Земли для размещения объектов специального назначения

Содержание

Понятие и состав земель специального назначения, характеристика правового режима

Земли для размещения объектов специального назначения

Особенности правового режима отдельных видов земель специального назначения.

Вопрос № 1.

Глава 16 ЗК РФ.

Статья 87 ЗК РФ определяет земли специального назначения как земли, расположенные за границами населенных пунктов, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

Это самостоятельная категория в соответствии со ст. 7 ЗК РФ. В соответствии с п. 4 ст. 84 ЗК в федеральной собственности располагаются объекты атомной энергетики, федеральной энергетической системы и иные объекты, отнесенные к ведению РФ в соответствии со ст. 71 К РФ.

Земли этой категории классифицируются на:

1. Земли промышленности.

2. Земли энергетики.

3. Земли транспорта.

4. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики.

5. Для обеспечения космической деятельности.

6. Земли обороны и безопасности.

Общие характеристики видового режима отражены в статьях 80-83 ЗК РФ, а особенности отражены в специальных НПА.

Общие черты земель специального назначения:

1. Выполняют функцию пространственного базиса, т.е. они предназначены для размещения объектов различных отраслей экономики РФ и эксплуатации этих объектов. Эти объекты не являются землями сельскохозяйственного назначения, плодородие для этих земель важным не является.

2. Земли специального назначения не являются единым массивом. Задачей является рациональное использование земель для обеспечения сохранности более ценных земель.

3. В качестве субъектов прежде всего выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Граждане выступают в качестве вторичных землепользователей. Например, работники транспорта имеют право на получение служебного земельного надела.

4. Нормирование земель осуществляется при предоставлении земельных участков на основании утвержденных норм отвода, либо в соответствии с проектно-технической документацией.

5. Перевод земельных участков из состава этой категории осуществляется без ограничений, кроме случаев, предусмотренных пп. 2,3 ст.

9 ФЗ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» – перевод земельных участков, загрязненных или застроенных зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу, допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации.

Аналогичное правило предусмотрено для перевода земельных участков с нарушенным почвенным слоем, который осуществляется только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации за исключением случаев, когда такой перевод инициируется органами государственной власти или МСУ.

6. В состав земель специального назначения включаются охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования.

Эти зоны устанавливаются для обеспечения безопасности населения (например, санитарно-промышленные зоны предприятий обязательно устанавливать как элемент правового режима).

Второй целью является обеспечение нормального функционирования эксплуатации объектов транспорта, телевидения и иных объектов на этих землях. Земельные участки, которые находятся на этой территории, в этих зонах, не изымаются у собственников, землевладельцев, землепользователей.

Однако в границах этих участках устанавливается особый режим, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, несовместимые с целями установления этих зон (например, рядом с газопроводом нельзя проводить взрывные работы, разводить костер и т.д.).

7. Порядок использования земель специального назначения и установления особых зон определяется в отношении федеральных земель Правительством РФ, в отношении земель субъектов РФ – органами исполнительной власти субъектов, в отношении муниципальных земель – органами МСУ.

Правовой режим земель специального назначения – это установленный законодательством порядок должного поведения субъектов земельных правоотношений, направленный на обеспечение рационального использования земель данной категории, экологической безопасности населения, реализацию специальных задач организаций различных отраслей экономики, безопасную и эффективную эксплуатацию их объектов.

Согласно ст. 88 ЗК РФ землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций, эксплуатации объектов промышленности и права на которые у участников земельных отношений возникли по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

На данных землях размещаются промышленные объекты, промышленные здания и сооружения, их промышленные объекты, средства внутризаводского транспорта, объекты инженерных коммуникаций, складские и иные вспомогательные подсобные помещения.

Именно промышленные объекты являются источниками повышенной опасности с точки зрения экологических требований, поэтому правовой режим данных земель включает в себя нормы экологической безопасности.

Весь хозяйственный процесс подразделяется на три этапа:

1. Доэксплуатационный (размещение объекта, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию).

