Земельные участки находящиеся на праве аренды

Содержание

Аренда земельных участков

Земельные участки находящиеся на праве аренды

Аренда является срочным правом пользования землей, возникающим на основании договора. Правом сдачи земельного участка в аренду обладают все собственники земельных участков. Более того, для публичных собственников (т.е. органов государственной власти и органов местного самоуправления) передача земель в аренду является основным способом использования своей собственности.

Спецификой правового регулирования аренды земель является то, что основным источником регулирования выступает не закон, а договор.

Гражданский и Земельный кодексы устанавливают общие требования к аренде земельных участков, однако в основном арендные отношения регулируются договором аренды (обязательственное право).

Аренда – это предоставление какого-либо имущества, в данном случае земельного участка, во временное пользование за определенную плату на основе договора аренды. Это одна из самых распространенных и наиболее эффективных форм использования земли во всем мире.

Земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с Гражданским и Земельным кодексами.

Арендные отношения оформляются договором аренды в письменной форме (ст. 609 ГК РФ, ст. 26 ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”).

Ст.

26 ЗК РФ устанавливает, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Сдача в аренду является формой распоряжения земельным участком. Прежде всего правом сдачи земельного участка в аренду обладает его собственник (ст. ст. 209, 608 ГК РФ). В соответствии с законодательством земля может находиться в собственности как физических, так и юридических лиц. Соответственно, реализовать право сдачи земли в аренду могут граждане и юридические лица.

В соответствии с законодательством земельные участки в Российской Федерации могут предоставляться
    1. гражданам,
    2. юридическим лицам,
    3. иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства и иностранным государствам.

Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ.

Основные признаки аренды земель:

    • срочность, т.е. аренда – право, действующее определенный период времени, определяемый в договоре (в отличие, например, от бессрочных прав, таких как собственность, постоянное (бессрочное) пользование и др.);
    • платность, т.е. возмездность арендных отношений, проявляющаяся в арендной плате, выплачиваемой арендатором арендодателю;
    • возвратность, т.е. по истечении срока аренды арендованное имущество – земля – подлежит возврату арендодателю, т.е. собственнику земельного участка.

Размер арендной платы определяется договором аренды.

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Ст.

22 ЗК РФ устанавливает, что земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом, за исключением земельных участков, изъятых из оборота  (указанных в п. 4 ст. 27 настоящего Кодекса).

При этом согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ объектом аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка (а также его покупку), но после собственника здания, строения, сооружения, находящихся на этом земельном участке (п. 3 ст. 35 ЗК РФ).

 Особенности аренды земельных участков:

1) Действующим федеральным земельным законодательством сроки договора аренды не установлены (за исключением аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности). Однако, ст.

22 ЗК РФ определяет, что в случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия (п.

10 ст. 22).

Сроки аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 39.8 ЗК РФ

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается:

