Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Содержание

А ты смог изменить вид разрешенного использования земельного участка

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Задумали строить, а местные власти выдают ГПЗУ, в котором написано: «нельзя!» (не буквально, конечно, но смысл не меняется). Ситуация известная, особенно в столице и окрестностях. Вот только запрет — еще не приговор. Всегда есть шанс побороться. Львиная доля таких ограничений преодолевается путем изменения вида разрешенного использования земельного участка. Поговорим об этом подробнее.

Изменить ВРИ земельного участка — пределы возможностей (теория)

В Земельном кодексе закреплено семь категорий земли: сельхоз назначения, промышленности, населённых пунктов и так далее. Для жителей столичного региона наиболее привычна последняя категория, соответственно, и запросы на смену вида разрешенного использования связаны именно с ней.

Итак, на сайтах префектур публикуются правила землепользования и застройки (ПЗЗ). По сути, это карта с разделением территории на зоны и подзоны: промышленная, деловая, жилой застройки. Их много. К слову, в Москве таких зон аж 135. И каждая из них имеет свой правовой режим. Например, жилая зона может быть предназначена для возведения многоэтажек либо частных домов. Соответственно:

  • можно выбрать любой вид разрешённого использования из тех, что предусмотрены зонированием (без разрешений и специальных согласований);
  • либо пойти против течения и изменить ВРИ земельного участка, с внесением изменений в ПЗЗ.

В зависимости от того, что на что меняем, будет изменяться и набор процедур, через которые нужно пройти.

Рассмотрим вариант «Хардкор»: это когда мы хотим условно-разрешительный вид использования сделать основным: например, была земля для индивидуальной стройки, а мы хотим многоквартирный дом.

Изменяем вид разрешенного использования земельного участка на примере Москвы 2020 года — практика

Итак, в Москве процесс изменения вида разрешенного использования земельного участка в 2020 году можно изобразить следующим образом.

1 шаг. Заполняем и подаем заявление в Городскую комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы.

Часто одним заявлением не обойтись Комиссия приветствует, когда мы прикладываем какие-то материалы: проекты, визуализации, обоснования экспертов.

Готовя заявление следует помнить, что наша цель — убедить всех, что изменение принесет пользу не только Вам, но и городу. Поэтому запасаемся дополнительными материалами и щедро делимся ими с Комиссией.

2 шаг. Комиссия рассматривает представленное и либо рекомендует Правительству Москвы внести изменения в ПЗЗ с Вашим ВРИ либо не рекомендует.

3 шаг. Правительство Москвы готовит решение о внесении изменений в ПЗЗ либо отказывает.

4 шаг. Если Правительство Москвы согласно, оно готовит распоряжение о подготовке проекта изменений и публикует его в сети.

5 шаг. Разрабатываются изменения.

6 шаг. Изменения выносятся на публичные слушания.

Их участники — это жители или люди, работающие в территориальной зоне, где располагается Ваш участок.

Ход данной процедуры весьма непредсказуем — может пройти тихо и на слушаниях будете только Вы, а может громко и горячо, с участием СМИ и активистов.

7 шаг. Итоги слушаний направляются в Правительство Москвы.

8 шаг. А дальше Правительство Москвы на своем заседании принимает окончательное решение о внесении изменений в ПЗЗ.

Процедура длительная. Нужно запастись терпением (срок достигает полугода), серьезным обоснованием и планом «В» на непредвиденный случай.

Важно понимать, что изменить вид разрешенного использования земельного участка в 2020 году по-прежнему является правом, а не обязанностью муниципалитета. Поэтому и оспорить отрицательное решение непросто.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка — от 30 дней, 25 000 руб.

НазваниеЦенаСрок
Консультация по телефону0 руб.Индивидуальный
Подробная консультация с анализом документов в офисе (скайпе и т.д.)от 5 000 руб.1 час
Смена вида разрешенного использования участкаот 25 000 руб.от 30 дней

Земельный юрист поможет преодолеть препятствия

Мы не раз штурмовали муниципалитеты Москвы и области с целью изменения ВРИ. Знаем, с чем можно столкнуться до, во время и после представления документов на рассмотрение, а потому имеем возможность еще «на берегу» основательно подготовиться. Не понимаете, с чего начать — обратитесь к Земельному юристу:

  • проанализируем документацию и дадим полный правовой анализ вашей ситуации;
  • подготовим заявление и должное обоснование необходимости изменения ВРИ;
  • убедительно выступим на публичных слушаниях;
  • промониторим ход согласования изменений (держим руку на пульсе);
  • отработаем до результата.