2. Эксплуатационная стадия (включает в себя деятельность, связанную с экологической паспортизацией предприятий, получением разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов.

3. Размещение утилизации отходов.

Экологические требования при размещении объекта предусмотрены статьями с 34 по 38 Закона об охране окружающей среды:

· При размещении объекта должны учитываться требования экологической безопасности населения, охраны здоровья населения, мероприятия по охране природы, мероприятия по охране природы, рационального использования природных ресурсов и их воспроизводства, оздоровление окружающей среды.

· При предоставлении земельного участка должны учитываться как ближайшие, так и отдаленные экологические, демографические, экономические перспективы. Экологическая емкость территории – определенная территория может выдержать только определенную антропогенную нагрузку.

Определение места строительства осуществляется с учетом требований ЗК РФ (ст. 30-32 ЗК РФ), санитарного законодательства, экологического законодательства и зависит от класса опасности предприятия, степени вредных выбросов этого предприятия.

Например, предприятия 1 и 2 класса опасности могут строиться и размещаться только за пределами городов (нефтеперерабатывающие предприятия, химические комбинаты, некоторые предприятия добывающей промышленности и т.д.).

Порядок установления функционирования санитарно-защитных зон утвержден Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74в ред. От 10.04.2008 года – утвержден САНПИН 2.2.1/2.1.1. 1200-03.В соответствии с п. 2.1.

этого САНПИНа санитарно-защитная зона (СЗЗ) устанавливается в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Критерием определения размера зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимой концентрации) вредных веществ в атмосферном воздухе и ПДУ (предельно допустимый уровень) воздействия на атмосферный воздух. Все предприятия с опасным производством обязаны отделять промышленные объекты от территорий жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, санаториев и т.д. Для промышленных объектов 1 класса опасности СЗЗ устанавливается в 1 тысячу метров, 2 класс – 500 метров, 3 класс – 300 метров, 4 класса – 100 метров, 5 класса – 50 метров.

Земли энергетики.

Ст.

89 ЗК РФ определяет земли энергетики как земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций, эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных правоотношений по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. В этой статье говорится и о целях предоставления земельных участков. Земельные участки предоставляются для:

1. Размещения, установки электростанций.

2. Для размещения объектов электросетевого хозяйства (ЛЭП).

Существует три вида электростанций: Гидроэлектростанции (ГЭС), теплоэлектростанции (ТЭС), Атомные электростанции (АЭС).

Положительным для ГЭС является то, что в результате работы этих станций получается дешевая электроэнергия, при работе ГЭС происходит экономия не возобновляемых природных ресурсов.

Отрицательным является то, что при строительстве ГЭС необходимо затопление огромных массивов земель для создания водохранилищ, в результате происходит создание огромных водохранилищ, созданных на лесных землях, землях с/х назначения и т.д.

Правила создания, строения и проектирования ГЭС предусмотрены в п. 3 ст. 40 ФЗ «Об охране окружающей среды». При размещении проектировании ГЭС необходимо учитывать реальную потребность региона в электроэнергии, ландшафт, обеспечивать сохранность природных ресурсов и т.д.

Специальные требования функционирования ГЭС предусмотрены в ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.

1997 года – обязательным условием функционирования этих объектов является наличие декларации безопасности гидротехнического сооружения, которая содержит сведения о соответствии объекта критериям безопасности.

Декларация является основанием для внесения ГЭС в Российский регистр гидротехнических сооружений.

ТЭС для РФ считаются основными источниками электроэнергии, но при этом существуют две большие экологические: уничтожение не возобновляемых природных ресурсов (уголь, газ, нефть и т.д.), а также загрязнение окружающей среды, т.к. в результате деятельности ТЭС происходит загрязнение.

Закон предусматривает правила размещения, строительства и проектирования ТЭС, существует требование оснащения ТЭС высококачественными, чувствительными фильтрами, существуют и требования по использованию безопасных видов топлива и безопасного размещения отходов.

