К землям запаса относятся земли находящиеся
Содержание
- 1 Земли запаса — правовой режим и когда допускается использование
- 2 Что такое земли запаса?
- 3 Земли запаса: что это такое и на каких правах предоставляется
- 4 Земли запаса как особый раздел законодательства
- 5 Как можно использовать запасные земли
- 5.1 Зачем нужны земли запаса и можно ли их использовать
- 5.2 Отличие земель запаса от фонда перераспределения
- 5.3 Перевод земли запаса в другую категорию
- 5.4 Формирование нового земельного участка из земель запаса
- 5.5 Подготовка схемы
- 5.6 Утверждение СРЗУ
- 5.7 Могут ли не утвердить СРЗУ
- 5.8 Регистрация прав собственности на ЗУ земель запаса
Земли запаса — правовой режим и когда допускается использование
> Земля > Земли запаса — правовой режим и когда допускается использование
Земли у нашего государства много, но, как и каждый рачительный хозяин, государство и муниципалитеты в его лице создают себе резервный земельный фонд, который может предоставляться для использования только в самый ответственный момент и только в интересах его граждан. Земли запаса – это и есть резервный земельный фонд государства и муниципалитетов.
- Общие сведения
- Что такое земли запаса
- Правила применения резервного фонда
- Перевести резервный участок в иную целевую категорию
Некоторые категории земли на слуху у всех и их названия, которые сами говорят за себя, указывают на направление использования – сельскохозяйственного назначения и земли поселений, производства. А вот на какие нужды разрешается использование земли запаса, не совсем понятно.
Но в любом случае, чтобы начать использовать запасные территории, их надо перевести в категорию разрешённого землепользования. Особенно много неосвоенных площадей в регионах Сибири Дальнего Востока.
Для их освоения действует государственная программа «бесплатный гектар», по которой эти участки передаются в собственность российским гражданам.
Общие сведения
Поскольку земли резерва являются особым видом территорий, то и режим их использования регулируется в законодательном плане тоже в особом порядке.
Основой для любых действий в их отношении является Земельный Кодекс, а конкретнее – статьи кодекса 103 и 80, предусматривающие права пользователей. Последняя статья устанавливает правила образования резерва земель для последующего их перераспределения.
Относительно перевода резервированной площади в категорию предназначенных для использования, то здесь руководствуются законом «О переводе земель в другую категорию».На основе федеральных законов разрабатываются и региональные, уточняющие порядок регулирования обращения земельного запаса. А также местные законы определяют и конкретизируют порядок перевода земли для использования в тех или иных целях.
Что такое земли запаса
Понятие о землях запаса содержится в сто третьей статье Земельного кодекса: они образуются участками, по закону выведенными из обращения. К ним могут относиться следующие территории:
- временно неиспользуемые аграрные земли по причине падения их урожайности;
- сельхозугодий, не вовлекаемых в эксплуатацию по причине достаточного количества уже обрабатываемых участков, которые обеспечивают потребности как внутреннего, так и внешнего рынка;
- земфонд лесного хозяйства и неиспользуемые участки с кустарниковыми растениями или запланированные для застройки производственными объектами, коммуникационными сооружениями;
- площади прудов, озёр и поймы рек, невостребованные из-за негодности в других сферах использования, кроме как в целях отдыха и развлечений.
К землям запаса относятся земли, находящиеся в собственности у государства. По иерархической принадлежности собственности государственного имущества резервные территории делятся на три группы. Это земфонды:
- общегосударственные – с расположением на них объектов федеративного уровня и территории с приватизированными сооружениями, которые до разгосударствления находились в федеральной собственности, а теперь это право перешло предприятиям;
- региональные – территории, включённые в границы муниципалитетов, или непосредственно расположенные в контуре субъекта РФ и участки, принадлежавшие до разгосударствления региону;
- муниципальные – это все участки, не вошедшие в первые две группы.
Использование земель запаса допускается при возникновении острой потребности в них при условии, что их перевод в иную категорию был выполнен согласно правовым нормам и с учётом вероятного направления применения таких участков.
Правила применения резервного фонда
Существуют конкретные правила использования государственного резерва и в них строго определено, в каких случаях разрешено использовать ресурсные земли. Без изменения категории земли запаса могут использоваться для следующих нужд:
- в интересах населения прилегающих территорий, если площадь резервного участка не является закрытой территорией. Пример – по участку течёт река, в ней водится сом и право гражданина его ловить, потому как нет запрета на ловлю такой рыбы. Значит, рыбалка в реке на этой территории разрешена;
- можно также и охотиться на территории резервного фонда и прогонять через эту площадь стадо домашних животных к местам пастбищ, останавливаться при прогоне запрещено;
- разрешены и работы по валке сухостойных деревьев без рубки живых деревьев при условии, что такая лесозаготовка производится в форме создания запаса дров для собственного пользования, а не в коммерческих целях.
Этот список исчерпывающий, других вариантов использования собственности без изменения категории и нарушения права нет. А теперь об использовании земли из резервного фонда в другой разряд.
