Земли сельхозназначения не используются по назначению

Содержание

Если земля используется не по назначению

Земли сельхозназначения не используются по назначению

“Практический бухгалтерский учет”, 2011, N 8

Статья 285 ГК РФ устанавливает, что земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, например если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Имеются и более радикальные методы изъятия – реквизиция, конфискация, национализация, – но, будем надеяться, нам это не пригодится.

Статья 42 ЗК РФ устанавливает, что и собственники земельных участков, и лица, не обладающие правом собственности на земельные участки, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным видом использования, причем способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Кроме того, собственники земельных участков должны своевременно приступать к использованию земельных участков.

ЗК РФ устанавливает порядок принудительного прекращения права на земельный участок в случае его неиспользования:

  • собственником (ст. 44 ЗК РФ);
  • лицом, владеющим участком на праве постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования (ст. 45 ЗК РФ).

Итак, основание для принудительного изъятия земельного участка – ненадлежащее его использование:

  • неиспользование в течение установленного федеральным законом срока в соответствии с целевым назначением либо
  • грубое нарушение правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством.

Например, участок может быть изъят у собственника в случаях, когда данный участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом.

Примечание. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет (ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”).

В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

ЗК РФ устанавливает семь категорий земель:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

И все они должны использоваться по назначению. Использование земельного участка по целевому назначению означает то, что участок должен использоваться в соответствии с изначально заданными целями – для сельскохозяйственного производства, жилищного строительства и т.д.

Изменение целевого назначения земель допускается только после их перевода в иную категорию в порядке, установленном земельным законодательством.

Даже если собственнику кажется, что он использует участок эффективнее, чем предполагалось изначально, это не обезопасит от принятия решения об изъятии данного участка.

В случае выявления компетентным органом факта неиспользования земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение срока, определенного федеральным законом, может последовать административная ответственность.

Согласно ст. 8.

8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

Если выяснится, что уже после наложения административного наказания ненадлежащее использование земельного участка продолжилось, то это существенное основание для принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком (ч. 2 ст. 54 ЗК РФ).

По отношению к собственникам закон такой нормы не устанавливает. То есть формально привлечение к административной ответственности не является обязательной предпосылкой для принудительного прекращения. Конечно, это ущемляет права собственника по сравнению с лицами, владеющими участками на иных правах, но это так.

Порядок изъятия земельных участков у их собственников по установленным комментируемой статьей основаниям определен ст. 286 ГК РФ. Оно проходит следующие этапы:

  • заблаговременное предупреждение собственника земельного участка о допущенных нарушениях;
  • принятие уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения об изъятии земельного участка;
  • продажа соответствующего земельного участка с публичных торгов. Причем если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, земельный участок может быть сразу продан с публичных торгов.

Если же собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, то орган, принявший решение об изъятии участка, может реализовать свои полномочия только путем предъявления соответствующего требования о продаже участка в суд.

Статья 286 ГК РФ устанавливает, что:

  • орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии у собственников земельных участков в связи с ненадлежащим их использованием;
  • порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников земельных участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Однако до настоящего времени земельным законодательством почти ничего не регламентировано.

Статья 54 ЗК РФ определяет соответствующий орган и устанавливает порядок уведомления о допущенных нарушениях, но лишь для лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Примечание. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, влечет за собой наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 2000 до 2500 руб.;
  • на должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.;
  • на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 руб.

Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего предоставление земельных участков (ст. 29 ЗК РФ) и предоставившего земельный участок.

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок на основании материалов, поступивших от исполнительного органа государственной власти, вынесшего предупреждение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок, направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Этот порядок вряд ли правомерно применять к собственникам, поскольку ст.

44 ЗК РФ прямо говорит, что принудительное прекращение права собственности на земельный участок осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

То есть вплоть до внесения поправок в ГК и (или) ЗК РФ применение порядка, установленного ст. 54 ЗК РФ, к собственнику будет представлять собой лишение прав собственности, не основанное на установленном законом порядке.

Ряд положений ГК РФ предусматривает возмещение собственнику стоимости изымаемого у него имущества в случаях ненадлежащего его использования:

  • ст. 293 ГК РФ – при прекращении права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение, которая предусматривает продажу с публичных торгов такого жилого помещения по решению суда с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов по исполнению судебного решения;
  • ст. 240 ГК РФ – при продаже с публичных торгов бесхозяйственно содержимых культурных ценностей собственнику таких ценностей передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.

Поскольку изъятие земельного участка осуществляется путем его продажи с публичных торгов, то есть основания полагать, что денежные средства, получаемые от такой продажи, поступают в распоряжение продавца, т.е. собственника земельного участка, в отношении которого было принято решение об изъятии.

