Земельные участки из земель запаса

Содержание

Состав и виды земель запаса ст. 103 ЗК РФ

Земельные участки из земель запаса

Фонд земель запаса представляет собой территории, которые запрещается выделять в пользование организациям и физическим лицам.

Данные участки считаются резервными и на их площадях нельзя возводить строения и иные объекты, а также осуществлять сельскохозяйственную деятельность.

Использование принадлежащих государству земель запаса возможно только после официального их перевода в иную категорию.

Состав земель запаса

Так называемые резервные земли — это малоосвоенные территории, располагающиеся преимущественно в районах Крайнего Севера и на территории Дальнего Востока. Состав данных площадей в реестре регулярно пополняется за счет законсервированных участков, подвергнувшихся химическому или радиоактивному загрязнению. Кроме того, в земли запаса включаются:

  • полосы отвода автомобильных дорог;
  • участки, лежащие под застройками;
  • нарушенные земли;
  • подводные и болотистые территории;
  • земли, освободившиеся после утраты права собственности физическими и юридическими лицами.

При необходимости или после полного очищения загрязненных опасными веществами участков земли резерва могут переводиться в другие категории. Процедура перехода оформляется договором аренды или продажи.

Правовой режим и незаконное использование

На резервных территориях действует особый правовой режим, запрещающий их использование для любых видов деятельности. Собственник земель запаса — государство, и только муниципальные органы вправе принять решение о переводе участков в иную категорию, что позволит вести на них строительство или заниматься сельским хозяйством.

Муниципалитет принимает решение и о переводе неиспользуемых, безнадзорных и нарушенных земель в категорию запаса. Такие территории объявляются резервными только по представлению их собственников, после чего в кадастровый реестр вносятся соответствующие изменения и правом ведения данных участков становится орган местной власти.

Самовольное использование резервных земель юридическими или физическими лицами является нарушением закона и подлежит к привлечению к ответственности виновных.

Перевод в другую категорию

Процедура перехода земель запаса в необходимую для осуществления деятельности категорию запускается подачей ходатайства. Чтобы получить одобрение для законного использования резервных территорий, инициатору надлежит указать в документе следующие сведения:

  1. Кадастровый номер участка.
  2. Причины смены категории территории.
  3. Желаемая категория для участка, которая соответствует планируемым видам деятельности инициатора.

К ходатайству прилагается пакет документов, включающий в себя заявление о необходимости смены назначения участка, подтверждающие личность инициатора бумаги, выписка из Росреестра о нахождении требуемой территории на учете, а также выписка из Кадастра, подтверждающая, что ну данных земель нет собственника или арендатора.

Из-за дефицита свободных ресурсов для осуществления строительства новых объектов различного назначения такие ходатайства довольно часто одобряются, и требуемые земли меняют целевое назначение и передаются в собственность или сдаются в аренду инициаторам перевода. Дешевизна процесса передачи таких территорий по сравнению с обычной куплей-продажей делает резервные участки привлекательными для инвесторов и строительных компаний.

Виды участков земель запаса

Перечень категорий, в которые могут быть переведены резервные земли, четко определен законодательством. Территории запаса после передачи могут использоваться как:

  • участки для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
  • территории для строительства инфраструктурных объектов, жилых комплексов и населенных пунктов;
  • площади для возведения промышленных объектов (при условии их расположения за пределами существующих жилых зон);
  • территории заповедников;
  • площади лесного и водного фонда.

Охрана федеральных и переведенных земель запаса

Муниципалитет и новые собственники резервных земель обязаны соблюдать меры по сохранению окружающей среды на вверенной территории от негативного воздействия вредных факторов. Для этого применяется особая система правовых, технологических, а также экономических мероприятий.

При незаконном или ненадлежащем использовании резервных земель нарушителям грозят штрафные санкции или уголовная ответственность, в зависимости от степени тяжести совершенного преступления существующих правил и нормативных актов.

Источник: https://sempravo.com/zemlya/zemli-zapasa.html

Статья 103 Земельного кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2020 год

Земельные участки из земель запаса

Порядок распоряжения, назначения категорий и охраны земель запаса прописан в законодательстве:

  • Земельный Кодекс;
  • федеральные и региональные постановления и законы.

В соответствии с нормативной базой использование участков такого типа строго ограничено, передача в частные руки невозможна без назначения категории, а ответственность за их состояние полностью возложена на субъект, на чьей территории этот участок расположен.

Что относится к землям запаса

В список территорий, не подлежащих передаче в частные руки, попадают:

  1. расположенные на далёком расстоянии от городов, сёл, производств и сельскохозяйственных угодий;
  2. выведенные из оборота сельхоз земли ввиду истощения их ресурсов;
  3. зарезервированные земли лесного фонда для строительства промышленных объектов;
  4. непригодные к использованию водоёмы;
  5. непригодные в данный момент для использования леса.

Земля – важнейший ресурс для государства, поэтому часть фонда оно оставляет в запасе, чтобы освоение пространства не было хаотичным и безнадзорным. Освоение этих территорий возможно только в случае крайней необходимости.

