некоторые особенности:

1. На землях сельских населенных пунктов в тех или иных формах ведется сельскохозяйственное производство.

2. Значительная часть этих земель предоставляется гражданам для застройки и ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства и животноводства.

3. Для обеспечения условий компактной застройки ЗУ для граждан выделяются как при доме, так и за пределами жилой зоны населенного пункта (например, в поле севооборота колхоза, другого сельскохозяйственного предприятия).

4. Изъятие ЗУ для государственных нужд производится с обязательным возмещением пользователям земли убытков в полном объеме.

В советский период сельские населенные пункты на основе схем районной планировки делились на перспективные и неперспективные.

Первые подлежали укрупнению и дальнейшему развитию (строились школы, амбулаторные пункты), вторым была уготована постепенная ликвидация, а их жители должны были переселяться в крупные села. Это приводило к оттоку сельских жителей в города, оказывало негативное влияние на использование земель.

Управление землями сельских населенных пунктов осуществляли колхозы и совхозы. Они же выделяли гражданам приусадебные участки в зависимости от членства в колхозе.

Согласно действующему законодательству эти земли находятся в управлении сельских исполнительных органов, которые предоставляют ЗУ, разрешают земельные споры, занимаются благоустройством земель.

Развитие сельских населенных пунктов осуществляется за счет уплотнения существующей застройки и использования свободных земель в пределах границ сельского населенного пункта.

При размещении производственных зданий и сооружений должны учитываться экологические требования, а также интересы сельского населения.

Для расширения территории должны использоваться земли, непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества.

Земли пригородной и зеленой зон городов

Пригородной называют местность, которая окружает город. В зависимости от величины города устанавливается размер его пригорода. В пригородную зону выделяются земли за пределами городской черты, служащие резервом для расширения территории города, местом размещения и строительства необходимых сооружений, связанных с благоустройством и функционированием городского хозяйства (ст.117 КЗ).

Правовой режим земель пригородной зоны достаточно сложен. Использование земель пригородной зоны носит многоцелевой характер. Землепользование в пригородной зоне подчиняется общим правилам пользования городскими землями. Город как бы расширяет свои границы за счет пригородной зоны.

Проект планировки пригородной зоны подлежит согласованию со специально уполномоченным органом по земельным ресурсам и местным исполнительным органом (ст. 118 КЗ).

А по решению Министерства архитектуры и строительства РБ, застройка земель пригородной зоны осуществляется на основе предварительного согласования с органом архитектуры и градостроительства горисполкома.

Все договорные и разрешительные документы на производство проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ на территории пригородной зоны оформляются в районном исполнительном комитете.

В пределах пригородных зон  размещаются:

* леса и лесопарки, загородные парки и пляжи, заповедники, плодовые сады и различные виды зеленых насаждений;

* дома и базы отдыха, туристические и спортивные базы, мотели, кемпинги и иные учреждения, предназначенные для обслуживания и отдыха населения;

* рабочие, курортные поселки, сельские населенные пункты;

* сельскохозяйственные предприятия;

* транспортные сооружения и устройства, предназначенные для сообщения пригородной зоны с городом и отдельных ее районов между собой и с внешней сетью железнодорожных, водных и воздушных путей, а также городские аэропорты;

* сооружения городского водопровода с водоохранными зонами, зонами канализации и санитарной очистки, а также прочие сооружения, которые предназначены для удовлетворения нужд городского населения, но по тем или иным причинам не могут быть размещены в пределах города. 

Пригородная зона включает в себя разнообразные земли земельного фонда: сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, лесного и водного фонда, промышленности, транспорта, запаса, рекреационного назначения.

Зеленой зоной называются земли пригородной зоны, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, и  являющиеся местом отдыха населения (ст. 117 КЗ).   Земли зеленых зон подлежат особой охране.

На них не допускается возведение строений и сооружений, не совместимых с защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными функциями и целями организации отдыха населения (ст. 118).

   Лесное хозяйство на землях зеленых зон ведется государственными органами лесного хозяйства по соглашению с городскими и районными исполнительными органами.

Согласно Закона о градостроительной деятельности, в городах могут устанавливаться функциональные зоны следующих видов: жилые, общественно-деловые, производственные, инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные, зоны особого регламента, зоны специального назначения, иные территориальные зоны, определенные законодательством.

