Земли резерва это
Содержание
- 1 Энциклопедия судебной практики. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд (Ст. 70.1 ЗК) | ГАРАНТ
- 2 Резервирование земель: порядок, сроки, ограничения прав, прекращение резервирования
- 3 Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд
- 4 Земля может быть изъята и зарезервирована государством
- 4.1 Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
- 4.2 Основания для изъятия земель у населения
- 4.3 Основания для изъятия земель государственной и муниципальной собственности
- 4.4 Порядок и сроки резервирования земель
- 4.5 Что такое свободная экономическая зона
- 4.6 Цели создания ОЭЗ
- 4.7 Типы ОЭЗ
- 4.8 Требования к земельным наделам под ОЭЗ
- 5 Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд 2020
Энциклопедия судебной практики. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд (Ст. 70.1 ЗК) | ГАРАНТ
2. Основания резервирования земельных участков
2.1. Ст. 70.1 ЗК РФ предусматривает две возможные ситуации реализации процедуры резервирования
Апелляционное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 января 2013 г. по делу N 33-322/2013
Положениями ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено две ситуации, когда возможна реализация процедуры резервирования:
– резервирование земель всех форм собственности, в том числе находящихся у граждан и юридических лиц. При такой конструкции резервирование имеет смысл только в связи с последующим изъятием земельных участков, что обусловлено ссылкой на установленные статьями 49 и 53 Земельного кодекса Российской Федерации случаи и порядок изъятия;
– резервирование земель, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, устанавливает такие случаи, как размещение объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
2.5. Установление порядка резервирования земельных участков правовыми актами субъекта РФ недопустимо
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2008 г. N 58-Г08-14
Согласно части 4 статьи 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Из содержания оспариваемого закона Хабаровского края усматривается, что он осуществляет правовое регулирование порядка резервирования земель, которое в соответствии с федеральным законодательством является полномочием Российской Федерации.Таким образом, субъект Российской Федерации при осуществлении оспариваемого правового регулирования превысил свои полномочия.
Из решения следует, что суд, признавая оспариваемый Закон недействующим в части установления порядка резервирования земель, исходил из того, что Закон согласно его названию и содержанию регулирует правоотношения в области резервирования земель, устанавливает порядок резервирования земель, который устанавливается федеральным законодательством (статьи 9, 70.1 Земельного кодекса РФ).
2.7. Решение о резервировании земель может быть принято в соответствии с генеральным планом населенного пункта
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 марта 2015 г. N Ф07-1459/14 по делу N А21-8715/2013
Согласно подпункту “а” пункта 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее – Положение о резервировании земель), решение о резервировании земель принимается в соответствии с документацией по планировке территории.
В силу части 3 статьи 9, части 1 статьи 18 и части 3 статьи 23 ГрК РФ карты (схемы) планируемого размещения объектов местного значения входят в состав генеральных планов поселений и городских округов, которые являются документами территориального планирования указанных муниципальных образований и подлежат обязательному применению органами местного самоуправления при принятии решений.
Таким образом, решение о резервировании земель, расположенных в границах городского округа, может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с генеральным планом городского округа.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 ноября 2014 г. N Ф01-4579/14 по делу N А28-15284/2013На основании подпункта “а” пункта 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее – Положение о резервировании земель), решение о резервировании земель принимается в том числе в соответствии с документацией по планировке территории.
К числу документов территориального планирования городских округов относятся генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 ГСК РФ).
По смыслу приведенных норм ГСК РФ и Положения о резервировании земель решение о резервировании земель для размещения объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах городского округа, может быть принято соответствующим органом местного самоуправления только в полном соответствии с генеральным планом городского округа.
2.8. Решение о резервировании, принятое до обращения лица с заявлением о выкупе земельного участка, является основанием для отказа в предоставлении участка в собственность
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 сентября 2013 г. N Ф09-7920/13 по делу N А07-18702/2012
В п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.
2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства” разъяснено, что выкупу земельного участка может препятствовать резервирование участка для государственных или муниципальных нужд на основе акта о резервировании, утвержденного до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе участка.
