Земли межселенных территорий

Некоторые проблемы правового регулирования муниципально-правового статуса межселенных территорий

Земли межселенных территорий

Статья посвящена понятию межселенных территорий как новому правовому явлению в российской действительности. Представлен анализ основных проблем, связанных с введением межселенных территорий. В статье рассмотрены как явные противоречия, так и проблемы, носящие латентный характер.

Особое внимание уделено Кабардино-Балкарской Республике и Ханты-Мансийскому автономному округу, как субъектам РФ, где трудности, связанные с межселенными территориями, проявились наиболее остро.

На основе проведенного исследования автором делается вывод о необходимости гармонизации законодательства в данной сфере.

Ключевые слова:территориальные основы, межселенные территории, зонирование земель, Ханты-Мансийский автономный округ, Кабардино-Балкарская Республика.

Среди нововведений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] (далее Закон 2003 года) в отношении территориальной организации местного самоуправления необходимо отметить появление понятия «межселенных территорий». Указанный Федеральный закон действует достаточно длительное время, поэтому уже возможно провести анализ практики реализации данного понятия и определить положительные и негативные последствия выделения на карте Российской Федерации межселенных территорий.

Согласно Федеральному закону межселенные территории могут возникать на территориях с низкой плотностью сельского населения и на территориях упраздняемых поселений. В 2007 году Конституционный Суд РФ вынес определение, по которому «выделение межселенных территорий допускается только на территориях с низкой плотностью населения» [2].

Территории с низкой плотностью населения представлены в распоряжении Правительства РФ, где перечислены 8 субъектов РФ и 131 муниципальный район [3].

Однако после принятия нового закона при территориальной перестройке муниципальных единиц не все субъекты учли этот список, и межселенные территории были созданы в субъектах с обычной или даже высокой плотностью населения (Республика Саха-Якутия, КБР, Республика Бурятия).

Появление межселенных территорий в этих субъектах было связано с различными и не всегда понятными целями и причинами, но так или иначе, большинство подобных решений были признаны неправомерными и подлежащими отмене. Таким образом, понятие «межселенные территории» стало, в первую очередь, источником возникновения обширной судебной практики.

Важным моментом является тот факт, что законодатель не установил никаких критериев для определения границ межселенных территорий, а именно границ между межселенными территориями и поселениями.

Так, в состав поселения входят земли общего пользования, территории традиционного природопользования и т. д., и не представляется возможным определить, где заканчиваются земли поселения и начинаются межселенные территории, кроме как на основе сложившегося общественного мнения.

Но общественное мнение достаточно разнообразно и субъективно, поэтому способов законного решения данного вопроса пока нет.

В качестве проблемы можно также выделить отсутствие правового регулирования зонирования межселенных территорий. Зонирование территории заключается в том, чтобы разделить территорию на зоны и определить в пределах каждой зоны правовой режим земельных участков, т. е. порядок их использования и охраны.

Практика показывает, что если вопросы градостроительного зонирования территорий проработаны достаточно полно и апробированы при разработке генеральных планов поселений, то вопросы зонирования межселенных территорий в настоящие время не решены вообще.

Таким образом, фактически ни для одной из межселенных территорий не установлен правовой режим и условия использования земель, что приводит к трудностям в управлении земельно-имущественным комплексом муниципальных образований, и, самое главное, организации рационального использования и охраны сельскохозяйственных угодий [4].

Поэтому межселенные территории в этом случае становятся не только источниками правовых коллизий, но и также могут создавать благоприятную почву для различного рода коррупционных действий.

Достаточно противоречиво выглядит также положение межселенных территорий в субъектах, богатых природными ископаемыми, поскольку зачастую места добычи этих ресурсов располагаются на межселенных территориях. Все доходы с этих территорий в виде местных налогов и др. выплат идут в бюджет муниципального района.

Таким образом, поселения, между которыми межселенные территории могли бы быть разграничены, лишаются источника определенной части собственных доходов.

Поэтому можно говорить, что межселенные территории, в этом случае, становятся одним из факторов, препятствующих свободному и самостоятельному развитию поселений, в первую очередь сельских, и усугубляют проблему низкой наполняемости бюджетов поселений и проблему современных российских муниципальных финансов в целом.