Перевести резервный участок в иную целевую категорию
Регламент перевода территории из разряда резерва в другую группу установлен законодательством РФ. Такой трансферт право разрешает в особых ситуациях:
- создание национальных парков природы, заповедников и других естественных образований с особо охраняемым режимом природопользования;
- при возникновении необходимости пересмотра пограничных территорий регионов или муниципалитетов, и в случаях появления вновь созданных административных единиц;
- если выявляется необходимость приостановить землепользование в связи с истощением ресурса, как, например, при не урожайности;
- чтобы проложить коммуникации и возвести сооружения при новом строительстве и реконструкции действующих предприятий общественного направления – строительство дорог и подъездных путей, водозаборов и электроподстанций, школ и медицинских центров;
- строительство оборонных объектов в целях укрепления безопасности в приграничных районах и по всей стране – новейших полигонов и военных городков, других сооружений армейского назначения;
- вовлечение в эксплуатацию неиспользуемых рудопроявлений с целью их разведки и строительства горнодобывающих предприятий.
В настоящее время другие причины для передачи земель из резерва на основе права не предусмотрены. Такое положение дел будет сохраняться до очередного изменения законодательства.
Чтобы выполнить передачу территорий из запаса, необходимо руководствоваться ФЗ «О переводе земель…». В соответствии с регламентом, изложенным в этом нормативном документе, исполняется передача следующим образом:
- Подаётся заявление с просьбой о переводе конкретных участков в другую категорию. Адресуется такое прошение собственнику соответствующего иерархического уровня – государству в лице Правительства, региону в лице его административного органа или в муниципалитет.
- Подготавливаются обосновывающие передачу бумаги и справки, подтверждающие законность просьбы, и документы о возможности использования земель запаса в заявленных целях.
- В установленный срок пакет собранных документов рассматривается, комиссия выезжает непосредственно на запрашиваемый участок, и принимает решение о переводе земли в разряд заявленной категории или об отказе. Это излагается в виде Постановления административного органа.
При положительном решении производятся соответствующие действия по внесению необходимых изменений в учётные и регистрационные документы на разрешённый участок.
Земли резерва не могут использоваться до передачи в другую категорию без нарушения права, не могут они быть и проданы или переданы гражданам, организациям.
А после оформления законным образом перевода в иную категорию пользования, запреты на действия с участком снимаются, если соблюдается правило использования в установленных целях.
Источник: https://domovik.guru/zemlya/chast-neispolzuemoj-territorii-v-strane-eto-zemli-zapasa.html
Что такое земли запаса?
Землями запаса считаются земли, не переданные в частную, или использованные гражданами или организациями.
- Так называются земли, считающиеся «ничейными», на деле же они принадлежит государству или муниципалитету (разницы почти никакой нет);
- Земли запаса не используются в сельском хозяйстве или по иному назначению, формально они не относятся ни к какой категории, не имею целевого назначения;
- На карте нельзя найти земельные участки, обозначенные в качестве «запасных».
Ранее мы рассматривали, что такое земли поселений.
Общее описание земель запаса
Их сравнивают с резервами для использования в будущем. Они находятся в любой точке страны, где никто не пожелал их приобрести, что свойственно малоосвоенным территориям: Сибири, Дальнему Востоку и т.д.
Земли запаса обладают разным качеством почв. Земли запаса понятие юридическое и их качество не определяет, к какой категории она относится.
Земли описываемой категории, если правильно рассчитать перспективу развития местности, вполне прибыльный объект вложения средств. Развитие городов, населенных пунктов, их расширение приводит к изменению цены.
Так, например, при изъятии участка под государственные или общественные нужды, выкуп проводится по рыночной цене.
В земли запаса переводятся участки, подвергшиеся загрязнению (в частности, радиоактивному облучению) или непригодные в качестве сельскохозяйственных угодий.
Отсутствие в документах сведений об отнесении земель к той или иной категории, означает, что земля относится к категории запаса. Законодательство требует отнесения земель к одной из категорий.
Правовой режим земель запаса
С точки зрения закона все земли, не имеющие владельцев, ни как не обозначенные, считаются государственными или муниципальными автоматически, никакого специального решения по ним не принимается.
- Земли запаса не используются гражданами или организациями;
- На земли запаса не распространяется градостроительный регламент, из-за неизвестности их использования в будущем;
- Разрешается перевод в любую целевую категорию;
- Решению о праве собственности или ином праве предшествует определение категории земельного участка;
- Разрабатываются программы по их улучшению, очищению;
- Ответственность распределяется между органами власти, согласно разделению прав на землю между регионами и государством;
- Используются в качестве территорий, отведенных для охоты, разработки недр или иных целей использования.
Как поменять категорию земель запаса?
Процесс перемены категории расписан в отдельных нормативных документах. Существует закон, в котором расписываются основания и процедуры изменения категорий.
Согласно ему, процесс заключается в нескольких стадиях:
- найти орган, который вправе решать вопрос об изменении цели использования участка;
- подготовить ходатайство, собрать бумаги;
- оформить свое право собственности уже с учетом изменения цели использования.
Кадастровые данные не всегда полные, и, при нехватке, они берутся из договора, иной бумаги, подтверждающей право собственности. Ранее действующее законодательство постоянно менялось и гражданам приходится сталкиваться с путаницей, отсутствием данных.