Регламентам, установленным для каждого типа функциональной зоны, должно соответствовать не менее 60% участков и зданий в ее пределах (СНБ 3.01.03-98). Остальные объекты являются потенциально несоответствующими требованиям, установленным для этой зоны, и для них существует ряд ограничений.

Так, в пределах жилой зоны допускается размещение отдельно стоящих объектов социального, культурно-бытового и культового назначения, стоянок автомобильного транспорта, промышленных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредного воздействия на окружающую среду (шум, вибрация, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и иное вредное воздействие). При реконструкции жилых территорий необходимо отдельно рассматривать примагистральные участки, на которых наблюдается превышение допустимых уровней загрязнения воздуха выбросами транспортных средств

В санитарно-защитной зоне промышленных и складских объектов не допускается размещение жилых домов, учреждений образования, здравоохранения, отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, объектов сельскохозяйственного назначения.

В условиях реконструкции предприятия, если планировочные и технологические меры не могут обеспечить уровень вредных выбросов в воздух не выше допустимого, необходимо предусматривать ликвидацию или вынос предприятия за пределы поселения или функциональной зоны.

На территории рекреационных зон не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения (СНБ Градостроительство).

Согласно “Градостроительной доктрине РБ” (2004) в функциональном зонировании городов Беларуси предполагаются следующие изменения:

·  увеличение доли интегрированных зон с расширением функций;

·  уплотнение застройки промышленных зон с целью повышения эффективности их использования;

·  в жилых зонах увеличение доли застройки малой этажности;

·  расширение площади транспортных функциональных зон за счет расширения и строительства новых магистралей, автостоянок, защитных придорожных полос.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ЗАСТРОЙКИ ГОРОДОВ И ПРИГОРОДНЫХ ЗОН (Утверждены приказом Министерства архитектуры и строительства РБ от 28 августа 1996 г. N 292
Уровень генерального плана Уровень детального плана      
(территории)       (участки)             
Основные виды   территорийФункциональные  зоны Функциональные элементы
I. Жилая  1. Жилой много-  квартирной за-   стройки (ЖК)    – Малоэтажная, среднеэтажная и многоэтажная застройка вартирного типа    – Объекты повседневного обслуживания 
2. Жилой усадеб- ной застройки    (ЖУ)            – Малоэтажная усадебная жилая застройка городского типа, без права ведения подсобного хозяйства                  – Объекты повседневного обслуживания 
3. Жилой застрой- ки сельского типа(ЖС)            – Малоэтажная усадебная застройка, с  правом ведения подсобного хозяйства   – Объекты повседневного обслуживания 
4. Застройки сме- шанного типа     (ЖСм)           – Жилая застройка                      – Отдельные обслуживающие и деловые объекты межселенного и городского значения                                 – Экологически чистые производственные объекты                              
II. Общест- венного    назначения5. Общегородского центра (ОЦ)     – Административно-деловые объекты     – Объекты обслуживания  городского значения                   – Жилая застройка особого типа       
6. Общественных  многофункциональ-ных центров (ОМ)– Административно-деловые объекты     – Объекты обслуживания городского значения                                 – Другие объекты городского значения 
7. Общественных  специализирован- ных центров (ОС)– Обособленные специализированные     комплексы или объекты (научный, учебный, медицинский, развлекательный и  др.)                                  – Объекты обслуживания               
III. Произ- водственные8. Промышленная  (ПП)            – Промышленные предприятия            – Вспомогательные и обслуживающие объекты                                – Инженерные сооружения              
9. Коммунально-  складская (ПК)  – Предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания         – Общетоварные и специализированные склады                               
10. Инженерных   коммуникаций и   сооружений (ПИ) – Магистральные сети газоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации, электроснабжения и связи       – Головные инженерные сооружения      – Сопутствующие объекты              
IV. Транс- портные   11. Транспортных коммуникаций и   сооружений (Т)  – Автодороги, магистральные улицы и дороги                                – Автовокзалы                         – Автостоянки                         – Железнодорожные линии, станции, депо, грузовые дворы                  – Речные порты и причалы              – Аэропорты                           – Объекты технического обслуживания  транспорта                           
V. Рекреа- ционно-    ландшафтные12. Рекреационно- ландшафтные (Р) – Озелененные территории общественного значения                              – Бульвары, скверы                    – Лесопарки                           – Объекты отдыха и спорта            
VI. Специ- ального    назначения13. Специального назначения (СП) – Объекты специального назначения (военные городки, полигоны, исправительно-трудовые учреждения, кладбища, мусоросвалки, скотомогильники и др. объекты и сооружения с особым режимом использования)                         
VII. Особо- го регла-  мента     14. Санитарно-за- щитные (ОРС)    – Участки охраны водозаборов и других коммунальных объектов специального назначения                            – Участки территорий между производственными объектами, жилыми и общественными территориями                    
15. Охраны при-  родных ресурсов  (ОРП)           – Природоохранные территории, имеющие только охранные режимы               
16. Охраны исто- рико-культурного наследия (ОРК)  – Исторически ценные участки на территории города, исключающие возможность использования под какую-либо функцию 

