Земли сельхозугодий

Содержание

Особенности использования сельскохозяйственных угодий

Земли сельхозугодий
Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Особенности использования сельскохозяйственных угодий

Сельскохозяйственные угодья относятся к особой группе земель, для которых действует ограниченное земельным законодательством разрешенное использование.

Земельные ресурсы классифицируются и отличаются между собой особенностями целевого предназначения и использования.

Особый класс государственных территорий составляют угодья, которые применяются для выполнения работ сферы сельского хозяйства, фермерства или огородничества.

Для таких зон используется особый правовой режим в отношении официальной регистрации и эксплуатации территорий сельскохозяйственных земель.

Понятие сельскохозяйственных угодий, их назначение

Сельскохозяйственные угодья согласно действующему законодательству являются территориями, которые планомерно, регулярно и систематически используются населением для производства сельскохозяйственной продукции или удовлетворения потребностей различных сфер сельского хозяйства.

Сельскохозяйственные угодья представляют собой территории, которые входят в состав любых жилых поселений, относятся к зоне промышленных участков и прочих категориальных разновидностей земель. Основным признаком хозяйственного предназначения данных участков является применение их в качестве угодий для хозяйственных и фермерских нужд.

Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий в отношении всей государственной территории составляет около 30%. Данная площадь сельскохозяйственных угодий включает в себя все виды таких земель, наибольшую численность среди которых составляют пашни. Они занимают около 10% от общего размера государственной территории.

Сельскохозяйственные угодья и их состав

Вся площадь сельскохозяйственных угодий подразделяется на определенные категории в зависимости от целевого предназначения. Земельное законодательство государства предусматривает следующие виды угодий сельскохозяйственного предназначения, среди которых:

  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • залежи;
  • земли, предназначенные для выращивания многолетних насаждений (сады, виноградники и др.).

Ключевая характеристика сельскохозяйственных угодий заключается в особенном режиме использования, наделении таких зон наивысшим приоритетом среди всех территорий, а также принятии существенных охранных мер.

Использование сельскохозяйственных угодий

Структура сельскохозяйственных угодий, согласно действующему законодательству, включает несколько видов разрешенного использования. При структуризации таких проектов используются принципы землеустройства.

На характер использования угодий сельскохозяйственного назначения особое влияние оказывает продуктивность сельскохозяйственных угодий, которая зависит от расположения, качества и плодородности почвы, наличия вредоносных факторов.

Сельскохозяйственные угодья относятся к особой группе земель, для которых действует ограниченное земельным законодательством разрешенное использование, поэтому в случае нарушения законодательства принимаются серьезные охранные меры, которые запрещают переводить сельскохозяйственные угодья в раздел территорий, пригодных для удовлетворения нехозяйственных потребностей.

Однако законом предусмотрены также случаи перевода сельскохозяйственных угодий в категории земель для несельскохозяйственных целей. Такие прецеденты регламентируются законом и должны иметь серьезные основания.

Сельскохозяйственные угодья, их правовой режим: аренда, перевод, продажа, приватизация

Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий осуществляется с целью получения достоверного результата при оценке общей территории государства. Данная оценка сельхозугодий включает определение основных параметров (продуктивность, оценочные затраты, показатели кадастровой стоимости, цена произведенной продукции).

Кадастровая оценка сельхозугодий проводится перед заключением любых сделок, объектами которых являются данные территории. Такая процедура является обязательным условием для установления конкретного правового режима:

1. Аренда. Договор аренды земель сельскохозяйственного предназначения может заключаться на срок не более 49 лет, а минимальный срок устанавливается законодательством в зависимости от целевой специализации участка.

Земли, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам на основании заявления.

При поступлении нескольких заявлений предоставление в аренду определенной территории осуществляется на конкурсной основе.

2. Перевод сельскохозяйственных угодий в иные эксплуатационные категории возможен при наличии серьезных оснований, среди которых: 

  • консервация;
  • изменение границ населенных пунктов;
  • соблюдение условий международных договоров;
  • строительство и эксплуатация культурных и социальных объектов;
  • принятие мер по обеспечению государственной безопасности;
  • содержание объектов культурного наследия страны;
  • добыча особо ценных полезных ископаемых;
  • строительство объектов связи, транспорта и коммуникаций;
  • включение территорий в состав лесного или водного фонда.

3. Продажа сельскохозяйственных угодий возможна в пользу частных лиц или же государственных и муниципальных учреждений, которые пользуются преимущественным правом приобретения таких земель.

Продажа сельскохозяйственных угодий возможна при условии извещения исполнительных государственных и муниципальных органов о предстоящей продаже с указанием точной цены, размера, места расположения и срока, в течение которого будет заключена сделка.