  1. на срок от трех до десяти лет в случае предоставления земельного участка для строительства, реконструкции зданий, сооружений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта и пунктом 9 настоящей статьи;
  2. на срок до сорока девяти лет для размещения линейных объектов;
  3. на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства;
  4. на срок от трех до пяти лет в случае предоставления земельного участка юридическому лицу для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;
  5. на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка, являющегося исходным, в случае предоставления в аренду земельного участка, образованного из исходного земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок предоставлен юридическому лицу для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;
  6. на срок до трех лет в случае предоставления земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта либо на срок, указанный в пункте 9 настоящей статьи, в случае, если право собственности на объект незавершенного строительства приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  7. на срок действия охотхозяйственного соглашения в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение;
  8. на срок действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключены указанные соглашения;
  9. на срок действия договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключен такой договор;
  10. на срок, определенный законом субъекта Российской Федерации, в случае предоставления земельного участка некоммерческой организации, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования;
  11. на срок действия договора о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключен данный договор, в соответствии с подпунктами 13.2 и 13.3 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса;
  12. на срок, не превышающий оставшегося срока действия договора аренды земельного участка, досрочно прекращенного в связи с изъятием такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд, но не менее чем на три года в случае предоставления лицу земельного участка взамен земельного участка, право аренды на который прекращено в результате изъятия такого земельного участка;
  13. на срок, превышающий не более чем на два года срок действия лицензии на пользование недрами, в случае предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами;
  14. на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 12 настоящего пункта;
  15. на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  16. на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
  17. на срок реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией резидента зоны территориального развития, включенного в реестр резидентов этой зоны, в случае, если земельный участок расположен в границах зоны территориального развития;
  18. на срок действия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, договора о предоставлении рыбопромыслового участка или договора пользования водными биологическими ресурсами в случае предоставления земельного участка лицу для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами;
  19. на срок в пределах минимального срока и (или) максимального срока аренды земельного участка в случае, если федеральным законом установлены минимальный срок и (или) максимальный срок аренды земельного участка;
  20. на срок до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, или помещений в них, а также в иных случаях, не предусмотренных настоящим пунктом;
  21. на срок реализации резидентом свободного порта Владивосток соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом “О свободном порте Владивосток”.

2) Арендатор земельного участка (за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков) вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется (п. 5 ст. 22).

3) Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим Кодексом (п. 6 ст. 22).

Чтобы стать объектом аренды, земельный участок должен быть определен точно так же, как и в других случаях, когда земельный участок выступает в качестве недвижимого имущества в гражданско-правовых отношениях.

В договоре должны быть четко указаны местоположение земельного участка, его целевое назначение, границы, кадастровый номер и другие признаки, позволяющие точно установить и идентифицировать соответствующий земельный участок.

Эти сведения являются существенными условиями договора, поэтому при их отсутствии договор считается недействительным.

Основания прекращения договора аренды земельного участка

Ст.

46 ЗК РФ устанавливает, что аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством:

    • по соглашению сторон;
    • по решению суда;
    • по истечении срока аренды при наличии письменного заявления арендодателя;
    • по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 45 ЗК РФ (нецелевое или нерациональное использование и т.д.).

Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным в абзаце втором подпункта 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ, не допускается:

    1. в период полевых сельскохозяйственных работ;
    2. в иных установленных федеральными законами случаях.

При прекращении аренды регистрационная запись об аренде в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним погашается проставлением штампа.

https://www.youtube.com/watch?v=qf_Dgo6NGtg

В соответствии со ст. 450 ГК РФ договором аренды могут быть установлены и другие условия расторжения договора по инициативе арендодателя. Часть 2 данной статьи предоставляет право расторжения договора одной из сторон при существенном нарушении условий договора другой стороной. Перечень этих условий зависит от содержания конкретного договора.

На основании ст. 619 ГК РФ арендодатель, прежде чем досрочно расторгнуть договор, должен письменно предупредить арендатора о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/arenda-zemelnich-uchastkov

Аренда земли и безвозмездное пользование землей: Ограничение права на землю

Земельные участки находящиеся на праве аренды

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (п. 3 ст. 65 ЗК РФ), размер которой является существенным условием договора аренды земельного участка. Отношения недвижимости зачастую складываются в рамках земельных отношений, которые хоть и имеют смежную связь с гражданскими, но все отличаются своей спецификой.

Поэтому важно отличать одно от другого, и понимать эту взаимосвязь между одной отраслью права и другой. В таком случае при вступлении в земельные правоотношения необходимо в первую очередь изучить не только гражданское законодательство, но и земельное, так как здесь предусмотрены дополнительные процедуры, свои сроки, отдельные акты, права, обязанности, общие положения и т. д.

Таким образом, данный вопрос нельзя изучить однобоко, приходится комплексно осознавать права землевладельцев и других лиц. Естественно, первоначально для этого требуется изучить общие правила Земельного Кодекса, так как без них сложно будет понять особенную часть, которая также отличается своей сложностью в понимании.