Инициировать вопрос об уточнении категории обязаны владельцы, собственники участков, после чего и принимаются решения органами власти.
Если есть различия между данными в кадастре и данными, отраженным в бумагах, приоритет отдается бумагам, если оформление состоялось после 05.01.2005.
Если сведений нет ни в свидетельстве, ни в акте на землю, ни в кадастре, муниципальные власти (местный совет) принимают решение о цели использования земель). Записи в кадастре делаются бесплатно, изменения в реестре оплачиваются пошлиной.
Предусмотрены полномочия в вопросе изменения категорий при отсутствии разделения государственных земель:
- изменение категорий земли и изменение из-за этого границ земель Москвы, Петербурга, утверждается федеральным правительством (по Севастополю изменений не вносилось);
- перевод земель запаса в иную категорию в общегосударственных целях проводится федеральным правительством;
В оставшихся случаях перевод земель запаса осуществляют или региональные власти или муниципальные власти, смотря, как распределяются полномочия между ними. Муниципальные власти могут получить такое право от региональных властей.
Переводом земель, относящихся к городским округам, районным или населенным пунктам занимаются органы власти, действующие в их пределах, если только земли находились в пределах территориальных образований до 05.01.2005.
Отмечается, что изменение по внутригородским, поселковым землям проводится исключительно решением органов власти, собственники и владельцы в решении вопроса не участвуют.
Описанные правила касаются регионов, где не разделены земли между центральным правительством и региональными властями, что затрагивает и муниципальные власти. Если же разграничение проведено, каждый уровень власти решает вопросы по землям, находящимся под его ответственностью.
Какие категории земель могут быть присвоены землям запаса?
Их количество ограничено:
- землями запаса;
- землями населенных пунктов;
- землями, используемыми под промышленные, транспортные, коммуникационные, оборонные, космические объекты – нет замкнутого списка целей назначения;
- земли лесов;
- земли занятые водными объектами;
- земли под занятие сельским хозяйством.
В классификаторе целей использования земли перечислены возможные варианты использования участка в рамках каждой категории:
- какие здания, какого назначения возводятся.
- если речь идет о садоводческих товариществах, описаны варианты использования общих земель и отдельного участка, принадлежащего каждому владельцу.
В рамках категории предлагается свободно выбирать один из видов разрешенного использования, никакого специального разрешении, получать нет необходимости.
Процесс перевода земель в другую категорию
Изменение категории проходит почти одинаково, ряд особенностей обуславливается предыдущей категорий. Особенность земель запаса в предварительном формировании участка.
Что понимается под формированием участка?
- Кадастровые инженеры фиксируют границы участка;
- Составляется план расположения участка;
- Участок вносится в кадастр.
Услуги кадастровых инженеров не бесплатны и их оплачивает заинтересованное лицо, имеющее разрешение на оформление бумаг на права на конкретный участок.
Особенностью земель запаса – отсутствие согласования границ участка с другими собственниками.
В тоже время не разрешается формировать участки:
- На охраняемых территориях (земли, занятые водными объектами, лесами);
- Пересекающие границы территориальных образований (городов, поселков и т.д.).
Формирование участка не должно нарушать градостроительные регламенты, в частности, размеры участков, целевое использование и т.д.
Категорию меняют после подачи заявления и бумаг, к нему приложенных. Каково примерное содержание ходатайства?
- указание сведений из кадастрового паспорта;
- категории (первоначальная и желаемая);
- выписка из реестра об отсутствии правообладателя;
- копии паспорта;
- копия доверенности представителя и его паспорта;
- выписка из реестра об отсутствии прав на участок;
- материалы отправляются на проведение государственной экологической экспертизы.
Как правило, земли, передаваемые из запаса в качестве земельных участков, не существовали, нет ничего на них и заниматься вопросами изменения категории почти не приходится. Тем более, что земли запаса перед формированием участков получают решением органа государственной или муниципальной власти категорию. Решение принимается в виде акта.
Но, что, если приходиться заниматься изменением категории?
Заявление передается в нужный орган, который проверяет и заявление, и приобщенные бумаги.
Отказывают в принятии заявления, если:
- нет всех документов или они не соответствуют законодательству (выдал не полномочный орган, отсутствуют обязательные элементы);
- бумаги подало лицо, не имеющее на это право.
Наличие оснований отказать в ходатайстве обязывает госорган отослать ответ не позже 30 суток.
- Федеральное правительство принимает решение в срок – 3 месяца;
- Региональным властям отводится 2 месяца.
Решение об изменении категории излагается в акте.
- На основании чего принят акт (решение совета, собрания, думы или иного органа власти);
- Описываются размеры участка, адрес, кадастровый номер;
- Категория, которая была и категория, которая присвоена.
Акт носит постоянный характер, его нельзя принять на ограниченный отрезок времени.
Когда отказывают в перемене категорий?
- Ограничение, установленное федеральным законом;
- Нарушение градостроительного регламента местности (не соответствие категории планам дальнейшего развития);
- Негативные выводы экологической экспертизы.
Заинтересованный человек вправе жаловаться в суде, если считает отказ необоснованным и незаконным.
