Как платится земельный налог юридическими лицами

Содержание

Глава 31 НК РФ. Земельный налог

Как платится земельный налог юридическими лицами

Во всех муниципальных образованиях России: городах, селах, районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем в каждом из муниципалитетов уплата земельного налога введена своим отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением).

Как соотносятся общие правила и местные особенности

Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе.

Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в НК РФ. Для физических лиц срок уплаты налога закреплен непосредственно в Налоговом кодексе.

 Наконец, местные власти могут ввести свои льготы по земельному налогу, а также установить, либо не устанавливать отчетные периоды в рамках налогового периода.

Кто платит земельный налог

Физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Также налогоплательщиками являются управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларации по земельному, транспортному и «имущественному» налогам

Кто не платит земельный налог

Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.

Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога.

В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности); любые предприятия в отношении земли, занятой государственными автодорогами общего пользования и ряд других категорий. Данный перечень действует во всех без исключения местностях.

Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.

На что начисляется налог

На сформированные земельные участки. Участок является сформированным, если он имеет кадастровый номер и занесен в Единый государственный реестр земель с указанием категории, границ, площади и т д. По еще не сформированным участкам земельный налог платить не нужно.

На что не начисляется налог

На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ. Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни.

Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами.

Также с 1 января 2015 года предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая ставка

Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли.

Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства  предельно допустимая ставка равна 0,3%.

Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5%.

К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.

Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно

До 2020 года налогоплательщики-организации вычисляли сумму земельного налога самостоятельно. Налог за 2020 год и более поздние периоды рассчитывают как организации, так и инспекторы.

ИФНС направляет в адрес компании сообщение, где указана ставка, сумма к уплате и другие сведения.

В случае несогласия компания вправе оформить пояснения и приложить к ним документы (например, о льготе), а налоговики обязаны их рассмотреть.  

Индивидуальные предприниматели и физлица без статуса ИП уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция.

 При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление.

Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.

На практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается.

Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог.

Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

  Физлиц, не исполнивших указанную обязанность,  могут оштрафовать в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.

Как рассчитать земельный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли.

Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов.

Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.

Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.

В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму. Она равна кадастровой стоимости 600 кв. м. площади участка.

В число лиц, которые вправе воспользоваться данной льготой, вхдят,  в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды и пенсионеры.

 Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.

Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году.

В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента.

Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году. Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав.

Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав. Этот же алгоритм следует применять в ситуации, когда  в середине года поменялся вид разрешенного использования участка, либо участок был переведен из одной категории земель в другую.

Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля, и продала 20 сентября. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).

ВАЖНО. В связи с пандемией отменен налог и авансовые платежи за период владения участком с 1 апреля по 30 июня 2020 года — в отношении объектов, предназначенных для предпринимательской и (или) уставной деятельности. Льгота распространяется на следующие категории:

– ИП и компании, работающие в отраслях, наиболее пострадавших из-за коронавируса (перечень утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.20 № 434, см.: «Расширен список кодов ОКВЭД, по которому определяется пострадавший от коронавируса бизнес»), включенные на основании налоговой отчетности за 2018 год в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

– компании, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года получают субсидии и гранты (см. «Принят закон, который освобождает бизнес от налогов и взносов за второй квартал 2020 года»).

Где узнать кадастровую стоимость

В документах на участок, а также в территориальном Управлении Росреестра или на его официальном сайте. Предоставление информации о кадастровой стоимости для налогоплательщиков бесплатно.

Когда перечислять деньги

Налогоплательщики-организации и предприниматели перечисляют земельный налог не позднее даты, установленной местным законодательством. Согласно нормам главы 31 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Автоматически сформировать платежку на уплату налога по данным из декларации и сдать отчетность через интернет

Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, предприятия и ИП должны в течение года делать авансовые платежи.

Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку. Перечислять авансовые платежи нужно в сроки, установленные муниципалитетом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года.

Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций и предпринимателей от авансовых платежей.