Таким образом, основанием для отказа собственнику недвижимого имущества в приватизации расположенного под объектом недвижимости земельного участка может служить решение о резервировании земельного участка для муниципальных нужд, принятое до обращения лица с соответствующим заявлением.
2.9. Генеральный план развития населенного пункта, утвержденный до обращения заинтересованного лица с заявлением о выкупе, считается достаточным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственностьПостановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 марта 2012 г. N 15372/11
Суды сослались на пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.
2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства”, согласно которому правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 февраля 2016 г. N Ф05-20133/15 по делу N А41-83368/2014
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.
2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства”, рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 февраля 2016 г. N Ф06-4272/15 по делу N А55-2287/2015
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства” разъяснено, что, рассматривая дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 февраля 2016 г. N Ф03-6208/15 по делу N А73-6366/2015
Приведенными в абзаце 4 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.
2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства”, согласно которым правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 января 2016 г. N Ф01-5468/15 по делу N А11-10536/2014
Правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 марта 2015 г. N Ф08-10883/14 по делу N А63-14253/2013
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства”, рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2014 г. N Ф09-6983/14 по делу N А07-1916/2014
При разрешении споров, связанных с приобретением в собственность земельных участков на основании правил ст.
36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Апелляционное определение СК по административным делам Тверского областного суда от 09 июля 2014 г. по делу N 33-2168
В силу пункта 4 постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г.
N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства” правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Источник: https://base.garant.ru/57590759/
Резервирование земель: порядок, сроки, ограничения прав, прекращение резервирования
Государство и органы местного самоуправления заинтересованы в развитии территории проживания граждан. Для этого строятся новые дома, дороги, больницы, школы, электростанции, стадионы и так далее.
Площадь населенных пунктов все расширяется и расширяется, а численность населения увеличивается. Соответственно увеличивается и его плотность.
Теперь вместо индивидуальных жилых домов строятся многоквартирные дома; вместо однополюсных дорог, автомагистрали; вместо 5-ти этажной больницы, целый медицинский городок.
На строительство новых, улучшение существующих объектов, как правило, требуется дополнительные земли. Поэтому, орган местного самоуправления вынужден изымать за плату земельные участки вместе с домами у законных собственников в общественных интересах.
Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд не предполагает обязательного изъятия объектов недвижимости. Это процедура лишь предшествует изъятию земли. Государство, органы субъекта РФ, органы местного самоуправления лишь планируют, предполагают, что данная территория будет изъята в будущем.
Резервирование земель – процедура при которой происходит ограничение прав на земельные участки, а именно возможность возводить, реконструировать существующие объекты, оформлять землю в частную собственность на определенный срок, в целях решения местных, региональных или государственных задач.
Уполномоченные органы
Решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд принимает уполномоченный орган, в зависимости от уровня размещаемого объекта.
Так, при размещении объектов федерального значения, таких как:
- федеральный транспорт;
- оборона страны и безопасность государства;
- энергетика;
- высшее образование;
- здравоохранение,
решение принимает федеральный орган исполнительной власти. К примеру,Правительство Российской Федерации.
При размещении объектов регионального значения, таких как:
- транспорт;
- предупреждение ЧС межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
- образование;
- здравоохранение;
- энергетика;
- физическая культура и спорт,
решение принимает исполнительный орган субъекта Российской Федерации. К примеру, Правительство Свердловской области.
При размещении объектов муниципального значения, таких как:
- электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
- автомобильные дороги местного значения;
- образование;
- здравоохранение;
- физическая культура и массовый спорт;
- обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов,
решение принимает орган местного самоуправления. К примеру, Администрация города Екатеринбурга.
Порядок резервирования
Порядок резервирования земельных участков регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд».
Основания
Основаниями для резервирования земельных участков является:
- Документы территориального планирования. К примеру, одним из таких документов является – Генеральный план города.
- Документация по планировке территории (проекты планировки территории).
—————————————–
Совет: Для получения сведений о планируемом размещении объектов различного уровня, необходимо в органе местного самоуправления получить сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).
—————————————–
Решения о резервировании и его содержание
Решение о резервировании готовится на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости. В частности, сведений о координатах земельных участков и/или их частей, подлежащих резервированию.