Правовой статус

В соответствии с ЗК РФ земли запаса запрещено:

  • передавать в частные руки, как на правах собственности, так и в аренду на любой срок (ст.96);
  • использовать находящиеся на территории поля, леса и водоёмы для промышленных, сельскохозяйственных и прочих нужд;
  • предпринимать какие-либо действия во вред территории и расположенным на ней объектам.

Законодательство разрешает:

  • использование гражданами земель в личных непромышленных целях: сбор ягод, грибов, ловля рыбы, охоты;
  • на территории можно свободно находиться, она не относится к закрытым;
  • через земли запаса возможен прогон домашнего скота;
  • сбор валежника для отопления личного дома, без нанесения вреда деревьям и тд.

Кроме того, ст.45 ЗК РФ разрешает:

  • проводить на территории геодезические и кадастровые работы;
  • исследовать почву на предмет полезных ископаемых;
  • проводить обучение и научно-исследовательские работы.

В некоторых случаях существует возможность создавать на землях запаса личные хозяйства граждан с разрешения органа, в ведомстве которого находится территория. Условия для предоставления (ст.60 ЗК РФ):

  1. гражданин не является членом колхоза;
  2. он не работает на сельскохозяйственном предприятии;
  3. он планирует организовать фермерское хозяйство в личных целях.

Неиспользуемые территории

Под неиспользуемыми участками земель запаса понимается территория, не предоставляемая ранее в пользование частным лицам под пожизненное владение.

Подобная категория угодий попадает в список из-за отсутствия прав на участки у физических или юридических лиц.

Они принадлежат земельному фонду и могут обладать соответствующими природными и хозяйственными характеристиками, по которым в дальнейшем собственник сможет установить целевое назначение.

Почему их нельзя эксплуатировать?

Неиспользованные земельные наделы характеризуется как особый тип территории, не вовлеченный в пользование сельхоз предприятиями и частными собственниками по причине ее непригодности для обработки, посева и строительства.

Также к землям запаса относятся неосвоенные участки, которые утратили любые полезные характеристики по ряду веских причин (радиоактивная обстановка, повышенный уровень шумов, технологические и природные катаклизмы, низкий уровень температур).

Когда допускается?

Использовать такие угодья можно только в случае возникновения крайней необходимости. При этом участки должны быть переведены в целевую категорию. Это возможно только в следующих случаях:

  1. Необходимость строительства гражданских с «особым» охранным режимом (зоны заповедников и природных парков).
  2. Изменения текущих региональных границ.
  3. Консервация участков из-за их износа или снижения продуктивности.
  4. Разработка на территории рудников и природных ресурсов.

Читать дальше: Деятельность уполномоченного по правам ребенка в москве

Случаи-исключения

Правительством РФ разрешается осуществлять деятельность на неиспользованных участках без необходимости их перевода в целевую категорию. Правительство РФ может пользоваться землями без присвоения категории, если:

  • Угодья не будут относиться к территориям закрытых охранных образований, а имеющиеся на нем природные ресурсы свободно эксплуатируются другими людьми.
  • Использование лесных наделов для рыбной ловли и охоты.
  • Прогон стада скота к дальнейшему месту выпаса (без остановки).
  • Сбор сухостоя без предварительных работ по вырубке лесных насаждений (сухостой может использоваться только для отопления своих домов и не может быть направлен на получение прибыли).

Как получить разрешенное использование земельного участка

Способ изменения категории нормирован законом и описан нормативными документами. Согласно которым существует определенный порядок действий:

Источник: https://nedvizhimost23.ru/zemelnyj-uchastok/zemli-zapasa-nahodyatsya.html

Как можно использовать запасные земли

Земельные участки из земель запаса

Земель­ный Кодекс РФ клас­си­фи­ци­ру­ет зем­ли в соот­вет­ствии с их раз­ре­шен­ным исполь­зо­ва­ни­ем (целе­вым назна­че­ни­ем), уста­нав­ли­ва­ет раз­лич­ные пра­во­вые режи­мы для них и тер­ри­то­ри­аль­ное зони­ро­ва­ние. Зако­но­да­тель­ство (ст. 7 ЗК РФ) выде­ля­ет семь круп­ных кате­го­рий земель:

В реаль­но­сти физи­че­ские и юри­ди­че­ские лица могут поль­зо­вать­ся земель­ны­ми участ­ка­ми по клас­си­фи­ка­то­ру ВРИ, кото­рый уста­нав­ли­ва­ет 13 кате­го­рий (групп) и 115 видов раз­ре­шен­но­го исполь­зо­ва­ния. Как мож­но заме­тить, в клас­си­фи­ка­то­ре отсут­ству­ют седь­мая кате­го­рия зем­ли запа­са. Полу­ча­ет­ся, что исполь­зо­вать их нель­зя? В ста­тье поста­ра­ем­ся отве­тить на этот вопрос.

Зачем нужны земли запаса и можно ли их использовать

К зем­лям запа­са отно­сят­ся зем­ли, кото­рые часто назы­ва­ют “ничей­ны­ми”: они не явля­ют­ся соб­ствен­но­стью граж­дан, пред­при­ни­ма­те­лей, пред­при­я­тий и орга­ни­за­ций.