Если принимается решение в пользу изменения категории, сообщение направляется всем заинтересованным. Копия отправляется в органы кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость.
Возникает вопрос: нужно ли менять бумаги, подтверждающие права на участок или нет?
В законе говорится, что действительность выданных ранее бумаг сохраняется. Достаточно приобщать копию акта или получить новый кадастровый паспорт. В новом паспорте будет вписано наименование новой категории.
Источник: https://moidom911.ru/ychastki/chto-takoe-zemli-zapasa.html
Земли запаса: что это такое и на каких правах предоставляется
Земли запаса – это юридическое определение территорий, не имеющих целевого назначения, находящихся в резерве.
Данные участки могут находиться в любой части страны, в которой их никто не приобрел и не задействовал. Не малое количество таких земель в малозаселенных и не освоенных областях Сибири и Дальнего Востока. Качество почв земель запаса различно.
При правильном расчете перспектив развития описываемых областей они становятся прибыльным инвестиционным объектом. Увеличение площади городов приводит к возрастанию их цены.
ВНИМАНИЕ! В земли запаса осуществляется перевод загрязненных и подвергшихся радиоактивному заражению участков, а также земель по каким-то причинам не пригодных для применения в сельском хозяйстве.
Отсутствие документальных сведений об отнесении территории к какой-либо категории, значит, что участок относится к запасной категории.
Земли запаса являются государственной или муниципальной собственностью. Они не принадлежат ни юридическим, ни физическим лицам. В соответствии с действующим законодательством для использования участков им необходимо присвоить категорию.
К примеру, земля пригодная для использования в сельском хозяйстве или в промышленности. Если участок не относится ни к одной из категорий, не имеет зарегистрированного владельца и является пустующим, то он переводится в резерв и определяется как земля запаса.
Данные территории могут быть в различном состоянии. Разрабатываются программы по их очищению и улучшению. Ответственность по развитию местности распределяется между государством и региональными органами.
Градостроительный регламент на данный тип территории не распространяется. Разрешается их перевод в любую категорию для дальнейшего целевого использования.Право собственности на землю может быть приобретено после определения категории местности. Зачастую земли запаса могут использоваться для разработки земных недр и как охотничьи угодья.
Изменение категории земель
Способ изменения категории нормирован законом и описан нормативными документами. Согласно которым существует определенный порядок действий:
- Определение органа, решающего вопрос о целевом изменении использования участка.
- Подготовка ходатайства и сбор документов.
- Оформление права собственности, учитывающее основное целевое назначение территории.
Законодательство часто изменялось, из-за чего возникает путаница и недостаток данных. При нехватке кадастровых данных их берут из документов, удостоверяющих право собственности. Вопрос о категории участка инициируется владельцами, а решение о присвоении категории принимают органы власти.
Если необходимых сведений не дает акт на землю, свидетельство и кадастр, то цели использования земель определяет местный совет. Изменения в кадастре производятся бесплатно, а за поправки в реестре вносится пошлина. Полномочия в присвоении и изменении категории государственным землям Москвы и Петербурга, изменение границ участков принадлежат Федеральному Правительству.
В иных случаях использование земель запаса, их перевод в другую категорию регламентируется муниципальными или региональными властями. Региональные власти могут передать права на муниципальный уровень.
ВНИМАНИЕ! Переводом участков относящихся к районным или городским территориям, другим населенным пунктам занимается местная власть, если земли находились в их пределах до 05.01.2005.
Следует отметить, что изменения относительно поселковых, внутригородских участков проводится решением местных органов власти. Землями распоряжается муниципалитет. Владельцы и собственники участков не участвуют в решении вопроса.
Правила относятся к регионам, где земли не разделены между федеральными и региональными властями. Если разделение существует, то неиспользуемые земли находятся в распоряжении соответственного органа власти.
Перечень территорий
Количество их ограничивается:
- Уже существующими землями запаса.
- Территориями населенных пунктов.
- Участками, на которых находятся коммуникационные, транспортные, промышленные, космические, оборонные и прочие объекты.
- Территориями лесов.
- Областями, на которых находятся водные объекты.
- Сельскохозяйственными угодьями.
Классификатор целей использования земель дает полный перечень вариантов использования участков по каждой категории:
- Назначение возводимых построек.
- Если рассматривается вопрос о садоводческих и дачных товариществах, то описываются правила использования общей территории и каждого участка в отдельности.
В рамках присвоенной категории допускается эксплуатация земель по одному из разрешенных видов использования. Дополнительного разрешения в данном случае не требуется.
Инструкция по переводу
Изменение категорий производится практически идентично. Особенности изменения следствие предыдущей категории участка. Для земель запаса необходимо выполнить предварительное формирование участка. Что такое формирование участка?
- Формирование участка требует участие кадастрового инженера, который зафиксирует границы земельного участка. Услуги инженеров оплачиваются лицом, имеющим допуск на оформление соответствующих документов.
- Составление плана расположения на местности участка.
- Внесение участка в кадастр.
Земли запаса подлежат государственному учету, но не имеют согласованных границ участков с другими владельцами. Местности, на которых не разрешено формирование участков:
- Территории, пересекающие границы городов, поселков и других населенных пунктов.