Источник: https://www.bygeo.ru/materialy/tretii/osnovy-zem-zakonad-chtenie/2021-pravovoy-rezhim-zemel-selskih-naselennyh-punktov.html

Как и что можно строить на сельхоз земле — отвечает юрист

Использование земель сельских населенных пунктов
pixabay.com

Давайте прекратим споры. Пусть на самый важный вопрос ответит юрист. Сельскохозяйственные земли — это отдельная категория земельных участков. Их, согласно Земельному кодексу, могут использовать фермерские хозяйства, коммерческие и некоммерческие юридические лица, общины, казачьи общества и учебные организации для следующих целей:

  • производства с/х продукции;
  • создания защитных лесных насаждений,
  • в научных и учебных целях;
  • для рыбоводства.

Разумеется, законодатель установил ряд исключений из этого правила и предоставил возможность использовать земли и в ряде других случаев, но ясно одно — построить промышленный объект и даже частный дом на таких участках нельзя.

Поговорим в статье, что вообще можно строить на сельскохозяйственных землях и какие могут быть коллизии.

Что можно и нельзя строить на с/х земле

В интернете можно встретить мнения, что сельскохозяйственные земли можно использовать под ЛПХ с постройкой дома или садоводство. Это не совсем так: их можно использовать, но при переводе в другую категорию.

“Для сельскохозяйственного производства”– это вид разрешенного использования земельных участков категории “земли сельскохозяйственного назначения СХ2”. Есть несколько законодательных актов, которые регулируют правовой режим таких участков. Это: Земельный кодекс РФ (п.1 ст. 85, п.6. ст. 87, ст.78), Градостроительный кодекс РФ и ФЗ 217 “О ведении гражданами садоводства”.

В частности:

  • Статья 23 ФЗ № 217 дает право образовывать садовые и огородные земельные участки из земель с/х назначения. Обращаем внимание, не использовать эти земли под сад и огород, а образовывать — проводить юридическое оформление по изменению статуса.
  • Статья 7 ФЗ № 172 перечисляет случаи, когда такой перевод возможен. Там не идет речь про отдельные садовые участки и огороды. Смысл заключается в изменении черты города, когда, допустим, создают Садоводство им. Ленина в рамках какого-либо города.

Вот тут можно прочитать официальные комментарии Росреестра.

Что можно построить на таких участках? Объекты, которые необходимы для осуществления с/х деятельности:

  • производственные объекты, но только в рамках выпуска с/х продукции;
  • хозяйственные постройки: склады, хранилища, ангары;
  • гаражи, да, и их можно, если там будет храниться техника;
  • объекты для временного пребывания людей, например, для отдыха рабочих;
  • теплицы для выращивания с/х продукции.
  • или иные постройки, обеспечивающие сельскохозяйственную деятельность, такие как дом пасечника, дом рыбака, дом охотника и т.д.

Важно! Тема строительства жилого дома на земельном участке крайне важна. Поэтому в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№ 74-ФЗ) планируется внести изменения. В частности в состав имущества фермерского хозяйства его прежних видов, будет входить жилой дом (дополнение в пункт 1 статьи 6 ФЗ 74-ФЗ).