Срок расчета для таких процедур не должен превышать более 90 дней.

Если муниципальные и государственные органы не изъявили намерений по приобретению участка, то владелец имеет право самостоятельно продать недвижимость третьим лицам на любых условиях.

4. Приватизация сельскохозяйственных угодий, которые находятся в государственных или муниципальных активах, возможна в законном порядке, который устанавливается земельным законодательством. Осуществление приватизации стало возможно с момента действия соответствующих законов.

Приватизации не подлежат территории государственной или муниципальной собственности, которые используются в качестве оленьих пастбищ регионов Крайнего Севера, а также отгонные пастбища. Важным условием проведения процедуры приватизации является сохранение целевого назначения.

Порядок использования земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

Правовой порядок эксплуатации земельных долей, которые были определены после приватизации угодий сельскохозяйственного назначения, согласно с земельным законодательством, не вписывается в рамки стандартного использования сельскохозяйственных территорий. Оборот земельных долей не связывается непосредственно со сферой эксплуатации, так как основывается исключительно на применении принципа правовой собственности.

В процессе оборота долей сельскохозяйственных угодий осуществляется смена собственника.

В государственную регистрацию прав собственности долей земельных угодий включается государственная кадастровая оценка угодий в сельском хозяйстве и их долей. Права на такие участки регистрируются на основании поданных заявлений от участников собственности в долях, а также уполномоченного лица от имени общего собрания долевой собственности.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья отличаются от стандартных угодий сельского хозяйства тем, что такие разновидности относятся к группе территорий, использование которых в иных целях не допускается законодательством.

Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий не определяется строгой законодательной нормой, так как правовая система позволяет составлять такие списки субъектам государства. После составления списка хозяйственных угодий, данный перечень должен окончательно утверждаться главой конкретного субъекта страны.

Процедура составления такого документа предусматривает предварительную публикацию содержания списка в местных средствах массовой информации, которые существуют на территории конкретного муниципального субъекта.

Субъектами, которые составляют перечни сельскохозяйственных угодий специального предназначения, могут быть:

  • опытно-производственные подразделения научных организаций;
  • учебно-опытные подразделения образовательных организаций.

Сельскохозяйственные угодья, которые имеют значительную хозяйственную ценность, являются не просто территориями для выполнения фермерских или огородных работ, а представляют собой определенные земельные участки, которые могут характеризоваться неопределенными границами. Такая ситуация возникает в силу особого принципа раздела зон, потому что при межевании территорий кадастровыми специалистами за счет земельных долей применяется картометрический метод разграничения места расположения земельных границ.

Проблема загрязнения сельскохозяйственных угодий и пути ее решения

Проблема ухудшения качества и экологического состояния сельскохозяйственных угодий предусматривает разработку определенных мер и способов для охраны и восстановления таких территорий. В соответствии с законодательными актами:

  • улучшение состояния земель и их охрана является важной функцией государственных земельных структур;
  • охрана земель направлена на контроль рационального использования, защиту и восстановление почвы.

Системы охраны и защиты территорий состоит из конкретных правовых и организационных мероприятий, которые оказывают всестороннее благоприятное воздействие на земли, способствуют устранению негативных факторов, пагубно сказывающихся на качестве почвы.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/osobennosti-ispolzovaniya-selskohozyajstvennyh-ugodij.html

Как получить земли сельхозназначения бесплатно и на платной основе?

Земли сельхозугодий

Аренда земельного участка под сельхозцели, как это часто бывает, является очень актуальным вопросом для многих фермеров страны.

Совсем недавно, с 1 марта 2015 года, в силу вступили новые изменения в земельное законодательство, в связи с чем требуется детальный анализ вступивших нововведений и подробное разъяснение касательно регулирования отношений по порядку предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Нормативно-правовые основы

В соответствии с законодательством государственные и муниципальные земли сельхозназначения предоставляются как физическим, так и юридическим лицам на правах собственности или аренды на основании порядка, установленного статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В аренду государственные или муниципальные земли с/х назначения предоставляются по части 1 статьи 10 названного выше закона и согласно порядку, установленному статьей 34 Земельного кодекса РФ.

У кого есть право на получение?

Земельные участки сельхозназначения, которые принадлежат государству или муниципалитету, могут быть переданы в собственность или аренду:

  • физическим лицам,
  • юридическим лицам.

Регулирование порядка предоставления осуществляется Земельным кодексом РФ и другими нормативными актами федерального и регионального значения.

