Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения

Содержание

Как купить землю сельхозназначения в 2020 году

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения – территории, находящиеся за пределами населенных пунктов. Купить землю сельхозназначения могут граждане России у муниципалитета, предприятия или другого лица. Сделка проводится согласно нормам земельного и гражданского законодательства.

Кто и какие участки имеет право продать

Собственником земли сельскохозяйственного назначения может быть гражданин России, другого государства, предприятие, государство или муниципальный орган.

Не запрещается застраивать данные участки. Если создается крестьянско-фермерское хозяйство, владелец может заниматься строительством жилья, чтобы наемные работники могли проживать где-то во время занятия хозяйством.

Но и использовать сельскохозяйственный надел следует строго по назначению. Если не будет сформировано крестьянско-фермерское хозяйство, застройка жилыми помещениями запрещена.

Перед тем, как купить землю сельхозназначения, будущим владельцем должны быть учтены следующие нюансы: в каких целях будет использован надел земли, на каких условиях, земельное налогообложение, грунтовое состояние, плодородие и типы почвы.

Выбор земельного надела

Купля надела начинается с поисков свободной земли. Для этих целей используют публичную кадастровую карту, находящуюся в Росреестре в соответствующем разделе.

Прежде, чем купить землю сельхозназначения у собственника проводятся следующие действия для ее поиска на сайте:

  • находим на карте район;
  • подбираем территорию с учетом удобства расположения рядом трассы, магазинов, городских угодий;
  • кликаем на территорию для изучения информации из Росреестра.

Чтобы купить пай земли сельхозназначения, нужно учесть отсутствие обременения. Участок должен быть юридически чистым: без арестов и залогов.

Все земельные объекты России учтены на кадастровой карте.  После получения кадастрового номера, субъектом вносятся сведения в единую карту. Это прописано в Федеральном Законе №101 для удобства определения свободного участка потенциальным покупателем.

Как проходит покупка земельного участка сельхозназначения у государства

Купить земельный участок у муниципальной службы или государства можно следующим образом:

  1. Подается письменное обращение в уполномоченный муниципалитет с ходатайством предоставления территории. Цель пользования свободным участком будет указана непосредственно в ходатайстве. В заявлении помимо этой информации прописывают желание взять в собственность недвижимое имущество, а также описание самой земли.
  2. Местной муниципальной службой на протяжении 5 рабочих дней будет рассмотрено обращение. Глава службы в постановлении указывает разрешение на право покупки. Если последует отказ, предоставляют постановление или выписку с обоснованными причинами.

У потенциального покупателя, обратившегося в государственный орган, есть время на судебное обжалование.

Отказать могут, аргументируя отсутствием незаселенных земель сельскохозяйственного назначения. Административный фонд имеет во владениях ограниченное количество территорий и возможностей предоставлений в том или ином районе земель. 

В каждом из городов России обычно есть свои льготные позиции с правом преимущественного получения участка во владения. Цена за землю сельскохозяйственного назначения преимущественно будет сформирована в зависимости от плодородных особенностей.

К второстепенной характеристике относится размер и место нахождения. Стоимость за участок будет определена согласно информации из нормативно-правовых актов местного муниципального органа.

  1. Дальнейший вопрос по оформлению договора согласовывается с архитекторами и градостроителями, санитарным и пожарным контролем, а также другими службами. Каждым из указанных государственных органов выдается официальное удостоверение с печатью и подписью.
  2. Регистрируется право владения территорией в областной регистрационной палате. Найти этот орган несложно, так как палата располагается часто в самом муниципалитете.
  3. На следующем этапе оформляют договор купли-продажи, имеющий установленную законом структуру.
  4. После того, как процедура будет завершена, новый владелец получит свидетельство, подтверждающее право пользования сельскохозяйственным участком.

Пользоваться земельным наделом по прямому назначению возможно после того, как проведется граничное определение. Осваивать сельскохозяйственных угодья разрешается согласно разработанным и утвержденным проектным бумагам.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Приобретение у физических лиц

Процедура приобретения у другого гражданина имеет свои особенности. Перед тем, как приобретать территорию у частных продавцов, нужно ознакомиться с правоустанавливающей документацией на нее.