Звоните, обсудим план действий.

Источник: https://zemelniy-urist.ru/yuridicheskoe-soprovozhdenie-stroitelstva/izmenenie-vida-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka-v-2019-godu/

Изменение ВРИ земельного участка в Московской области

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Правовой центр ДВА М предлагает комплексное правовое сопровождение земельных правоотношений. Знания и богатый опыт наших земельных юристов позволят Вам минимизировать издержки и увеличить доходность Ваших активов.

Правовой центр ДВА М готов оказать широкий спектр юридических услуг по вопросам, связанным с внесением платы за изменение ВРИ в Московской области, в том числе:

  • юридические консультации о порядке внесения и расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в Московской области;
  • экспертиза правомерности расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;
  • выявление правовых механизмов уменьшения размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в случаях, когда это возможно;
  • представление интересов землепользователя по вопросам изменения вида разрешённого использования в исполнительных органах власти и суде.

Изменение вида разрешенного использования

В соответствии с законодательством Московской области изменение вида разрешенного использования земельного участка в Московской области их собственниками может осуществляться как за плату, так и без внесения платы.

Законом установлены следующие случаи, когда для изменения вида разрешенного использования участка необходимо внесение соответствующей платы:

1) земельный участок включается в границы населенного пункта либо исключается из них, и при этом участку устанавливается вид использования, предусматривающий строительство и/или реконструкцию капитального объекта;

2) земельному участку устанавливается вид разрешенного использования, предусматривающий строительство и/или реконструкцию капитального объекта;

3) уполномоченным публичным органом выдается разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, который предусматривает строительство и/или реконструкцию капитального объекта.

Таким образом, законодательство Московской области установило необходимость внесения платы за любое изменение собственником земельного участка вида разрешенного использования на вид, предусматривающий возможность капитального строительства и/или реконструкции существующих капитальных объектов.

Формулировка закона охватывает как случаи изменения вида использования участка в связи с переводом участка в/из категории земель населенных пунктов, так и случаи изменения вида использования в рамках основных и условно разрешенных видов использования.

При этом областной закон предполагает, что для любого изменения вида использования участка (в том числе, в рамках установленных правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования) необходимо принятие органом местного самоуправления соответствующего распорядительного акта.

Это прямо противоречит федеральному законодательству, которое закрепляет право собственника земельного участка без каких-либо разрешений и согласований самостоятельно выбирать вид разрешённого использования своего участка из предусмотренных ПЗЗ основных и вспомогательных видов.

Тем не менее, данная норма областного закона не отменена и является действующей.

Формула расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка зависит от того, имеется ли в отношении участка утвержденный проект планировки.

Если проекта планировки нет, то плата взимается как определенный законом процент с разницы между кадастровой стоимостью после изменения вида разрешенного использования и до его изменения.

 На размер платы влияет также то, какой вид избирает правообладатель в качестве искомого – данная информация определяет размер расчётного коэффициента, размер которого варьируется от 10 процентов (для земель под личное подсобное хозяйство) до 50 процентов (для многоквартирных жилых домов и иной многоэтажной застройки).

При этом для нежилой застройки коэффициент не установлен, из чего следует вывод, что за изменение вида разрешенного использования, предусматривающего нежилое строительство, плата не взимается.

Изменение ВРИ

Если в отношении участка имеется проект планировки, размер платы за изменение ВРИ участка рассчитывается исходя из сложной формулы, принимающей во внимание дельту между кадастровой стоимостью участка до и после изменения ВРИ, а также плотность и этажность предполагаемой на участке застройки.

Законодательство Московской области предполагает два случая освобождения от обязанности вносить плату за изменение вида использования земельного участка:

  • если участок находится в населенном пункте, на территории которого плата за изменение ВРИ не применяется (перечень таких населённых пунктов утверждён специальным постановлением Правительства Московской области; сейчас в данный перечень включены, в основном, депрессивные населенные пункты отдаленных районов Московской области;
  • если измененный вид использования предполагает строительство на участке социально-значимых капитальных объектов (объектов сельскохозяйственного использования, коммунальных объектов, объекты здравоохранения, образования, культуры и ряд других).