В решении содержатся следующие сведения:
- Цели и сроки резервирования земель;
- Реквизиты документов-оснований для резервирования;
- Ограничения прав на зарезервированные земельные участки;
- Сведения о месте и времени ознакомления со схемой резервируемых земель.
К решению в обязательном порядке прилагается:
– Схема резервируемых земель:
– Перечень кадастровых номеров ЗУ, подлежащих резервированию:
Вступление в силу
Решение о резервировании подлежит опубликовании в официальном СМИ субъекта РФ на территории которого расположены резервируемые земельные участки и вступает в силу только после такого опубликования. Если резервирование проводит местной администрацией, то и опубликование будет по месту нахождения земельных участков.
Сроки резервирования
Сроки резервирования регламентированы п. 3 ст. 70.1 Земельного Кодекса РФ:
- Резервирование частных земельных участков – не более чем 3 года.
———————————-
Информация
Источник: https://zemsovet.ru/gos-regulirovanie/izyatie-zemelnih-uchastkov/rezervirovanie-zemel
Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд
Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд представляет собой процедуру, при которой происходит выделение земель для расположения объектов государственного значения.
Резервирование земель осуществляется в публичных интересах, для достижения каких-либо общественных целей, но при этом влечет ограничение на эксплуатацию гражданами или юридическими лицами конкретных земельных участков использовании.
Основания для резервирования земельных участков включают в себя как основания изъятия земли для государственных и муниципальных нужд, так и специфические, присущие только резервированию, основания (ст. 70.1 Земельного кодекса РФ).
Так ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков путем резервирования земли происходит, в случаях если:
- проведение процедуры может помочь в выполнении Россией обязательств перед иностранными «партнерами»;
- только данный участок по своим параметрам может подходить для удовлетворения нужд муниципальных органов и страны в целом;
- рядом с участком или в его границах, планируется возведение новых или преобразование существующих объектов энергосистемы, атомных электростанций, объектов оборонного или военного значения, автомагистрали, объектов, связанных с космосом. Также это касается инженерных объектов, относящихся к системам водоснабжения и водоотведения (канализации), электро- и газоснабжения;
- могут быть решены иные вопросы в масштабах страны или на уровне муниципалитета.
По специальным основаниям процедура резервирования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, необходима в случаях:
- если планируется начало строительства автомагистрали, или в ближайшей перспективе – возведение инженерных систем и оборудование коммуникаций, возведение объектов обороны и безопасности;
- создания особо охраняемых природных территорий;
- строительства водохранилищ и других объектов водного хозяйства;
- строительства объектов инфраструктуры особой экономической зоны;
- необходимых для целей недропользования.
Данный перечень является исчерпывающим списком оснований для резервирования земель.
2. Права землевладельцев (собственников) при резервировании земель
При резервировании земель ограничиваются следующие права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на их использование:
- право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием;
- право проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты;
- невозможна приватизация зарезервированных земельных участков. То есть, если лицо владеет и пользуется данным земельным участком не на праве собственности, то после резервирования земельного участка приобрести право собственности на данную землю оно не сможет.
Срок договора аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности и расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, и срок установления публичного сервитута в отношении них, не должен превышать период резервирования.
Зачастую, но не всегда, резервирование земель предшествует последующему изъятию земель для государственных нужд. Решение органов власти о резервировании земли может быть обжаловано в суд.
3. Процедура и сроки резервирования земель
Процедура резервирования регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 «Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд» и имеет следующие этапы:
◊ Сначала, уполномоченный орган РФ, субъекта РФ или орган местного самоуправления должен принять решение о резервировании земель.
Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти; для государственных нужд субъекта РФ – исполнительным органом государственной власти субъекта РФ; для муниципальных нужд – уполномоченным органом местного самоуправления.
Решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами:
- документами территориального планирования;
- решением об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
- государственной программой геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр.
Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
◊ Должны быть составлена схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Схема и кадастровые номера в обязательном порядке прилагаются к решению о резервировании.
Вынесенное решение о резервировании земельного участка должно содержать:
- цели и сроки резервирования земель;
- реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
- ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
- сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
◊ Решение о резервировании земель обязательно должно быть опубликовано в СМИ для того, чтобы с ним можно было ознакомиться широкому кругу лиц. Вступает такое решение в силу не ранее его опубликования.