В АЭС опасно все! АЭС, являясь опасными источниками, функционируют на основании общих требований МАГАТЭ – АЭС не могут размещаться на территориях с большой концентрацией населения, а также в курортных, рекреационных зонах, сейсмически опасных, а также вблизи крупных водоемов. Кроме того, МАГАТЭ требует обеспечить экологическую надежность атомных реакторов. П. 4 ст. 40 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает конкретные требования:

1. Охрана окружающей среды от радиационного воздействия.

2. Соблюдение норм и нормативов технологического процесса.

3. Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии и обеспечение мер полной радиационной безопасности окружающей среды и населения.

4. Подготовка и поддержание квалификации работников таких станций.

Размещение АЭС возможно только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. В ФЗ от 21.11.

1995 года «Об использовании атомной энергии», в котором предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения о месте размещения ядерных установок, находящихся в федеральной собственности или имеющих межрегиональное значение, проводят государственную экологическую экспертизу и принимают решения о размещении таких объектов. Для АЭС должны быть санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения в целях обеспечения безопасности населения и окружающей среды. Их размеры определяются в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии и согласовываются с органами государственного Санэпиднадзора. В санитарных зонах запрещается размещение жилых зданий, детских учреждений, лечебно-оздоровительных и т.д., а в зоне наблюдения ведется наблюдение за радиационным уровнем.

Источник: https://infopedia.su/6x1545.html

Виды земель специального назначения в 2019 году: земли промышленности, энергетики и транспорта, состав земель обороны и безопасности, использование земель для обеспечения космической деятельности, список земель связи, радиовещания, телевидения и информатики | Земельный эксперт

Земли для размещения объектов специального назначения

В земельном законодательстве описываются виды площадей спецназначения. Одной из групп являются земли промышленности. К данным территориями принадлежат зоны, переданные заинтересованным лицам для организации работы компаний и производственных объектов, связанной с различными промышленными направлениями.

Полномочия в отношении таких земель передаются частным компаниям или госпредприятиям лишь тогда, когда на этого имеются законные основания.

Основной целью эксплуатации участков данной категории является организация работы промышленных предприятий, а также предоставление возможности для размещения построек административного и производственного типа. В комплекс территорий входят объекты, в отношении которых устанавливаются специальные санитарные зоны, способствующие защите предприятий от воздействия различных негативных факторов.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Площади участков, отданных в эксплуатацию, определяются согласно утвержденной проектно-сметной документации и имеющимся законодательным актам. Перед выделением в пользование производится кадастровая оценка участка.

Земли энергетики

В статье 89 Земельного кодекса РФ описываются земли энергетики. Состав данной группы земель определен участками, используемыми для начала работы и дальнейшей эксплуатации энергетических объектов. Права на такие территории возникают у заинтересованных лиц при наличии законных оснований.

Земли энергетики могут быть предоставлены с целью организации полноценной работы энергетических объектов и компаний, а именно:

  • для строительства гидроэлектростанций, объектов, связанных с производством атомной и ядерной энергии, тепловые установки;
  • полигонов и хранилищ, где размещаются радиоактивные отходы;
  • для постройки системы станций, обеспечивающих работу основного энергообъекта;
  • для организации электросетевого хозяйства и других энерготехнических объектов.

Чтобы эксплуатирование территорий происходило максимально безопасно, устанавливается специальный правовой режим земель энергетики. Для каждого региона страны порядок установки такой охранной зоны определяется индивидуально и в соответствии с нормативными актами Правительства РФ.

Ростехнадзор осуществляет контроль и учет действий распорядителей территорий по выполнению условий эксплуатации наделов в пределах определенных зон. Правила размещения сопутствующих построек, таких как ЛЭП, сетей связи, иных конструкции определяет Правительство РФ.