Требования к сельскохозяйственным участкам

В основном главными требованиями приобретателей и арендаторов земельных участков сельскохозяйственной направленности являются месторасположение земель и размеры.

Минимальная площадь земельного участка под сельское хозяйство может быть установлена законодательными актами субъектов Российской Федерации, которые основываются на требованиях Земельного кодекса РФ и других федеральных законов.

Максимальный размер суммарной площади с/х земель, которые находятся в пределах территории одного муниципального образования и в собственности одного лица или одной организации устанавливается в пределах 10% от всей площади сельскохозяйственных земель муниципального образования.

При непосредственном использовании земельного участка сельхозназначения государство требует соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других правил, инструкций. При этом запрещается загрязнять, захламлять, ухудшать плодородие почв на землях с/х назначения.

Как получить землю под сельское хозяйство?

Приобретение земель сельхозназначения в собственность — занятие непопулярное и достаточно дорогостоящее. Позволить себе такую покупку могут крупные юридические лица и очень богатые граждане.

В основном по этой причине земли такого вида разрешенного использования предоставляются государственными и муниципальными органами на условиях аренды.

Поэтому рассмотрим наиболее распространенный способ предоставления земель с/х назначения, т.е. как взять участок в аренду.

Процедура предоставления земель, предусмотренный статьей 34 Земельного кодекса РФ, является следующей:

Подача заявления

Для начала граждане, которые хотят получить земельный надел на условиях аренды из земель государственной и муниципальной собственности не в строительных целях, подают в письменной форме или через единый портал государственных и муниципальных услуг заявление органу местного самоуправления. Данное заявление можно также подать с помощью многофункционального центра.

В заявлении обязательно определяется цель применения земельного надела, его предполагаемая площадь и месторасположение, испрашиваемое право на землю.

Подготовка документов

На основании поданного заявления орган местной власти в течение месяца с момента поступления заявления при учете зонирования территорий принимает и предоставляет заявителю план-схему расположения земельного надела на кадастровой карте соответствующей территории.

Заявитель обязан обеспечить за свои средства осуществление на земельном участке кадастровых работ, а затем обратиться с заявлением в кадастровую службу о проведении государственного кадастрового учета данной земли согласно порядку, утвержденному Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Принятие решения

Местная муниципальная администрация за две недели со дня предоставления кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок должна принять решение о выделении данного земельного надела в аренду заявителю и направить ему копию данного решения (постановления), приложив к ней кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка.

Оформление договора аренды

Последним этапом будет оформление договора аренды земли в течение недели после принятия вышеуказанного решения.

СМИ, в которых будет распространяться такая информация, определяются непосредственно властями субъекта Российской Федерации. При этом решение будет принято только если за месяц после опубликования известия об аренде не поступило новых заявлений.

Если же за месяц было подано 2 и более заявлений о выделении земельного участка из земель с/х назначения на правах аренды, то такой земельный участок будет предоставлен только по результатам торгов (конкурсы, аукционы).

Торги (конкурсы, аукционы) по продаже или аренде земельных наделов сельхозназначения организуются и проводятся на основании статьи 38 Земельного кодекса РФ.

Стоит также отметить, что участок, предоставляемый гражданину или организации в аренду, может быть в дальнейшем выкуплен в собственность по рыночной стоимости, установившейся на данной территории либо по цене, определенной законами субъекта РФ, по прошествии 3-х лет со дня заключения договора аренды при условии, что все требования по использованию земельного участка соблюдены.

Также следует сказать, что отдельные льготные категории граждан (например, многодетные семьи, инвалиды и т.д.) имеют право на получение земельного участка бесплатно.

Возможные причины отказа

Основания для отказа в предоставлении государственных и муниципальных земель с/х назначения являются общими для всех категорий земель. Так, причинами отказа могут быть:

  • Представленные в администрацию документы для получения участка не соответствуют требованиям действующего законодательства;
  • В представленном пакете документов нет всего необходимого перечня;
  • Представленные документы оформлены неправильно;
  • Отсутствует бесспорное подтверждение прав заявителя на объекты недвижимости и на земельный участок.

Возможность застройки земельного участка с/х назначения

Немногие знают, что на землях с/х назначения разрешается строить здания, строения и другие сооружения. Такая возможность законна согласно ряду законодательных норм, регламентирующих условия подобного строительства.

Как показывает практика, местные органы власти недостаточно осведомлены о федеральных нормах законодательства, в соответствии с которыми местные муниципалитеты должны выдавать разрешения на строительство в пределах территорий сельскохозяйственных угодий.