Документальные сведения о зарегистрированных правах находятся в общем доступе и по запросу передаются в течение 5 дней.

Если продавец имеет необходимый сельскохозяйственный участок со всеми официальными правами, кадастровым органом дается выписка. В этом документе будет указано наличие существующих ограничений и обременений в использовании территорией земли.

Если владелец пая – физическое лицо, продажа оформляется посредством заключения договора купли-продажи. Земельную собственность переводят во владения другим лицом по передаточному акту. Допускается исключительно письменное соглашение, чтобы не было споров в суде.

Какая документация понадобится

Для покупки земельных угодий для сельхоз. целей понадобится предоставление следующих бумаг и справок:

  • заявление с указанием сведений по перечню, находящемуся в статье 39.17 Земельного Кодекса;
  • документация, подтверждающая возможность выкупа земли без торга;
  • схематическое нахождение продаваемой территории;
  • документ, который подтвердит представительские полномочия, если это необходимо;
  • проектные бумаги по лесным участкам при запрашивании предоставления надела данной категории;
  • при наличии бумаг на иностранном языке требуется официальный перевод на русский язык с заверением специалиста.

В случае покупки при организации аукциона, процедура будет упрощенной. Гражданин только предоставляет заявление с указанием желания покупки угодий.

Источник: https://pravbaza.ru/zemelnoe-pravo/kak-kupit-zemlyu-selhoznaznacheniya

Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения входят в структуру земельных ресурсов России (ст. 7 ЗК РФ).

Согласно ст. 77 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения – земли,

  1. находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также
  2. предназначенные для этих целей.

Ст. 78 ЗК РФ определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:

  1. для ведения сельскохозяйственного производства,
  2. для создания защитных лесных насаждений,
  3. для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также
  4. для целей аквакультуры (рыбоводства).

Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения установлены гл. II Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

Особенности купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

Ст. 8 ФЗ устанавливает особенности купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением:

  1. случаев продажи с публичных торгов и
  2. случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем 90 дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение 30 дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по вышеуказанным правилам.

Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.

Особенности аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

Ст. 9 ФЗ регулирует аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности.

Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается:

  • на срок от 3 до 49 лет (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом):
    1. на срок до 3 лет – для сенокошения и выпаса скота;
    2. на срок до 5 лет (и без проведения торгов) – крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных ст. 8 и 10 Федерального закона.

В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.

В пределах срока действия договора аренды при передаче арендатором арендных прав земельного участка в залог согласие участников долевой собственности на это не требуется, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

Особенности предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Ст. 10 ФЗ устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности предоставлен в аренду, вправе:

  1. приобрести такой земельный участок в собственность или
  2. заключить новый договор аренды такого земельного участка, 

если у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 39.2 ЗК РФ) отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка.

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут

  • передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также
  • предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться в аренду в порядке, установленном ЗК РФ:

  1. религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации,
  2. гражданам – для сенокошения и выпаса скота.

При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата – в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее чем 5 лет. Кроме того, указанные участки не подлежат приватизации.

О вопросах приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения до вступления в силу настоящего Федерального закона см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11

Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, помимо Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, не допускается.

Наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

Принятие наследства не должно приводить к нарушению требований, установленных ст. 3 и (или) 4 Федерального закона, а именно:

  • иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды;
  • предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения имеют ряд ограничений.

В противном случае к наследникам применяются требования, установленные ст. 5 Федерального закона (обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения).

Основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения

Ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” устанавливает, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:

  1. сохранение целевого использования земельных участков;
  2. установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;
  3. преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
  4. преимущественное право участников долевой собственности на земельный участок на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
  5. установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/osobennosti-oborota-zemelnich-uchastkov-iz-zemel-selskochozyaystvennogo-naznacheniya-osnovnie-printsipi-oborota-zemel-selskochozyaystvennogo-naznacheniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.