ВНИМАНИЕ.  В 2020 году для отдельных категорий продлен срок перечисления авансовых платежей за I квартал 2020 года (в муниципалитетах, где они установлены). Перевести деньги в бюджет нужно не позднее 30 октября 2020 года. Воспользоваться льготой могут:

 – организации и ИП, которые включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года и которые относятся к отраслям, наиболее пострадавшим из-за коронавируса (список таких отраслей утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.20 № 434); 

– компании, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года получают субсидии и гранты.

Налогоплательщики — физические лица не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в НК РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).  

Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства.

Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе земельного налога.

Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки. 

Как отчитываться по земельному налогу

По земельному налогу за 2019 год и более ранние периоды налогоплательщики-организации  сдают декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.

По земельному налогу за 2020 год и более поздние периоды налогоплательщики-организации  деклараций не сдают.

Расчеты по авансовым платежам не предусмотрены.

Организации, не владеющие участками земли, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по земельному налогу.

Для налогоплательщиков — физических лиц отчетность по земельному налогу не предусмотрена.

До 2015 года в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели были обязаны  не только самостоятельно рассчитать земельный налог, но и представить налоговую декларацию. Однако с 2015 года ИП представлять налоговую декларацию не обязаны.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2011/1/4224

Расчет налога на землю для юридических лиц

Как платится земельный налог юридическими лицами

Все собственники земельных участков являются налогоплательщиками. За счет таких поступлений пополняется государственный бюджет. Юрлица относятся к особым участникам и несут бремя согласно тарифным ставкам. Следует отметить, что налог на землю юридических лиц рассчитывается в зависимости от кадастровой стоимости земли.

Понятие и ставка налога на землю для юридических лиц

Земельный налог – это обязательный платеж, который должны платить юридические лица за землепользование, принадлежащее им на правах собственности, бессрочного владения или пожизненной ренты, перешедшее через наследование.

Плата пошлины за землю является обязательной для всех земельных категорий. Это обусловлено тем, что наделы находятся в муниципальном или частном владении. Налог не уплачивается только в том случае, если земля изъята из общего оборота, и ей присвоен статус культурного и исторического значения для государства.

К земельным объектам налогообложения относятся:

  1. Участки, отведенные под сельскохозяйственную деятельность.
  2. Водные и лесные территории, которые находятся в официальной собственности компаний, и это подтверждено соответствующими документами.
  3. Курортные и лечебно-профилактические зоны, цель деятельности которых оздоровление населения. Обязательно на данных территориях должны находиться базы отдыха, пансионаты, центры.
  4. Земли, которые находятся под промышленными предприятиями. А также наделы, отведенные под возведение дополнительных зданий и сооружений.

Если ранее пошлина была небольшой и не имела весомого значения, то сейчас картина кардинально изменилась. До недавних пор величина налога вычислялась исходя из балансовой стоимости земельного участка, но с 2017 года бремя взимается на основании кадастровой стоимости.

Порядок уплаты земельного налога юридическими лицами устанавливается федеральными и муниципальными органами. Существует две основных ставки – 0,3% и 1,5%.

Теперь следует подробнее рассмотреть, какие категории земель подпадают под данную ставку. В первую группу входят такие угодья, как:

  1. Участки сельскохозяйственного предназначения или земли, которые находятся в его составе.
  2. Объекты жилищной инфраструктуры, приобретенные для строительства (ИЖС, МКД), в т. ч. коммуникационные системы и элементы благоустройства.
  3. Наделы, которые взяты под ведение личного садоводства и огородничества.
  4. Территории, находящиеся под ограниченным оборотом, и предназначенные для обороны и безопасности, в т. ч. таможенных нужд.

Под 1,5% налогообложения подпадают другие земли. К таким участкам относятся наделы, выделенные для коммерческих целей. Налоговые ставки разрешено дифференцировать на законодательном уровне, в зависимости от категории объекта.

Когда у юридических лиц возникают налоговые обязательства

Плательщиками пошлины являются юридические лица, которые владеют угодьями на правах собственности или имеют право на бессрочное использование участка. Фирма обязана уплачивать бремя, если получила землю как наследуемое имущество. Юридическое лицо обязано оплачивать госпошлину в процессе осуществления предпринимательства и получения прибыли.