Обывателю в этом случае помогут вспомогающие информационные статьи, подобно этой, но сразу уточним, что необходимо перепроверять нормативные акты, указанные в этих статьях, так как гражданское и земельное законодательство может подлежать изменению и в конечном итоге информация со временем может устаревать.

Кроме того, отметим, что если вам необходимо решить какую-то проблему, а время на изучение не так много, то лучше вовсе обратиться за юридической помощью.

Дело в том, что в таких серьезных отношениях действовать на ощупь не рекомендуется, так как в земельных отношениях участвует как правило довольно ценное имущество, которым не стоит рисковать. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков (п. 4 ст. 65 ЗК РФ).

Земельный кодекс закрепил за арендатором земельного участка довольно широкие права по распоряжению им в период действия договора аренды (ст. 22 ЗК РФ).

Арендатор земельного участка имеет право:

  1. – передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу (в том числе отдать арендные права на земельный участок в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив);
  2. – передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное).

Особенности аренды земли, находящейся в госсобственности

Организация будет выступать арендатором земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в следующих случаях:

  1. Если она имеет в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких участках.

В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона № 178-ФЗ собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо приобрести их, либо взять в аренду.

Безвозмездное пользование землей

Первый случай распространяется на юридических лиц, которым может быть предоставлено сроком на год право бессрочного пользования земельным участком. В такой ситуации, где с одной стороны в качестве получателя выступает юридическое лицо, с другой стороны должен выступать муниципальный или государственный собственник.

https://www.youtube.com/watch?v=nnUgGHevCPc

Последний должен выдать административный акт, который и будет служить основанием законности использования земельного участка.

Второй случай предполагает заключение договора ссуды, согласно которого предоставляется безвозмездно срочное пользование участком земли. При этом первый является ссудодателем, а второй – ссудополучателем.

Земельные отношения отличается особой сложностью и повышенной ответственностью: это комплексная отрасль права, в которой смешиваются огромное количество отношений из других отраслей, а предметом отношений всегда выступает ценное имущество в виде земельных участков.

Поэтому при возникновении проблем рекомендуется обращаться за юридической помощью к специалистам, сведущим в области земельного права. Вне зависимости от сложности проблемы первоначально лучше всего обратиться на обычную юридическую консультацию, чтобы оценить сами правоотношения и узнать суть самой проблемы.

Такие консультации невысокие по стоимости, либо вовсе бесплатны, но зато очень полезны для обычного гражданина.

После консультации будет понятно, сможете ли вы сами справиться с данной проблемой, либо лучше обратиться к помощи специалистов.

Если проблема сложная, то лучше, конечно же, не рисковать и обратиться за помощью к квалифицированным специалистам, так как земельные отношения сложны как с формальной, так и организационной точки зрения.

Здесь необходимо собрать огромное количество документов, а также правильно оформить их. Кроме того, если вы вступаете в правоотношения с другими субъектами, то важно понимать специфику земельных отношений, иначе данные отношения могут стать невыгодными для вас, несмотря на вашу уверенность в обратном.

Если же земельные отношения, в которые вы вступаете не отличаются особой сложностью, то можно попробовать разрешить проблему самостоятельно, тем не менее, если возникнет проблемная ситуация, то все же лучше найти лиц, понимающих как правильно работать в рамках земельных отношений.

Условия договора предусматривают, что ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в пользование земельный участок, который обязуется вернуть по истечению срока действия договора ссуды. Но они не требует регистрации в государственных органах, и не подлежат кадастровому учету.

Эти участки земли выделяются из земельных организаций, для чего достаточно только решения организации, в которой числится работник.

Государственные органы и органы самоуправления не имеют к предоставлению земли в таких случаях никакого отношения. Участок дается пользование только на период действия трудовых отношений.

Инициатором выступает сам работник, который подает на имя руководителя организации соответствующее заявление.