◊ Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны быть направлены в Росреестр для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об ограничении прав в отношении зарезервированных земельных участков (их частей).
Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд имеет определенные сроки, которые отличаются, в зависимости от ряда причин.
По общему правилу, земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем 3 года.
А вот резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов, допускается на срок до 20 лет.Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами:
- истечение указанного в решении срока резервирования земель;
- предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;
- государственный орган или орган местного самоуправления принял решение об отмене резервирования;
- участок был изъят в установленном порядке;
- резервирование было отменено на основании решения суда.
Рекомендации землевладельцам!
Не советуем на зарезервированном участке начинать вести строительство объектов недвижимости или улучшать его каким-либо иным образом уже после того, как Вас проинформируют о факте резервирования, так как Вы будете нести риск затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением. А это значит, что при определении выкупной цены такого участка с целью его изъятия эти улучшения учитываться не будут.
Источник: https://vladeilegko.ru/matherial/rezervirovanie-zemel-dlya-gosudarstvennykh-i-munitsipalnykh-nuzhd/
Земля может быть изъята и зарезервирована государством
Земельный кодекс РФ в ст. 70.
1 четко определяет, в каких случаях земля, находящаяся в собственности или пользовании граждан и организаций либо в собственности государства и муниципальных образований, может быть изъята и зарезервирована. Краткий смысл закона в том, что земли могут быть помещены в резерв на три или два года (этот срок распространяется лишь на наделы, зарезервированные до первого апреля 2015 г.):
- если представляют большую стратегическую, оборонную, экономическую важность для государства;
- на ней находятся значимые линейные инженерные объекты и сооружения;
- земли расположены в природных охраняемых или особых экономических зонах.
Рассмотрим подробнее, как происходит резервирование земель для государственных или муниципальных нужд, и какие основания для этого должны быть.
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
Зарезервированы могут земли как находящиеся у собственников (физических и юридических лиц), так и те, которые являются государственной или муниципальной собственностью и ещё никому не предоставлены.
Основания для изъятия земель у населения
Основания для изъятия уже предоставленных гражданам и юрлицам земельных наделов определяются ст. 49 Земельного кодекса. Это:
- Выполнение Россией международных обязательств, взятых на себя по договору.
- Строительство либо реконструкция объектов, имеющих государственное, региональное или местное значение (при отсутствии иных вариантов решения проблемы):
- объекты энергетической и атомной промышленности;
- оборонные и служащие для повышения безопасности объекты (сюда входят также линейные объекты, сооружения, линии связи и коммуникации, проложенные вдоль линий границ);
- объекты космической отрасли;
- транспортные объекты;
- железная дорога со всей её инфраструктурой;
- автомобильные дороги;
- объекты связи, системы газо‑, электро‑, тепло- и водоснабжения, водоотведения и другие линейные объекты государственного, регионального или местного значения;
- Иные законные основания.
Основания для изъятия земель государственной и муниципальной собственности
Изъяты могут быть не только уже распределенные земельные участки, но и те, которые находятся в государственных и муниципальных фондах. Основания такие же, как и в статье 49 ЗК РФ, но добавляются ещё:
- строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры;
- создание природных охраняемых зон, водохранилищ и водоемов;
- создание особых экономических зон (ОЭЗ) и объектов инфраструктуры, предназначенных для обустройства, оснащения техникой и другими материальными ресурсами ОЭЗ и территории, прилегающие к ним;
- разработка и использование недр.
Порядок и сроки резервирования земель
Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд допускается:
- в установленных по технических планам границах размещения объектов, имеющих федеральное/региональное/местное значение;
- в пределах заявленной территории, которая будет зарезервирована по решению высших исполнительных и распорядительных органов РФ, субъекта Федерации, муниципальных образований для создания ОЭЗ;
- в пределах других территорий, в которых нуждается государство или муниципальное образованием.
Земли могут быть зарезервированы государством или муниципальными органами для собственных нужд сроком не более, чем на 3 года.
При этом ограничение срока резервирования не касается земель, зарезервированных до первого апреля 2015 г.