Для расчета налогообложения организации рекомендуется посетить официальный портал Росреестра. Получение соответствующей справки допускается через официальный запрос, направленный в территориальное управление ведомства.

Кадастровая стоимость участков считается ежегодно и официально пересчитывается 1 января. Информация об изменении земельной пошлины публикуется на административном сайте властями. Может возникнуть такая проблема, когда соответствующие органы не успели по всем регионам установить ставки. В этом случае налоговое бремя рассчитывается исходя из нормативной стоимости.

Принцип расчета налога с примером

Как считается земельный налог для юридического лица? Для того чтобы рассчитать налогообложение, которое следует оплатить собственнику, необходимо знать два показателя:

  1. Кадастровую стоимость земельного участка.
  2. Ставку, которую утвердили для определенной категории надела.

Все ставки являются фиксированными и предусмотрены для предпринимателей и общественных организаций. Это также зависит от вида земли, которую использует юридическое лицо. На одном уровне зафиксированы ставки в 1,5% и в 0,3%.

Налогообложение, помимо федеральных законов, регулируется на местном уровне. Но региональные власти не имеют широких полномочий в изменении ставок. Они могут только снизить норматив, предусмотренный ими же.

При расчете бремени используется такая формула:

Земельный налог = кадастровая стоимость участка (за 1 кв. м.) × площадь ЗУ × налоговая ставка (%)

Нз = Ск * Сн

где: Н3- сумма уплаты налога, Ск — стоимость участка по кадастру, Сн — действующая на данный момент ставка.

Формула может претерпеть изменения в случае, если юридическое лицо имеет льготы.

Как платить земельный налог юридическим лицам

Как правило, земельная пошлина исчисляется ежеквартально, и согласно этого юр. лица должны вносить авансовые платежи. Таким образом, система налога происходит следующим образом:

  1. С 1 января осуществляется начисление налога по формуле.
  2. После чего земельный налог четвертуют.
  3. Полученная сумма уплачивается юридическими лицами.

Все авансовые платежи вносятся по накопительному порядку согласно условиям, которые устанавливаются в определенном регионе. Окончательный взнос производится исходя из разницы между установленным налогом и уплаченными авансовыми платежами.

Сроки уплаты прописаны в правовых региональных документах. Именно в них указывается период внесения авансовых отчислений. Точные даты внесения ежеквартальных платежей указаны в соответствующих региональных актах.

Уплата земельного налога производится в ИФНС участником по месту регистрации. Чаще всего этим органом устанавливаются сроки, на протяжении которых лицо должно внести платежи. Но окончательный взнос производится не позднее 1 февраля следующего года.

Кто имеет право на льготы

Любой налог подразумевает под собой льготную категорию граждан, которые подпадают под облегчение оплаты. Согласно утвержденным нормативным актам, установлены группы юридических лиц, которые имеют послабления в уплате обязательного бремени при владении землей.

Право на 100% льготу предоставлено следующим категориям юридических лиц:

  1. Организации инвалидов, оформленные как общественные. Государство избавляет от уплаты учреждения, в составе которых находится более 80% людей с нарушениями здоровья. При этом от выплат избавляется не вся земля, а тот участок, на котором происходит осуществление деятельности инвалидами. Более того, такая информация должна быть прописана в Уставе.
  2. Общественные народные промыслы. Предприятие избавляется от уплаты земельного налога, если основной деятельностью юридического лица является производство промыслов и их организация. Соответственно, этот вид деятельности закрепляется документально. Если эти сведения фигурируют в уставной документации, то юридическое лицо не делает отчисления в ИФНС.
  3. Учреждения пенитенциарной службы. Налогом не облагается та земля, на которой деятельность осуществляют уголовно-исправительные колонии. Под эту категорию внесены территории СИЗО, колонии и другие учреждения, в Уставе которых прописан такой вид деятельности.
  4. Организации, в составе которых находится 100% капитал инвалидов. Не осуществляют налоговые вычеты инвалиды, занятые производственной деятельностью. При этом от бремени избавляются только те наделы, на которых расположены производственные мощностя.