Правда дом должен быть один и со строгими параметрами: количество этажей – не более 3, общая площадь – не более 500 м2, назначение – для проживания членов фермерского хозяйства

В случае строительства зданий и капитальных строений (капитальный склад, цех, амбар, овощехранилище, мастерская, гараж и т.д.) разрешённый вид использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства» подразумевает необходимость получения разрешения на строительство.

Не капитальные строения и сооружения (бытовка, сарай, навес и др.), а также объекты, которые могут быть отнесены к постройкам вспомогательного использования возводятся без получения разрешений на строительство (п. 3 ч. 17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ). Оформление таких построек в регистрационной палате является добровольным.

Лазейки в законе и предприимчивость (не рекомендуем!)

Обойти закон сложно, но нет невозможного. Некоторые предприимчивые граждане ставят дом, а фундамент делают небольшим или вовсе прячут под горы глины или земли. В результате в ходе проверки надзорными органами такой объект представляется как временная постройка.

Прокатит это или нет, зависит от конкретного инспектора и судов. Обычно при проверках сложно доказать, что объект — капитальный жилой дом, ведь никто инспектора не впустит внутрь определять наличие печки и других аспектов.

Еще вариант — изучить законодательство, регулирующие порядок проведения надзорных проверок, судебную практику, и просто при каждой проверке отменять решения по процессуальным или материальным основаниям.

В любом случае, ни один из таких вариантов мы не советуем использовать. Почему? Потому что это куча проблем, траты времени и денег. Проще не испытывать удачу, а купить участок с правильным юридическим оформлением.

Подводя итоги, ещё раз делаем акцент: само по себе строительство на земельном участке, предоставленном для ведения сельского хозяйства, не запрещается, но любое строительство должно быть произведено с соблюдением норм градостроительного законодательства.

Поселки проекта «Мой гектар» имеют разные разрешенные виды пользования земли. Есть поселки под ИЖС, есть земли сельхоз назначения. Каждому заинтересованному можно подобрать интересный для него проект. В результате клиенты не получают вместе с землей кучу проблем и особое внимание надзорных органов.

Как вариант, можно изменить категорию земель или вид разрешенного использования, если мы говорим, про «земли населенных пунктов».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ca49620d677b400b3b8a98b/kak-i-chto-mojno-stroit-na-selhoz-zemle--otvechaet-iurist-5e412034c5354652dd8b8378

Понятие, состав и назначение земель поселений

Использование земель сельских населенных пунктов

Земля – важнейшая часть природной среды, окружающей человека. На территории РФ все земли относятся к одной из существующих категорий. Отдельное внимание уделяют рациональному использованию каждой из них. Если есть желание перевести землю из одной категории в другую – лучше заранее ознакомиться с особенностями процедуры. И самого понятия.

Что означает это понятие

Всего Земельный Кодекс РФ содержит четыре статьи, посвящённые землям и территориям вместе с их использованием.

Земля поселения – это территория, отделённая от других подобных объектов. Она уже используется для застройки, либо готовится к этому процессу. И предназначена для формирования инфраструктуры, городского или сельского типа.

Только орган местного самоуправления готовит планы, согласно которым имеющаяся территория делится на зоны. Главное – придерживаться правил по застройке и землепользованию. Но органы государственной власти могут контролировать подобные процессы.

  • Город или поселение – территории с границами, которые отделяют от других земель.
  • Границы проводят только после того, как будет принята документация, землеустроительная и градоустроительная.

Земли поселений делятся на несколько зон. Зоны бывают:

  1. Военными.
  2. Предназначенными для специальных нужд.
  3. Инфраструктурными.
  4. Производственными.
  5. Для сельхозпроизводства.
  6. Рекреационного типа.
  7. Населёнными.
  8. Общественно-деловыми.

Категории земель.

Особенности эксплуатации

У каждой зоны свои требования, согласно которым устанавливаются границы. Эти требования устанавливаются индивидуально, для каждой из зон. При этом во внимание берут не только расположение, но и возможность использования прилегающих земель для разных видов деятельности.

Правовой порядок определяется в законодательных нормах, становится единым регламентов для любых решений. Некоторые объекты не отвечают регламенту, но это допустимо только при соблюдении определённых условий.

  • Общепринятым требованиям не отвечает объём объекта.
  • При использовании в соответствии с территориальным делением, не по назначению.

