Земли водного фонда земли запаса

Содержание

Земли водного фонда

Земли водного фонда земли запаса
Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Земли водного фонда

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и т.п.), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты.

У всех земель, согласно действующему законодательству, имеется свой определенный статус. Так, порядок эксплуатации земельных участков, относящихся к водному фонду, осуществляется не только по Земельному кодексу, но Водному кодексу России.

Понятие и виды таких земель

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу РФ водные ресурсы являются природными и возобновляемыми, они все равно остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.

Земли водного фонда делятся на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:

  • сам водный фонд;
  • акватории;
  • объекты;
  • ресурсы;
  • хозяйство;
  • режим.

Земли водного фонда (или водный фонд) – это все объекты, а точнее их совокупность, которые находятся на территории Российской Федерации. По сути, под понятием водного фонда понимаются все существующие его виды.

Акваторией же называют все водные просторы, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, каким бы образом он не был создан: хоть естественными путем, хоть искусственным. Объектами водных земель называют все водоемы, которые обладают признаками, позволяющими признать их водными землями.

Под водными ресурсами в Водном кодексе РФ понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут быть использованы, используются, находятся под охраной государства. К ним, например, относятся подземные ключи с питьевой водой.

Под водным хозяйством следует понимать всю деятельность, которая имеет отношение к использованию, изучению, охране водных объектов и их ресурсов, а также ликвидации водных катастроф. Водный режим – это уровень воды в водоеме (любом водоеме, существующем на территории страны), который может изменяется в большую или меньшую сторону.

Правовой режим земель водного фонда определяется действующим законодательством, находится на контроле у государства, ему же подведомственен.

Состав земель водного фонда условно подразделяет все водные земли на две больших категории:

  • Общего пользования. Это те земли, которые находятся в собственности государства или его представителей (муниципальные и федеральные органы власти), которые могут быть использованы всеми желающими в своих целях, для удовлетворения своих бытовых нужд. При этом юридическим лицам запрещено осуществлять какую-либо деятельность коммерческого характера на объектах водных земель. Физические же лица должны иметь беспрепятственный доступ к землям такого вида, поскольку это указано в Водном кодексе России.
  • Особо охраняемые. Это те земли, которые находятся на особом контроле у государства. На них обычно расположены объекты технического характера, которые осуществляют деятельность по водозабору, изучению вод, а также объекты, которые осуществляют деятельность научного, культурного, эстетического, рекреационного и другого значимого характера. Физические лица использовать такие земли для своих нужд не могут.

Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение

Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.

Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:

  • все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
  • все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
  • все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
  • объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).

Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.

Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.

Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.

Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:

  • водные карманы и водоемы подземного характера;
  • подземные водостоки, ключи, течения.

Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.

Перевод и изъятие земель водного фонда. Охрана таких земель

Правовой режим земель водного фонда установлен таким образом, что большая часть объектов таких земельных участков находится в федеральной собственности. Частным лицам, муниципалитету, юридическим лицам могут принадлежать или находится в их собственности лишь небольшие водоемы или пруды, прилегающая к ним территория, в том случае, если находятся они в частной собственности этих лиц.

При этом законодательством предусмотрено принудительное отчуждение как водного объекта в пользу государства, так и прилегающего земельного участка, поскольку одно без другого существовать не может. Примечательно, что такие участки земли не могут быть разделены на части, отчуждению подлежит весь участок в пределах его границ.

Согласно статье 6 Федерального закона РФ № 172 земли, которые находятся не в государственной собственности, могут быть изъяты и переведены в другую категорию, в том числе и категорию водного фонда, в тех случаях, когда это требуется для реализации государственных нужд. При этом обязательно учитываются все нормы, особенности и нюансы действующего законодательства.

Согласно все той же 6 статье Федерального закона № 172 перед тем, как уведомить землевладельца, кем бы он ни был (имеется в виду юридическое или физическое лицо), органы местного или федерального управления осуществляют перевод земель из категории в категорию, чтобы их можно было использовать согласно задуманной цели.

Перевод земель водного фонда в другую категорию возможен только в том случае, если водные объекты на этих землях утрачивают свой статус «водных» и только в рамках действующих нормативно-правовых актов.