Статья 40 Земельного кодекса РФ разрешает собственнику земли строить здания, строения, сооружения жилого, производственного, культурно-бытового назначения в соответствии с целевым назначением земельного надела, его видом разрешенного использования, если при этом будут соблюдаться градостроительные регламенты, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и другие правила, нормативы.

Согласно статье 78 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья можно использовать, чтобы организовать сельскохозяйственное производство, создать защитные насаждения, осуществлять научно-исследовательскую, учебную и другую связанную с сельским хозяйством деятельность.

В статье 6 Закона о крестьянско-фермерском хозяйстве закрепляется состав имущества всего фермерского хозяйства: сюда относится земельный участок, хозяйственные и другие строения, мелиоративные сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое необходимое для организации крестьянско-фермерской деятельности имущество.

В том же законе, в статье 11, вовсе сказано, что в целях организации сельского хозяйства на земельных участках сельскохозяйственного назначения могут возводиться необходимые для такой деятельности здания, строения, сооружения.

Статья 77 Земельного кодекса РФ определяет возможное наличие в составе сельскохозяйственных земель как дорог, коммуникаций, лесных насаждений, водных объектов, так и зданий, строений, сооружений, используемых в целях производства, хранения и стартовой переработки продукции сельского хозяйства.

Таким образом, судя по многочисленным законодательным формулировкам, можно сказать, что не существует запрета на возведение зданий, строений и сооружений на сельскохозяйственных земельных участках. Главное условие тут — регистрация крестьянско-фермерского хозяйства.

Особенности использования земель сельскохозяйственной направленности

Использование сельскохозяйственных угодий регламентируется статьей 78 Земельного кодекса РФ.

Сельскохозяйственные земли разрешается использовать в целях образования сельскохозяйственного производства, формирования ветрозащитных лесных насаждений, организации рыбоводства, реализации научно-исследовательских, учебных и других касающихся сельскохозяйственного производства целей.

При этом земли в таких целях могут использовать:

  • Крестьянско-фермерские хозяйства;
  • Граждане, которые хотят вести личное подсобное хозяйство (ЛПХ), садоводство, животноводство, огородничество;
  • Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие коммерческие организации;
  • Некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
  • Казачьи общества;
  • Опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров в сельскохозяйственной сфере, общеобразовательные организации;
  • Общины коренных малочисленных этносов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, желающие сохранять и развивать свой традиционный образ жизни, хозяйствования и промысла.

На землях с/х назначения разрешается осуществлять деятельность в области охотничьего хозяйства, если иное не предусматривается нормами законодательства.
Сельскохозяйственные земли, находящиеся в пределах 30 км от границы сельских населенных пунктов, нельзя использовать в других, не касающихся ведения сельского хозяйства, целях.

Таким образом, процедура получения земли сельхозназначения в собственность или в аренду практически такая же, как и при получении земельного надела другой категории. Следует только учитывать, что данная категория земель находится под особой охраной, такие земли запрещается использовать не по назначению, загрязнять и иным образом разрушать плодородие почв.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/stroitelstvo/kak-poluchit-zemli-selxoznaznacheniya.html

Что включают в себя сельскохозяйственные угодья, балл бонитета, возможность перевода в другие категории, документы

Земли сельхозугодий

Правожил.com > Оформление недвижимости > Оформление земли > Смена категории земель, если они включают в себя сельскохозяйственные угодья

Владелец участка сельскохозяйственного назначения нередко желает изменить юридический статус земли и сталкивается с отказом. Анализ земельного законодательства поможет не оказаться в подобной ситуации, определить, какие земли сельскохозяйственные угодья включают в себя, и почему на сделки с ними распространяется особый порядок разрешения и оформления.

Среди всего земельного фонда РФ в отдельную категорию выделены сельскохозяйственные угодья. Сельхоз угодье это что?

Имея по закону особый статус, оборот данных земель и распоряжение ими проводится по исключительным основаниям, и регулируются отдельными правовыми актами (101 ФЗ).

Сельхозугодья относятся к национальным богатствам

Каково определение сельскохозяйственных угодий, что к ним относят? Какие бывают виды сельскохозяйственных угодий? К угодьям (ст. 79 ЗК) отнесены земли, отведенные под:

  • пашню, к которой относятся обрабатываемые земли и участки, стоящие под паром, то есть временно отдыхающие;
  • пастбища;
  • сенокосы;
  • выращивание особых видов многолетников (виноградников, фруктовых садов, растений, над которыми проводятся исследования и т.д.);
  • залежи – земли, которые не используются или в их отношении введен запрет ввиду консервации.