Как ограничивается право на владение, распоряжение и пользование землей

В Российской Федерации право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, а также находящиеся на нем лес и растения (п. 2 ст. 261 ГК РФ). Эти права ограниченного пользования чужим имуществом следует рассматривать как законные сервитуты, а не правомочия, вытекающие из права собственности.

Конституция РФ, закрепляя в ст. 36 право частной собственности на землю, установила возможность его ограничения, пределы которого определены ст. 17, 35, 36 и 42. В ст.

17 и 36 Конституции РФ закреплен общий принцип, согласно которому осуществление прав, в том числе и субъективного права частной собственности на землю, не должно нарушать прав других лиц.

Это требование в последующем нашло закрепление в ст. 10 ГК РФ, ст. 53 Земельного кодекса РСФСР.

Права собственников земли могут быть ограничены в интересах других природопользователей, а также в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РСФСР и законодательством республик, входящих в состав РСФСР (ч. 5 ст. 54 Земельного кодекса РСФСР).

Эта действующая норма Земельного кодекса имеет как минимум два изъяна. Во-первых, не указывается, кем могут быть ограничены права собственников земли в интересах других природопользователей.

Во-вторых, из всех субъектов Российской Федерации право на ограничения предоставлено только республикам.

В связи с этим возникает вопрос: являются ли указанные меры регулирующего воздействия на земельные отношения пределами либо ограничениями конституционного права граждан и их объединений на обладание землей в частной собственности? Если это ограничения права собственности, то в соответствии с ч.

3 ст. 55 Конституции РФ и ч. 2 ст. 1 ГК РФ они должны устанавливаться только федеральным законом. Если же эти меры указывают на пределы осуществления права собственности, то нормы о границах оборотоспособности земельных участков могут закрепляться как в федеральных, так и в законах субъектов РФ.

Регулирование землепользования, установление правил целевого использования земли, а также предельных размеров земельных участков в частной собственности представляют собой не ограничение права частной собственности на землю, а «уточнение его содержания», т. е. установление его пределов (границ)307.

Однако установление предельных размеров земельных участков для собственника при отчуждении сужает возможность осуществления и правомочия распоряжения. Например, соответствующий орган муниципального управления не может передать в собственность фермеру земельный участок больше предельного размера, установленного органом государственной власти субъекта РФ.

С учетом изложенных в предыдущем параграфе общих подходов к вопросам классификации ограничений права собственности представляется целесообразным рассмотреть особенности ограничений права собственности на земельный участок в определенной последовательности.

Во-первых, по содержанию ограничения права собственности подразделяются на ограничения права пользования и ограничения права распоряжения земельным участком. Они, в свою очередь, делятся на ограничения права собственности по видам земель с учетом их целевого назначения, а также по субъектному составу.

Во-вторых, по целям, предусмотренным в п. 2 ст. 1 ГК РФ (защита основ конституционного строя, защита нравственности, защита здоровья, защита прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны и безопасности государства).

В соответствии с п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Как следует из содержания п. 3 ст.

209 ГК РФ, соблюдение целевого назначения земли и других природных ресурсов не рассматривается в качестве оснований ограничения свободы усмотрения собственника. В рамках земельных отношений появляются множество проблем, связанных со спорами между землевладельцами и с правильным оформлением соответствующих документов.

Зачастую обычный землевладелец может до конца и не знать об этих проблемах, так как обычные граждане не отслеживают изменения в законодательстве.

В конечном итоге это ведет к тому, что у некоторых землевладельце нет всех тех документов, которые подтверждают границы и право собственности на конкретный земельный участок. Чтобы исправить ситуацию следует изучить новое законодательство или обратиться за юридической помощью к специалистам, занимающимся земельными вопросами.

Каждые несколько лет могут изменяться составы документов, требующихся для земельных участков или их процедуры оформления. Поэтому то что было несколько лет назад, сейчас уже может делаться совсем иначе.

Именно поэтому важно при производстве каких-либо действий с земельным участком посмотреть последнюю редакцию законодательства.