Согласно же Земельному кодексу России органы местного самоуправления или федеральные органы власти имеют право для постройки или создания любого искусственного водоема (в том числе и водохранилища) не изымать земельные участки у собственников, а реквизировать во временное пользование, то есть ровно до тех пор, пока не будет закончена работа по созданию водоема.

Сроки в законодательстве прописаны не слишком четко: реквизирование земельных участков может занять от двух до двадцати лет, в зависимости от того, кто является собственником земли, а также какого именно масштаба и назначения задумывается водный объект.

Примечательно, что в рамках Водного кодекса России, предусмотрено право собственности на водные объекты, как физических, так и юридических лиц, представителей органов любой власти. При этом право собственности прекращается одновременно с утратой прав на земельный участок, на котором и находятся водные объекты.

Основные особенности охраны земель водного фонда находятся в юрисдикции действующего водного законодательства, которое включает в себя как отдельные части Земельного кодекса России, так и Водный кодекс РФ, а также любые другие нормативно-правовые акты федерального и местного значения, где прописаны правила использования водных земель и объектов. Охрана водных земель осуществляется исключительно на основании действующего законодательства.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-vodnogo-fonda.html

Земли водного фонда и запаса: понятие, структура, правовой режим

Земли водного фонда земли запаса
Определение 1

Земли водного фонда – это земли, находящиеся под поверхностными волами на территории водных объектов, а также занятые гидротехническими и другими строениями, на территории этих объектов. Земли, которые находятся под водной поверхностью, не предусматривают формирование земельных участков, согласно статье 102 ЗК России.

В соответствии с 1 статьей ВК РФ, под водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории страны. Стоит отметить, что земли, которые включаются в водный фонд, предназначены для восстановительных и охранных нужд. Существует несколько видов земель, которые входят в такой фонд: покрытые водой объекты и те, что граничат с водными объектами.

Определение 2

Водным объектом является естественный или созданный водоем, водоток или другой объект, соответствующий характеристикам водного режима и имеющий постоянное или временное скопление вод. Стоит отметить, что водным объектом считается земля, которая покрыта водой всегда или же большую часть года.

Водные объекты делятся на несколько категорий в соответствии со статьей 5 ВК России: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. Категории применяются в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и прочих признаков водных объектов.

Поверхностные водные объекты подлежат особому рассмотрению. Исходя из пункта 3 статьи 5 ВК РФ такие объекты состоят из поверхностных вод и земель, покрытых водами на территории береговой линии

Частное владение водным объектом

Большинство водных объектов находится в государственной собственности, согласно 8 статье ВК РФ. Владеть некоторыми объектами могут субъекты России, муниципальные образования, гражданское лицо или коммерческая организация на правах собственности. В такие объекты входят пруды и водные карьеры, которые находятся в рамках земельного участка.

Замечание 1

Если субъект РФ, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо, владеет правами на вышеописанный водный объект, то это право прекращается тогда, когда прекращается право собственности на земельный участок, в границах которого находится водный объект.

Гражданское и земельное законодательство предусматривают отчуждение водных объектов, но отчуждение невозможно без соответствующего отчуждения земельных участков, окружающих их. Помимо этого, земельные участки не подлежат разделу в случае, если это повлечет за собой раздел пруда или обводненного карьера.

Земли водного фонда принадлежат второй категории земель, которые не подчиняются правовому режиму участка земли в отношении всего, что находится над и под ним.

Это сделано для того, чтобы осуществлять правильное функционирование водного объекта как объекта природы и части окружающей среды. Если земельный участок покрыт водой, то его отведение не предусмотрено Законом.

В случае необходимости возведения какого-либо объекта, то необходимо произвести земельное резервирование, которое должно быть проведено в соответствии с ЗК РФ.

Опиши задание

Водные объекты на землях других категорий

Водные объекты могут находиться на землях и других категорий, не находящихся в рамках земель водного фонда. В этом случае, такие объекты подчиняются нормам ВК РФ (например, в отношении охраны водных объектов от загрязнения), а также нормам ЗК РФ и другого законодательства, регулирующего нормы указанной категории земель.

Например, в составе рекреационных зон на территории населенных пунктов могут находиться озера, пруды или же другие водные объекты, приведенные в статье 36 ГрК РФ. Помимо этого, согласно статьям 77, 96 и 97 ЗК РФ, водные объекты могут находиться на территории сельскохозяйственного назначения и на особо охраняемых территорий и объектах.