Соб­ствен­ник у таких земель, конеч­но, есть — это госу­дар­ство или муни­ци­паль­ные обра­зо­ва­ния (МО).

К запас­но­му земель­но­му ресур­су не име­ют отно­ше­ния земель­ные участ­ки (ЗУ) фон­да пере­рас­пре­де­ле­ния, так­же при­над­ле­жа­щие госу­дар­ству и муни­ци­па­ли­те­там (п.1, ст. 103 ЗК РФ).

Отличие земель запаса от фонда перераспределения

Раз­ни­ца в том, что ЗУ фон­да рас­пре­де­ле­ния име­ют сугу­бо сель­ско­хо­зяй­ствен­ное назна­че­ние. Они выде­ля­ют­ся:

  • для веде­ния сель­хоз­про­из­вод­ства;
  • созда­ния ЛПХ и ФКХ;
  • раз­ве­де­ния живот­ных;
  • садо­вод­че­ской и ого­род­ни­че­ской дея­тель­но­сти;
  • выпа­са живот­ных и сено­ко­ше­ния.

Фонд обра­зу­ет­ся из участ­ков, при­об­ре­тён­ных на закон­ных осно­ва­ни­ях госу­дар­ством, субъ­ек­та­ми РФ и МО у граж­дан­ских и юри­ди­че­ских лиц. В него не вхо­дят изъ­ятые для госу­дар­ствен­ных, либо мун. нужд участ­ки ЗО.

  • Зем­ли пере­рас­пре­де­ли­тель­но­го фон­да мож­но исполь­зо­вать для сель­ско­хо­зяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, науч­ных раз­ра­бо­ток в обла­сти с/х, созда­ния охот­ни­чьих и рыбо­вод­че­ских хозяйств (ст. 78 ЗК РФ).
  • Допус­ка­ет­ся исполь­зо­ва­ние с/х земель так­же для стро­и­тель­ства или рекон­струк­ции газо­про­во­дов, неф­те­про­во­дов, инже­нер­ных линей­ных объ­ек­тов ком­му­ни­ка­ций и свя­зи и т.д. При этом на участ­ки, где будет осу­ществ­ле­но подоб­ное строительство/реконструкция, накла­ды­ва­ют пуб­лич­ный серви­тут. Не тре­бу­ет­ся пере­во­дить зем­ли сель­хоз­на­зна­че­ния в дру­гую кате­го­рию при воз­ник­но­ве­нии необ­хо­ди­мо­сти тако­го рода исполь­зо­ва­ния.
  • Све­де­ния о сво­бод­ных земель­ных участ­ках фон­да пере­рас­пре­де­ле­ния нахо­дят­ся в широ­ком досту­пе.

В отли­чие от фон­да рас­пре­де­ле­ния, ЗУ зем­ли запа­са могут быть предо­став­ле­ны граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам для исполь­зо­ва­ния в самых раз­но­об­раз­ных целях:

  • веде­ния ЛПХ, ФКХ;
  • созда­ния СНТ и ОНТ;
  • стро­и­тель­ства МКД, дорог, инже­нер­ных объ­ек­тов;
  • созда­ния охот­ни­чьих хозяйств; ком­плекс­но­го осво­е­ния тер­ри­то­рии и т.д.

Исполь­зо­ва­ние земель запа­са воз­мож­но толь­ко в том слу­чае, если осу­ществ­лён пере­вод зем­ли в иную кате­го­рию. В поряд­ке исклю­че­ния раз­ре­ша­ет­ся не про­из­во­дить пере­вод, когда земель­ный уча­сток при­над­ле­жит охот­ни­чьим уго­дьям, или на нём ведет­ся раз­ра­бот­ка недр.

Перевод земли запаса в другую категорию

После­до­ва­тель­ность пере­во­да будет сле­ду­ю­щий:

  • Вна­ча­ле необ­хо­ди­мо сфор­ми­ро­вать по всем пра­ви­лам земель­но­го кодек­са новый уча­сток: под­го­то­вить план и утвер­дить его.
  • После это­го про­из­во­дит­ся кадаст­ро­вая реги­стра­ция ЗУ.
  • Раз­ре­ше­ни­ем на пере­вод явля­ет­ся акт, при­ня­тый госу­дар­ствен­ны­ми или муни­ци­паль­ны­ми орга­на­ми о пере­во­де зем­ли в соот­вет­ству­ю­щую ВРИ кате­го­рию:
    • напри­мер, для веде­ния лич­но­го под­соб­но­го хозяй­ства либо садо­вод­ство нужен пере­вод земель запа­са в зем­ли сель­хоз­на­зна­че­ния;
    • для инди­ви­ду­аль­но­го жило­го стро­и­тель­ства — в зем­ли для посе­ле­ний и т.д
  • Обра­щать­ся граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам о пере­во­де зем­ли в дру­гую кате­го­рию не надо.