Порядок прекращения прав несобственников на земельный участок установлен ст. ст. 45 – 47 ЗК РФ. Согласно эти нормам принудительному прекращению подлежат:

  • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
  • право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
  • право аренды земельного участка;
  • право безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Основание – ненадлежащее использование земельного участка.

Ненадлежащими признаются следующие способы и формы использования:

  • использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением;
  • использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
  • отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы;
  • использование при систематической неуплате земельного налога.

Ненадлежащим использованием считается также бездействие правообладателя, выраженное в полном отказе от использования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение определенного законодательством срока. Напомним, что согласно ст.

284 ГК РФ этот срок составляет три года (если более длительный срок не установлен законом).

В указанный период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Принудительное прекращение прав на земельный участок ввиду ненадлежащего его использования осуществляется только на основании решения суда. При этом права несобственников могут быть прекращены лишь при неустранении фактов ненадлежащего использования земельного участка только после привлечения их к административной ответственности (п. 2 ст. 54 ЗК РФ).

Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков. Названное предупреждение должно содержать:

  • указание на допущенное земельное правонарушение;
  • срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;
  • указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;
  • разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;
  • иные необходимые условия.

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Причинитель вреда обязан возместить в полном объеме вред. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в нарушении земельного законодательства, за их счет.

Решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего его использования может быть обжаловано в судебном порядке.

М.Дашевская

Юрист

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/69158-esli-zemlya-ispolzuetsya-naznacheniyu

Вас признали нарушителем по статье 8.8 КоАП РФ: что делать?

Земли сельхозназначения не используются по назначению

Обратим внимание, что в статью 8.8 КоАП включены 3 самостоятельных состава административных правонарушений. Несмотря на то, что все правонарушения, перечисленные в этой статье, являются нарушениями в сфере общественных отношений по рациональному использованию и охране земель (почв), они отличаются друг от друга способом совершения.

На основании указанной статьи КоАП к административной ответственности могут привлечь за одно из следующих административных правонарушений:

  • использование земельного участка не по целевому назначению;в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (ч. 1 ст. 8.8 КоАП );
  • неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях (ч. 2, 2.1, 3 ст. 8.8 КоАП);
  • невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ч. 4 ст. 8.8 КоАП).

Рассмотрим каждое из вышеприведенных правонарушений более подробно.

1.1. Использование земельного участка не по целевому назначению

Законом регламентировано, что правообладатели земельных участков, обязаны использовать принадлежащие им земли в соответствии с целевым назначением земли, при этом методы использования не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе земельным ресурсам(ст. 42 ЗК РФ).

Подробнее…

Каждый земельный участок по целевому назначению относится к одной из семи категорий земель (п. 1 ст. 7 ЗК РФ):

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • особо охраняемых территорий и объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Кроме того, нецелевое использование земельного участка также предусматривает случаи использования участка не в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования.

Вид разрешенного использования земельного участка определяет, какую деятельность можно вести на участке (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ст. 37 ГрК РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

Данное нарушение характеризуется совершением действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, на сознательное изменение его целевого назначения.

Сведения о категории и разрешенном использовании земельного участка указываются в документах на землю, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и приводятся в выдаваемой выписке (п.п. 3, 4 ч. 5 ст. 8, ч. 1 ст. 21, ч.6 ст. 62 Закона о регистрации).

1.2. Неиспользование земельного участка

Данное административное правонарушение заключается в неиспользовании земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по его использованию в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, т.е. собственник, арендатор или владелец земельного участка не выполняет принятых на себя в законном порядке обязательств по использованию участка в предназначенных целях и в установленный законом срок.

Другими словами, рассматриваемое административное правонарушение совершается в форме бездействия виновного лица.

Причем обязательным признаком указанного правонарушения является установленный для использования этого участка срок.

Это означает, что вопрос о наличии в действиях виновного лица состава данного правонарушения может быть поставлен только после истечения установленного законом срока.

Срок для привлечения к ответственности за неиспользование земельного участка по назначению устанавливается в зависимости от целевого назначения.

Так за неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения привлекают в случае, если земельный участок не используется:

  • в течение 3-х и более лет для ведения сельхозпроизводства или другой связанной с этим деятельности.
  • в течение 1 года по целевому назначению после его приобретения на публичных торгах, если ранее такой участок:

– был изъят по решению суда в связи с тем, что он не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований законодательства РФ;

– по информации органов земельного надзора не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований 3 года и более (ч. 2.1 ст. 8.8 КоАП).

К ответственности за неиспользование земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, привлекают в случае, если такие участки не используются в течение 3-х лет в целях, для которых они предоставлены (ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, ст. 284 ГК РФ).

Подробнее…

При рассмотрении дел по данному правонарушению учитываются положения земельного и градостроительного законодательства, согласно которым в срок неиспользования земельного участка не включается время, потраченное на его необходимое освоение.