Плата за изменение вида использования земельного участка должна быть внесена в течение 30 дней после получения собственником участка соответствующего уведомления от уполномоченного органа.

При невнесении платы за изменение вида разрешенного использования закон предполагает возможность отмены решения об изменении ВРИ.

Законом предусмотрена возможность предоставления рассрочки внесения платы за изменение вида разрешенного использования.

Кроме того, при невнесении платы за изменение вида использования участка в случаях, когда такое изменение было осуществлено собственником в заявительном порядке в рамках выбора им основных видов разрешенного использования согласно правилам землепользования и застройки, плата взыскивается с правообладателя участка в судебном порядке.

Приведенные выше правовые режимы являются противоречивыми, в связи с чем на практике с их применением могут возникать значительные сложности.

Юристы Правового центра ДВА М являются первоклассными специалистами в сфере земельных споров.

Решение поручить изменение вида разрешенного использования участка грамотному земельному юристу поможет снизить риски негативного исхода публичной процедуры и избежать дорогостоящих ошибок.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/zemelnye-otnosheniya-v-moskovskoj-oblasti/izmenenie-vri

Поменять вид разрешенного использования участка в Московской области за 7 дней – реально?

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Муниципалитеты Московской области закончили серьезную работу по приведению градостроительных регламентов в соответствие с действующим земельным и градостроительным законодательством.

Во всех городских округах, в том числе и вновь образованных, утверждены генеральные планы. Новые правила землепользования и застройки (далее сокращенно ПЗЗ) разработаны с внедрением современной технологии – векторного формата границ территориальных зон, утверждаемыми картами ПЗЗ. Это нововведение обеспечивает более оперативное взаимодействие с Управлением Росреестра по Московской области.

Приведение градостроительных регламентов в соответствие с законодательством позволило уменьшить сроки по смене вида разрешенного использования (сокращенно ВРИ) земельных участков. Если в предыдущие годы на данную процедуру у жителей Московского региона уходило не меньше месяца, то в 2019 году землевладельцы смогут изменить или установить ВРИ участка в течение 7 рабочих дней.

Что такое вид разрешенного использования земельного участка?

В сентябре 2014 года Минэкономразвития приказом № 540 утвердил Классификатор ВРИ земельных участков, в котором содержится наименования 114 возможных видов использования, их содержание и числовое обозначение.

Вид разрешенного использования земельного участка – главная характеристика участка, устанавливающая способ его использования.

Еще определяющей является категория земельных участков, она тоже регламентирует способ использование земельного участка.

Например, на категории земель населенных пунктов нельзя заниматься сельским хозяйством, как и на землях сельскохозяйственного назначения нельзя возводить многоэтажные жилые дома.

Правилами застройки и землепользования установлены территориальные зоны, которые устанавливают правовой режим эксплуатации земельного участка и объекта капстроительства, размещенного на данном участке.
В зоне малоэтажного жилого строительства не получится разместить объект промышленного назначения, как и в общественно-деловой зоне не удастся разместить дом с приусадебным участком.

Выбирайте земельный участок, чтобы планируемый способ его использования соответствовал категории земель, ВРИ и территориальной зоне, в которой он расположен.

Как изменить ВРИ?

При переоформлении документов 90-х годов граждане часто сталкиваются с ситуацией, что строение, размещенное на земельном участке, не соответствует действительному виду использования или категории земельного участка, или же категория и вид использования участка не установлены и не внесены в ЕГРН. В таком случае требуется привести все документы в соответствие с градостроительными и земельными нормами.

Для собственников садового или жилого дома, оформивших право собственности до 25 октября 2001г. смена ВРИ будет осуществлена бесплатно. Для этого вместе с основным пакетом документов им надо предоставить правоустанавливающий документ на дом.

Изменить ВРИ участка можно двумя способами: обратившись в муниципалитет по месту нахождения участка или непосредственно в Управление Росреестра.

Изменение ВРИ в заявительном порядке

В 2019 году у землевладельцев Московской области появилась возможность изменить или установить основной ВРИ участка в заявительном порядке. Весь процесс заключается в подаче заявления через офисы МФЦ по Московской области для оказания услуги “Кадастровый учет недвижимого имущества” и получения через 7 рабочих дней готовой выписки с новым разрешенным использованием участка.