Часть земельных угодий официально участвует в государственных и частных научных и опытных программах, а также как производственные площадки получения продукции сельского хозяйства. Такие земли подлежат государственной защите, за наделами закрепляется один вид разрешенного использования и производится контроль над его соблюдением.

Если возникает необходимость изменить категорию в отношении угодий, то получить положительное решение крайне сложно. Если кадастровая стоимость оценивается выше средней по региону, то практически невозможно, так как закон это запрещает.

Такой строгий контроль над данным видом земель связан с тем, что они относятся к национальным богатствам, от сохранения их качества зависит дальнейшее развитие сельского хозяйства в масштабах страны.

Балл бонитета – важная характеристика земли

С введением необходимости кадастрового учета всех земельных ресурсов страны, широкой публике стал известен узкоспециализированный термин – «бонитировка». Он произошел от латинского слова «bonitos». В дословном переводе термин означает «добро» используется при оценке участков.

Применительно к земле, бонитировка расшифровывается, как определение доброкачественности почв, выявление уровня их плодородия. Единицей измерения при процедуре является балл бонитировки.

Чем он выше, тем качественнее земли и выше их ценность для применения в сельском хозяйстве. Предел мерной шкалы приравнен к 100 баллам.

При исследованиях учитывают нахождение земель, их принадлежность к климатическим зонам. На основе полученных баллов происходит сравнение разных наделов со сходными условиями расположения и за одинаковый период времени.

При определении кадастровой стоимости сельхозземель данный показатель имеет основополагающее значение. Второй критерий кадастровой оценки – экономическая ценность участка. Оценке подвергаются:

  • продуктивность и урожайность угодий, относительно вида их использования;
  • процент окупаемости вложений (валовые показатели);
  • процент чистого дохода, который можно получить.

Бонитировка влияет на каждый из показателей, так как менее плодородные почвы автоматически являются менее ценным экономически. Полученные результаты позволяют:

  • планировать развитие сельскохозяйственных производств;
  • оценивать эффективность текущего использования угодий;
  • определять рациональность текущего использования земли;
  • устанавливать рыночные цены на продажу и аренду наделов, а также влиять на налоговые ставки.

При необходимости изменить категорию земли, если она причислена к СХ угодьям, балл бонитета не должен превышать средний балл, зафиксированный в данном субъекте РФ.

Обстоятельства, ухудшающие качество сельхозугодий

На всей территории РФ в настоящее время зафиксировано ухудшение качества земельного фонда. К основным обстоятельствам, отрицательно сказывающимся на качестве сельхозтерриторий можно отнести:

  1. Результат деятельности человека, который наносит прямой вред почвам.
  2. Отсутствие внимания к части земель.
  3. Природные факторы, меняющие качество земель в худшую сторону, с течением времени.
  4. Катастрофы техногенного и природного характера.

Последствия аварий ощущаются сразу, особенно связанные с утечкой радиационных и химических соединений. Пораженные площади своевременно консервируются, и процесс их восстановления может растягиваться на десятилетия. Деятельность человека не так заметна, однако вреда почвам может нанести не меньше.

Основными факторами наносимого ущерба в этой сфере являются:

  • потребительское отношение, когда земли используют до тех пор, пока почва способна выдержать сельхозработы, не соблюдая экологических норм, севооборота и агротехники, не восполняя отданные почвой минеральные и органические вещества;
  • отсутствие рекультивация нарушенных земель;
  • организация на земле разнообразных свалок и предприятий, побочным эффектом которых является загрязнение почв и водоемов, без использования очищающих технологий;
  • активное использование в сельском хозяйстве пестицидов и другой химии, убивающей культурный почвенный слой;
  • нарушение экосистем, обоснованное необходимостью создания инфраструктуры – дорог, газо- и нефтепроводов, линий ЛЭП, без последующих работ по восстановлению природы.

Равнодушие к земле, как к ресурсу, который имеется в достатке, приводит к тому, что пригодные для использования участки сокращаются ежегодно. Заброшенные земли, которым не уделяется внимания, разрушаются самой природой. Происходит:

  • ветровая эрозия;
  • вымывание плодородного слоя, образование оврагов;
  • заболачивание участков;
  • опустынивание почв.

Последствия наличия этих факторов характерны тем, что восстановление земли после их воздействия проходит крайне медленно. В результате, количество пригодных участков сокращается, при этом борьба с природными явлениями находится явно на недостаточном уровне.

О возможности и невозможности перевода участков из сельхозугодий в другие категории

Как перевести участки в несельскохозяйственные угодья?

Правовые нормы допускают смену категории земли, даже если это сельхозугодья. В отношении последних процедура не запрещена, но проводится только в виде исключения.