Формирование нового земельного участка из земель запаса

Обра­зо­ва­ние и раз­дел ново­го ЗУ про­ис­хо­дит в соот­вет­ствии со ста­тья­ми 11.2 ‑11.3 ЗК РФ. Уча­сток может быть обра­зо­ван на осно­ва­нии трех воз­мож­ных доку­мен­тов:

  • меже­во­го пла­на тер­ри­то­рии (ПМТ), утвер­жден­но­го ГрК РФ;
  • тех­ни­че­ско­го про­ек­та участ­ка лес­но­го фон­да;
  • СРЗУ (схе­мы рас­по­ло­же­ния земель­но­го участ­ка) на КПТ (кадаст­ро­вом плане тер­ри­то­рии).

Таким обра­зом для обра­зо­ва­ния земель­но­го участ­ка из земель запа­са не все­гда тре­бу­ет­ся нали­чие меже­во­го пла­на. Доста­точ­на схе­ма ЗУ с обо­зна­чен­ны­ми гра­ни­ца­ми на КПТ.

Одна­ко без меже­во­го пла­на не обой­тись, если уча­сток:

  • обра­зо­ван из лес­но­го фон­да, и на нем будут рас­по­ло­же­ны инже­нер­ные объ­ек­ты;
  • пред­на­зна­чен для садо­вод­ства или или ого­род­ни­че­ство;
  • рас­по­ло­жен в гра­ни­цах застро­ек мно­го­эта­жек (МКД)*;
  • необ­хо­дим для ком­плекс­но­го осво­е­ния и раз­ви­тия тер­ри­то­рии;
  • обра­зу­ет­ся для стро­и­тель­ства дорог, газо­про­во­дов и дру­гих важ­ных линей­ных объ­ек­тов феде­раль­но­го, госу­дар­ствен­но­го или муни­ци­паль­но­го зна­че­ния.

*Дан­ный пункт будет дей­ство­вать толь­ко до 2035 г.

Фор­ми­ро­ва­ние участ­ков, предо­став­ля­е­мых граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам, и рас­по­ло­жен­ных в Даль­не­во­сточ­ном феде­раль­ном окру­ге (ДФО), про­ис­хо­дит в соот­вет­ствии с Феде­раль­ным Зако­ном № 119 — ФЗ, при­ня­тым по отно­ше­нию к рас­пре­де­ле­нию земель гос. и мун. соб­ствен­но­сти ДФО, пер­во­го мая 2016 г.

Подготовка схемы

Под­го­тов­ка СРЗУ ведет­ся с учё­том пра­вил зем­ле­поль­зо­ва­ния, зем­ле­устрой­ства и стро­и­тель­ства и регу­ли­ру­ет­ся ста­тьей 11.10 земель­но­го кодек­са. Учи­ты­ва­ют­ся сле­ду­ю­щая доку­мен­та­ция:

  • о тер­ри­то­ри­аль­ном пла­ни­ро­ва­нии;
  • про­ект­ном плане тер­ри­то­рии;
  • поло­же­ния об ООПТ;
  • тер­ри­то­ри­аль­ном зони­ро­ва­нии;
  • тер­ри­то­ри­ях обще­го поль­зо­ва­ния.

На схе­ме рас­по­ло­же­ния одно­го или несколь­ких участ­ков долж­ны быть ука­за­ны:

  • их гра­ни­цы и пло­ща­ди;
  • услов­ные или кадаст­ро­вые номе­ра (кадаст­ро­вые ука­зы­ва­ет­ся, если све­де­ния об участ­ках, обра­зу­ю­щих новый ЗУ, вне­се­ны в ЕГРН);
  • крас­ные линии;
  • участ­ки обще­го поль­зо­ва­ния;
  • место­по­ло­же­ние зда­ний, постро­ек и ОНС (объ­ек­тов неза­вер­шен­но­го стро­и­тель­ства).

Под­го­тов­ка схе­мы осу­ществ­ля­ет­ся:

  • госу­дар­ствен­ны­ми испол­ни­тель­ны­ми орга­на­ми или ОМСУ;
  • сами­ми граж­да­на­ми и юри­ди­че­ски­ми лица­ми, если уча­сток выде­ля­ет­ся не на тор­гах, либо предо­став­ля­ет­ся в бес­сроч­ное поль­зо­ва­ние или арен­ду;
  • лица­ми, в чью поль­зу изы­ма­ет­ся ЗУ;
  • граж­да­на­ми, кото­рым ЗУ предо­став­ля­ет­ся для веде­ния ЛПХ, садо­вод­ства, ого­род­ни­че­ства, ИЖС.

Схе­ма рас­по­ло­же­ния ЗУ долж­на быть выпол­не­на в элек­трон­ном виде. Исклю­че­ние — ЗУ, предо­став­лен­ное граж­да­нам без тор­гов: если они сами под­го­тав­ли­ва­ют схе­му, то в этом слу­чае допус­ка­ет­ся бумаж­ный вари­ант доку­мен­та по фор­ме и с соблю­де­ни­ем тре­бо­ва­ний, уста­нов­лен­ных упол­но­мо­чен­ны­ми орга­на­ми испол­ни­тель­ной Феде­раль­ной вла­сти.