Кроме того, существуют специфические проблемы, свойственные для конкретных субъектов РФ. Наиболее остро ситуации, связанные с межселенными территориями, проявились в двух субъектах: Ханты-Мансийском автономном округе и Кабардино-Балкарской Республике.

Часть населения Ханты-Мансийского автономного округа составляют коренные народы: ханты и манси. Большинство из них живет тем, что обслуживает обширную территорию традиционного природопользования. На сегодняшний день практически все эти территории имеют статус межселенных.

На этих землях располагаются родовые угодья и стойбища. Некоторая часть коренного населения проживает непосредственно на своих угодьях. Раньше это население имело прописку по образцу: деревня такая-то, стойбище.

Сейчас федеральные службы требуют регистрацию с указанием улицы и дома. Так как на территории угодий нет улиц и тем более домов, то население, проживающее там, не имеет на сегодняшний день регистрации по месту жительства.

Поэтому население лишается всех социальных гарантий, таких как, права на материнский капитал и других социальных выплат.

Кром того, компании, ведущие свои разработки на территории угодий, заключают договор с хозяином угодий. До нового закона муниципальные органы поселения, в состав которого входило угодье, являлись третьей стороной при подписании договора.

Сейчас они такого права лишены, поэтому не могут отстаивать интересы коренного населения в этих ситуациях. Этим зачастую пользуются недобросовестные компании или посредники, адвокаты, которые занимаются подписанием договора от имени хозяина угодий.

Преследуя свои корыстные цели, они не учитывают потребностей и интересов коренных народов, вследствие чего разрушается весь уклад жизни населения.

Поскольку на межселенных территориях проживают только коренные народы, а полномочия по решению вопросов, касающихся этих народов, находятся на федеральном и региональном уровнях, то фактически проблемы, возникающие на этих территориях должны на этих уровнях и решаться и этими вопросами должен заниматься окружной Департамент по вопросам малочисленных народов севера. Однако в департаменте не хватает ни рук, ни времени, чтобы охватить всю огромную площадь межселенных территорий. В итоге, практически все проблемы коренного населения вынуждены решать поселения, хотя не обладают для этого ни полномочиями, ни финансовой поддержкой для этого. Поэтому выходом из сложившейся ситуации может быть либо создание подразделений департамента на местах, либо делегирование полномочий по работе с коренным населением поселениям [5].

Еще один субъект, где создание межселенных территорий стало поводом для споров и разбирательств — Кабардино-Балкарская Республика.

В 2005 году республиканские власти в своем законодательстве об административно-территориальном устройстве и границах муниципальных образований выделили наличие на территории субъекта межселенных территорий, несмотря на то, что субъект включен в список территорий с высокой плотностью сельского населения.

Недовольны граждане поселений, от которых отделили сельскохозяйственные земли, придав им статус межселенных территорий, обратились в Конституционный суд Российской Федерации, который в 2007 году вынес 2 определения [6], где признал незаконность создания в Республике межселенных территорий. Представители поселений предлагали разделить спорные территории между муниципальными образованиями, чтобы население, проживающее там, на полных правах могло пользоваться этими землями, а доходы от использования земель шли в бюджеты поселений.

По истечении нескольких лет после вынесения определений Конституционного Суда РФ межселенные территории, как понятие, в Республике были упразднены, малая часть этих земель была распределена между поселениями, а оставшиеся в 2011 году законом республики были наделены статусом отгонных пастбищ и определены в государственную собственность республики.

Таким образом, фактически, эти территории не распределены между поселениями и находятся в «подвешенном состоянии». Кроме того, проблема осложняется историческими разногласиями по поводу распределения территорий между разными народами и это придает конфликту уже национальный оттенок, что создает дополнительные трудности в поиске выхода из данной ситуации.

Безусловно, нельзя говорить о межселенных территориях только в отрицательном ключе.

Так, межселенные территории, если отменить для них критерий плотности населения и считать их только территориями, не входящими в состав поселения, могли бы стать эффективным инструментом решения проблемы в Кабардино-Балкарской Республике.

Кроме того, понятие межселенных территорий является одним из элементов процессов упразднения и образования поселений, придавая территориальной структуре местного самоуправления более динамичный характер. Хотя и этот аспект также требует более детального и тщательного анализа.

