Извещение об аренде земельного участка

Содержание

Вс рф против формальностей в земельных отношениях и интересный подход к аренде

Извещение об аренде земельного участка

Определение ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 306-КГ15-8301 лишь чуть-чуть обсуждалось на zakon.ru (блог Давида Арамисова), объем дискуссии, к сожалению, невелик: то ли действительно нечего обсуждать (с чем я не согласен), то ли среди 12-ти дел данного обзора внимание на рассматриваемое определение практически никто не обратил.

Не вдаваясь в детали общих собраний собственников земельных долей и историю появления земельного участка с кадастровым номером 16:32:000000:1597, хочу отметить вопрос, который встал перед ВС РФ: что происходит с правом арендатора земельного участка при образовании из данного земельного участка других земельных участков?

Конечно, и я, и вы, и ВС РФ знаем о п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ:

– в предыдущей редакции: «В случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими»;

– в действующей редакции: «В случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов)».

Но с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела ВС РФ дал данным нормам расширительное толкование (и не только им), а именно:

1) Ранее заключенный договор аренды не прекращает свое действие в отношении земельного участка, образованного в результате выдела

Я тоже удивился, но: «В соответствии с пунктом 4 статьи 11.

8 Земельного кодекса в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов). * Указанная норма направлена на установление гарантий для арендатора в случае образования земельных участков из арендуемого и обремененного его правами участка, по существу на сохранение права аренды на прежних условиях, а не напротив, на прекращение арендных отношений в силу предусмотренного в ней обстоятельства, как посчитал суд кассационной инстанции. * При этом суд также не учел, что эта норма права, как и нормы Гражданского кодекса не содержит прямого указания на прекращение действия ранее заключенного договора аренды в отношении земельного участка, образованного в результате выдела».

С одной стороны, меня в таком выводе абсолютно всё смущает. Как минимум, речь идет о вновь образованном объекте недвижимости (земельный участок, образуемый в результате выдела). Это самостоятельный объект недвижимости, который имеет уникальный кадастровый номер, уникальные характеристики и формально никакого отношения уже не имеет к измененному в результате выдела земельному участку.

Ведь так-то согласно п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ при выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Таким образом, договор аренды одной вещи сам по себе в договор аренды двух иных вещей превратиться не может. А «право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков» – это все-таки право на заключение договоров.

С другой стороны, может, есть над чем задуматься, вместо споров о «вещная/обязательственная» и безусловного поклонения государственному кадастру недвижимости (физически-то часть земной поверхности осталась той же частью земной поверхности, лишь формально представляя собой два объекта).

2) Регистрационные действия по внесению в ЕГРП записи об обременении правом аренды вновь образованного земельного участка должны осуществляться Росреестром одновременно с государственной регистрацией права собственности на данный земельный участок

ВС РФ продолжает позицию, изложенную ранее, и устраняет в ЕГРП разрыв между образованием нового земельного участка и заключением арендатором с его собственником нового договора аренды.

Причем приходит к такой правовой позиции через:

а) аккуратную аналогию с залогом (через ссылку на постановление Пленума ВАС РФ): «Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.02.2011 N 10 “О некоторых вопросах применения законодательства о залоге” были даны разъяснения по применению статьи 11.

8 Земельного кодекса в случае обременения такого земельного участка ипотекой.

Пункт 10 постановления предусматривал, что ипотека как обременение сохраняется в отношении каждого из земельных участков, образованных при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, если иное не предусмотрено залогодателем и залогодержателем.

При этом внесение в ЕГРП записи об ипотеке каждого из земельных участков, образованных при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, осуществляется регистратором без представления отдельного заявления и уплаты государственной пошлины»;

б) интересную для толкования норму из Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 5 ст. 22.

2): «Одновременно с государственной регистрацией права собственности и иных вещных прав на образуемые земельные участки осуществляется государственная регистрация ограничений (обременений) прав на такие земельные участки».