- К землям относятся находящиеся под охраной области с водными объектами, лесами и пр.
Сформированный участок не должен нарушать градостроительный регламент своими размерами и целевым использованием. Для изменения категории нужно подать заявление и собранные документы. ходатайства:
- Сведения из кадастрового паспорта.
- Сведения о категории (изначальной и желаемой).
- Актуальные выписки из реестра, которыми удостоверяется отсутствие правообладателя, форма собственности, в которой находятся земли.
- . Копия паспорта.
- Копия паспорта представителя и доверенности.
- Выписка из реестра, удостоверяющая отсутствие прав на участок.
Все собранные документы используются для проведения государственной экологической экспертизы. В большинстве случаев земли запаса не существовали как земельные участки, поэтому изменять категорию не нужно. Они получают свою начальную категорию решением в виде акта перед обозначением границ участков.
Возможные трудности
Зачастую проблемы возникают, если запользованная земля меняет владельца. Заявление подается в соответствующий орган, где проверяются все приобщенные документы и само заявление. В принятии заявления может быть отказано в случае:
- Отсутствует один или несколько необходимых документов.
- Документ не правильно оформлен, не соответствует законодательству.
- Документы подает лицо, не имеющее соответствующих прав. Не редко документы предоставляются на правах доверенных лиц.
При возникновении оснований для отказа ответ дается в течение 30 суток. Федеральные власти принимают решение в течение 3 месяцев. Региональным властям дается срок не более 2 месяцев.
При смене категории решение выдается в виде акта. В акте описаны размеры участка, кадастровый номер, адрес, присвоенная и начальная категории.
Отказ может быть получен из-за ограничения, установленного законом, при нарушении регламента градостроительства и при соответствующем заключении экологической экспертизы. Отказ может быть обжалован в суде.
Загрузка…
Источник: https://domosite.ru/zemlya/ispolzovanie-zemel-zapasa-forma-sobstvennosti-v-kotoroy-ona-nahoditsya-i-vozmozhnyie-problemyi
Земли запаса как особый раздел законодательства
В малоосвоенных регионах Российской Федерации, таких как Камчатка, Чукотка и другие, находится большое количество площадей, принадлежащих государству или муниципалитету.
В иных частях России тоже встречаются такие угодья, но в гораздо меньшем количестве. Эти участки называют земли запаса. Они не имеют отношения к физическим или юридическим лицам.
Эти владения не определены к какой-либо разновидности земель, не имеют целевого назначения и находятся в резерве.
Общее описание и правовые аспекты
В Земельном Кодексе Российской Федерации есть термин, что такое земля запаса. Пункт 1 статьи 103 дает описание данного юридического понятия. Говоря простыми словами, это площади, принадлежащие государству, не имеющие законных владельцев и не предназначенные для эксплуатации. Они являются резервными территориями.
Согласно правовому режиму, такие области не могут использоваться под строительство, промышленность, аграрные или сельские работы. При этом на таком пространстве разрешено проведение геодезических, кадастровых, землеустроительных и иных работ.
Участки, оставшиеся бесхозными, могут быть преобразованы в группу резервных территорий, если факт их бесхозности будет отражен в кадастровом паспорте. В таком случае они передаются муниципалитету и могут эксплуатироваться по его усмотрению.
Допускается добровольный отказ физических или юридических лиц от права собственности, пользования и распоряжения участками. Такое решение не зависит от причин, побудивших к отказу.
Для этого необходимо подать заявление в уполномоченное ведомство. Право собственности прекращается с момента государственной регистрации.
После этого обязанность по уплате соответствующих налогов ложится на муниципалитет.
А также в класс резерва преобразовывают области, подвергшиеся химическому или радиоактивному воздействию. Они переходят в разряд земель на консервации.
Эти наделы могут сохраняться за прежним собственником или перейти во владение государства.При этом разрабатывается регламент землеустройства, где указывается срок консервации, процедуры по восстановлению, присваивается очередность и высчитывается стоимость.
Ответственность за очищение и улучшение таких территорий лежит на муниципальных органах власти. Они же и инициируют перевод участков в иную разновидность. Органы местного самоуправления имеют право поставить владения на кадастровый учет и впоследствии предоставить людям для ведения хозяйства или в других целях путем проведения аукциона или конкурса.
Назначение и виды
Вся площадь земель Российской Федерации по целевому назначению бывает:
- сельскохозяйственные;
- населенных пунктов;
- промышленности;
- обороны;
- особо охраняемые;
- лесного и водного фонда;
- запаса.
По правовой принадлежности области существуют:
- Федеральные.
- Субъектов Федерации.
- Муниципальные.
В зависимости от принадлежности, решения о пользовании наделами принимается уполномоченными ведомствами. Так, по Федеральной собственности решения принимаются Правительством РФ, по собственности субъектов – исполнительной властью субъектов, по муниципальным делянкам – местной администрацией.
В обязанность уполномоченных властей включена инвентаризация, постановка в государственный реестр учета прав на недвижимое имущество и последующее предоставление нуждающимся с целью ведения личного хозяйства или иного пользования. Наделы могут предоставляться бесплатно или продаваться по установленной цене. А также на них могут быть заключены договора аренды с последующим выкупом.