Зака­зать схе­му мож­но на офи­ци­аль­ном сай­те ЕГРН  — орга­на госу­дар­ствен­но­го кадаст­ро­во­го уче­та в интер­не­те.

Это услу­га бес­плат­на для орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти ОМСУ и ЕИРЖС (еди­но­го инсти­ту­та раз­ви­тия жилищ­ной сфе­ры).

Сто­и­мость услу­ги и поря­док опла­ты для граж­дан­ских и юри­ди­че­ских лиц уста­нав­ли­ва­ет­ся фед орга­на­ми испол­ни­тель­ной вла­сти.

Утверждение СРЗУ

В отно­ше­нии каж­до­го обра­зу­е­мо­го участ­ка долж­но быть выне­се­но реше­ние с ука­за­ни­ем:

  • пло­ща­ди ЗУ;
  • адре­са либо опи­са­ние место­по­ло­же­ния ЗУ;
  • кадаст­ро­во­го номе­ра участ­ка либо несколь­ких ЗУ, из кото­рых обра­зу­ет­ся новый земель­ный уча­сток (при нали­чии реги­стра­ции этих участ­ков в органе кадаст­ро­во­го уче­та);
  • тер­ри­то­ри­аль­ной зоны, уста­нов­лен­ной гра­до­стро­и­тель­ным регла­мен­том;
  • ВРИ (вида раз­ре­шен­но­го исполь­зо­ва­ния), если гра­до­стро­и­тель­ный регла­мент на вновь обра­зу­е­мый земель­ный уча­сток не рас­про­стра­ня­ет­ся;
  • кате­го­рии земель, к кото­рым при­над­ле­жит обра­зу­е­мый ЗУ.

Утвер­жден­ная СРЗУ дей­стви­тель­на в тече­ние 2 лет. Она явля­ет­ся раз­ре­ше­ни­ем на фор­ми­ро­ва­ние ново­го земель­но­го участ­ка из земель запа­са. В тече­ние это­го вре­ме­ни земель­ный уча­сток дол­жен быть постав­лен на кадаст­ро­вый учет и пере­ве­дён дру­гую кате­го­рию.

Могут ли не утвердить СРЗУ

Не при­нять сра­зу испол­ни­тель­ные орга­ны госу­дар­ствен­ной и муни­ци­паль­ной вла­сти могут в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

  • несо­от­вет­ствие пла­на рас­по­ло­же­ния земель­но­го участ­ка уста­нов­лен­ным стан­дарт­ной фор­ме и тре­бо­ва­ни­ям;
  • при частич­ном или пол­ном нало­же­нии ново­го обра­зо­ван­но­го участ­ка на уже суще­ству­ю­щий или дру­гой ЗУ, реше­ние об обра­зо­ва­нии кото­ро­го ещё не истек­ло;
  • при нару­ше­нии тре­бо­ва­ний ста­тьи 11.9 ЗК РФ:
    • несо­блю­де­ние мак­си­маль­но­го и мини­маль­но­го раз­ме­ра ЗУ;
    • при пере­се­че­нии гра­ниц насе­лен­ных пунк­тов, МО, тер­ри­то­ри­аль­ных зон, лесо­пар­ков, лес­ных хозяйств (за исклю­че­ни­ем участ­ков, пред­на­зна­чен­ных для гео­ло­ги­че­ской раз­вед­ки, добы­чи иско­па­е­мых раз­ме­ще­ния инже­нер­ных объ­ек­тов, водо­хра­ни­лищ, водо­ё­мов, гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний);
    • если сохра­нен­ное при раз­де­ле обре­ме­не­ние не поз­во­ля­ет исполь­зо­вать уча­сток в соот­вет­ствии с ВРИ;
    • при изла­мы­ва­нии в резуль­та­те раз­де­ла зем­ли суще­ству­ю­щих гра­ниц, невоз­мож­но­сти стро­и­тель­ства объ­ек­тов недви­жи­мо­сти и т.д.;
  • несо­от­вет­ствии СРЗУ про­ек­ту пла­на тер­ри­то­рии, пра­ви­ла зем­ле­устрой­ства и поло­же­ни­ям об ООПТ;
  • рас­по­ло­же­нии участ­ка в гра­ни­цах зоны, для кото­рой про­во­дит­ся меже­ва­ние.
  • Если схе­ма рас­по­ло­же­ния ЗУ была утвер­жде­на рань­ше пла­на меже­ва­ния тер­ри­то­рии (ПМТ), при этом гра­ни­цы участ­ка на СРЗУ и ПМТ пере­се­ка­ют­ся, то уча­сток обра­зу­ет­ся в соот­вет­ствии с СРЗУ.

Регистрация прав собственности на ЗУ земель запаса

Физи­че­ские и юри­ди­че­ские лица с утвер­ждён­ной схе­мой рас­по­ло­же­ния ЗУ име­ют пра­во поста­вить дан­ный уча­сток на кадаст­ро­вый учет.

При этом они могут про­из­ве­сти реги­стра­цию прав соб­ствен­но­сти на обра­зу­е­мый ЗУ, при­чем не сво­ей, а РФ, субъ­ек­тов РФ или муни­ци­па­ли­те­тов.