К заявлению потребуется приложить: паспорт, документы на участок, документы на дом или строение, расположенное на этом участке. Если запрашиваемый вид использования участка будет соответствовать основному ВРИ, определенному территориальной зоной ПЗЗ, то будет установлен запрашиваемый ВРИ участка.

Изменение ВРИ посредством обращения в администрацию

Если испрашиваемый вид не соответствует основному виду разрешенного использования, заявление об изменении ВРИ следует направлять в муниципалитет. В этом случае решение об изменении ВРИ участка будет приниматься на Градостроительном совете области по результатам публичных слушаний.

Заявление в муниципалитет подается посредством:

  • МФЦ;
  • регионального портала государственных и муниципальных услуг.

Для изменения ВРИ требуется:

  • заявление по форме с указанием нового ВРИ участка;
  • паспорт заявителя;
  • выписка на участок из ЕГРН на объект недвижимости;
  • заключение специалиста Мособлархитектуры о соответствии участка градостроительным регламентам и ПЗЗ, а также о наличии или отсутствии ограничений участка;
  • документы, удостоверяющие право на участок.
  • доверенность, если заявление подает представитель.

Если заявителем выступает юридическое лицо, необходимо дополнительно представить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Сроки изменения ВРИ при обращении в администрацию

Заявление рассматривается специалистами муниципалитета от 21 до 51 рабочего дня. Если есть условия для отказа в приеме заявления к работе, то заявитель получает решение об отказе в течение 8 рабочих дней, после направления заявления.

Отследить ход своего заявления и получить ответ по нему можно также в личном кабинете регионального портала государственных муниципальных услуг, а получить печатную копию ответа с подписью, можно обратившись в ближайшее отделение МФЦ.

Источник: https://zevsprime.ru/info/articles/pomenyat-vid-razreshennogo-ispolzovaniya-uchastka.html

Изменение вида разрешенного использования земельного участка на территории Москвы и области. – Алмаз Кучембаев

Изменение вида разрешенного использования земельного участка
Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Далее вы прочтете: 

    1. Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка 
    2. Законность платы за изменение вида разрешенного использования в Москве и области 
    3. Судебная практика  по взысканию платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка 

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Ознакомиться с ними можно в соответствующих Правилах землепользования и застройки населенного пункта.

Также позволит сориентироваться Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которому должны соответствовать Правила землепользования и застройки. 

1. Размер платы за изменение вида разрешенного использования 

Особенность изменения вида разрешенного использования земельного участка на территории Москвы и области в том, что это единственные два региона в Российской Федерации, где такое изменение ограничено платой.

Размер платы за изменение вида разрешенного использования достаточно большой. Согласно ст.

22 43-ФЗ плата определяется с учетом разницы между фактической кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования. 

Чтобы представлять размер платы, стоит изучить средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков (категория земель «земли населенных пунктов») на территории города Москвы: 

Вид разрешенного использования Кадастровая стоимость за 1 кв.м. 
Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий43 247,78
Объекты, предназначенные для размещения гостиниц40191,49
Объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания38149,92
Объекты многоквартирной жилой застройки30575,72
Объекты, предназначенные для размещения гаражей15286,7
Объекты социальной инфраструктуры10284,76
Объекты, предназначенные для размещения санаториев, и объекты туристического назначения6 170,36
Объекты портов, вокзалов, станций4691,1
Объекты индивидуальной жилой застройки2960,38
Объекты садового, огородного и дачного строительства2127,82
Объекты производственного назначения1814,38

Очевидно, что плата обременяет в первую очередь строительство многоквартирного жилья, офисных и  торговых зданий, гостиниц. То, что именно эти виды разрешенного использования имеют самую дорогую кадастровую стоимость присуще всем регионам Российской Федерации. 

Согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 10 сентября 2013 года N 593-ПП  размер платы за изменение вида разрешенного использования  рассчитывается по формуле:  П = С x (КС2-КС1), 

где П — размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (руб.);  С — ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования (утверждена в приложении к Порядку); КС1 — кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка (руб.