В общем, это, конечно, не пленум ВАС РФ по аренде, но нонформализм судей ВС РФ меня удивил.

Источник: https://zakon.ru/discussion/2015/12/17/vs_rf_protiv_formalnostej_v_zemelnyx_otnosheniyax_i_interesnyj_podxod_k_arende

Земельный аукцион или как чиновники меняют аренду на продажу?

Извещение об аренде земельного участка

Некоторые чиновники хитро используют земельный аукцион, чтобы:

  1. отказать в предоставлении участка без торгов в аренду,
  2. либо отпугнуть высокой ценой от участия в аукционе по продаже земельного участка.

Как используют земельный аукцион в ущерб нашим правам?

Покажу на примере, а потом рассмотрим 4 обстоятельства, которые помогут противостоять чиновничьим уловкам.

Каждый имеет законную возможность получать земельные участки без торгов в аренду или собственность.

Количество участков, которые можно получить без торгов, и без каких-либо льгот неограниченно.

Прописка тоже значения не имеет.

Земельные участки без торгов можно получать в любом регионе

Получение земли без торгов означает, что земельный аукцион не проводится.

Если участок, который хотите получить без торгов, не сформирован, то составьте Схему участка.

Затем заполните заявление о предварительном согласовании и приложите Схему земельного участка.

Обратите внимание.

Схему участка можно сделать самостоятельно. Кадастровый инженер на этой стадии не нужен.

В заявлении о предварительном согласовании вы указываете о своем желании арендовать или купить земельный участок.

Иными словами, вы сами определяете, на каком праве получать земельный участок: в аренду или собственность.

Поданная в администрацию Схема земельного участка и заявление запускают определенные процессы.

Эти процессы прописаны в законе. Их целесообразно понимать, чтобы слепо не полагаться на порядочность чиновников.

Если кратко, то процедура может проходить несколько стадий.

  • Администрация публикует извещение о возможности проведения земельного аукциона,
  • Если никто не подал заявление о желании участвовать в аукционе, то чиновники утверждают Схему участка.  Администрация выносит постановление о предварительном согласовании предоставления участка. Это означает, что заявитель имеет право получить участок без торгов в аренду или собственность. (В зависимости от того, какой вид права указали в заявлении). Свое право можете реализовать в течение 2 лет.
  • Если кто-то подал заявление о желании участвовать в аукционе, то чиновники откажут в утверждении Схемы. Отказ автоматически запускает стадию — земельный аукцион. Иными словами, процедура переходит в режим аукциона.

Как земельный аукцион по аренде превращают в аукцион по продаже?

Получив Схему и заявление о предварительном согласовании для предоставления земельного участка в аренду, чиновники публикуют извещение о возможности проведения аукциона по продаже земельного участка, то есть по предоставлению участка в собственность.

Если кто-то откликается на это извещение, то чиновники объявляют аукцион не по предоставлению в аренду как указано в заявлении о предварительном согласовании, а по продаже в собственность.

Другими словами, объявляя земельный аукцион, администрации подменяет аренду на собственность

Причины и мотивы действий сотрудников администрации могут быть абсолютно разные:

  • нежелание сдавать хороший участок в аренду в принципе;
  • желание продать участок, чтобы наполнить бюджет, а потом получать земельный налог вместо невысокой арендной платы;
  • намерение отказать в предоставлении участка без торгов в аренду и затем отпугнуть участников от аукциона высокой продажной стоимостью участка;
  • и т.д.

Цели и мотивы чиновников не столь важны.

Важно другое:

  • почему подобная подмена аренды на собственность стала возможной;
  • чем обосновать незаконность действий чиновников администрации для проведения прокурорской проверки.

Начнем с первого вопроса.

Почему чиновники имеют возможность подменять аренду на собственность?

Причина проста – дыра в законодательстве.

Вернее сказать – недостаточно четкое описание рамок, в которых должны действовать чиновники.

В частности, подпункт 2 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ обязывает чиновников указать в извещении информацию о возможности проведения аукциона по аренде или продаже участка.