Это не весь перечень льготных организаций. Ознакомиться с полным списком можно в действующем Законодательстве РФ.

Органы местного самоуправления могут устанавливать другие виды предприятий и организаций, которые попадают под льготные категории. А также допускается выделение отдельных категорий земель, на которые распространяются налоговые послабления. К таким территориям относятся:

  • обустроенные под автомобильные трассы;
  • имеющие статус отдельной экономической зоны.

Льготы предоставляются как на федеральном, так и местном уровне. Необходимость ознакомления с законодательными положениями обусловлена возможностью получения льготы в виде пониженной ставки. Подробная информация предоставляется администрацией по месту регистрации предприятия на основании официального запроса.

При этом федеральные власти устанавливают обязательный список льготников, а местные власти лишены полномочий на изменение. В их полномочия входит только дополнение списка.

Обязательные взносы не оплачивают те владельцы участков, земли которых имеют статус государственной собственности, природной и исторической ценности. Под эту же категорию попадают угодья, на которых осуществляется строительство многоквартирных домов. Освобождены от налогового бремени и религиозные организации.

Для получения послабления, следует направить удостоверяющие документы на право получения льготы не позднее 1 ноября текущего периода. В противном случае налоговая ставка будет начислять в стандартном размере.

Сроки уплаты земельного налога

Местные власти самостоятельно определяют время внесения налоговых платежей, а также их порядок. Сроки выплаты зависят от того, кем осуществляется платеж – юридическим или физическим лицом.

Оплата взносов производится не позднее 1 февраля следующего года. На протяжении всего периода выплачиваются три аванса, а последний вычет осуществляется до 1.02 следующего года.

Для того чтобы провести платеж, необходимо заполнить Декларацию земельного налогообложения. Документ может быть оформлен как в бумажном, так и в электронном виде.

Подача печатного варианта передается непосредственно в инспекцию по месту, а электронная форма может быть направлена на официальную почту учреждения. Правильно будет в обоих случаях.

Конечная дата регулирования оплаты налога устанавливается Федеральным Законодательством.

Штрафные санкции

При просрочке платежа на собственника земельного участка начисляется неустойка. На размер процентных ставок влияет фактор умышленного или случайного уклонения обязательного налогового бремени. При случайном пропуске срока с участника взимается 20% от общей задержанной суммы.

Под умышленным сокрытием уплаты налогов подразумевается преднамеренное желание отказа от обязательных платежей. Юридическое лицо должно понимать, что при таких обстоятельствах исполнительные органы власти могут не только наложить штрафы и пени, а также привлечь к уголовной ответственности.

Если участник умышленно не делает взносы, то в таком случае происходит 40% начисления санкций. Кроме того, происходит привлечение к выплате пени в размере 1:300, в зависимости от ставки рефинансирования.

Особенности расчета объема обязательных взносов

Расчет платежей происходит следующим образом:

  1. Первого января по специальной формуле муниципальные организации рассчитывают налоговую ставку и четвертуют ее.
  2. Таким образом, ежеквартально юридическое лицо вносит авансовые платежи.
  3. На протяжении всего года необходимо провести три обязательных перечисления.
  4. Четвертый платеж проходит через перерасчет и предоставляется участникам. Этот платеж юристы рекомендуют погашать до 1 февраля. В противном случае произойдет пропуск установленного периода и инициируется начисление штрафных санкций.

Таким образом, уплата земельного налога является обязательной процедурой по платежам, которые вносятся юридическими лицами ежеквартально.

Ранее налог был незначительным, но с 2016 года к нему изменилось законодательное отношение. На 2018 год существует фиксированная ставка, которая является обязательной для уплаты.

Если участник пропускает сроки перечисления взноса, то он обязан дополнительно оплатить штрафы, пени, неустойки.