Земли, предназначенные для создания особых (свободных) экономических зон (ОЭЗ) могут быть зарезервированы на срок не более, чем два года.
Законом (п. 3 ст. 70.2 ЗК РФ) допускается резервирование земель, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, которая не была предоставлена физическим и юридическим лицам, сроком до 20 лет.
Это возможно при строительстве или реконструкции крупных транспортных объектов (железных и автомобильных дорог, морских и речных портов, причалов аэропортов, вокзалов, метро, судоремонтных заводов, плавучих доков, пассажирских комплексов и т.д.
) федерального, регионального, муниципального и местного значения.
Таким образом изъять и зарезервировать землю уже находящуюся населения на срок более, чем 3 года, государство не может (если резервирование состоялось после 1.04.2015 г.).
Что такое свободная экономическая зона
Правила создания ОЭЗ установлены Федеральным законом N 116-ФЗ “Об ОЭЗ в РФ”.
По решению правительства РФ или местных региональных органов на части территории может быть образована зона с особым режимом: на неё распространяются правила свободной таможенной торговли и возможно осуществление предпринимательской деятельности.
Несколько подобных ОЭЗ могут объединяться по характеру деятельности в единое свободную экономическую зону — кластер, и управляться одной УК.
В роли управляющей компании (УК), участвующей в создании и управлении ОЭЗ, могут выступать:
- открытое акционерное общество (ОАО), полностью контролируемое государством (100% акций ОАО принадлежат ему);
- коммерческая хозяйственная организация, сотрудничающая с ОАО и заключившая договор с правительством РФ о совместном управлении ОЭЗ (ст. 2 закона N 116-ФЗ).
Цели создания ОЭЗ
ОЭЗ создаются с целями:
- развития обрабатывающей промышленности и высоких технологий;
- строительство транспортных объектов и создание инфраструктуры, с ними связанной;
- развитие санаторно-курортного бизнеса и туризма;
- производство новой продукции (ст. 3).
Типы ОЭЗ
В связи с родом деятельности свободные экономические зоны можно разделить на такие типы:
- промышленно-производственные;
- туристические рекреационные;
- технико-внедренческие;
- портовые (ст. 4).
Объединить между собой в кластер можно ОЭЗ одного типа или различных типов по решению правительства РФ.
Требования к земельным наделам под ОЭЗ
- Промышленно-производственные ОЭЗ могут быть созданы на территории, площадь которой не превышает 40 км2.
- Технико-внедренческие — на земельных участках не более 4 км2.
- Создание туристических рекреационных зон возможно на одном или нескольких земельных участках (Основание: федеральный законы N 76-ФЗ и N 240-ФЗ).
- Портовые ОЭЗ можно создавать на территориях, не превышающих 50 км2, прилегающих к портам (морским, речным, аэропортам) международного значения, на землях промышленной и транспортной категории, которые предназначены для строительства объектов портовой инфраструктуры. Они могут включать в себя часть акваторий и территорий портов. В их пределах возможно нахождение объектов инфраструктуры, кроме имущественных комплексов (зданий морских, речных и аэровокзалов), осуществляющих обслуживание пассажиров, их посадку и высадку.
- ОЭЗ может занимать территорию одного или нескольких муниципальных образований или субъектов РФ. Превышение допустимой площади территории ОЭЗ разрешается только при соответствующем правительственном постановлении.
Запрещается в особых экономических зонах:
- размещение ОЭЗ в зонах территориального развития мун. образований;
- строительство жилых помещений (за исключением туристических рекреационных зон);
- разработка недр и добыча полезных ископаемых (кроме природной минеральной воды);
- производство (либо переработка) алкогольной, табачной продукции, бензина, различных видов топлива, масел и других подакцизных товаров (кроме легкового автомобильного транспорта и мотоциклов).
Правительство РФ вправе дополнять список ограничений деятельности в ОЭЗ по своему усмотрению. Разрешать или запрещать определенные виды деятельности в свободных экономических зонах Таможенного Союза имеет право комиссия ТС.