Нали­чие дове­рен­но­сти от дан­ных госу­дар­ствен­ных струк­тур вла­сти не тре­бу­ет­ся (п. 18 ст. 11.10 ЗК РФ).

Заклю­че­ние

Таким обра­зом граж­дане и юри­ди­че­ские лица могут:

  • исполь­зо­вать зем­ли запа­са, пред­ва­ри­тель­но пере­ве­дя их в иную кате­го­рию;
  • при­об­ре­тать отдель­ные участ­ки в соб­ствен­ность или арен­ду;
  • под­го­тав­ли­вать схе­му рас­по­ло­же­ния вновь обра­зу­е­мо­го ЗУ;
  • ста­вить земель­ный учу­сток на учёт в ЕГРН;
  • реги­стри­ро­вать без дове­рен­но­сти госу­дар­ствен­ные или муни­ци­паль­ные пра­ва соб­ствен­но­сти.

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/yurist/zemli-zapasa.html

Земли запаса — правовой режим и когда допускается использование

Земельные участки из земель запаса

> Земля > Земли запаса — правовой режим и когда допускается использование

Земли у нашего государства много, но, как и каждый рачительный хозяин, государство и муниципалитеты в его лице создают себе резервный земельный фонд, который может предоставляться для использования только в самый ответственный момент и только в интересах его граждан. Земли запаса – это и есть резервный земельный фонд государства и муниципалитетов.

  • Общие сведения
  • Что такое земли запаса
  • Правила применения резервного фонда
  • Перевести резервный участок в иную целевую категорию

Некоторые категории земли на слуху у всех и их названия, которые сами говорят за себя, указывают на направление использования – сельскохозяйственного назначения и земли поселений, производства. А вот на какие нужды разрешается использование земли запаса, не совсем понятно.

Но в любом случае, чтобы начать использовать запасные территории, их надо перевести в категорию разрешённого землепользования. Особенно много неосвоенных площадей в регионах Сибири Дальнего Востока.

Для их освоения действует государственная программа «бесплатный гектар», по которой эти участки передаются в собственность российским гражданам.

Общие сведения

Поскольку земли резерва являются особым видом территорий, то и режим их использования регулируется в законодательном плане тоже в особом порядке.

Основой для любых действий в их отношении является Земельный Кодекс, а конкретнее – статьи кодекса 103 и 80, предусматривающие права пользователей. Последняя статья устанавливает правила образования резерва земель для последующего их перераспределения.

Относительно перевода резервированной площади в категорию предназначенных для использования, то здесь руководствуются законом «О переводе земель в другую категорию».

На основе федеральных законов разрабатываются и региональные, уточняющие порядок регулирования обращения земельного запаса. А также местные законы определяют и конкретизируют порядок перевода земли для использования в тех или иных целях.

Что такое земли запаса

Понятие о землях запаса содержится в сто третьей статье Земельного кодекса: они образуются участками, по закону выведенными из обращения. К ним могут относиться следующие территории:

  • временно неиспользуемые аграрные земли по причине падения их урожайности;
  • сельхозугодий, не вовлекаемых в эксплуатацию по причине достаточного количества уже обрабатываемых участков, которые обеспечивают потребности как внутреннего, так и внешнего рынка;
  • земфонд лесного хозяйства и неиспользуемые участки с кустарниковыми растениями или запланированные для застройки производственными объектами, коммуникационными сооружениями;
  • площади прудов, озёр и поймы рек, невостребованные из-за негодности в других сферах использования, кроме как в целях отдыха и развлечений.

К землям запаса относятся земли, находящиеся в собственности у государства. По иерархической принадлежности собственности государственного имущества резервные территории делятся на три группы. Это земфонды:

  • общегосударственные – с расположением на них объектов федеративного уровня и территории с приватизированными сооружениями, которые до разгосударствления находились в федеральной собственности, а теперь это право перешло предприятиям;
  • региональные – территории, включённые в границы муниципалитетов, или непосредственно расположенные в контуре субъекта РФ и участки, принадлежавшие до разгосударствления региону;
  • муниципальные – это все участки, не вошедшие в первые две группы.

Использование земель запаса допускается при возникновении острой потребности в них при условии, что их перевод в иную категорию был выполнен согласно правовым нормам и с учётом вероятного направления применения таких участков.

Правила применения резервного фонда

Существуют конкретные правила использования государственного резерва и в них строго определено, в каких случаях разрешено использовать ресурсные земли. Без изменения категории земли запаса могут использоваться для следующих нужд:

  • в интересах населения прилегающих территорий, если площадь резервного участка не является закрытой территорией. Пример – по участку течёт река, в ней водится сом и право гражданина его ловить, потому как нет запрета на ловлю такой рыбы. Значит, рыбалка в реке на этой территории разрешена;
  • можно также и охотиться на территории резервного фонда и прогонять через эту площадь стадо домашних животных к местам пастбищ, останавливаться при прогоне запрещено;
  • разрешены и работы по валке сухостойных деревьев без рубки живых деревьев при условии, что такая лесозаготовка производится в форме создания запаса дров для собственного пользования, а не в коммерческих целях.