В противном случае за уклонение от обязательного налогообложения в России предусмотрено уголовное преследование с лишением свободы сроком на 20 лет без права на амнистию и конфискация имущества.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/nalog/dlya-yuridicheskih-lits.html

Земельный налог для организаций: ставка, сроки уплаты, льготы — Контур.Бухгалтерия

Как платится земельный налог юридическими лицами

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.

Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список смотрите здесь.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

  • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка.

Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы.

Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Когда сдавать декларацию по земельному налогу

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Из-за карантинных мер сроки сдачи отчетов изменились. Расскажем, для каких отраслей перенесли сроки отчетов и налоговых платежей, какие контролирующие органы отказались менять даты, и назовем новые сроки отчетов.

, Елена Космакова

Чтобы поддержать компании и ИП во время изоляции и карантинного режима, правительство приняло решение об отсрочке налогов в 2020 году. Расскажем, какие послабления предложили чиновники, ждать ли полного освобождения от налогов и взносов и кто сможет претендовать на отсрочку.

, Елена Космакова

Уже в феврале 2020 работодатели будут сдавать первый отчет СЗВ-ТД. Он связан с введением электронных трудовых книжек и передает сведения о трудовой деятельности сотрудников. Расскажем, как заполнить форму, в какие сроки сдавать и какие штрафы назначены за нарушение сроков сдачи, неполные или неверные сведения.

Источник: https://www.B-Kontur.ru/enquiry/243

Особенности расчета и уплаты земельного налога для юридических лиц

Как платится земельный налог юридическими лицами

К юридическим лица, которые обязаны уплачивать земельный налог, являются как частные, так и государственные предприятия, организации, учреждения.

Разделение плательщиков земельного налога на такие две категории, как юридические и физические лица, связано, прежде всего, с наличием определенных различий как в правилах его расчета, так и в порядке уплаты.

Для юридических лиц в большинстве случаев предъявляются более строгие требования, а ответственность за их нарушение является намного серьезнее. Поэтому далее будут более подробно рассмотрены основные правила, которые касаются уплаты земельного налога именно представителями данной категории, а также порядок этой процедуры и возможные меры наказания за ее нарушение.

Кто должен платить?

По общим правилам, плательщиками земельного налога являются лица, которые владеют земельными участками. В рассматриваемом случае ими являются юридические лица, которые используют данные виды недвижимости в целях, связанных с ведением бизнеса. В частности, это могут быть следующие субъекты:

  • предприятия;
  • учреждения;
  • организации.

Главным критерием является вид права, на котором они владеют землей. В частности, в отношении именно юр лиц обязанность по уплате устанавливается для таких прав:

  • собственности;
  • постоянного бессрочного пользования.

Для арендаторов участков и тех предприятий, которые владеют ими на праве безвозмездного пользования, обязанность по уплате налога не устанавливается.

Также освобождение от этого полагается отдельным категориям плательщиков, а также видам земель, которые установлены в законодательстве.

Все остальные землевладельцы, которые не попадают в перечень льготников, обязаны платить налог на общих основаниях.

Поскольку в данных регионах кадастровая стоимость участков, как правило, очень высокая, то и размер предоставляемых собственникам льгот и скидок также может быть весьма существенным. Также местные нормативные акты могут закреплять право на освобождение от уплаты налога отдельных категорий юридических лиц, причем критерии отбора при этом являются весьма индивидуальными.

Налоговые ставки для юридических лиц

Поскольку земельный налог относится к категории местных, основное его законодательное регулирование осуществляется именно региональными представителями органов власти. В частности, это касается и порядка установления налоговых ставок для различных категорий плательщиков — в зависимости от того или иного субъекта РФ данный показатель может существенно отличаться.

В частности, в ст. 394 НК РФ предусмотрены следующие размеры этого показателя:

Ставка 0,3%

Устанавливается для земельных участков следующих видов и категорий:

  • относящихся к землям сельскохозяйственного назначения или входящих в состав зон сельхоз использования;
  • предоставленных для жилищного строительства;
  • занятых объектами жилищного фонда или инженерной инфраструктуры коммунального комплекса;
  • ограниченных в обороте согласно положениям законодательства РФ;
  • предоставленных для обеспечения обороны или безопасности, а также таможенных нужд.