Несоответствия регламенту можно устранить, сроки для этого действия не имеют ограничений. Во время устранения ошибок землями можно пользоваться только в том случае, если отсутствует опасность для окружающей среды и здоровья людей. Только органы местного самоуправления разрешают пользоваться землёй, либо выдают запрет на это время.

Состав и назначение пригородных зон

Пригородная область – это место, которое не вступает в зоны других городов, находится за обозначенной границей. И составляет с ней единую территорию по природным, социальным и хозяйственным параметрам.

Территории так же могут делиться на зоны:

  • Сельхозназначения.
  • Для резерва.
  • Для отдыха.

Иногда в пригородные зоны входят так называемые санитарные области. Они отличаются запретом на любые производственные процессы, способные причинить вред окружающей среде.

О разновидностях земель, назначении и строительстве

Своё назначение есть не только у земель, но и у любых объектов, которые на ней находятся.

Назначение помогает разделить земли на несколько категорий.

  • ДНП. Дачные некоммерческие партнёрства. По сравнению с СНТ и землями под застройку, считаются менее плодородными. Располагаются за городскими пределами. Предполагается, что покупатель таких земель входит в партнёрство. И в дальнейшем может принимать участие в собраниях.
  • СНТ. Садовые некоммерческие товарищества. Такие земли стоят дороже, поскольку отличаются высоким уровнем плодородия. Не входят в границы города.
  • ИЖС. С индивидуальной жилой застройкой. Всегда относятся к зоне с жилыми поселениями. Предполагают получение прописки вместе с постройкой жилых зданий. Требуют обустройства коммуникаций вместе с подъездными путями.
  • ЛПХ. Группа личных подсобных хозяйств. Предназначены только для ведения полевого хозяйства. На таких землях обычно не строят жилые здания.

На каких землях можно строить дом?

Использование земель поселений

83-86 статьи Земельного Кодекса России подробно описывают этот вопрос.

Например, там написано, что дополнительные правила по использованию земель в Севастополе, Москве и Санкт-Петербурге определяется местными законами этих городов. Но есть и другие правила, не менее важные.

  1. Государство может выкупить и изъять в свою пользу объекты, которые принадлежат юридическим или частным лицам, либо сдаются в аренду.
  2. Частные или юридические лица должны получить в собственность участки, по которым проходит граница. Такие объекты разрешается сдавать в аренду.
  3. Территориальную границу можно изменять, только выпустив соответствующий закон РФ. После того, как земли включены в состав поселения, частные и юридические лица не должны потерять право собственности на них.
  4. Все владельцы и арендаторы земли должны учитывать правила, указанные в строительных регламентах. Главное – чтобы земля использовалась строго по своему назначению.
  5. Только субъекты Российской Федерации могут менять размеры территорий вместе с правовыми нормами.

Правила по приобретению и аренде

Перед приобретением такого объекта надо обязательно узнать, какого его назначение, какие постройки допускается на нём возводить.

Есть несколько нюансов, рассмотрение которых позволит избежать ошибок.

  • Обязательно требуется согласие родителей или опекунов, если приобретается участок, ранее принадлежащий несовершеннолетнему.
  • Возможны расхождения в бумагах по таким параметрам, как габариты и параметры, описание участка.
  • Не стоит брать участок, право собственности на который уже есть у государства. Или на который наложили арест.
  • Стоит посмотреть, насколько данные в договоре соответствуют реальному положению дел.

Документов для приобретения участков требуется не так много. Список состоит из отказа субъекта РФ в письменной форме от покупки; документа для подтверждения прав собственности; кадастрового паспорта; регистрационных бумаг для юридических лиц; паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.

Проведение кадастровой оценки

Кадастровая оценка нужна, чтобы определить стоимость объекта на ту или иную дату. Во время этой процедуры обязательно надо учитывать ситуацию, которая складывается на рынке.

И состояния таких параметров, как уровень доходности по близлежащим участкам, среднюю арендную стоимость, проведение торговых сделок.

Процесс кадастровой оценки состоит из нескольких этапов.

  1. Сначала собирают, анализируют информацию по рынку.
  2. Города и населённые пункты делят на зоны, учитывая местоположение.
  3. Оценивают стоимостные параметры.
  4. Оформляют результаты анализа.
  5. Определяют кадастровую стоимость, которая никогда не превышает рыночные показатели.