Также можно обратиться за консультацией к юристу, он сможет пояснить какие изменения были введены и как изменилась ситуация с фактической точки зрения.

В конечном итоге это поможет изначально понимать ситуацию и не вызовет новых проблем. Если же ситуация коснется спора по поводу земельных участков, то чаще всего данный спор дойдет до суда.

Поэтому в этом случае лучше не рисковать лишними квадратными метрами, а обратиться за помощью к специалистам, которые смогут максимально отстоять вашу точку зрения.

Это ограничит свободу усмотрения чиновника и защитит интересы собственника от необоснованного и произвольного изменения целевого назначения земли.

Важно! По всем вопросам по аренде земли, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по аренде земли и безвозмездному пользованию, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Источник: https://jur24pro.ru/sotsialnye-programmy/arenda-zemli-i-bezvozmezdnoe-polzovanie-zemley-ogranichenie-prava-na-zemlyu-268215/

Статья 22 ЗК РФ. Аренда земельных участков

Земельные участки находящиеся на праве аренды

1. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

3 – 3.2. Утратили силу с 1 марта 2015 года. – Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

4. Размер арендной платы определяется договором аренды.

5.

Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков, участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ “О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя”, а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.

5.

1. Передача арендатором, являющимся лицом, с которым заключен договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного ему для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования (за исключением передачи арендных прав в залог или обращения взыскания на переданные в залог арендные права в порядке, установленном Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”), допускается только в случае передачи указанным лицом прав и обязанностей по указанным договору об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договору об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования. Передача арендатором, являющимся некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного данной некоммерческой организации для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования (за исключением передачи арендных прав в залог или обращения взыскания на переданные в залог арендные права в порядке, установленном Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”), не допускается.

6.

Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков, участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ “О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя”, а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим Кодексом.

7 – 8. Утратили силу с 1 марта 2015 года. – Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

9.

При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

9.

1. Передача арендатором, являющимся юридическим лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного ему для освоения территории в целях строительства стандартного жилья или для комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья (за исключением передачи арендных прав в залог), допускается только в случае передачи таким лицом прав и обязанностей по договору об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договору о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья.

9.

2. Передача арендатором, являющимся юридическим лицом, заключившим договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья (за исключением передачи арендных прав в залог), допускается только в случае передачи таким лицом прав и обязанностей по договору о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья.

10. В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.

11. Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

12. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

См. все связанные документы >>>

Источник: https://RuLaws.ru/Zemelnyy-kodeks/Glava-IV/Statya-22/

В зависимости от вида зу

Земельные участки находящиеся на праве аренды

Коммерческие сделки в отношении недвижимых объектов занимают особое место в экономике любого региона. В общей массе контрактов особенно выделяются земельные участки.

Согласно действующим нормам законодательства, за физическими или юридическими лицами закрепляется право аренды наделов на различные цели.

Это может быть ведение частного хозяйства, развитие фермерства или размещение производственных мощностей. Заключение соответствующих договоров как процедура основывается на контрактной практике, нормативах и договоренностях сторон.

Какие бывают типы аренды земельных участков по целевому назначению?

Согласно требованиям Земельного Кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), участки должны эксплуатироваться только по определенному для них назначению. Позиция законодателя основывается на охране природного ресурса, который должен оставаться пригодным для следующих поколений.

В случае нарушений непосредственный пользователь привлекается к ответственности в виде штрафа, повышенного налога или уголовного преследования.