); КС2 — кадастровая стоимость земельного участка с измененным видом разрешенного использования, рассчитанная исходя из максимального удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка для устанавливаемых видов разрешенного использования, утвержденного в установленном порядке правовым актом Правительства Москвы, на дату обращения (руб.).

Ставки для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется исходя из показателя плотности застройки, указанного в градостроительном плане. Для многоквартирных домов  такой показатель, как правило 0,4.

В таком случае ставка составит 80% от кадастровой стоимости.

Следовательно в Москве при изменении вида разрешенного использования с индивидуального на многоквартирное жилье на участке в 10 соток размер примерной платы будет: 22 млн рублей (80% *(30575720- 2960380)). 

В Московской области, ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 31 декабря 2013 года N 1190/57 утверждена еще более прогрессивная  формула расчета:  Рп = С х ((КС2 — КС1) + У),

где Рп — это размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; С — ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; У — разница между кадастровыми стоимостями земельного участка (во всех случаях изменения вида разрешенного использования начиная с 1 января 2014 года, исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно), КС1 — кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка; КС2 — кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка. 

То есть, в Московской области правительство хочет получать плату даже если ничего не было построено и если не было изменения размера кадастровой стоимости ( налогооблагаемой базы). 

Есть случаи, когда плата за изменение вида разрешенного использования не взимается. 

Например, послабление в Москве за пределами внешних границ Третьего транспортного кольца для офисных и торговых зданий, для которых  применяется ставка 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка.

Другое основание это случаи, когда новый вид разрешенного использования предусмотрен градостроительными планом земельного участка, утвержденном до дня вступления 43-ФЗ. О том, как это суды используют в пользу бизнеса, читайте далее. 

2. Законна плата за изменение вида разрешенного использования в Москве и области? 

Очень важно понимать, что плата за изменение вида разрешенного использования вменяется собственнику земельного участка. Положения о платности изменения вида разрешенного использования в Москве и области противоречит как минимум 4 федеральным кодексам Российской Федерации: 

  1. Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; владение, пользование и распоряжение землей, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.  При этом  в любом случае вид возможного разрешенного использования выбирается из тех, что разрешены Правилами землепользования и застройки. Таким образом,  цель “ создание условий для устойчивого развития территории города” уже достигнута зонированием территории и ограничением возможных видов разрешенного использования градостроительным регламентом участка. 
  2. Согласно ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Установленная плата, совершенно очевидно,  требуют дополнительного согласования. Это, например, прямо предусмотрено  ч. 4 ст. 5.1 закона от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», согласно которому в случае неоплаты  вид разрешенного использования земельного участка подлежит возврату.  
  3. Согласно п. 2 ст.  7 Земельного кодекса РФ также любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Важно понимать, что  фактическое использования земельного участка определяется фактическим использованием объекта недвижимости на таком участке. Поэтому вид разрешенного использования земельного участка до окончания строительства на нем недвижимости достаточно большая условность. 
  4. При этом такой налог (сбор) не установлен в качестве регионального в НК.  Согласно п. 6 ст. 12 Налогового кодекса не предусмотренные в кодексе региональные налоги или сборы не могут быть установлены. Кроме того, согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание. Чтобы удержать налог предполагается, что налогоплательщик получил какой -то доход, приобрел имущество, воспользовался каким-то благом.  Таким образом, сразу отметаются все случаи приведения вида разрешенного в соответствие и случаи, когда увеличения кадастровой стоимость не произошло. Сюда же я бы отнес случаи преобразования  участка. Например, выдел из участка под торговым центром, участка под парковку.   Однако и само по себе увеличение кадастровой стоимости участка нельзя отнести к доходу налогоплательщика. Для сравнения можно вспомнить пример налога на прибыль с курсовой разницы.
  5. И, наконец, такая плата не может быть оплатой государственных услуг, так как услуга сводится к тому чтобы изменить вид разрешенного использования в Едином государственном реестре недвижимости и плата за это предусмотрена отдельно. Согласно п.п. 1.,2 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев прямо предусмотренных законом.

3. Судебная практика  по взысканию платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка 

Несмотря на то, что противоречие в законодательстве  было с самого начала, тренд на защиту землевладельцев наметился совсем недавно. 

Источник: https://almazlegal.com/izmenenie-vida-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.