Как перевести другие земли в земли поселений

Землёй поселения может стать объект в любых других шести категориях. Главное – соблюдать требования, указанные на законодательном уровне. Необходимо только провести процедуру, в которой меняются границы того или иного участка.

Никаких дополнительных действий после этого не потребуется.

Об индивидуальном жилищном строительстве

Дома можно строить не только на землях, предназначенных для их возведения. Но и на территориях с сельскохозяйственным назначением.

Но в последнем случае возникают проблемы для тех, кто хочет получить постоянную прописку.

Неотъемлемой частью государственного кадастра стали кадастровые сведения, которые касаются именно земель в поселениях. При этом городские категории стоят дороже, чем другие. Всё зависит от того, насколько развит тот или иной город.

Чтобы определить стоимость участка по кадастру, используют несколько методов:

  1. Затратный.
  2. Сравнительный.
  3. Доходный.

А чаще всего используют сразу несколько способов вместе. Это удобно для проведения любых сделок на современном рынке.

Данные для анализа и внесения в кадастр так же собирают разными методами. Например, используют отчёты оценщиков на разных уровнях, средства массовой информации, официальный реестр по сделкам с объектами недвижимости.

Проведение кадастровых оценок предполагает следование нескольким принципам.

  • Адаптивность. Возможность применения любых методов оценки, которые считаются более подходящими.
  • Иерархичность, полный охват земель.
  • Универсальные и простые решения, которые не требуют сложных технических решений.
  • Достоверность. Информация должна быть открытой и правдивой.
  • Совместимость. Данные должны подходить для работы с любыми программами.
  • Учёт особенностей. Организации в этой сфере должны перенимать опыт друг у друга.
  • Единство применяемых решений для всех участков, вне зависимости от категории.

Постройку на участке какого-либо объекта можно начинать только после того, как получено соответствующее разрешение. Оно подтвердит, что проектная документация соответствует градостроительным планам.

Земельные участки могут быть предназначены не только для строительства, но и для проведения сельхозработ. Потому и владельцам они предоставляются для осуществления различных операций.

Государство внимательно следит за тем, чтобы территорией пользовались строго по назначению. Ведь она является ограниченным ресурсом. И требует внимательного к себе отношения.

При выявлении любых нарушений накладываются административные штрафы, либо владелец лишается права распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Главное перед покупкой – внимательно ознакомиться с генеральным планом по развитию территории. Тогда время и деньги не будут потрачены напрасно.

Виды участков под строительство дома.

О видах разрешённого строительства и использования, ведении хозяйства

Основная линия использования земель поселений – застройка. Допускается строительство как частных домов, так и различных учреждений. На любых участках разрешается возводить дома, даже если изначально их предназначение – в ведении сельского хозяйства.

А вообще к разрешённому использованию таких участков относится:

  1. Застройка жилого и коммерческого типа.
  2. Сельхозиспользование.
  3. Строительство объектов жилья.
  4. Малоэтажные постройки.
  5. Фермерские хозяйства.
  6. Крестьянско-фермерские хозяйства.
  7. Сельхоздеятельность.
  8. Производство сельхозпродукции.
  9. Личные подсобные хозяйства.
  10. Дачные хозяйства.
  11. Объекты индивидуального жилого строительства.
  12. Дачное строительство.

По хозяйству ограничений нет, разрешается выращивать любые культуры и животных, если это возможно в тех или иных климатических условий.

Есть ли различие между «землями поселений» и «землями населённых пунктов»

Эти понятия очень схожи по своей сути. Единственное отличие – в том, что поселения – это обычно сельские территории. А населённые пункты – это обозначение уже для города, более крупного образования, с другим уровнем местного самоуправления.

В него, кстати, могут входить и те объекты, которые располагаются в черте города, рядом с ним. И в пределах сельских поселений.

О том, как происходит государственная кадастровая оценка земель вы узнаете из этого видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже: Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Источник: http://ProNovostroyku.ru/yuridicheskie-voprosy/zemlya/ponyatie-sostav-i-naznachenie-zemel-poselenij.html

Особенности земель населенных пунктов для сельхоз использования

Использование земель сельских населенных пунктов

Земли с/х назначения предназначены для ведения сельского хозяйства. Использование участка в других целях может привести к денежному штрафу. Для включения в границы НП участка с/х назначения необходимо придерживаться определенного алгоритма действий.