Назначение территорий (ст. 7 ЗК РФ) может быть следующим:

  1. Территории, отводимые под нужды сельского хозяйства. Находятся за пределами населенных пунктов. Здесь размещаются дороги и коммуникации, насаждения, защищающие от негативного воздействия, профильные здания и сооружения.
  2. Территории, на которых находятся населенные пункты. Чаще всего площади застроены. Здесь размещаются жилые дома, объекты общественного пользования, инфраструктуры.
  3. Земли промышленного назначения. В пределах территорий происходит активное развитие индустрии. На определенном законодателем удалении от места проживания человека строятся автомобильные и железные дороги, производственные объекты, магистрали и комплексы энергетики.
  4. Охраняемый фонд. Территории под особым правовым режимом. Государством защищаются заповедники, заказники и парки. Развивать какую-либо деятельность гражданского назначения здесь запрещено.
  5. Площади, относимые к лесному фонду. Особо ценные природные ресурсы, содержащие лесные массивы и нелесные земли, устанавливаемые лесным законодательством. Относятся к особым территориям, охраняются от техногенных факторов (воздействия промышленных предприятий).
  6. Земли, принадлежащие водному фонду. Под такими территориями понимаются поверхностные воды акваторий. При планировании строительства водохранилищ осуществляется предварительное резервирование.
  7. Земли запаса. Это резервный фонд, который может быть использован по назначению, не запрещенным действующим законодательством.

Основными критериями определения целевого назначения являются удаление от черты населенных пунктов и принадлежность к лесному хозяйству.

При выборе участка под определенные нужды следует учитывать ее предназначение. Перевод земель возможен на практике, но трудноосуществим. По этой причине освоение новых территорий предпочтительно осуществляется из резервного фонда. Сюда входит нетронутый ареал или площади заброшенной инфраструктуры.

Целевое назначение земель остается основным критерием определения содержания договора, оно также задает сохранение качества объекта. На всем протяжении срока пользования ресурсом временный правообладатель должен поддерживать состояние участка. В необходимых случаях могут проводиться рекреационные мероприятия.

Сельскохозяйственного назначения

Вопросы взаимодействия участников сделок регулируются ст. 3 ФЗ РФ от 25.10.2001 N 137.

Согласно ст. 3.4 нормативного документа за выделение таких территорий в ведение граждан и предприятий отвечают местные органы самоуправления.

Для планирования аренды используют информацию на официальных сайтах администраций.

Здесь освещаются публичные торги, с указанием начальной стоимости пользования. Есть и другой, более сложный путь поиска, — использование кадастровых карт с последующим обращением к органам власти. Исходными данными для определения стоимости аренды являются кадастровая оценка, размер земельного налога.

Сроки временного владения следующие:

  • Для огородников и дачников от 3 лет;
  • Под индивидуальное строительство жилых объектов (ИЖС) 20 лет;
  • Для размещения мощностей сельского хозяйства от 3 до 49 лет (максимальный, закрепленный законодательством период пользования).

Подробнее об аренде земли сельскохозяйственного назначения читайте здесь.

Для ведения личного подсобного хозяйства

Характер сделок определен в нормах целевого Федерального Закона 112 2003 года.

Устанавливаются две категории территорий.

  • Приусадебные. Обычно находится в черте населенного пункта (любого). Арендаторы могут свободно застраивать участки ИЖС, подводить коммуникации к своему дому. Есть право последующего выкупа.
  • Полевые. Строительство запрещено, можно выращивать сельскохозяйственные культуры, развивать фермерство.

На плечи соискателей ложатся поиск земли, соискание у администрации и кадастровые работы. Заключенное по правилам соглашение подлежит государственной регистрации.

О том, как взять в аренду землю под ЛПХ читайте здесь.

Для фермерского хозяйства

Вопросы аренды регулируются положениями ГК РФ и ФЗ-74 от 11.06.03г. Каждый активный гражданин России может получить участки бесплатно или на условиях временного пользования на аукционе или без торгов.

По завершении срока договора аренды допускаются пролонгация, завершение или выкуп в собственность. Застраивать домами можно, но не более 30 процентов территории.

Найм участка населенных пунктов

Территории поселений подвержены аналогичной для других наделов градации. Для оформления аренды общественно-деловых, населенных, инфраструктурных и других типов площадей обращаются к сельским администрациям.

Торги проводятся по планам администрации или по инициативе одного из претендентов. В среднем по России число таких сделок достигает десятки тысяч. Ограничение количества арендных площадей происходит по размеру наделов и требованию оплаты залога для участия в торгах.