Резервные территории можно разделить на две группы:
- Не используемые гражданами или юридическими лицами.
- Составляющие специальный фонд.
При этом к ним не относятся территории фонда перераспределения. В состав спецфонда входят области, которые эксплуатируются:
- нерационально;
- не по целевому назначению;
- с нарушениями законодательства.
Помимо этого, к ним относятся:
- выбывшие из оборота сельскохозяйственные угодья;
- лесной фонд, не покрытый лесом.
Вышеперечисленные области нельзя использовать до момента перевода в другую категорию земель.
В качестве исключения на таких местностях допускается сбор ягод, рыбалка, прогон скота, заготовка сухостоя и другие случаи пользования гражданами природных ресурсов для личного применения, без получения дохода.
Категории и процесс перевода
Для использования земель запаса они должны быть переведены в какую-либо другую категорию. При этом каждой группе соответствует определенный вид. Федеральным законом утвержден классификатор видов разрешенного использования (ВРИ).
1 | Сельскохозяйственные | Лесные насаждения, водные объекты, дороги, коммуникации и постройки аграрного и сельского значения |
2 | Населенных пунктов | ИЖС |
3 | Промышленные | Возведение производственных объектов и хозяйствование предприятий |
4 | Охраняемые | Заповедники и заказники |
5 | Водного и лесного фондов | Лесное хозяйство и водные объекты |
Необходимость преобразования может возникнуть, например, в случае недостаточного количества местности под строительство в населенных пунктах при их расширении.
Разрешить изменение вида пользования могут только органы местного самоуправления.
Процедуру преобразования инициирует заинтересованное лицо, которое самостоятельно обращается в администрацию с ходатайством. В нём указываются следующие сведения:
- Номер, присвоенный Росреестром.
- Нынешняя и желаемая группа земель.
- Аргументированная причина перевода.
При изменении предназначения местности соблюдается множество нюансов и проводится тщательное её изучение.
Вместе с ходатайством предоставляется пакет документов:
- Документы, удостоверяющие личность заявителя.
- Заявление о переводе в другую категорию.
- Выписка, подтверждающая, что необходимая зона принадлежит к резервному фонду.
- Выписка, подтверждающая, что участок не имеет владельца.
- Заключение государственной экологической экспертизы.
Процесс перевода длителен, и зачастую гражданину требуется помощь квалифицированного юриста. В случае несоответствия пакета документов правовым нормам заявителю могут отказать в рассмотрении заявления.
А также поводом может послужить не соответствующий нормам закона статус заявителя. Отказ готовится в течение 30 дней с подачи заявления и оформляется соответствующим актом.
При получении отказа заявитель имеет право обжаловать решение администрации в судебном порядке.
При положительном решении органы местного самоуправления также готовят акт, в котором указывают:
- Причину изменения группы.
- Границы, площадь и номер участка, согласно государственному реестру.
- Наименование присвоенного назначения.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» необходимо проведение кадастрового учета при изменении категории земель.
Заявитель обращается в кадастровую палату для изменений сведений об участке. После этого он может эксплуатировать владение согласно целевому предопределению, без каких-либо дополнительных разрешений. При этом у человека возникает обязанность по уплате соответствующих налогов и по сохранности полученной делянки.
Незаконное или нецелевое использование
В ЗК РФ к незаконной эксплуатации относят следующие действия:
- строительство на неразрешенной местности;
- неразрешенное выращивание сельскохозяйственных растений;
- незаконная добыча и пользование недрами;
- повреждение водных объектов.
При установлении фактов незаконной эксплуатации муниципальных владений нарушители привлекаются к административной ответственности, а нанесенный им ущерб не возмещается государством. Это означает, что если человек, к примеру, построил дом без соответствующего разрешения, то дом будет снесен, а человек не получит никакой компенсации.
К нецелевой эксплуатации относится любое нарушение категории и вида разрешенного использования. Нарушения бывают очевидными, например, сооружение коммерческих конструкций на местности, уготованной для ИЖС, или возведение промышленных предприятий на сельскохозяйственных наделах.
Но встречаются и неоднозначные ситуации. Например, местность узаконена под ИЖС, а там размещены коммуникации или дороги. Для разрешения спорных ситуаций следует обратиться в компетентные ведомства.
За нецелевую эксплуатацию предусмотрена административная ответственность в форме штрафа, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости надела.Нарушения выявляются в ходе плановых проверок или профилактических мероприятий, проводимых компетентными ведомствами. Уполномоченное лицо осматривает область и составляет акт о выявлении правонарушений или отсутствии таковых.
При обнаружении нарушений эксплуатации надела выносится постановление о привлечении к административной ответственности виновных лиц. В течение 10 дней с момента получения постановление может быть обжаловано в судебном порядке.
Правила охраны
Все земли, в том числе и невостребованные, находятся под охраной государства. Охрана резервов заключается:
- в предотвращении негативного воздействия или загрязнения;
- в улучшении состояния;
- в восстановлении почв.
Особенности оценки состояния наделов закреплены в законодательстве Российской Федерации.