В частности, в этот срок не включается время, потраченное на проведение инженерных изысканий, получение градостроительного плана земельного участка, проведение работ по архитектурно-строительному проектированию, прохождение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получение разрешения на строительство, а также время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению в виду обстоятельств, исключающих такое использование.

Кроме того, в этот период не засчитывается время, когда участок нельзя было использовать в связи с обстоятельствами, которые исключают его использование, например стихийное бедствие (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, ст. 284 ГК РФ, п.п. 3, 4 ст. 6 Закона об обороте земель сельхозназначения).

1.3. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

Данный вид правонарушения также выражается в бездействии виновного лица, а именно в не проведении действий, операций и процедур, направленных на улучшение состояния и повышение качества почв.

В ряде случаев оно может быть выражено в недостаточных или несвоевременных действиях, когда соответствующие мероприятия проводятся с нарушением сроков, технологий и иных требований, что фактически не дает необходимого эффекта.

В соответствии с ч.4 ст. 8.8 КоАП невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;также влечет наложение административного штрафа.

По общему правилу приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ч. 3 ст. 76 ЗК РФ).

При этом для привлечения к ответственности по ч.4 ст. 8.8 КоАП основное значение имеет срок, установленный для выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

2. Органы, уполномоченные на привлечение к ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ

Главой 23 КоАП определены органы, уполномоченные на привлечение к административной ответственности и рассмотрение дел об административных правонарушениях.

В отношении правонарушений, установленных ст. 8.8 КоАП, привлечение к административной ответственности осуществляют следующие органы:

  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) (ст. 23.15 КоАП) по делам об административных правонарушениях в отношении неиспользования земель сельскохозяйственного назначения в установленный законом срок (ч. 2 и 2.1 ст. 8.8 КоАП);
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы (ст. 23.21 КоАП) по делам об административных правонарушениях в связи с:
  • нецелевым использованием земельного участка;
  • неиспользованием земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в установленные сроки;
  • невыполнением или несвоевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ч. 1, 3 и 4 ст. 8.8 КоАП).

3. Порядок устранения нарушения и обжалование постановления о привлечении к административной ответственности

Что же делать, если в отношении Вас вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушения, предусмотренные статьей 8.8 КоАП?

В данном случае возможно два варианта действий в зависимости от того, согласны ли Вы с постановлением:

Если Вы согласны с постановлением о привлечении к административной ответственности, нужно:

  • оплатить назначенный штраф;
  • устранить выявленное нарушение.

Устранить нарушения можно различными способами, в зависимости от того, в чем именно заключалось правонарушение.

Правообладателем земельного участка могут быть предприняты следующие меры:

  • оформить в установленном порядке изменение категории или вида разрешенного использования участка;
  • начать строительство или другим образом начать использование участка согласно его категории и назначению;
  • исполнить обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Даже если вы устраните нарушения любым способом, оплатить штраф все равно придется!

И наоборот назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой такое наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП). Это значит, что предписание об устранении нарушения земельного законодательства продолжает действовать и нарушение должно быть устранено.

В случае несогласия с вынесенным постановлением Вы вправе обжаловать его в судебном порядке.

Срок на подачу жалобы достаточно короткий и составляет всего 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен только судом по ходатайству заявителя (ч. 1 ст. 30.3 КоАП).

Суд вправе признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности.

Суд может отменить постановление о привлечении к ответственности в случае:

  • отсутствия события (состава) административного правонарушения;
  • непредоставления в суд со стороны надзорного органа, проводившего проверку и вынесшего постановление, доказательств нарушение закона или вины нарушителя.

Кроме того, в ряде случаев постановление можно оспорить по процессуальным основаниям (например, в связи с допущенными нарушениями правил организации и проведения проверки или составления протокола о правонарушении).

Также суд вправе признать нарушение малозначительным (ст. 2.9 КоАП), что послужит основанием для снижения размера штрафа.

Подробнее…

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

Источник: https://vladeilegko.ru/situations/vas-priznali-narushitelem-po-state-8-8-koap-rf-chto-delat/

Статья 8.8 КоАП РФ. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (действующая редакция)

Земли сельхозназначения не используются по назначению

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2.

Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц – от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

2.

1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, –

влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц – от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, –

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Источник: https://www.zakonrf.info/koap/8.8/

Статья 8.8. КоАП РФ. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

Земли сельхозназначения не используются по назначению

Ст 8.8 КоАП РФ с ми и изменениями 2019-2020 года

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2.

Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц – от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

2.

1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, –

влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц – от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, –

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Источник: https://koap-kodeks.ru/st-8.8-koap-rf

Изъятие земельных участков сельхозназначения

Земли сельхозназначения не используются по назначению

Президент России Дмитрий Медведев внес изменения в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения.

А принятый Госдумой новый закон №435-ФЗ от 29.12.