Разрешение на смену категории можно получить, если процедура необходима:

  • для консервации, в результате которой прекращается оборот и производится восстановление почвы и её плодородия;
  • при организации природоохранных зон, или включения участков в зоны особого назначения (например, в рекреационные ресурсы);
  • в результате градостроительных изменений, увеличением границ и при образовании новых населенных пунктов;
  • при необходимости строительства зданий и сооружений промышленного или социального назначения (смена допускается при низкой кадастровой стоимости надела в сравнении со средней по субъекту, а также в случаях, когда выбранное место является единственно возможным);
  • при освоении сельхознепригодных участков, путем включения их в фонды (лесного, водного и т.д.);
  • при ситуациях, когда на участки приходится запланированное строительство объектов инфраструктуры (разрешено только, при одновременной рекультивации почв);
  • при необходимости отчуждения для использования под строительство объектов обороны государства, а также для сохранения безопасности страны, согласно законодательству РФ и международных обязательств;
  • при необходимости обработки участка для получения полезных ископаемых (разрешено только совместно с обязательствами по рекультивации).

Даже на такие исключительные условия смены категории наделов закон накладывает дополнительные ограничения. Если земля ценная в продуктивном или денежном эквиваленте, или её стоимость более чем на 50% выше средних кадастровых показателей по региону перевод допустим только в случае крайней государственной необходимости.

Отказ будет получен также в том случае, если:

  • хотя бы одна из экспертных комиссий откажется одобрить проект;
  • проект составлен в нарушении действующего законодательства;
  • документация, переданная на рассмотрение, содержит ложную информацию;
  • конечный результат изменений войдет в конфликт с градостроительными планами субъекта РФ и планами развития территории округа.

Если лицо считает, что необходимость перевода обоснована, то следует готовиться к длительному процессу рассмотрения своего проекта, включающему тщательную подготовку документов и ожидание вердикта муниципалитета.

Юридические основания перевода

Бремя подготовки участка к переводу целиком и полностью ложится на заявителя

Земельное законодательство в 2004 пополнилось отдельным документом о порядке изменения категорий земельных участков. Новый закон №172 на протяжении времени изменялся и дополнялся.

Последние коррективы были внесены в июле 2017, с введением изменений в порядок регистрации земель и обязательным внесением данных в реестр ЕГРН. Процесс перевода регламентирован и требует тщательной подготовки, в части:

  • сбора информации о наделе;
  • исследования почв и экспертных оценок их качества на основе балла бонитета;
  • возможности рекультивации наделов;
  • привязки кадастровой стоимости к средней по муниципальным округам;
  • учета градостроительных и иных земельных планов государства.

Бремя подготовки участка к переводу целиком и полностью ложится на заявителя. Пакет документации, которую потребуется собрать расширен.

Предполагается, что решения о смене категории на наделы будут более осмысленными и объективными. Собранные сведения должны помешать нарушению экосистем, способствовать повышению качества почвы и в конечном итоге приведут к упорядочению всех существующих в стране земель.

Важно помнить, что гораздо проще перевести земли населенных пунктов в иную категорию, чем сменить категорию сельхозугодий.

Обращаться за утверждением проекта изменения следует только в крайних случаях, имеющих правовое обоснование. Ведь даже в законе такая процедура обозначается, как исключительная.

Документы и материалы для перевода

Перевод сельскохозяйственных земель в иную категорию осуществляется на базе ходатайства. Поскольку сельхозугодия включены в их состав, то процедура распространяется и на них.

Составить запрос может как собственник, так и законно заинтересованное лицо, получившее от владельца согласие на перевод. Документ составляется в свободной форме.

Сведения, которые должны в нем содержаться:

  1. Номер надела по кадастру.
  2. Текущая категория земель и та категория, в которую требуется перевести участок.
  3. Причина, по которой производится перевод.
  4. Отсутствие препятствий для осуществления изменения категории надела.
  5. Реквизиты документов, подтверждающие право собственности на землю.
  6. Перечень прилагаемых документов.

Если надел имеет обременения или наложены ограничения на его использование, данная информация также должна быть отражена в ходатайстве.

Одной из важнейших является причина, определяющая необходимость перевода. Владелец обязан обосновать, зачем требуется изменить категорию надела, и доказать отсутствие правовых препятствий для осуществления данной процедуры.