Для поддержания благоприятной экологической обстановки не только государство, но и собственники должны заботиться о своих пределах:
- Защищать от сорняков.
- Не допускать эрозию почв.
- Ликвидировать загрязнения.
- Сохранять уровень плодородия.
При невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств по сохранению владений к землевладельцу применяется мера административной ответственности в форме штрафа.
Разрешение спорных моментов
При возникновении спорных ситуаций лучше обратиться за помощью к квалифицированному юристу. А также при разногласиях с местной администрацией можно обратиться в суд.
Помимо ЗК РФ, такие вопросы регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ и другими подзаконными актами.
При загрязнении почвы радиоактивными или химическими отходами без вины землевладельца можно через суд добиться получения компенсации расходов и возмещения стоимости делянки.
Земля запаса – особенная резервная территория, которая не может эксплуатироваться или передаваться в собственность граждан до перемены целевого назначения. После смены вида разрешенного использования они могут эксплуатироваться по целевому предназначению.
Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ogranicheniya-po-ispolzovaniyu/zemli-zapasa.html
Как можно использовать запасные земли
Земельный Кодекс РФ классифицирует земли в соответствии с их разрешенным использованием (целевым назначением), устанавливает различные правовые режимы для них и территориальное зонирование. Законодательство (ст. 7 ЗК РФ) выделяет семь крупных категорий земель:
В реальности физические и юридические лица могут пользоваться земельными участками по классификатору ВРИ, который устанавливает 13 категорий (групп) и 115 видов разрешенного использования. Как можно заметить, в классификаторе отсутствуют седьмая категория земли запаса. Получается, что использовать их нельзя? В статье постараемся ответить на этот вопрос.
Зачем нужны земли запаса и можно ли их использовать
К землям запаса относятся земли, которые часто называют “ничейными”: они не являются собственностью граждан, предпринимателей, предприятий и организаций.
Собственник у таких земель, конечно, есть — это государство или муниципальные образования (МО).
К запасному земельному ресурсу не имеют отношения земельные участки (ЗУ) фонда перераспределения, также принадлежащие государству и муниципалитетам (п.1, ст. 103 ЗК РФ).
Отличие земель запаса от фонда перераспределения
Разница в том, что ЗУ фонда распределения имеют сугубо сельскохозяйственное назначение. Они выделяются:
- для ведения сельхозпроизводства;
- создания ЛПХ и ФКХ;
- разведения животных;
- садоводческой и огороднической деятельности;
- выпаса животных и сенокошения.
Фонд образуется из участков, приобретённых на законных основаниях государством, субъектами РФ и МО у гражданских и юридических лиц. В него не входят изъятые для государственных, либо мун. нужд участки ЗО.
- Земли перераспределительного фонда можно использовать для сельскохозяйственной деятельности, научных разработок в области с/х, создания охотничьих и рыбоводческих хозяйств (ст. 78 ЗК РФ).
- Допускается использование с/х земель также для строительства или реконструкции газопроводов, нефтепроводов, инженерных линейных объектов коммуникаций и связи и т.д. При этом на участки, где будет осуществлено подобное строительство/реконструкция, накладывают публичный сервитут. Не требуется переводить земли сельхозназначения в другую категорию при возникновении необходимости такого рода использования.
- Сведения о свободных земельных участках фонда перераспределения находятся в широком доступе.
В отличие от фонда распределения, ЗУ земли запаса могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам для использования в самых разнообразных целях:
- ведения ЛПХ, ФКХ;
- создания СНТ и ОНТ;
- строительства МКД, дорог, инженерных объектов;
- создания охотничьих хозяйств; комплексного освоения территории и т.д.
Использование земель запаса возможно только в том случае, если осуществлён перевод земли в иную категорию. В порядке исключения разрешается не производить перевод, когда земельный участок принадлежит охотничьим угодьям, или на нём ведется разработка недр.
Перевод земли запаса в другую категорию
Последовательность перевода будет следующий:
- Вначале необходимо сформировать по всем правилам земельного кодекса новый участок: подготовить план и утвердить его.
- После этого производится кадастровая регистрация ЗУ.
- Разрешением на перевод является акт, принятый государственными или муниципальными органами о переводе земли в соответствующую ВРИ категорию:
- например, для ведения личного подсобного хозяйства либо садоводство нужен перевод земель запаса в земли сельхозназначения;
- для индивидуального жилого строительства — в земли для поселений и т.д
- Обращаться гражданам и юридическим лицам о переводе земли в другую категорию не надо.
Формирование нового земельного участка из земель запаса
Образование и раздел нового ЗУ происходит в соответствии со статьями 11.2 ‑11.3 ЗК РФ. Участок может быть образован на основании трех возможных документов:
- межевого плана территории (ПМТ), утвержденного ГрК РФ;
- технического проекта участка лесного фонда;
- СРЗУ (схемы расположения земельного участка) на КПТ (кадастровом плане территории).
Таким образом для образования земельного участка из земель запаса не всегда требуется наличие межевого плана. Достаточна схема ЗУ с обозначенными границами на КПТ.