Категория и вид разрешенного использования земель населенных пунктов

Виды разрешенного использования земель населенных пунктов закреплены Градостроительным Кодексом РФ. В соответствии с нормами действующего законодательства устанавливаются градостроительные регламенты. С их помощью регулируется застройка определенного населенного пункта.

К землям сельхозназначения относят следующие участки:

  1. Предназначенные для с/х использования (выращивание растений, разведение скота).
  2. Предназначенные для с/х производства.

Вышеуказанные категории в корне отличаются друг от друга.

В Земельном кодексе прописано, что к землям с/х назначения относят участки, расположенные за границами населенного пункта.

Особенности таких земель

Под землями населенных пунктов подразумевается территория, предназначенная исключительно для расширения площади городов и поселков городского типа. Такие участки делятся на несколько зон:

  1. Жилые.
  2. Рекреационные.
  3. Инфраструктурные.
  4. Общественно-деловые.
  5. Производственные.
  6. Сельскохозяйственные.

Деление земель населенных пунктов осуществляется на 35 зон. Выше перечислены только самые распространенные из них. Реже всего можно встретить поля для гольфа и конных прогулок, а также территории для природно-познавательного туризма. Каждый из типов участков имеет свой специальный код целевого назначения, с которым можно ознакомиться в Приказе Минэкономразвития РФ № 709 и статье 85 ЗК РФ.

Земли сельхозназначения включают в себя комплекс из следующих зон:

  1. Сенокосы.
  2. Участки с посадками.
  3. Пастбища.
  4. Пашни.
  5. Сооружения для ведения хозяйства различного типа.

Земли сельскохозяйственного назначения используются для соответствующих целей до того момента, пока не будет изменен генеральный проект населенного пункта, согласно которому тип земли изменяется в зависимости от нужд поселения. Акт об изменении типа участка утверждается местными органами власти.

Когда назначение земли меняется, то на ее месте могут быть возведены здания и жилые дома. Смена типа является необходимостью для приоритетного развития и роста населенного пункта.

Местная власть имеет право управлять участками сельхозназначения, которые находятся в границах поселения. Возможность распоряжения ограничивается рамками компетенции управляющего органа. Право управления распространяется и на дифференцированные земли.

Если земля расположена в пределах поселения, то это не мешает использовать участок для нужд аграрного хозяйства. Территория находится под управлением нескольких лиц, из-за чего действует смешанный порядок правового регулирования.

Какие сельхоздействия разрешены

Законодательные акты устанавливают, что сельскохозяйственные территории могут использоваться в следующих целях:

  1. Производство сырья и сельхозпродукции.
  2. Ведение личного хозяйства.
  3. Устройство садоводства.
  4. Разведение рыбы.
  5. Создание фермерского хозяйства.

Законодательные акты не регулируют вопросы относительно строительства каких-либо зданий на территории сельхозземли. Но для ведения полноценного хозяйства некоторые объекты будут необходимы. Поэтому на территории могут встречаться:

  1. Коровники.
  2. Курятники.
  3. Дороги.
  4. Гаражи.
  5. Склады.
  6. Сараи.

Строительство жилого дома — сложный, но возможный процесс. Чтобы дом или коттедж был возведен абсолютно законно, потребуется соблюсти некоторые условия.

Допустимо ли строить дома или иные постройки

Законодательство позволяет сооружать на территории сельскохозяйственных земель только следующие постройки:

  1. Склады или погреба для хранения урожая или заготовок.
  2. Дом для личного пользования или для ведения хозяйства.
  3. Дачный летний домик.
  4. Хозяйственные постройки.
  5. Коттедж для одной семьи менее чем с тремя этажами.

Строительство позволяется только на территориях, которые являются собственностью физического лица.

Только после получения земли в собственность можно переходить к процедуре получения специального разрешения на постройку, которое будет основываться на заранее разработанном проекте здания.

Только при наличии такого разрешения постройка может быть зарегистрирована после окончания строительных работ.

Чем нельзя заниматься

Согласно действующему законодательству, на землях сельхозназначения строго запрещено вести какую-либо коммерческую деятельность.