Заключение
Подытожим:
- Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд — факт, доказывающий, что в конечном счёте земле принадлежит государству. Если в интересах государственных органов, субъектов, муниципальных образований будет создание стратегически важных, оборонных, инженерных, транспортных объектов на землях, принадлежащих населению, то данные земельные участки могут быть изъяты из пользования и зарезервированы на определенный или неопределенный срок (определен до 3 лет при резервировании после 1.04.2015 г.).
- Резервирование земель для создания особых экономических зон, заповедников, социально значимых объектов, разработки недр должно вестись из земель, принадлежащих не гражданам, а государственным и муниципальным фондам.
- Срок резервирования земель под особые экономические зоны обозначен законом до 2 лет, однако если в ОЭЗ планируется создание или реконструкция транспортных объектов, то срок может быть увеличен до 20 лет.
Особые экономические зоны предназначены для осуществления коммерческих проектов. Однако резервирование земель под них не должно происходить в ущерб территориальному развитию регионов страны.
Загрузка…
Источник: https://moezhile.ru/novostrojki/rezervirovanie-zemel.html
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд 2020
Время чтения 7 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−
Государственное резервирование земель регламентируется Земельным Кодексом РФ и требуется в случае необходимости использования территории для каких-либо целей, значимых для народа и страны в целом. Бронирование участков под нужды муниципалитета и государства осуществляется в определенном порядке и производится на основании обязательного пакета документовна период, установленный законом.
Что такое резервирование земли
Резервирование земельной территории государством или муниципалитетом представляет собой процедуру наложения ограничений на эксплуатацию гражданами либо юридическими лицами конкретного участка по причине вероятности его дальнейшего использования во благо страны. Бронирование надела считается действительным лишь при соблюдении обязательного условия регистрации закрепления земель за государством в Федеральной регистрационной службе.
Резервирование не приравнивается к однозначному изъятию земли, а является лишь предпосылкой к возможности ее изымания в будущем. Иными словами, предварительное закрепление участка за органами власти можно считать в некотором роде гарантией для государства, предполагающей, что требуемый надел в ближайшем будущем не будет каким-либо образом утрачен.
Если резерв распространяется на территорию, являющуюся частной собственностью, можно найти некоторые преимущества и для владельца надела.
Например, собственнику, заранее уведомленному о возможном изъятии участка в пользу властей, стоит воздержаться от капитальных вложений в землю, поскольку в случае утраты надела, понесенные гражданином затраты возмещены не будут.
Таким образом, предварительный резерв земель, в какой-то степени, может обезопасить владельца площади от материальных убытков.Что касается ограничений, накладываемых на право распоряжения и пользования землей, таковыми могут выступить:
- запрет на постройку дома и иного объекта, соответствующего целевому назначению территории;
- отсутствие возможности размещения на земле искусственных водоемов, а также ограничение в осуществлении проектов по мелиорации, ирригации территории.
Кроме того, причисление участка к категории резервных земель может послужить отказом органа власти в просьбе заинтересованного лица оформить право собственности на конкретный участок.
Основания для резервирования территории
Статья 49 Земельного Кодекса освещает основные причины, выступающие основанием для резервирования земли. В первую очередь, поводом для закрепления территории за государством может являться необходимость выполнения международных соглашений и обязательств страны.
Кроме того, резерв земельных наделов осуществляется в случае возведения, преобразованияв их границах либо неподалеку от них следующих объектов:
- энергетические системы регионального либо федерального масштаба;
- объекты эксплуатации атомной энергии;
- объекты, относящиеся к обороне и безопасности РФ, включая технические строения, коммуникации, системы, возведенные для охраны границ государства;
- объекты транспорта и связи как региональной, так и федеральной значимости, а также системы железнодорожных путей всеобщего использования;
- объекты космического назначения;
- объекты систем холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, а также системы теплоснабжения, газоснабжения и электросети;
- автомобильные магистрали.
Территории подлежат бронированию исключительно в том случае, если отсутствуют иные варианты для сооружения объектов государственного, либо регионального значения. При этом закон оговаривает, что в списке причин для резервирования земли, находящейся во владении субъектов РФ либо в муниципальной собственности, допустимы иные варианты, основанные на вновь возникших обстоятельствах.