2010 «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» установил принудительный порядок изъятия у юридических лиц и граждан земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые не использовались или используются ненадлежащим образом в течение 3-х и более лет.

Срок вступления в действие указанного закона – 1 июля 2011 года.

Согласно закону, земли сельхозназначения могут быть принудительно изъяты только в судебном порядке у тех собственников и арендаторов, которые используют их нерационально.

Изъятию должны подлежать те земельные участки, где выявлено существенное снижение плодородия земель или значительное ухудшение экологической обстановки.

Вместо налогового ужесточения, как меры «наказания» за нерадивое использование земель, как планировалось изначально, законом введена усиленная административная ответственность владельцев таких земель (граждан, должностных лиц, юридических лиц), которые не ведут сельскохозяйственных работ.

Ставка земельного налога, определённая законом, должна составлять 1,2 % от кадастровой стоимости земельного участка.

Новый закон уточняет, что земельные участки могут быть изъяты и в случае, если они не используются в течение 3 лет для ведения сельхозпроизводства и связанной с этим деятельности. В этот срок не включается:

  • время освоения сельхозземель, который не может превышать двух лет
  • период стихийных и иных бедствий

Если рассматриваются участки под строительство, то критический срок повышается до 5 лет.

Положение дел у частных собственников контролируется региональными и муниципальными органами.

Перед изъятием земельного участка собственнику (арендатору) администрацией муниципального образования должно быть предложено проведение конкретных для его случая мероприятий по улучшению ситуации на его земельном объекте. В случае невыполнения предложенных условий в указанные сроки участок будет изыматься.

Изъятые земельные участки могут быть проданы с аукциона на публичных торгах.

Участки могут предоставляться в собственность сельскохозяйственной организации без проведения торгов по цене, не превышающей 15% кадастровой стоимости, или аренду с платой 0.3% кадастровой стоимости.

Новый закон коснулся и невостребованных земельных долей (не выделенных в натуре в счёт долей), предоставив возможность отказа от собственности на такие земельные доли . Упрощена процедура выдела долей.

Новый закон, получивший негласное название «передела земли», по словам Руководителя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям и одного из активных инициаторов его продвижения Мартина Шаккума, нацелен на изъятие в пользу государства земельной собственности тех граждан, которые скупили десятки и сотни гектаров земли и не используют или используют их не по назначению.

Цель нового закона – возврат в Агропромышленный комплекс страны порядка 20 миллионов гектаров земель «под паром». Все пахотные земли должны работать, ведь качество неиспользуемых земель постоянно ухудшается из-за эрозии.

3 декабря 2015 года в послании Федеральному собранию Президент страны Владимир Путин предложил изымать простаивающие земли сельскохозяйственного назначения у недобросовестных владельцев и продавать их на аукционах:

По мнению экспертов, определённая часть земельных инвесторов потеряет свои земельные наделы.

Но уйти от обвинения в неиспользовании земли можно будет и после вступления закона в силу: собственники просто выборочно засеют такие площади, или соберут необходимые лекарственные травы, которые вообще засеиваются раз в 3-5 лет, или перепашут участки, засадят картошкой и заявят, что у них всё развивается, земля «работает».

Если человек проводит сенокос каждый год или просто на этой земле пасёт скот – он обрабатывает землю или нет? Фермер всегда сможет доказать и показать, что «деятельность» ведётся. Он будет вне подозрений.

Немаловажным фактором станет и тот, что 5 лет простоя для земель сельхозназначения – это довольно приличный срок для того, чтобы начало снижаться их качество. Есть так называемая угроза «не возврата», то есть фиксация состояния, когда вернуть этим землям именно сельскохозяйственное назначение станет бешено накладным и экономически невыгодным процессом.

Представляется, что готовится чёткий и ограниченный перечень оснований для изъятия земель сельхозназначения. В противном случае, у должностных лиц появится «соблазн» и возможность для злоупотребления данным правом.

Если в законе не будет прописан исчерпывающий список возможностей использования земли, то он станет основой постановки «под удар» тех земель, которые как раз и используются, с помощью «найденной закорючки», за которую можно зацепиться и отобрать землю.

Можно только надеяться, что новый закон не приведёт всё-таки к крупному земельному переделу, не разрушит агропромышленный комплекс и не нанесёт сокрушительный удар по собственникам земельных участков, которые, возможно, и не в полной мере осваивали свои земельные владения, но налоги государству платили.

Полезная информация

  • Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ (2019) можно здесь
  • О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте здесь
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь.
  • С правилами сноса самостроя по новому закону можно ознакомиться здесь
  • Новое в земельном законодательстве – выпуск ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться здесь
  • Проверить состояние вопроса и уточнить статус своей земли можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации – по кадастровому номеру или адресу участка, помогут советы, представленные здесь
  • С порядком изменения территориальной зоны земельного участка позволит ознакомиться эта статья

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_4307.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.