Этот список исчерпывающий, других вариантов использования собственности без изменения категории и нарушения права нет. А теперь об использовании земли из резервного фонда в другой разряд.

Перевести резервный участок в иную целевую категорию

Регламент перевода территории из разряда резерва в другую группу установлен законодательством РФ. Такой трансферт право разрешает в особых ситуациях:

  • создание национальных парков природы, заповедников и других естественных образований с особо охраняемым режимом природопользования;
  • при возникновении необходимости пересмотра пограничных территорий регионов или муниципалитетов, и в случаях появления вновь созданных административных единиц;
  • если выявляется необходимость приостановить землепользование в связи с истощением ресурса, как, например, при не урожайности;
  • чтобы проложить коммуникации и возвести сооружения при новом строительстве и реконструкции действующих предприятий общественного направления – строительство дорог и подъездных путей, водозаборов и электроподстанций, школ и медицинских центров;
  • строительство оборонных объектов в целях укрепления безопасности в приграничных районах и по всей стране – новейших полигонов и военных городков, других сооружений армейского назначения;
  • вовлечение в эксплуатацию неиспользуемых рудопроявлений с целью их разведки и строительства горнодобывающих предприятий.

В настоящее время другие причины для передачи земель из резерва на основе права не предусмотрены. Такое положение дел будет сохраняться до очередного изменения законодательства.

Чтобы выполнить передачу территорий из запаса, необходимо руководствоваться ФЗ «О переводе земель…». В соответствии с регламентом, изложенным в этом нормативном документе, исполняется передача следующим образом:

  1. Подаётся заявление с просьбой о переводе конкретных участков в другую категорию. Адресуется такое прошение собственнику соответствующего иерархического уровня – государству в лице Правительства, региону в лице его административного органа или в муниципалитет.
  2. Подготавливаются обосновывающие передачу бумаги и справки, подтверждающие законность просьбы, и документы о возможности использования земель запаса в заявленных целях.
  3. В установленный срок пакет собранных документов рассматривается, комиссия выезжает непосредственно на запрашиваемый участок, и принимает решение о переводе земли в разряд заявленной категории или об отказе. Это излагается в виде Постановления административного органа.

При положительном решении производятся соответствующие действия по внесению необходимых изменений в учётные и регистрационные документы на разрешённый участок.

Земли резерва не могут использоваться до передачи в другую категорию без нарушения права, не могут они быть и проданы или переданы гражданам, организациям.

А после оформления законным образом перевода в иную категорию пользования, запреты на действия с участком снимаются, если соблюдается правило использования в установленных целях.

Источник: https://domovik.guru/zemlya/chast-neispolzuemoj-territorii-v-strane-eto-zemli-zapasa.html

Что такое земли запаса и каков порядок их использования?

Земельные участки из земель запаса

Нужно понимать, что категории земель предполагают наличие особых видов территории, которая запрещена к использованию и применению физическими лицами и организациями. Большая часть таких земель располагается вокруг городов и населенных пунктов, юридическое наименование такой категории земель – земли запаса. В каком же случае государство допускает применение земель данной категории?

Понятие земель запаса

Изучите материал в отношении сути понятия земель запаса, который сформирован на основании ЗК РФ и определяет состав земель данной категории:

  • К землям запаса относят всю территорию страны, находящуюся в собственности федеральных или муниципальных структур, которая не передается в пользование юридических и частных лиц. Исключение составляют участки земельного массива, которые определены законом как земли в составе распределительного фонда, который создается на основании норм статьи 80 Земельного кодекса РФ;
  • Используемые земли запаса формируются исключительно путем перехода участков земли из данной категории землепользования в другую. Нельзя применять земли запаса, если они переведены в состав охотничьих территорий, в состав территорий для разведывания и добычи особых ресурсов. Если в отношении участка земли принят федеральный закон, предусматривающий переход территории из состава земель запаса в другую категорию, то применение земель зависит от перечня видов разрешенной деятельности на данной территории на основании норм такого закона.

Знайте, что земли запаса формируются путем вывода из оборота участков земельного массива из состава земель разных категорий:

  • Земли сельхоз назначения, которые в течение некоторого времени запрещено применять по назначению по причине понижения плодородных свойств почвы на указанной территории;
  • Плодородные земли сельхоз назначения, которые располагаются на территории, на которой урожайность с используемых по назначению земель достаточна. Потребность в применении новых плодородных участков земли отсутствует;
  • Участки территории лесного фонда, которые зарезервированы государством для возведения объектов промышленности или деревообрабатывающих комбинатов. Сюда же относят участки земли с выросшими на ней лесными растениями, которые нет возможности на данном этапе их развития применять или использовать по назначению;
  • Участки земли, приписанные к водному фонду России, на которых располагаются водоемы, использование и применение которых невозможно по различным природным причинам. Такие земли резервируются, как рекреационные ресурсы земель запаса.