Важно отметить, что, при решении вопросов по вопросам правового регулирования в земельной сфере, при наличии водных объектов на земельной территории, активно затрагивается ВК России.

Касаясь вопросов регулирования: отчужденные водные объекты, которые были созданы человеком, небольшого размера, и не имеющие проточности, также попадают под регулирование Закона.

Замечание 2

При этом те, кто владеет земельными участками с водными объектами подземного типа или наземного (как было упомянуто выше – пруды и карьеры) типа, могут не только пользоваться ими в соответствии с законодательством, но и заниматься строительством этих объектов.

Территорию водного фонда можно использовать для возведения и использования строений, которые удовлетворяют потребность населения в питьевой воде, бытовой, оздоровительной и другой потребности граждан.

Кроме этого, территории водного фонда можно использовать для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и других правительственных и муниципальных необходимостей в случае, если были исполнены необходимые требования.

Замечание 3

Если водные объекты служат источниками питья и хозяйственно-бытового водоснабжения, то для них устанавливается охрана в виде определенного правового режима земель водного фонда.

Полоса земли, находящаяся вдоль линии берега водного объекта общего пользования (также называемая береговой полосой), предназначена для общего пользования. Ширина такой полосы, предназначенной для общего пользования, составляет 20 метров.

Исключение составляет береговая полоса каналов, рек и ручьев, общая длина которых составляет не более 10 километров. Каждый гражданин имеет право пользоваться береговой полосой для передвижения или нахождения в ее близости без использования механических транспортных средств.

В такое пребывание входит любительская и спортивная рыбалка и причаливание плавучих средств.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/zemli-vodnogo-fonda-i-zapasa/

Земли лесного и водного фонда в 2019 году, земли запаса: понятие, состав, порядок использования | Земельный эксперт

Земли водного фонда земли запаса

Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся территории, которые используются для ведения лесного хозяйства.

Также в данную категорию наделов включены:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Площади, на которых имеется лесная растительность – кустарниковая, древесная, травянистая.
  2. Земли, где леса отсутствуют, но предназначенные для ведения лесохозяйства:
    • вырубленные площади – места, где остались только пни;
    • гари и погибшие леса – испорченные вредителями или сгоревшие;
    • прогалины – участки без насаждений не менее 0,5 га;
    • земли с несомкнувшимися кронами деревьев;
    • редины – отдельные насаждения третьего класса, диаметром не менее 0,3 м.
  3. Нелесные территории – дороги, болота, просеки.

Земли лесного фонда состоят в распоряжении государства и регионов. Все сделки, направленные на выделение площадей лесного фонда в частное владение запрещены.

Допускается передача массивов во временное пользование гражданам и компаниям в рамках арендного соглашения на короткий либо длительный срок.

Данные правоотношения регулируются земельным, лесным и гражданским кодексами, а также рядом федеральных актов.

Земли водного фонда

В статье 102 Земельного кодекса РФ дается определение и состав земель водного фонда. Земли водного фонда – это территории, на которых расположены охранные пункты, полосы отвода, места водозабора, а также гидротехнические комплексы и строения водного хозяйства.

Все вопросы, связанные с эксплуатацией таких земель, контролируются водным, земельным и частично гражданским кодексами РФ. Пользование указанными территориями регулируется и другими федеральными законами, подзаконными и ведомственными актами.

К землям водного фонда относятся:

  • территории, покрытые водой, сосредоточенной в пределах одного объекта (водостоки, водохранилища, ледники);
  • площади, где расположены гидротехнические комплексы;

Понятие и состав данной категории земель подразумевает возможность включения в эту группу и непроточных водоемов искусственного происхождения, не связанных с другими водными объектами.

Существенным условием для отнесения земель к данной категории, является то, что территории должны быть покрыты водой длительную часть времени.

Соответственно, земли, затопляемые половодьем, в указанную группу не входят.

Согласно закону данные территории не могут участвовать в образовании новых земельных участков, а, следовательно, и передаваться в собственность.

При необходимости устройства на территориях специальных объектов – водохранилищ или искусственных водоемов, выполняется резервирование земель уполномоченными органами.