Подводя итог, можно сделать вывод, что законодатель выделил межселенные территории как особый вид территориальной организации местного самоуправления, при этом, не определив особенности комплексного управления подобными территориями.

При определении границ муниципальных образований в многонациональных субъектах России необходимо учитывать различные факторы, в том числе национальный фактор в реализации принципов территориальной организации местного самоуправления.

Недостаточная определенность содержания понятий «территория муниципальных образований», «межселенные территории», их многозначное использование, а нередко и чрезмерно расширительное толкование серьезно затрудняют использование этих категорий на практике.

Существующие в Законе от 2003 года требования к установлению границ муниципальных образований и выделению межселенных территорий обладают высокой степенью обобщения и требуют от федерального законодателя своей конкретизации применительно к различным особенностям субъектов Российской Федерации [7,23].

Таким образом, думается, что имеется необходимость привести законодательство о местном самоуправлении, о территориальной организации местного самоуправления, в том числе Земельный кодекс РФ, в соответствие друг с другом и таким образом, гармонизировать нормы права в отношении межселенных территорий.

Литература:

1.                  Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 06 окт. 2003 года № 131 — ФЗ // Собрание законодательства. – 2003. – 06 окт. – № 40, ст. 3822

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/114/5399/

Включение земельного участка в границу населенного пункта

Земли межселенных территорий

В настоящее время приобрела популярность процедура включения земельных участков в земли населенных пунктов.

Это связано прежде всего с упрощенным порядком перевода земельных участков из земель иных категорий в земли населенных пунктов, отсутствием необходимости проведения каких-либо экспертиз, а также возможностью одновременного изменения категории земельного участка и вида разрешенного использования.

Согласно п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:

· утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;· утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г.

№ 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов, являются переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Порядок включения земельных участков в границы населенных пунктов

Данный порядок, предусматривает следующую последовательность действий:

Заинтересованное лицо направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка.

К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя.

Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта.

Перечень документов, предоставляемых заявителем, является исчерпывающим.

Публичные слушания

Орган местного самоуправления обязан в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления принять решение о проведении публичных слушаний.

Публичные слушания не проводятся в случаях включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.

Срок проведения указанных публичных слушаний со дня опубликования извещения об их проведении до дня опубликования заключения о результатах таких публичных слушаний не может быть более чем один месяц.

Заключение органа местного самоуправления

Орган местного самоуправления готовит заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении.

Далее тот же орган в течение 45 дней с даты поступления заявления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление, прилагаемые к нему документы, заключение о целесообразности, а также заключение о результатах публичных слушаний.

Срок согласования указанными органами заявления не может превышать один месяц с даты поступления таких документов на согласование.

По истечении 30 дней с даты поступления документов либо 7 дней с даты направления документов в согласующие органы, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.

Причины отказа

Исполнительный орган государственной власти отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если:

· федеральными законами установлены ограничения или запреты на изменение вида разрешенного использования земельного участка;· документами территориального планирования, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении;· в исполнительный уполномоченный орган поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта либо его исключении.

Дополнительно может быть отказано в случае, если:

· в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо его исключения;· заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний содержит положение о несогласии участников общественных обсуждений или публичных слушаний с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта либо о его исключении.

Отказ в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка может быть обжалован в суд.

Перевод земельных участков из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Меня зовут Ренат, спасибо, что прочитали статью! Если есть желание, получать информацию по строительству и недвижимости, благодарю заподписку! И спасибо за лайк!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c90cd8709148900b5c914f9/vkliuchenie-zemelnogo-uchastka-v-granicu-naselennogo-punkta-5e046a8e92414d00aface6b6

Понятие межселенной территории в муниципальном районе России

Земли межселенных территорий

> Земля > Понятие межселенной территории в муниципальном районе России

В результате муниципальной реформы в начале нулевых, в России значительно поменялась структура и принципы организации самоуправления в Российской Федерации, появилось понятие межселенной территории.

В данной статье попробуем разобраться в понятии «межселенная территория», в каких случаях она возникает, причины её возникновения, каковы условия её существования. Каковы законодательные акты и нормы применимые к этим регионам. Попробуем разобраться с их проблемами, которые возникли в результате муниципальной реформы и способами их решений.