Но при этом ни слова о том, что информация должна соответствовать виду права, который указан в заявлении о предварительном согласовании.

Иными словами, законодатель, как и положено, определяет 2 возможных варианта (аренда или продажа). Но не уточняет, что выбор чиновников должен соответствовать тому виду права, который  указали в заявлении.

Похожая конструкция содержится в подпункте 2 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ.

В ней установлена обязанность чиновников принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Мы видим, что чиновники должны выбрать один из 2-х возможных видов аукциона. Но нигде не сказано, что выбираемый вид аукциона должен соответствовать поданному заявлению о предварительном согласовании.

Другими словами, исходя из формулировок статьи 39.18 ЗК РФ, складывается ощущение, что, чиновники вправе по своему усмотрению выбирать аренду или собственность, невзирая на вид права, который заявитель указал в заявлении.

Данное ощущение, на мой взгляд, является ложным, поскольку опровергается следующими обстоятельствами.

4 обстоятельства помогут противостоять чиновникам

Указанные обстоятельства я перечислю в порядке убывания их значимости.

1. Вид права, указанный в заявлении имеет юридическое значение

Земельный кодекс содержит одну очень полезную статью.

В этой статье говорится:

В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указывается вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок.

(см. подпункт 7 части 1 статьи 39.15 ЗК РФ).

Иными словами, вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, является обязательным параметром заявления.

Без этого параметра чиновники просто отклонят заявление как несоответствующее закону.

Таким образом, вид права, указанный в заявлении является юридически значимым параметром, который чиновники не могут игнорировать.

2. Произвольное изменение вида права вводит в заблуждение неограниченный круг лиц

Вернемся к стадиям, которые должны проходить чиновники после получения заявления о предварительном согласовании.

После получения Схемы участка и заявления о предварительном согласовании администрация должна опубликовать извещение о возможности проведения аукциона по аренде или продаже участка.

В этом извещении указывается вид права: аренда или собственность.

Допустим, вы подали заявление на аренду.

Чиновники опубликовали извещение о возможности провести земельный аукцион не по аренде, а по продаже

Если никто не откликнется на это извещение, то по закону администрация должна утвердить Схему и согласовать предоставление участка заявителю в аренду. Потому что он просил именно аренду.

Однако, противоречие между видом права, указанным в извещении (собственность), и видом права, по которому заявитель фактически получает участок (аренда) свидетельствует о нарушении прав неограниченного круга лиц. Эти лица не могли изъявить желание участвовать в торгах по аренде, потому что было опубликовано извещение о продаже.

Таким образом, явное нарушение прав неограниченного круга лиц может стать хорошим поводом для прокурора дать оценку действиям чиновников из администрации.

3. Проведение процедур, инициированных гражданами на основании Схемы участка и заявления о предварительном согласовании, является обязанностью, а не правом администрации

Местные администрации, как собственники муниципальных земель, имеют право по своей инициативе организовывать и проводить земельные аукционы.

В таких земельных аукционах, чиновники вправе сами устанавливать вид права (аренда или собственность).

Иными словами, администрация сама определяет – сдавать участок в аренду или продавать.

Другое дело, когда чиновники получают Схему участка и заявление о предварительном согласовании.

Проведение процедур, инициированных Схемой и заявлением, является не правом, а обязанностью чиновников

При выполнении этих обязанностей, администрация не имеет такой свободы выбора, как по земельным аукционам, проводимым по ее инициативе.

Таким образом, произвольно менять вид права в процедурах, инициированных по заявлениям граждан, чиновники не могут.

4. Минэкономразвития подготовило проект закона, закрывающий дыру в вопросе земельного аукциона

Министерство подготовило проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации». (законопроект опубликован на сайте: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/07-17/00069739)).

Законопроект предусматривает добавление в статью 39.18 ЗК РФ дополнительного пункта следующего содержания:

В случае, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в зависимости от указанного в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в заявлении о предоставлении земельного участка вида права, на котором заявитель, указанный в пункте 1 настоящей статьи, желает приобрести земельный участок.