Земли транспорта

В группу земель транспорта включены наделы, используемые для организации беспрепятственного передвижения и обеспечения безостановочной работы многих компаний. Описание и виды площадей этой группы дается в ст. 90 ЗК РФ. В комплекс массивов входят водные трассы, морские пути, автомобильные дороги, земли железнодорожного транспорта.

Целями использования таких территорий являются:

  • размещение железнодорожных путей, автомобильных трасс, трубопроводов;
  • возведение построек, необходимых для организации работы всей инфраструктуры – вокзалы, станции, обслуживающие службы;
  • организация полос отвода, охранных зон.

Особенностью использования таких территорий является то, что площади могут быть выделены только при наличии обязательной проектно-сметной документации по устройству дорожного полотна, других видов транспортных путей и трубопроводов.

Земли связи, радиовещания, телевидения и информатики

В статье 91 ЗК РФ дается описание такой категории наделов, как земли связи, радиовещания, телевидения, информатики. В данную группу входят территории, которые нужны для организации работ компаний в сфере связи и телекоммуникаций.

Используются такие массивы для того, чтобы обеспечить полноценную работу систем связи, радио и видеовещания. На массивах размещается необходимая инфраструктура:

  • все необходимые кабели и полосы отчуждения;
  • воздушные линии, радиофикационные точки, охранные зоны, установленные относительно этих пунктов;
  • кабельные линии, расположенные под землей;
  • автоматизированный пункты усиления сигналов наземного и подземного типа;
  • вся инфраструктура спутниковой связи.

Земли для обеспечения космической деятельности

В ст. 92 ЗК РФ дано определение такому понятию, как территории для обеспечения космической безопасности. В эту группу наделов включаются площади, необходимые для начала мероприятий по освоению космоса. Полномочия распорядительных ведомств на данные площади оформляются для заинтересованных лиц, которые имеют на это законные права.

Территории отдаются в использование соответствующим ведомствам и компаниям для того, чтобы обеспечить размещение всех построек наземного типа, предназначенных для запуска летательных аппаратов, а также выполнения сопутствующих работ, к примеру, организации хранения и обработки полученных данных.

Также в данную категорию включаются полосы для взлета или посадки, экспериментальные базы для испытания спецтехники, полигоны, центры по подготовке космонавтов. Земли не отчуждаются, если используются временно в качестве местности, куда падают части ракетоносителей, а собственники наделов получают материальную компенсацию за причиненный ущерб.

Правовой режим земель для обеспечения космической деятельности устанавливается на основании положений действующих федеральных законов.

Земли обороны и безопасности

Наделами этой группы признаются земли, которые используют ВС РФ, воинские подразделения, военные ведомства, предприятия для осуществления размещения таких формирований, возведения на площади специальных построек, а также соблюдения неприкосновенности границ страны.

Также данные площади выполняют функции по обеспечению информационной безопасности и создания специального оборонительного комплекса. В поселениях административно-территориального типа может быть установлен специальный порядок землепользования.

Наделы передаются для:

  • возведения построек, позволяющих поддерживать ВС РФ, иные воинские части в состоянии необходимой боеготовности, а также организации мест постоянной дислокации войск;
  • создания спецтехники и спецвооружения, хранения боекомплекта, включая полигоны, где проводятся испытания и места утилизации;
  • размещения запасов материальных ценностей госрезерва;
  • установки оградительных конструкций на границах государства, включая пропускные пункты;
  • строительство комплексов, занимающихся производством оружия массового поражения;
  • обработки или предоставления гарантий сохранности отходов, радиоактивного характера.

Земли обороны и безопасности можно эксплуатировать для организации учений или других мероприятий, которые являются обязательными для действующей армии. Если относительно массива был назначен особый правовой режим эксплуатирования, относительно наделов частных лиц или временных распорядителей, процедура изъятия не производится.

Если имеется потребность во временной эксплуатации таких территорий, то порядок устанавливается на основании положений земельного кодекса.