К ходатайству необходимо приложить:

  • копию документов, удостоверяющих личность заявителя или его представителя (паспорт, для представителя – ещё и доверенность);
  • копии уставных документов фирмы, заверенные в нотариате и выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (для юридических лиц и ИП);
  • выписку на надел из ЕГРН;
  • кадастровый паспорт надела;
  • согласие на перевод, оформленное правообладателем земель;
  • заключения экспертиз о состоянии и стоимости земель (отчеты экологов, разрешения от комитета по архитектуре, оценка геологических служб, кадастровых инженеров и т.д.).

Задача владельца, доказать, что участок, после перевода в новую категорию земель не нанесет вреда окружающим, впишется в утвержденные муниципалитетом градостроительные планы, не нарушит инфраструктуру.

Заранее собранные сведения о реальной ценности земель позволят избежать отказа, обоснованного особым статусом надела или его принадлежности к охраняемым зонам.

Важно! Если сельхозземли переводятся под ИЖС для дальнейшего строительства, следует не только проверить документы на отсутствие обременений, но и связаться с местными поставщиками услуг, чтобы уточнить, не проходят ли под землей общественные коммуникации. В противном случае юридически надел могут перевести, а построить на нем фактически ничего не разрешат.

Если планируется оформить надел в категорию сельскохозяйственных земель, то необходимо представить проект рекультивации – улучшения качества почв, доведения их до состояния, при котором возможно использование участка по новому назначению.

Составленное ходатайство и собранные документы передаются в муниципалитет, либо в отдел по имущественным отношениям субъекта РФ. Сделать это можно лично, почтовым отправлением или через МФЦ. Кроме того, реализовать запрос можно через электронные каналы связи, например на портале Госуслуг.

Положительное решение будет сопровождаться актом, с указанием:

  • новой категории надела;
  • причин перевода;
  • кадастровых сведений о земле;
  • фиксированных границ и площади.

Законодательство отводит на принятие решения до двух месяцев. Порядка двух недель допускается для его оглашения заявителю.

Пытаясь предотвратить варварское и потребительское отношение к земельным ресурсам, законодатели пытаются действовать. Реализована программа учета имеющихся в стране земель, введения неиспользуемых территорий в оборот, много внимания уделяется проектам их рекультивации.

С одной стороны это защищает угодья от использования, которое способно нанести вред почвам. С другой – введенные ограничения и излишняя бюрократия мешают развитию проектов, которые могли бы найти применение землям, которые большой ценности с точки зрения сельского хозяйства в реальности не представляют.

О процедуре перевода земли:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

17 мая 2018      Юлия Юрьевна         437      

Источник: https://PravoZhil.com/oformlenie/zemlya/vklyuchayut-v-sebya-selskohozyajstvennye-ugodya.html

Правительство определило признаки неиспользуемых сельхозземель

Земли сельхозугодий

Сейчас только в Центральной России не используется около половины всей площади сельскохозяйственных земель. Но теперь вопрос их изъятия будет решаться быстрее и проще.

Правительство четко определило признаки неиспользуемых сельхозземель.

Их активный ввод в оборот позволит дать новые рабочие места сельским жителям, увеличить поступление налогов в бюджет и существенно нарастить производство агропродукции.

Новые признаки неиспользуемых земельных участков утверждены правительством 18 сентября 2020 года. В сравнении с предыдущими от 2012 года, новые содержат более четкие и жесткие определения.

Так, раньше неиспользуемым считался участок, если на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы.

А сейчас, даже если на площади до четверти участка не ведется сельхоздеятельность, он все равно будет считаться неиспользуемым.

О плодородии сельхозземель позаботятся их собственники

Кроме того, признаками неиспользуемых земель будет считаться наличие на половине (и более) площади участка зарастания сорными растениями, а на особо ценных продуктивных сельхозугодьях – более чем на 20%.

Нарушениями законодательства будут являться наличие на земельном участке постройки, имеющей признаки самовольной; загрязнение земельного участка химическими веществами; захламление земельного участка на площади 20 и более процентов и многое другое.

По состоянию на начало прошлого года общая площадь земель сельхозназначения Росреестр оценивал в 382,5 млн га, в том числе сельхозугодий – 197,7 млн га, говорится в госдокладе о состоянии и использовании земель в России в 2018 году. При этом, по разным оценкам, неиспользуемых сельхозземель в России насчитывается от 40 до 80 млн га.

В России насчитывается до 80 миллионов гектаров неиспользуемых сельхозземель – это пятая часть всех сельхозугодий

В Центральной России – Смоленской, Тверской, Вологодской, Ярославской, Кировской областях – не используется до половины площади пашни, подсчитывает первый заместитель председателя аграрного комитета Госдумы Владимир Плотников. “Это государственная задача – сделать так, чтобы земля работала – давала урожай, обеспечивала село дополнительными рабочими местами, а бюджет – налогами”, – считает он.