Из содержания данного пункта следует, что Минэкономразвития ясно указывает, какой вид права должны указывать чиновники при выполнении процедур по земельным аукционам.

По состоянию на май 2018 года данный законопроект еще не принят.

Я надеюсь, что проект закона дойдет до Госдумы и депутаты его примут.

Тем не менее, сам факт наличия данного законопроекта подтверждает правоту тезиса: Чиновники не могут произвольно менять аренду на собственность или наоборот.

Если бы было иначе, то федеральные чиновники из Минэкономразвития не стали бы заморачиваться с данным законопроектом.

Если вы столкнулись с ситуацией, когда чиновники начинают «мухоморить» с заменой аренды на собственность, смело запускайте «торпеду» в прокуратуру.

Используйте для обоснования жалобы мои выводы, творчески переработав их под свою ситуацию.

При любом результате рассмотрения вашей жалобы вы остаетесь в выигрыше, потому что:

  • если прокурорская проверка выявит нарушения, то ваши права будут защищены и восстановлены;
  • если прокурорская проверка не даст положительный результат, то сам факт ее проведения заставит чиновников с уважительной опаской относиться к вам при последующей подаче документов на получение земельного участка.

Смотрите 7-минутное видео Земельный аукцион: аренда или собственность?

Пошаговая Инструкция

Используйте пошаговые инструкции, потому что они помогут обойти подводные камни при получении земельного участка.

PS. от 25 мая 2018 года.

Могу предположить, что все юридические выкладки загнали вас в унылое состояние.

Могу вас понять.

Я и сам хочу, чтобы жизнь в целом и особенно отношения с властью стали честнее и справедливей.

Однако, глядя на новое Правительство РФ и его главу, понимаю, что система кормления, возникшая еще до Ивана IV Грозного, продолжается.

Источник: https://paruslex.ru/zemelnyj-aukcion/

Правила участия в аукционе на аренду земли

Извещение об аренде земельного участка

Передача арендных прав на земельный участок посредством проведения аукциона требуется не всегда, а только в тех случаях, когда объект находится в собственности государства или муниципалитета. Кто организует это мероприятие и каковы особенности участия в аукционе аренды земли, поговорим далее.

Инициаторы и организаторы аукциона

Большинство государственных и муниципальных земельных объектов реализуются и передаются во временное пользование через аукцион. Исключение составляют лишь те земли, которые попадают под действие п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ.

При этом инициатором аукциона может выступать как собственник участка, то есть местный орган исполнительной власти, так и любое заинтересованное в получении участка лицо, например, гражданин или организация. В свою очередь собственник земли вправе самостоятельно организовать аукцион либо привлечь для этой цели специализированную организацию, с которой у него заключён договор.

Какие земли не выставляются в качестве лотов

Нельзя выставить на аукцион земельный участок, если:

  • границы объекта не уточнены;
  • не зарегистрировано право собственности;
  • не установлены предельные параметры реконструкции или разрешённого строительства;
  • отсутствуют сведения о ТУ присоединения к инженерно-техническому обеспечению;
  • не определено разрешенное использование участка, а также если вид разрешённого использования не совпадает с целью использования объекта;
  • участок не отнесён к конкретной категории земель;
  • объект находится в бессрочном пользовании или владении и не может быть передан в аренду;
  • на территории участка присутствует незавершённый строительством объект, принадлежащий гражданину, организации, государству или муниципалитету;
  • объект изъят из оборота;
  • участок зарезервирован для нужд государства или муниципалитета при условии того, что период аренды земли превышает срок резервации;
  • объект расположен в пределах территории, подлежащей комплексному освоению;
  • участок имеет целевое назначение, предусматривающее размещение на его территории специальных объектов;
  • предоставление участка конкретному лицу уже согласовано;
  • объект находится в границах территории общего пользования.