При введении в стране чрезвычайного или военного положения, происходит реквизиция наделов у владельцев с возможным возвратом или выплатой компенсации. Чтобы обеспечить и повысить оборонительные возможности государства, а также гарантировать населению страны должную защиту, в отношении отдельных территорий устанавливается запретный режим.

Список законов

  • Статья 89 ЗК РФ
  • Статья 90 ЗК РФ
  • Статья 91 ЗК РФ
  • Статья 92 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/vidy-zemel-specialnogo-naznacheniya/

Состав земель промышленности и иного назначения

Земли для размещения объектов специального назначения
Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Состав земель промышленности и иного назначения

Земли промышленности и земли иного специального назначения должны использоваться в соответствии со строгим правовым режимом, установленным нормами Земельного кодекса РФ.

Государственные территории предназначены не только для удовлетворения потребностей частных граждан, для создания комфортных и безопасных условий проживания населения, ведения подсобных хозяйств.

Важнейшим элементом земельных ресурсов страны являются территории, которые используются государственными структурами для обеспечения нормального функционирования всех основополагающих отраслей общегосударственного масштаба.

Такими являются промышленное производство, транспортные и коммуникационные системы, энергетические ресурсы, различные виды связи, информатика и инновационные технологии, космическая деятельность, сфера обороны и обеспечения безопасности, а также прочие области.

Понятие и группы земель промышленности и земель иного специального назначения

Земельный кодекс России регулирует правовые и эксплуатационные аспекты использования, а также устанавливает состав земельных территорий специального предназначения. В соответствии с законодательной базой земельной сферы земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения – это территории, которые:

  • целевой специализацией предназначены для поддержания деятельности и использования промышленных, транспортных, космических и других объектов, которые служат для выполнения специальных задач государственной важности;
  • используются для строительства и обслуживания различных объектов в сферах промышленности, транспорта, радио- и телевещания, энергетики, космической деятельности, безопасности и обороны.

Основным условием использования территорий для выполнения специализированных задач является расположение земельных ресурсов за пределами населенных пунктов и вдали от проживания местного населения. Законные права на владение и собственность таких участков могут возникать в любых муниципальных субъектов государства при условии соблюдения земельного законодательства.

Перечень территорий специального назначения является открытой структурой, поэтому предусматривает внесение изменений и новых позиций. На данном этапе земли специального предназначения включают в себя следующие зоны:

  • территории, предназначенные для строительства и использования объектов различных промышленных сфер;
  • земли, используемые для удовлетворения потребностей энергетики;
  • участки транспортной сферы;
  • земельные территории коммуникационной сферы (радио- и телевещания, информатики и инновационных технологий);
  • земельные участки, используемые для осуществления заданий в космической сфере;
  • территории ведомств по обороне и обеспечению безопасности;
  • земли специализированного предназначения, которые включают в себя рекреационные зоны, места захоронения ядерных и радиоактивных отходов.

Земли промышленности и иного специального назначения, их правовой режим

Земли промышленности и земли иного специального назначения должны использоваться в соответствии со строгим правовым режимом, установленным нормами Земельного кодекса РФ. Нюансы эксплуатации участков специального предназначения следующие:

  • Территории промышленной сферы могут эксплуатироваться для планирования и возведения производственных зданий, промышленных конструкций, административных центров и объектов по дополнительному обслуживанию. Важным условием для возможности использования земель для промышленных целей любыми лицами является расстановка санитарных зон;
  • Земельные участки предприятий и объектов, на балансе которых числятся линии любых видов связи, а также дополнительные инфраструктурные сооружения;
  • Зоны, которые используются в целях полноценного обеспечения государственной безопасности, могут предназначаться для проектирования и возведения предприятий и объектов, которые осуществляют вооруженную защиту территориальной целостности границ государства;
  • Земельные участки для обеспечения работы энергетической области предоставляются с целью размещения гидроэлектростанций, атомных, тепловых электростанций, пунктов приема и хранения ядерных веществ;
  • Территории для обеспечения деятельности космического направления используются для размещения и обслуживания объектов наземной инфраструктуры (космодромы, взлетные полосы, полигоны, базы хранения техники, пункты приема и обработки информации и др.);
  • Территории транспортной сферы предназначены для максимального обеспечения нормального функционирования объектов различных видов транспорта: автомобильного, морского, железнодорожного, внутреннего водного, воздушного и др.