Стоит дополнить, что земли, считающиеся собственностью государства и местных органов власти, закрепляются за таковыми и не предоставляются в пользование сторонним лицам в случае расположения на них объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Кроме того, в резерв входят территории с возведенными на них сооружениями по безопасности и защите страны, а также площади, отведенные под создание охраняемых природных объектов и водных сооружений.
Порядок резервирования земель
Порядок и процедура бронирования земли регламентированы постановлением Правительства РФ № 561, освещающим вопросы резервирования наделов в муниципальных и государственных интересах.
На основании указанного документа, решение о переходе территории в резерв принимает орган исполнительной власти федерального, регионального либо местного уровня в зависимости от местонахождения интересующего объекта недвижимости.
Постановление принимается на основе сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. Без наличия у интересующего надела номера кадастрового учета и паспорта бронирование земли недопустимо.
Прежде всего, органы местной власти либо федерального уровня рассматривают проект по закреплению земли, основываясь на соответствующих документах. Перечень бумаг, обязательных к сбору перед утверждением решения о переходе земельной площади в резерв, включает:
- документация по планированию территории в случае, если намечается подготовка особо охраняемых природных объектов, а также предполагается расположение объектов безопасности и обороны;
- документы, освещающие информацию о границах зон размещения объектов, планируемых к возведению на резервной территории;
- заключение на соответствие резервирования конкретной площади государственным программам, нацеленным на изучение недр земли и ее рационального использования.
После рассмотрения бумаг, уполномоченный орган составляет документ о бронировании земельной территории для потребностей государства либо муниципалитета. Бумага представляет собой письменное решение, содержащее следующие сведения:
- Цели резервирования земельных площадей.
- Сроки резерва участков.
- Наименования и реквизиты документов, на основании которых осуществляется процедура.
- Перечень ограничений относительно распоряжения и пользования земельным наделом.
- Информация о времени и месте сбора собрания всех заинтересованных лиц с целью ознакомления таковых со схемой земель, подлежащих резервированию. Письменное подтверждение того факта, что все участники уведомлены.
- Список кадастровых номеров тех участков, что частично либо полностью расположены в пределах территории, бронируемой органами власти.
В обязательном порядке к решению прилагается схема закрепленных земель, содержащая полную информацию относительно всех участков, подлежащих резервированию.
В дальнейшем документ вместе с копией постановления о резерве земли направляется в государственный кадастр и Росреестр для регистрации ограничений прав на участки и постановку таковых на учет.
При этом важно уточнить, что в случае отсутствия регистрации решения, бронирование территории органами власти считается недействительным.
Последним этапом является обязательное размещение информации о резервировании определенных земель в средствах массовой информации того субъекта РФ, где находятся данные участки. Решение о резерве территории вступает в силу не ранее момента его публикации в СМИ.
Допустимые сроки резервирования земли
На основании статьи 70.1 Земельного Кодекса резервирование территории для муниципальных и государственных потребностей не может превышать 3 года.
При этом если процедура касается земельных площадей, находящихся в собственности органов власти, а ее целью выступает создание особой экономической зоны – срок не может превышать 2 года.
В этом случае дополнительным условием является наличие в заявке на бронирование земли указаний от высшего органа государственной власти субъекта РФ.
В случае если земли находятся в собственности государства, либо муниципалитета и на их территории нет участков, переданных в пользование третьим лицам, при этом целями резервирования выступает строительство автомагистралей, железных дорог, метрополитена и прочих линейных объектов, срок резерва может достигать 20 лет.По истечении установленного периода, уполномоченный орган обязан в течение 30 дней оповестить кадастр недвижимости и Росреестр о прекращении действия ограничений на использование земли, с целью исключения из информационной базы сведений о забронированных участках. В ином случае государство может окончательно изъять земли, но лишь посредством выкупа и передачи собственнику суммы, составляющей стоимость надела.
Резервирование территории для муниципальных и государственных нужд осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом РФ, где четко освещен порядок процедуры, основания для таковой и сроки бронирования земли.
В случае нарушения какого-либо пункта, а также при отсутствии регистрации решения о резервировании конкретной площади, документ не имеет юридической силы и закрепление участков за государством либо муниципалитетом считается недействительным.
Источник: https://law03.ru/land/article/rezervirovanie-zemel-dlya-gosudarstvennyx-ili-municipalnyx-nuzhd