До 2030 года государство планирует ввести в оборот 12 млн га земель.

Как ранее поясняла заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко, для этого предстоит провести масштабную инвентаризацию земель, выявить конкретные земельные участки, наиболее подходящие для сельского хозяйства.

Вкупе с другими мерами это поможет выполнить задачу по увеличению производства и экспорта продукции АПК к 2024 году почти в два раза – до 45 млрд долларов.

Инфографика “РГ” / Леонид Кулешов / Татьяна Карабут

В 2019 году самообеспеченность страны зерном, рыбой и рыбной продукцией превысила показатели доктрины продовольственной безопасности в полтора раза, напомнила Виктория Абрамченко. Она также отметила, что Россия достигла значений продовольственной безопасности практически по всем ключевым направлениям.

Дальнейшее увеличение производства сельхозпродукции в стране необходимо прежде всего для закрепления позиций России на мировом продовольственном рынке. Это позволит государству регулировать ситуацию с продовольствием и внутри страны.

Даже если возникнет чрезвычайная ситуация (погодные аномалии, коронавирус и т.д.), у государства всегда будут возможности “отщипнуть” недостающий объем продовольствия от поставок за рубеж.

Таким образом, дефицит продовольствия в России будет невозможен ни при каких вариантах.

Минсельхоз дополнительно поддержит фермерские хозяйства

И постановление правительства – часть этой работы. Более четкое определение признаков неиспользуемых сельхозземель позволит приступить к решению следующего этапа задачи – изъятию неиспользуемых сельхозземель, уверен Владимир Плотников. По его мнению, из-за расплывчатых формулировок закон об изъятии земель до этого момента не работал.

“И люди есть, и земля есть, а мы не можем ее взять, потому что некоторые “предприимчивые” люди вложили на момент приватизации в 90-х годах деньги в землю как в депозит. И теперь ждут, когда спекулятивным образом смогут обогатиться”, – категоричен депутат.

По его мнению, количество неиспользованных земель с момента начала земельной реформы в 1990-х годах только увеличивается. Тогда землю покупали по бросовым ценам, чтобы потом продать.

В итоге она либо не используется вовсе, либо задействована совсем не под сельское хозяйство, поясняет Плотников.

В подтверждение он приводит данные Росстата: в 1990 году засевалось 116 млн га, а в 2020 году (даже с учетом увеличения) чуть более 80 млн га.

Поэтому Плотников считает, что вести работу по вовлечению в оборот неиспользуемых сельхозземель надо жестче. Так, по его мнению, было бы справедливо, помимо прочего, ввести повышенный налог на землю в случае ее неиспользования – в пять-десять раз больше. Это будет стимулировать собственников либо обрабатывать землю, либо продавать.

Он считает также, что ввод в оборот земель могло бы отчасти снять проблему пожаров, которая в последние годы приобретает колоссальный масштаб. “Бурьян отлично горит. Была бы засеяна земля, проблем бы не было”, – поясняет он.

Полноценный ввод сельхозземель в оборот мог бы отчасти снять проблему пожаров – бурьян отлично горит

Между тем директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Шагайда считает, что неиспользуемых земель нет там, где они востребованы.

Не используются они лишь в тех регионах, где агробизнесу эти земли не принесут никакой прибыли. В этом смысле государству целесообразнее действовать не при помощи карательных мер, а, скорее, по заявительному принципу, считает она.

Если где-то на востребованных территориях человек обнаруживает заброшенный участок, он может обратиться в соответствующие органы, чтобы найти хозяина и при необходимости изъять его под сельхозпроизводство.

А повсеместно вводить контроль за неиспользованными сельхозземлями, по мнению эксперта, особого смысла нет. Да и найти собственников участков не всегда удается, добавляет Шагайда.

Фермерам станет проще строить жилье на сельхозземлях

Она напоминает, что в ходе сельхозпереписи 2016 года нашли сельхозпроизводителей, за которыми было закреплено 142,7 млн га сельхозугодий из 193 млн га. “Потерянными” оказались почти 50 млн га. Из тех земель, которые были закреплены за найденными во время сельхозпереписи производителями, использовалось 125 млн га. То есть не использовалось еще около 18 млн га.

“Задача по вводу в оборот сельхозземель поставлена президентом. И нам вполне по силам с этим разобраться и навести порядок”, – уверен, в свою очередь, Владимир Плотников.

Источник: https://rg.ru/2020/09/24/pravitelstvo-opredelilo-priznaki-neispolzuemyh-selhozzemel.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.