Земли промышленности и иного специального назначения несут риск возникновения техногенных аварий, катастроф и являются объектами повышенной опасности для здоровья и жизни местного населения, а также экологического и биологического состояния окружающей среды. В связи с этим законодательством предусмотрен режим использования территорий, которые предназначаются для удовлетворения потребностей всех специализированных областей.

Специальные постановления предусматривают создание охранных, санитарно-защитных зон и участков с особыми условиями эксплуатации территорий в целях обеспечения безопасности для местного населения.

Важным пунктом правительственного постановления является создание условий, которые позволят оптимально использовать объекты промышленности, энергетики и транспорта, а также места хранения вредных веществ.

Режим использования охранных зон, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель

Особый эксплуатационный порядок, который устанавливается на территории охранных и санитарно-защитных зон, и размеры таких участков земли определяются в нормативно-правовых актах, регулирующих особые виды деятельности.

Правовой порядок использования санитарно-защитных, охранных зон предусматривает исключительно ограничение прав на территории и недвижимость.

Целью организации таких специализированных зон является обеспечение оптимальной защиты местного населения, окружающей среды, а также важных недвижимых конструкций от негативного воздействия, которое возможно в процессе деятельности сфер промышленности, транспорта, энергетики и др.

Охранные и санитарно-защитные зоны представлены в форме определенного пространственного барьера, который устанавливается между территориями, которые нуждаются в охране, и участками, которые несут повышенную опасность.

Земли промышленности и иного специального назначения как объекты федеральной собственности

Земли промышленности и земли иного специального назначения, которые находятся в распоряжении федеральных учреждений и организаций транспортной, промышленной, коммуникационной, космической и других сфер, официально признаются федеральной собственностью.

Данные объекты могут находиться в различных видах собственности – государственной или муниципальной, территории выступают публичной собственностью.

Порядок эксплуатации земель федеральной собственности устанавливается государственным правительством, государственными и муниципальными исполнительными органами, органами местного самоуправления субъектов государства.

Предоставление земель промышленности и иного специального назначения в безвозмездное срочное пользование

Законодательство предусматривает предоставление специализированных территорий промышленной, транспортной, космической, оборонной энергетической и других сфер в безвозмездное пользование на срочной основе.

Земли, которые предназначены для удовлетворения потребностей специализированных отраслей, могут использоваться частными лицами для сельскохозяйственного производства и организации личных подсобных хозяйств. Предоставление земельных территорий осуществляется при условии заключении договора о возможности безвозмездной эксплуатации территорий в соответствии с законодательством.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/sostav-zemel-promyshlennosti-i-inogo-naznacheniya.html

Где находятся земли промышленности и иного специального назначения?

Земли для размещения объектов специального назначения

> Земля > Где находятся земли промышленности и иного специального назначения?

Земли специального назначения — это земли, основной функцией которых является обеспечение транспортной инфрастуктуры и пространственного базиса для различных промышленных объектов на предоставляемых сельскохозяйственных участках, обладающих наименьшей ценностью в земельном кадастре. Согласно статье 87 Земельного Кодекса Российской Федерации, они используются для промышленных нужд, инфраструктуры в транспортной отрасли, нужд обороны; в области коммуникаций, энергетики и т.д.

  • Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания
  • Земли промышленности
  • Земли транспорта
  • Земли энергетики
  • Земли связи и радиовещания
  • Иные земли спецназначения

При выделении земель специального назначения в установленном законом порядке (№ 237 от 03.07.2016г.) проводится комплекс государственных процедур, позволяющих определить кадастровую стоимость участка. Данные мероприятия проходят в несколько этапов:

  1. Утверждается решение о проведении государственной кадастровой оценки.
  2. Определяется кадастровая стоимость; подготавливается отчет.
  3. Утверждается определившаяся стоимость.