Субаренда земельного участка: особенности и порядок заключения

Как выбрать подходящий лот на аукционе

Информация о предстоящем аукционе публикуется на специальной площадке официального сайта РФ, предназначенной для размещения сведений о проведении торгов.

На страницах этого сайта можно найти сведения об объявлённых торгах, а также торгах на стадии приёма заявок. Используя специальную форму для поиска земельного участка, можно ознакомиться с выставленными на аукцион лотами.

Извещение об объекте, выставленном на аукцион, содержит исчерпывающую информацию о земельном участке, который собственник намеревается передать в аренду, включая:

  1. Сведения о дате завершения приёма заявок от предполагаемых участников аукциона.
  2. Дата и время проведения мероприятия.
  3. Наименование организатора.
  4. Характеристики земельного объекта, в том числе: его кадастровый номер; вид разрешённого использования; площадь; точный адрес местонахождения.
  5. Начальная цена и шаг аукциона.
  6. Полная стоимость аренды и период её действия.
  7. Сумма, которую необходимо внести в качестве задатка.

Важно! Размещение информации о проведении аукциона в местных СМИ, на досках объявлений или на информационных порталах конкретного региона не допускается.

Как стать участником аукциона

Чтобы получить право на участие в аукционе, необходимо подать заявку и перечислить на указанный в извещении счёт сумму задатка. Для регистрации в аукционе потенциальный участник должен предоставить организатору:

  1. Заявку на участие с указанием реквизитов на случай возврата внесённых средств при отклонении заявки.
  2. Копию документа, удостоверяющего личность, либо документ о регистрации участника в качестве юридического лица, если это организация (иностранные юридические лица обязаны представить документ, переведённый на русский язык).
  3. Платёжный документ, подтверждающий факт перечисления задатка. Данный документ, с юридической точки зрения, имеет силу соглашения о задатке.

Подавать заявку на участие в аукционе нужно лично. Каждая из таких заявок подлежит регистрации в журнале учёта. При этом, если по каким-либо причинам заявка отклонена, организатор в течение 3 дней должен вернуть заявителю задаток. Причинами отклонения могут стать: предоставление недостоверных сведений об участнике или невозможность передачи в аренду указанного участником участка.

Важно! Если заявленных участников менее двух, а также при отсутствии участников, аукцион объявляется несостоявшимся. В таких обстоятельствах победителем может быть признан единственный, соответствующий всем требованиям, участник. В другом случае цена аренды может быть снижена и объявлен новый аукцион.

Процедура проведения аукциона на аренду земли

В назначенный организатором день и время участники аукциона являются по месту проведения мероприятия с удостоверяющим личность документом и получают табличку с номером.

Аукцион начинается с оглашения наименования и характеристик лота. Далее озвучивается первоначальная цена, соответствующая годовой плате за аренду участка. Таковая обычно определяется в размере не менее 1,5 % от стоимости недвижимости по кадастру, исчисленной в пределах пятилетнего срока, предшествующего дате проведения аукциона.

После объявления стартовой цены участники поднимают таблички, а организатор повышает цену в соответствии с шагом аукциона. Последний, как правило, составляет три процента. Повышение стоимости аренды продолжается до тех пор, пока среди прочих не останется единственный согласный на предлагаемые условия участник. Данное лицо объявляется победителем и получает право заключить договор.

Соглашение подписывается не сразу. На это отводится определённый срок: 10 дней для составления и направления документа победителю аукциона, и месяц на подписание договора.

Важно! Если по истечении установленного периода победитель откажется подписать договор, его признают недобросовестным участником и внесут в чёрный список. В таких ситуациях право аренды переходит к участнику, повысившему цену на предпоследнем шаге аукциона.

В случае подписания договора аренды земли, арендатор должен перечислить плату за пользование участком за минусом расходов, понесённых при уплате задатка.

Заключительным этапом будет регистрация договора аренды в органах Росреестра.

Источник: https://yurist-77.ru/stati/zemelnoe-pravo/pravila-uchastiya-v-auktsione-na-arendu-zemli.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.