Как взять в аренду участок у администрации читайте здесь.

Для промышленности, энергетики, транспорта

Статьей 88 ЗК РФ определен состав индустриальных территорий.

Последним дополнением в Закон стало введение в особый правовой режим площадей энергетики. Определение стоимости найма идет от кадастровых параметров.

Для подтверждения необходимого размера занимаемого участка потребуется проектная документация. Договоры заключаются с государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Особо охраняемые территории

Вопросы взаимодействия по землям особого правового режима регулируются  года и статьей 94 Земельного Кодекса. Здесь нельзя строить, заявлять права на приватизацию, развивать бизнес.

Предоставление участка в аренду осуществляется в частных случаях, по специальным постановлениям. Согласно ст. 17 ФЗ 33 участки, находящиеся в федеральной собственности и относящиеся к национальным паркам, могут предоставляться в найма юр- и физлицам для осуществления рекреационной деятельности, например, спортивной в соответствии с ЗК РФ.

Найм участка в лесу

Единственный способ взять такие территории во временное пользование – перевод в другую категорию. Взаимодействие по таким вопросам будет осуществляться с департаментом лесного хозяйства (региональными филиалами) или с Правительством Российской Федерации. Если получено предварительное разрешение, можно проводить кадастровые работы.

После заключения соглашения (на срок до 49 лет) арендатор может рубить лес, охотиться, выращивать саженцы и даже ставить пасеки.

Вопросы эксплуатации земли водного фонда

Правовой режим фонда водных ресурсов состоит в контроле этого вида ресурсов органами федеральной власти.

Часто используется процесс изъятия площадей целиком в пользу государства. Но также часть территорий может находиться в ведении частных лиц.

Земли водного фонда, в том числе реки, физ- и юрлица вправе использовать для своих нужд (искл. береговая полоса — она предназначена для общего использования). В зависимости от целей пользования водными ресурсами  может потребоваться заключение договора аренды.

Перевод же земель водного фонда в иные категории осуществляется в случае, когда водоемы фактически утрачивают свой статус (высыхают, теряя сообщение с притоками).

Участка запаса

Согласно ст. 103 ЗК РФ, земли запаса — это часть муниципальных или государственных земельных участков, не являющихся собственностью физ- и юрлиц. Они находятся в госрезерве до момента присвоения им определенной категории земли запаса с возможностью выполнения на них каких-либо работ и предоставления в пользование гражданам или юрлицам.

Для изменения категории площадей соискатели обращаются в местные администрации с соответствующим заявлением.

В обращении указываются:

  • Кадастровый номер участка;
  • Реальная и планируемые категории;
  • Обоснование к изменению назначения;
  • Имеющиеся права на территорию.

Коммерческих земельных участков

Временное пользование наделами от независимых собственников всегда выгоднее покупки. Для оформления краткосрочной аренды достаточно будет договоренностей между двумя сторонами.

Если планируется длительное сотрудничество, необходимо учесть необходимость строгого соблюдения целевого назначения, сменив категорию, а также провести регистрационные процедуры в соответствующем ведомстве.

Виды аренды по формам собственности

Выход на сделку временного пользования территориями земли неизменно сопровождается диалогом с непосредственными владельцами.

Оформление наделов осуществляется строго по закону, структура владения следующая:

  • Государственное ведение. Собственность федеральная и субъектов РФ;
  • Муниципальное ведение. Владения районных администраций, сельских поселений, префектур, городов;
  • Частная собственность. Распределена между физическими и юридическими лицами;
  • Иные формы владения – общая, долевая или совместная.

Заключение

Государственный институт разрешает соискателям приобретать земельные участки на определенных условиях или применять лизинг.

Для определения потенциала сделки и ее финансовых показателей следует обращать внимание на целевое предназначение и статус владельца.

От этих параметров напрямую зависит время оформления, стоимость услуг и возможность последующего перевода в собственность.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/oformlenie/arenda/vidy-zu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.