Государственная собственность в отношении земель запаса делится на три вида по степени значимости:

  • Земли запаса федерального значения включают в состав территории с располагающимися в их пределах объектами недвижимого имущества, которые принадлежат государству. К таким же территориям относятся земли с расположенными объектами приватизированной собственности, которая ранее принадлежала федеральным органам власти;
  • Территории, которые принадлежат субъектам РФ. В их состав включены территории муниципальных образований, которые перешли из состава земель субъекта РФ. Территория с расположенными на ней объектами недвижимости, которые до начала процесса приватизации принадлежали субъектам федеральной собственности;
  • Все земли, не попавшие в состав федеральных и территорий субъектов РФ, принято считать муниципальными.

Применение участков земли, приписанных к перечисленным выше категориям, запрещено.

Допускается их использование в исключительных случаях и после перевода в земли иных категорий путем издания соответствующего нормативного документа.

Поймите, что землями запаса признаются муниципальные и федеральные участки земли, в отношении которых не установлено владельца, кроме государства. Никаких бумаг оформлять не нужно, чтобы признать ничейные земли государственными.

Нормы и правила, которые распространяются на земли запаса:

  • Не применяются физическими и юридическими гражданами;
  • Нормы градостроительного регламента не распространяются на земли, переведенные в состав земель запаса;
  • Не запрещается перевести земли запаса в другую категорию землепользования при достаточных на это основаниях;
  • Если речь идет о передаче земель запаса в ту или иную форму собственности, отличную от государственной, то необходимо предварительно сменить статус земель запаса на любой другой вид землепользования;
  • Государство занимается разработкой и осуществлением мер по улучшению и природоохране земель этой категории;
  • Ответственность за обеспечение сохранности земель запаса несут органы государственной власти в зависимости от их статуса: федеральные, муниципальные;
  • Земли запаса применяются для целевого назначения, например, для охотничьих угодий или добыче конкретных природных элементов.

Земли запаса допустимо применять без перевода в иные категории землепользования только в строго ограниченных случаях, во всех других ситуациях и обстоятельствах необходимо осуществлять смену целевого назначения земельных наделов. Знайте, что перевести земли запаса в любую другую целевую категорию допустимо только в определенных случаях, которые определяются федеральными законами и нормативными актами.

Обратите внимание на такие случаи:

  • Надо применить земли запаса для возведения объектов особой ценности и природоохраны: парки, заповедники;
  • При формировании новых субъектов РФ или при изменении границ существующих субъектов РФ или муниципальных образований;
  • По причине принятого решения о консервации конкретной территории из-за износа земли, например, если плодородные свойства почвы сельхозугодий снижены;
  • Потребность государства в создании объектов инженерной инфраструктуры, сооружений и конструкций социально-культурного направления, например, больниц, школ, садиков;
  • Возведение военных объектов для обеспечения безопасности государственных объектов или границ РФ;
  • Разведывательная деятельность полезных ископаемых, их разработка.

Перечисленные действия в отношении применения земель сельхоз назначения приведены в соответствии с законом.

Чтобы понять механизм перевода земель запаса в другую категорию землепользования, изучите всю структуру данного процесса:

  • В зависимости от того, какому уровню государственной власти принадлежит участок земли запаса, необходимо подать ходатайство в соответствующий орган муниципального, уровня субъекта РФ, федерального уровня о смене категории земли. Принимают заявления исполнительные органы государственной власти в зависимости от уровня;
  • Подготовьте пакет документов, необходимых для смены целевого назначения в отношении земельного участка:
    • Кадастровую документацию;
    • Правоустанавливающую документацию;
    • Бумаги, на основании которых допустимо сменить целевое назначение земель запаса;
  • После того как все бумаги подготовлены и отправлены в соответствующий исполнительный орган, необходимо ждать результат. Получите решение после проверки всех бумаг с удовлетворением ходатайства о смене категории земли или с отказом. В случае отказа уточните причины и попробуйте устранить несоответствия или допущенные при оформлении ходатайства ошибки.

Если решение положительное, то исполнительный орган, принимающий ходатайство, формирует отдельное постановление, в котором прописано присвоение земле новой категории. На основании такого постановления должны быть внесены изменения в правоустанавливающую документацию в отношении земельного участка.

В соответствии с прежним законодательством большая часть земель не содержит информацию в кадастре о собственниках, так как такие данные не всегда фиксировались корректно.

Инициировать проверку на предмет обнаружения собственника в отношении конкретного участка может любой гражданин РФ.

Учтите, если документально в договоре о приобретении собственности, заключенном после 5 января 2005 года, указана определенная категория земли, а в кадастре информация иная, то приоритет будет у договора и данных в нем.

Если данных о земельном наделе не обнаружено нигде, то особый земельный совет или комиссия принимает решение о присвоении категории разрешенного использования участку, после чего вносятся записи в кадастр. Если претендент на участок осуществляет внесение изменений в реестр, то оплачивает пошлину самостоятельно.

Делая вывод, поймите, что особый статус земель запаса запрещает их применение и проведение любых действий на их территории. После получения разрешения на смену категории данной земли, убедитесь, что все документы оформлены, и новый статус земли закреплен официально во всех необходимых документах. Только после этого начинайте использовать землю в соответствии с новым целевым назначением.

Источник: http://UrOpora.ru/zemlya/chto-takoe-zemli-zapasa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.