Данная ставка является пониженной в сравнении с базовой и применяется только в отношении перечисленных категорий земель

Ставка 1,5%

Этот показатель распространяется в отношении всех остальных категорий участков, которые не попали к перечисленным выше видам земель.

Как правило, установление местными органами власти более низких ставок, нежели закрепленные в НК РФ, является своего рода льготой, которая может предоставляться отдельным видам плательщиков. Если же в региональном законодательстве отсутствуют положения относительно ставок, то при расчетах принимаются те, что установлены на федеральном уровне.

Возможные льготы

Установление льгот по земельному налогу, как и в предыдущей ситуации, также возможно на двух уровнях — федеральном и региональном. В частности, в ст. 395 НК РФ закреплено полное освобождение от уплаты налога для следующих категорий плательщиков:

  • учреждений и организаций, относящихся к уголовно-исполнительной системе Минюста РФ;
  • религиозных организаций, если их земля занята благотворительными и религиозными строениями;
  • организаций, на участках которых находятся автодороги общего пользования;
  • объединений народных художественных промыслов;
  • общероссийских организаций инвалидов (их состав при этом должен минимум на 80% включать в себя инвалидов) и некоторых связанных с ними юридических лиц;
  • организаций, которые относятся к резидентам особой экономической зоны: компаний, признанных управляющими согласно закону «Об инновационном центре «Сколково»;
  • судостроительных организаций, являющихся резидентами особой экономической зоны.

То есть, например, в отношении органов уголовно-исполнительной системы земля должна использоваться именно в целях осуществления их основных функций, касательно организаций инвалидов — для реализации уставных целей их компании и т. п.

Кроме этого, существенный перечень различных льгот может быть установлен для организаций и предприятий на местном уровне. В частности, возможные льготы могут быть выделены в форме:

  • предоставления определенной суммы налогового вычета (за счет которого налоговая база может быть существенно уменьшена);
  • установления пониженной налоговой ставки;
  • предоставления скидки на уплату налога в определенном процентном размере.

Конкретная мера и ее размер напрямую зависят от того или иного региона, поскольку в каждом из них существуют свои особенности. Например, в городах с высокой кадастровой стоимостью земли могут предоставляться существенные налоговые вычеты (в частности, в Московской области их размер может достигать 1 млн. руб.).

Порядок уплаты налога

Главной отличительной чертой, установленной в отношении плательщиков, являющихся юридическими лицами, является тот факт, что они обязаны самостоятельно рассчитывать сумму налога. Для физических лиц, к примеру, такого требования нет — за них расчеты осуществляет налоговая инспекция. Поэтому порядок уплаты налога состоит из нескольких этапов:

  1. Расчет суммы к уплате. При этом используется стандартная формула, которая применяется и в остальных ситуациях (то есть кадастровая стоимость умножается на процентную ставку). Если на расчеты могут оказать влияние какие-либо дополнительные факторы (например, льготы или корректирующие коэффициенты), это также обязательно стоит учитывать.
  2. Определение суммы авансового платежа. Еще одной особенностью, установленной для юр лиц, является ежеквартальная уплата налога — равными частями и в установленный срок. Поэтому полученную на первом этапе сумму нужно разделить на 4 — это и будет величина авансового платежа.
  3. Внесение платежа в бюджет. Как уже отмечалось, делаться это должно 4 раза в году, ежеквартально, в течение года, который следует за окончанием налогового периода. Реквизиты для оплаты плательщик может получить в том отделении ИФНС, за которым территориально закреплен его участок. Периодически правильность и актуальность данных реквизитов рекомендуется проверять перед проведением оплаты.

Также важным моментом является тот факт, что, кроме непосредственно уплаты налога, для юр лиц установлена обязанность еще и по сдаче в налоговую инспекцию соответствующей декларации. Она заполняется в соответствии с установленными для данного документа требованиями и должна быть предоставлена в ИФНС не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Важные моменты

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/nalogi/juridicheskih

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.