Что касается эксплуатации подобных территорий, то они могут быть использованы для:

  • удовлетворения питьевых потребностей населения;
  • в оздоровительных и бытовых целях;
  • для возведения специальных объектов – транспортных, промышленных, рыбохозяйственных;
  • осуществления водозабора воды или сброса сточных вод;
  • использования в качестве транспортных путей;
  • осуществления рекреационной деятельности, а также для отдыха туристической направленности.

В отношении данных земель устанавливается санитарная зона, а участки, принадлежащие гражданам и частным компаниям, остаются в собственности указанных лиц, но продолжают эксплуатироваться в особом порядке.

Земли запаса

Территории, находящиеся в госсобственности, а также в распоряжении муниципалитета и не переданные населению или организациями (кроме земель из фонда перераспределения) относятся к землям запаса.

Данное понятие раскрывается в ст. 103 ЗК РФ. Земли запаса могут включать в себя наделы, состоящие в распоряжении государства и муниципалитета. Также в эту категорию входят земли различных целевых назначений.

Эксплуатация подобных земель возможна лишь после перевода их в другую категорию. Исключением являются случаи, когда земли запаса являются охотничьими угодьями или площадями для недропользования.

Данные территории используются для следующих целей:

  • кратковременные проекты (например, по землеустройству);
  • создание целевого земельного фонда, строительство или предоставление различным сообществам в пользование;
  • дальнейшее выделение гражданам в связи с расселением беженцев или вынужденных переселенцев;
  • передача в пользование фермерских хозяйств или кооперативов для устройства ЛПХ.

Заключение

В завершение статьи можно сделать несколько выводов:

  1. Территории, покрытые лесом, кустарниковыми или травяными растениями являются землями лесного фонда.
  2. Площади, на которых располагаются гидротехнические комплексы, а также территории, длительное время покрытые водой, считаются землями водного фонда.
  3. Земли запаса представляют собой участки, состоящие в распоряжении государства или муниципалитета и не переданные в пользование населению или организациям.
  4. В отношении каждой группы зон может быть установлена специальная санитарная зона и определен специальный порядок эксплуатации.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям лесного и водного фонда, землям запаса

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Иван Андреевич. Мой дом находится в лесистой местности, на берегу озера. Построил я его более десяти лет назад на массиве, купленном и официально оформленном мной в личную собственность.

Сейчас в отношении территории установлена санитарная зона.

Подскажите, мой дом теперь изымут и я не смогу больше им пользоваться или есть другой вариант?

Ответ: Здравствуйте, Иван Андреевич, в статьях 101-102 ЗК РФ указаны условия, согласно которым в отношении земель лесного и водного фондов устанавливаются особые санитарные зоны. Частные территории, располагающиеся в пределах данных угодий, остаются в распоряжении собственника, но в отношении них будет установлен особый порядок землепользования.

Иными словами, ваш надел изъят не будет, однако, вы сможете им пользоваться только в рамках закона, таким образом, чтобы не нанести вред окружающей среде.

Список законов

  • Статья 101 ЗК РФ
  • Статья 102 ЗК РФ
  • Статья 103 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/zemli-osobo-oxranyaemyx-territorij-i-obektov/zemli-lesnogo-i-vodnogo-fonda-zemli-zapasa/

Земли лесного, водного фонда и земли запаса

Земли водного фонда земли запаса

Согласно ст. 101 ЗК РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии со ст. 7-11, 19, 20 ЛК РФ, все многолетние насаждения делятся на следующие группы:

· лесной фонд – совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов природной среды;

· леса, не входящие в лесной фонд, – это леса, расположенные на землях городских и сельских поселений, а также на землях обороны и безопасности, которые имеют специфическое назначение и нуждаются в особом правовом регулировании;

· древесно-кустарниковая растительность – это многолетние насаждения и кустарники, не входящие в лесной фонд и расположенные на различных категориях земель: на земельных участках, предназначенных для садоводства, дачного строительства, землях поселений, землях промышленности и иного специального назначения и т.д.

В лесном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп.