Функциональность данных земель отражается в существовании права деления их на категории с учетом целей, для которых они предназначены. Например, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и др.

Для выделенных участков специального назначения установлен особый режим пользования. Его необходимость основана на обеспечении безопасности гражданам, которые по разным причинам могут пострадать от стратегических, региональных или государственных объектов, а также в целях невозможности частного их использования.

Располагаются они за пределами населенных пунктов, но не всегда, так как могут принадлежать объектам муниципальных образований или находиться в собственности. Согласно статье 87 Земельного Кодекса РФ земли специального значения могут быть переданы в безвозмездное пользование для сельскохозяйственных и других целей.

Земли специального назначения являются самостоятельной категорией, в состав которой входят земельные участки, подразделяющиеся на несколько подгрупп:

  • промышленного назначения;
  • в энергетической отрасли;
  • в транспортной отрасли;
  • для обеспечения деятельности телекоммуникаций (телерадиовещания, связи и информатики);
  • в космической отрасли;
  • для обеспечения обороны и безопасности;
  • для иных специальных назначений.

Правовой режим этих участков регулируется статьями 88-93 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Рассмотрим более подробно специфику формирования участков, предназначенных для промышленных нужд, обеспечения деятельности транспортной и энергетической отраслей, а также радиовещания и связи.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания

Участки, находящиеся в составе земель данного спецназначения, располагаются за границами поселений; подчинены определенной организации и эксплуатируются в зависимости от целевого назначения.

Территории, которые входят в их состав могут быть использованы для иных целей только в том случае, если на них получены права, полностью соответствующие положениям Земельного Кодекса, законам общефедеративного характера и утвержденным нормам.

В состав этих земель включаются охранные, санитарные и другие зоны, относящиеся к особому режиму пользования. Данные зоны устанавливаются для обеспечения безопасности и создания условий для эксплуатации объектов.

Они не изымаются у непосредственных их владельцев или пользователей, для них предусмотрен отдельный эксплуатационный режим, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые могут противоречить целевому назначению; устанавливаются на основании соответствующих документов (правовых актов или решений государственных органов, предоставляющих земли в пользование).

Одной из особенностей правового режима земель промышленности, транспорта, энергетики, связи и радиовещания – строжайшее нормирование размеров предоставляемых участков для их использования в несельскохозяйственных целях.

В статье 33 Земельного Кодекса Российской Федерации прописаны условия выделяемой площади для такого типа участков.

Размеры устанавливаются на основании утвержденных норм отвода земель для того или иного вида деятельности или в соответствии с правилами пользования, учитывая при этом документацию проектной, землеустроительной и градостроительной служб. Если нормы не установлены, то площадь участка определяется в проекте строительного объекта.

Земли железнодорожного транспорта

Категории:

  • участки, предназначенные для железнодорожного транспорта;
  • участки для размещения зданий и построек, необходимых при эксплуатации и функционировании железнодорожного транспорта (станций, вокзалов, ремонтных депо);
  • специальные охранные зоны и полосы отвода (для складов, заправочных станций, разгрузочных площадок и складов, целевым назначением которого является хранение объектов и предметов особого статуса правового регулирования.

На основании указа Минтранса и Земельного Кодекса Российской Федерации на выделенных участках данного типа могут размещаться полосы отвода, сооружения, предназначенные для эксплуатации объектов железнодорожной отрасли; участки могут сдаваться в аренду юридическим и физическим лицам для сельскохозяйственных целей, складирования грузов и др.

Земли автомобильного транспорта

Земли данного вида транспорта включают участки, предназначенные для содержания и эксплуатации федеральных автомобильных дорог и придорожных полос с особым режимом пользования.