Например, если вы построите на участке жилое помещение, которое оборудуете в хостел, то придется платить большой штраф.

Если земля принадлежит к категории с/х назначения, то на нее распространяется несколько ограничений, нарушение которых приведет к ответственности. Размер штрафа будет определен в соответствии с КоАП:

  • физ. лицо — 0,5–1 %, но сумма не может превышать 10 000 р.;
  • должностное лицо — 1–1,5 %, но сумма не может превышать 20 000 р.;
  • юридическое лицо — 1,5–2 %, но сумма не может превышать 100 000 р.

Предусмотрен и максимальный размер взыскания. Это касается случаев, когда нецелевое использование участка вредит экологии.

Изменение категории земли

Изменение вида разрешенного использования земель с/х назначения возможно в том случае, если владелец участка хочет построить жилой дом. Стоит отметить, что заявителем может выступать исключительно собственник.

Есть два способа перевода земли с/х назначения в ИЖС:

  1. В соответствии с земельным законодательством перевести территорию в границы населенного пункта.

    В таком случае нужно учитывать, что собственнику потребуется возместить определенную сумму денежных средств, а именно, разницу между стоимостью с/х земли и ИЖС.

  2. Расширение границ участка.

    В этом случае перевод земли в ИЖС не является необходимостью. Согласно действующему законодательству, собственник может построить частный дом в границах поселения.

Для изменения категории участка потребуется придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Лично обратиться в местный орган власти.
  2. Подать заявление.
  3. Приложить к бумаге паспорт, а также другие необходимые документы, подтверждающие право собственности на участок.

На рассмотрение поданной документации может уйти около двух месяцев. Если собственник получит добро, то ему выдадут соответствующее постановление. Если же отказ был получен необоснованно, то можно обратиться в суд с исковым заявлением.

Чтобы получить статус жилого дома на территории под дачное строительство, необходимо иметь соответствующее постановление. Для этого достаточно обратиться в местный орган власти с требуемой документацией.

Если участок предназначен для садоводства, то получить ИЖС нельзя. Поэтому, если вы собираетесь купить землю, нужно обязательно учесть вид разрешенного использования.

Пошаговая инструкция включения в границы НП участков сельскохозяйственного назначения

Для внесения изменений в границы населенных пунктов потребуется измененный генеральный проект или установление нового плана муниципального округа или отдельно взятого поселения. Требование устанавливается статьей 84 ЗК РФ.

Генеральный план составляется и подготавливается в соответствии со статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса РФ. Когда участок сельхозназначения входит в пределы населенного пункта, собственник земли остается прежним. Права на участок не переходят к муниципалитету.

Каждый владелец сельхозземли может составить обращение в муниципалитет с прошением о присоединении участка к населенному пункту. Для этого потребуется следующий пакет документов:

  1. Заявление с соответствующим прошением. Составляется в свободной форме.
  2. Кадастровый план.
  3. Документы на землю. Обращающийся должен подтвердить, что он является собственником участка.

После передачи документов начинается процедура проверки участка. Для этого орган самоуправления направляет запросы в службы для получения:

  1. Заключения о ценности земли.
  2. Справки об отсутствии потенциально опасных зон на участке.

Когда проводится проверка земли на соответствие требованиям, участок обязательно должен использоваться по целевому назначению. В границы населенного пункта не будет принята территория, которая эксплуатируется с нарушением требований. Участок должен полностью подходить под требования, установленные статьей 24 Градостроительного кодекса РФ.

При проверке территории для вхождения в границы населенного пункта учитываются следующие факторы:

  1. Возможность обустройства участка инфраструктурой.
  2. Границы доступности объектов, которые необходимы городским жителям регулярно или периодически.
  3. Отсутствие санитарно-защищенной зоны.
  4. Аграрная ценность.
  5. Отсутствие зоны охраны объектов, которые нельзя разместить в пределах НП.

Владелец участка может отправить жалобу в суд для признания решения незаконным. Составить иск можно в течение трех месяцев.

Присоединение участка к населенному пункту будет напрямую влиять на стоимость земли по кадастру. Цена определяется в соответствии с положениями Приказа Министерства экономического развития № 358.

Источник: https://selhozproizvoditeli.ru/posts/osobennosti-zemel-naselennyh-punktov-dlya-selhoz-ispolzovaniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.