К лесам первой группы (ст. 56 ЛК РФ) относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности:

· запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;

· запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;

· противоэрозионные леса;

· защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения;

· государственные защитные лесные полосы; ленточные боры;

· леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

· леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;

· леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; особо ценные лесные массивы;

· леса, имеющие научное или историческое значение;

· памятники природы; орехово-промысловые зоны;

· лесоплодовые насаждения;

· притундровые леса;

· леса государственных природных заповедников;

· леса национальных парков;

· леса природных парков;

· заповедные лесные участки.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Они разделяются на освоенные и резервные леса.

К землям водного фонда, в соответствии со ст. 102 ЗК РФ, относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

К землям запаса (ст. 103 ЗК РФ) относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные к гражданам и юридическим лицам.

В то же время, к землям запаса не относятся земли, включенные в фонд перераспределения земель, правовой режим которого урегулирован в ст.80 ЗК РФ.

Земли фонда перераспределения относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Использование земель данной категории возможно только после их перевода в соответствующую категорию земель.Правовой режим земель запаса отличается от правового режима земель иных категорий, и их особенностью является то, что их целевое назначение еще не определено.

Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).

В современный период в условиях научно-технического прогресса земля не потеряла ни одного из своих назначений. Наука и производство, достигнув успехов в освоении природы, все же не нашли замены земле.

Более того, за последние годы пришло понимание ценности земель как незаменимого элемента единого мира природы, участвующего в поддержании необходимого для выживания человека экологического баланса.

Одновременно в современных условиях возникли опасения относительно сохранения устойчивой способности земель отвечать общественным потребностям. Существует предположение, что в дальнейшем общество не только не утратит потребности в использовании земель, но и в своем развитии создаст угрозу возникновения дефицита земельных ресурсов.

Источник: https://studbooks.net/1229918/agropromyshlennost/zemli_lesnogo_vodnogo_fonda_zemli_zapasa

Право пользования землями лесного и водного фонда

Земли водного фонда земли запаса

Земли, относящиеся к лесному и водному фондам, являются отдельными категориями земель с определёнными правилами владения и пользования такими землями.

В лесных и водных наделах действует особый правовой режим, отличный от правового режима лесов или прудов, расположенных на земельных участках сельскохозяйственной или иной категории земли.

Особенности и классификация

Правила использования, воспроизводства и охранения земель, относящихся к лесному и водному фондам, регулируется Лесным и Водным кодексами РФ, иными нормативными законодательными актами лесного и водного законодательства, а также локальными актами местного самоуправления.

Лесного фонда

Физическим и юридическим лицам предоставляется возможность пользования землями лесного фонда на следующих правовых основаниях:

  • Постоянное (бессрочное) пользование;
  • Безвозмездное срочное пользование;
  • Срочная аренда.

В бессрочное пользование земли из лесного фонда предоставляются только юридическим лицам, перечисленным в ст. 39.9 Земельного кодекса РФ. На правах срочной аренды (безвозмездной или платной) лесные наделы предоставляются как юридическим, так и физическим лицам.

В безвозмездную срочную аренду наделы лесного фонда предоставляются бюджетным организациям или коммерческим предприятиям, с которыми заключён договор о развитии некоторых территорий РФ (Дальний Восток, Север), а также физическим лицам, имеющим право на льготное безвозмездное предоставление земельных наделов.

Важно знать, что лесные участки из лесного фонда не подлежат продаже ни физическим, ни юридическим лицам, продажа может быть только лесных насаждений (древесины), произрастающих на таких участках.

Договор покупки таких лесных насаждений у владельца земли (администрации) не может быть составлен на срок более одного года, в соответствии с п. 5 ст. 75 Лесного кодекса РФ.

Арендная плата за предоставление земель лесного фонда рассчитывается, согласно ст. 73 ЛК РФ, исходя из цели использования леса:

  • При аренде с изъятием лесных ресурсов, арендная плата равна произведению коэффициента платы за единицу объёма и всего объёма изъятых ресурсов;
  • При аренде без изъятия лесных ресурсов арендная плата равна произведению коэффициента платы за единицу площади и площади арендуемого надела.

Коэффициент (ставка) платы определён в специальной Методике, утверждённой правительством РФ. Из данной методики видно, что дороже всего будет стоить аренда лесных насаждений, содержащих преимущественно дуб, ясень и клён.