Однако без межевого плана не обойтись, если участок:
- образован из лесного фонда, и на нем будут расположены инженерные объекты;
- предназначен для садоводства или или огородничество;
- расположен в границах застроек многоэтажек (МКД)*;
- необходим для комплексного освоения и развития территории;
- образуется для строительства дорог, газопроводов и других важных линейных объектов федерального, государственного или муниципального значения.
*Данный пункт будет действовать только до 2035 г.
Формирование участков, предоставляемых гражданам и юридическим лицам, и расположенных в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), происходит в соответствии с Федеральным Законом № 119 — ФЗ, принятым по отношению к распределению земель гос. и мун. собственности ДФО, первого мая 2016 г.
Подготовка схемы
Подготовка СРЗУ ведется с учётом правил землепользования, землеустройства и строительства и регулируется статьей 11.10 земельного кодекса. Учитываются следующая документация:
- о территориальном планировании;
- проектном плане территории;
- положения об ООПТ;
- территориальном зонировании;
- территориях общего пользования.
На схеме расположения одного или нескольких участков должны быть указаны:
- их границы и площади;
- условные или кадастровые номера (кадастровые указывается, если сведения об участках, образующих новый ЗУ, внесены в ЕГРН);
- красные линии;
- участки общего пользования;
- местоположение зданий, построек и ОНС (объектов незавершенного строительства).
Подготовка схемы осуществляется:
- государственными исполнительными органами или ОМСУ;
- самими гражданами и юридическими лицами, если участок выделяется не на торгах, либо предоставляется в бессрочное пользование или аренду;
- лицами, в чью пользу изымается ЗУ;
- гражданами, которым ЗУ предоставляется для ведения ЛПХ, садоводства, огородничества, ИЖС.
Схема расположения ЗУ должна быть выполнена в электронном виде. Исключение — ЗУ, предоставленное гражданам без торгов: если они сами подготавливают схему, то в этом случае допускается бумажный вариант документа по форме и с соблюдением требований, установленных уполномоченными органами исполнительной Федеральной власти.
Заказать схему можно на официальном сайте ЕГРН — органа государственного кадастрового учета в интернете.
Это услуга бесплатна для органов государственной власти ОМСУ и ЕИРЖС (единого института развития жилищной сферы).Стоимость услуги и порядок оплаты для гражданских и юридических лиц устанавливается фед органами исполнительной власти.
Утверждение СРЗУ
В отношении каждого образуемого участка должно быть вынесено решение с указанием:
- площади ЗУ;
- адреса либо описание местоположения ЗУ;
- кадастрового номера участка либо нескольких ЗУ, из которых образуется новый земельный участок (при наличии регистрации этих участков в органе кадастрового учета);
- территориальной зоны, установленной градостроительным регламентом;
- ВРИ (вида разрешенного использования), если градостроительный регламент на вновь образуемый земельный участок не распространяется;
- категории земель, к которым принадлежит образуемый ЗУ.
Утвержденная СРЗУ действительна в течение 2 лет. Она является разрешением на формирование нового земельного участка из земель запаса. В течение этого времени земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учет и переведён другую категорию.
Могут ли не утвердить СРЗУ
Не принять сразу исполнительные органы государственной и муниципальной власти могут в следующих случаях:
- несоответствие плана расположения земельного участка установленным стандартной форме и требованиям;
- при частичном или полном наложении нового образованного участка на уже существующий или другой ЗУ, решение об образовании которого ещё не истекло;
- при нарушении требований статьи 11.9 ЗК РФ:
- несоблюдение максимального и минимального размера ЗУ;
- при пересечении границ населенных пунктов, МО, территориальных зон, лесопарков, лесных хозяйств (за исключением участков, предназначенных для геологической разведки, добычи ископаемых размещения инженерных объектов, водохранилищ, водоёмов, гидротехнических сооружений);
- если сохраненное при разделе обременение не позволяет использовать участок в соответствии с ВРИ;
- при изламывании в результате раздела земли существующих границ, невозможности строительства объектов недвижимости и т.д.;
- несоответствии СРЗУ проекту плана территории, правила землеустройства и положениям об ООПТ;
- расположении участка в границах зоны, для которой проводится межевание.
- Если схема расположения ЗУ была утверждена раньше плана межевания территории (ПМТ), при этом границы участка на СРЗУ и ПМТ пересекаются, то участок образуется в соответствии с СРЗУ.
Регистрация прав собственности на ЗУ земель запаса
Физические и юридические лица с утверждённой схемой расположения ЗУ имеют право поставить данный участок на кадастровый учет.
При этом они могут произвести регистрацию прав собственности на образуемый ЗУ, причем не своей, а РФ, субъектов РФ или муниципалитетов.
Наличие доверенности от данных государственных структур власти не требуется (п. 18 ст. 11.10 ЗК РФ).
Заключение
Таким образом граждане и юридические лица могут:
- использовать земли запаса, предварительно переведя их в иную категорию;
- приобретать отдельные участки в собственность или аренду;
- подготавливать схему расположения вновь образуемого ЗУ;
- ставить земельный учусток на учёт в ЕГРН;
- регистрировать без доверенности государственные или муниципальные права собственности.
Загрузка…
Источник: https://moezhile.ru/yurist/zemli-zapasa.html