  • Определение межселенной территории
  • Где может возникнуть межселенная территория
  • Организация местного самоуправления на межселенных территориях
  • Проблемы межселенных территорий

Определение межселенной территории

Законы обычно определяют термины и понятия чётко и лаконично, но человеку несведущему сразу достаточно сложно разобраться о чём идёт речь, да и возникает много дополнительных вопросов, ответы на которые в самом определении никак не отражаются. Попробуем объяснить на пальцах, что подразумевается под понятием межселенная территория.

Итак, в результате муниципальной реформы, территория Российской Федерации поделена на субъекты, к ним относятся: области, края, республики, автономные округа и т. д.

Они, в свою очередь, делятся на муниципальные образования, где уже и возможно местное самоуправление. Согласно законам самоуправление в Российской федерации возможно только в муниципальных образованиях.

Муниципальные образования, согласно трактовке закона, бывают пяти видов:

  1. Сельское поселение;
  2. Городское поселение;
  3. Муниципальный район;
  4. Городской округ;
  5. Внутригородская территория города федерального значения.

В нашем случае нас интересует муниципальный район — это совокупность нескольких сельских и городских поселений, а также межселенных территорий.

То есть, говоря простым языком, межселенная территория — это площади между сельскими и городскими поселениями в составе одного муниципального района.

В большинстве случаев они служат плацдармами для развития городов и поселений, реализации различных инфраструктурных проектов или площадями, используемыми Министерством Обороны РФ.

Где может возникнуть межселенная территория

Признаки возникновения межселенных территорий заложены в законе об организации местного самоуправления. Такой статус земля может получить только в субъектах с низкой плотностью населения, ниже более чем в 3 раза среднего по России. По состоянию на 2018 год средняя плотность населения в Российской Федерации составляет 8,57 чел/км кв..

Однако такие муниципальные районы не выбираются простым вычислением, по данным, найденным в интернете или даже в официальных источниках. Список муниципальных районов, которые являются областями с низкой плотностью населения, утверждается решением правительства РФ.

Изменение или исправления в этот документ могут вноситься не чаще чем раз в 5 лет, по просьбе субъектов Российской Федерации и других органов местного самоуправления.

А также может возникнуть на площадях упраздняемых населённых пунктов в результате отсутствия населения в этих районах или в результате масштабных инфраструктурных проектов.

Организация местного самоуправления на межселенных территориях

Организация местного самоуправления на таких просторах нерациональна и порой просто невозможна.

Поэтому все решения по эксплуатации, содержанию инфраструктуры и прочих вопросов местного самоуправления решаются в администрации муниципального района в который входит межселенная территория.

Бюджет расходная и доходная часть определяются в муниципальном районе, к которому принадлежит «межселенка». Поэтому и все вопросы, которые могут возникнуть при использовании или регистрации земель решаются в администрациях муниципальных районов.

Проблемы межселенных территорий

  1. Наличия «межселенки» даже в регионах с высокой плотностью населения, из-за муниципальной реформы не все регионы учли свои географические особенности и отсутствие населения на обширных площадях (такая ситуация возникла, например, в Ингушетии), в связи с этим возникают проблемы с самоуправлением в этих районах.

  2. Отсутствие чётких требований по определению границ межселенных участков приводит к тому, что границы определяются общественным мнением.

  3. В областях богатых полезными ископаемыми, которые зачастую относятся к нашим землям, доходы от деятельности добывающих компаний уходят в муниципальный район, а не ближайший посёлок несущий всю нагрузку по осуществлению хозяйственной деятельности возле месторождения.

  4. На «межселенке» нельзя оформить стандартную форму прописки, характерные для коренных народов, что исключает получение ими социальных гарантий.
  5. Отсутствие эффективности по использованию площадей, т. к. управление осуществляется районом и гражданами, не имеющими никаких связей с этими землями.

Резюмируя, можно сказать, что наличие межселенных территорий для такой страны, как Россия, конечно, необходимо. Однако организация управления и развития этих площадей создаёт много проблем различной направленности и практика внедрения пока ещё не выработала никаких эффективных решений. В значительной части проблемы управления межселенными территориями связаны со слаборазвитой инфраструктурой на огромных, практически нежилых просторах страны.

Источник: https://domovik.guru/zemlya/ponyatie-mezhselennoj-territorii-v-munitsipalnom-rajone-rossii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.