Необходимо помнить, что получать в аренду можно только наделы лесных земель, прошедшие кадастровый учёт и зарегистрированные в кадастровой палате.

Водного фонда

Большинство водных объектов и территорий находятся в собственности государственной власти.

Исключением является пруд или заполненный водой овраг, расположенный внутри границ земельного надела, принадлежащего юридическому или физическому лицу. Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ, такой пруд будет принадлежать владельцу земельного участка, в границах которого данный пруд расположен целиком.

Согласно п. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ, объекты водных территорий могут быть предоставлены в водопользование для осуществления следующих целей:

  • Забора водных ресурсов (откачка воды) для пищевых и иных нужд;
  • Использования акватории для различных целей;
  • Использования водных ресурсов без их забора для производства электроэнергии.

Водопользование — это такая разновидность аренды, применяемая к территориям водного фонда. Плата за водопользование, согласно ст. 20 ВК РФ, определяется ставкой, рассчитываемой Правительством РФ в зависимости от региона водопользования и конкретного водного объекта, предоставляемого в такое пользование.

На водных объектах, примыкающих к промышленным предприятиям или к стратегическим сооружениям, могут быть запрещены локально-правовыми актами следующие виды деятельности:

  • Забор воды для питья;
  • Купание;
  • Использование маломерных судов;
  • Использование развлекательного водного транспорта (катамараны, надувные лодки);
  • Водопой домашнего скота.

Важно знать, что отдельных налогов за пользование водными или лесными ресурсами не предусмотрено, так как все участки с такими ресурсами находятся в государственной собственности, и органы власти осуществляют пополнение бюджета регулировкой размеров ставок оплаты за аренду лесов или водопользование.

Ответственность за неправомерное пользование

Использование любых лесных ресурсов, кроме сбора дикорастущих ягод, плодов или лекарственных растений, должно быть исключительно на основе договора пользования такими ресурсами (аренда лесного участка или покупка лесных насаждений). Особенно это касается незаконной вырубки леса.

Важно помнить, что земли как лесного, так и водного фондов подлежат особой охране органами государственной власти, и за порчу земель лесного и водного фондов предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.

Лица, нанесшие вред лесам, обязаны уплатить штраф.

Размеры штрафов зависят от вида правонарушения и его масштаба, определяются Постановлением Правительства РФ № 273 от 08.05.2007, и составляют:

  • За незаконную рубку или повреждение деревьев хвойных пород – 50-ти кратная стоимость древесины;
  • За незаконную рубку или порчу хвойных кустарников – 10-ти кратная стоимость древесины;
  • За незаконную рубку или порчу лиственных пород – 10-ти кратная стоимость лиственных пород;
  • Незаконная рубка сухостойных или буреломных деревьев – однократная стоимость сухостоя;
  • Повреждение саженцев лесных пород – 5-ти кратная стоимость затрат на данные саженцы.

Помимо обязательной оплаты штрафа лица, навредившие лесу, обязаны возместить такой вред, согласно ст. 100 ЛК РФ.

Нанёсшие вред водным объектам лица также обязаны возместить такой вред, согласно ст. 68 Водного кодекса РФ. Помимо возмещения вреда, такие лица обязаны уплатить штраф, рассчитываемый по устанавливаемым правительством РФ методикам в зависимости от совокупности вредных факторов, воздействовавших на акваторию.

Так, за самовольное занятие объекта водного фонда или его части, а также использование водного объекта без необходимых для такого использования документов, влечёт наложение штрафа в размере:

  • От 300 до 500 рублей – для физических лиц;
  • От 500 до 1000 рублей – для должностных лиц;
  • От 5000 до 10000 рублей – для юридических лиц.

Если водный объект используется для забора воды, и объём забранной воды превысил установленный договором водопользования объём, то безответственный водопользователь уплачивает штраф в 5-ти кратном размере ставки оплаты за использование данного водного объекта.

Итак, земли лесного и водного фондов представляют собой своеобразный стратегический ресурс, и поэтому такие земли находятся в государственной или муниципальной собственности.

Гражданам и организациям предоставляется право пользования лесными и водными ресурсами в коммерческих целях на правах аренды или пользования, при этом особое внимание уделяется контролю над законным использованием данных ресурсов без вреда окружающей среде.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemly-lesnogo-i-vodnogo-fondov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.