Для земель автотранспорта также устанавливаются полосы отвода. Статья 90 Земельного Кодекса Российской Федерации говорит об обеспечении дорожного движения конкретно на полосах отвода, а также о передаче участков юридическим и физическим лицам. На данных участках допускается размещение объектов соответствующего сервиса (зон отдыха и т.п.).

На границе полосы отвода запрещается:

  • размещать объекты, не предназначенные для автомобильной дороги;
  • распахивать земельные участки, косить траву, рубить деревья, пасти скот и т.п.;
  • устанавливать рекламные конструкции, не соответствующие регламентам технического характера;
  • устанавливать информационные щиты и указатели, не имеющие отношения к правилам дорожного движения и обеспечения безопасности на дороге.

Согласно пункту 4 статьи 25 Закона №257-ФЗ земельные участки передаются на условиях частного или публичного сервитута.

Данные участки, как правило, находятся на территории общего пользования и закреплены за ведомственными организациями, поэтому сдавать их в аренду нельзя.

Положения об условиях сервитута и его применения прописано в Государственном Кодексе Российской Федерации.

Понятие сервитута включает в себя обеспечение проезда и прохода на определенную территорию, а также строительные работы на объектах автомобильного транспорта.

Земли водного и морского транспорта

В целях функционирования данного вида объектов отводятся следующие земельные участки:

  • для создания и размещения искусственных водных путей;
  • для объектов, необходимых при функционировании и эксплуатации водного и морского транспорта (станций, портов, причалов и т.п.);
  • для участков береговой полосы.

Согласно Водному Кодексу Российской Федерации, на береговых территориях водного и морского транспорта необходимо устанавливать участки береговой полосы, которые проходят вдоль границы воды и предназначены для общественного пользования.

Величина данной полосы должна составлять 20 метров; в случае, если береговая полоса относится к каналам и рекам, ее длина должна быть не менее 10 километров, а величина 5 метров.

На территории нахождения береговой полосы приватизировать и сдавать в аренду участки запрещается.

Земли аэровоздушного транспорта

Для эксплуатации и функционирования аэровоздушного транспорта выделяются участки, предназначенные для аэропортов, взлетно-посадочных полос, аэродромов, вокзалов и других объектов недвижимости, необходимых для воздушно-транспортной отрасли.

Земли трубопроводного транспорта

К данной категории земель специального назначения относятся участки, предназначенные для следующих целей: обеспечения деятельности организаций в отрасли трубопроводного транспорта, эксплуатации объектов данного транспорта и размещения газовых и нефтепроводов, а также иных трубопроводных объектов, которые необходимы для ремонта и (или) развития подземных и наземных зданий, сооружений, устройств и размещения охранных зон с особыми условиями пользования.

Границы выделяемых охранных зон для участков трубопроводного транспорта определяются в соответствии со строительными нормами, правилами охраны магистральных трубопроводов и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами.

На данных земельных участках в пределах объектов системы газоснабжения строительство любых зданий и сооружений не допускается .

Также не разрешается чинить препятствия собственнику системы газоснабжения (организации) при осуществлении работ по ремонту и обслуживанию объектов, устранении возникших аварий или катастроф.

Земли связи и радиовещания

Земли связи и радиовещания предоставляются для размещения следующих объектов:

  • эксплуатационных предприятий связи, с имеющимися радиорелейными, воздушными, и кабельными линиями связи; соответствующими полосами отчуждения;
  • кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации на воздушных и кабельных трассах;
  • соответствующих охранных зон линий связи;
  • подземных кабельных и воздушных линий связи радиофикации;
  • наземных и подземных необслуживаемых усилительных пунктов на кабельных линиях связи;
  • наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи.

Основы правового режима земель данной категории определены в Федеральном Законе «О связи», который был принят 20.01.1995 года

Источник: https://domovik.guru/zemlya/gde-nahodyatsya-zemli-promyshlennosti-i-inogo-spetsialnogo-naznacheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.