Земли запаса россии

Правовой режим земель запаса — Земельное право (Сухова Е.А.)

Земли запаса россии

Земля запаса – это отдельная земельная зона, распоряжаться которой имеет право либо само государство, либо же муниципальный властный орган, кроме тех случаев, когда площадь территории является собственностью фонда перераспределения для нужд сельскохозяйственных.

Как гласит Земельный Кодекс России, а именно его 96 статья, земли для запаса запрещено передавать собственникам либо же нанимателям, так как они не имеют предназначений. Передача допускается после перевода их в другую категорию земельных групп.

В 45 статье ЗК России указано, что на землях запаса разрешено проводить работы, относящиеся к кадастровым либо землеустроительным, а также осуществлять геодезические изыскания и другие работы, направленные на детальное изучение местности.

Земли запаса образуются их тех территорий, которые ранее были исключены из оборота.

Как правило, к таким землям относятся:

  1. Сельскохозяйственные угодья, которые приостановили свою работу из-за снижения плодородности либо же их использование более не нужно.

  2. Лесные территории, которыми по каким-либо причинам невозможно пользоваться либо же была произведена их консервация, для того чтобы в последствии возвести объекты промышленности.

  3. Территории, где есть водоёмы естественного происхождения, которые не используется в связи с тем, что они не пригодны для человека.

Выделяют всего три вида земель запаса, среди которых:

  • Федеральные. В таких зонах располагаются объекты, которым присвоен статус государственной значимости;
  • Субъекты страны. Зоны резервных территорий располагаются в чертах муниципальных образований;
  • Муниципалитеты. Территории, которые не относятся к двум вышеперечисленным видам.

Использование территорий запаса допустимо в том случае, если возникла такая необходимость, и территории данных земель были определены в иную группу, которая предусмотрена законодательными нормативами.

Правила, регулирующие резервные территории

Компании и физические лица, не могут использовать земли запаса, по той причине, что эксплуатировать их не допускается без перевода в другую категорию. Но, тем не менее, такие территории не определяются как бесхозные, ведь они были зарегистрированы в государственном учете и есть вся необходимая документация для них, в том числе и кадастровые документы.

ВАЖНО !!! Земли запаса находятся под защитой закона и их невозможно присвоить либо же посягнуть на них иным способом, не согласовав предварительно все вопросы с имеющим на них право властным органом. Данные земельные наделы имеют резервное значение, но, тем не менее, они могут при необходимости быть включены в фонды, имеющие различные предназначения.

В Земельном Кодексе России, а именно в его 60 статье, предписано, что администрации местного управления имеет право предоставить гражданам, которые не числятся представителями колхозных организаций и не находятся на службе у сельхозпредприятий, отдельные земельные наделы из земель запаса, но только в том случае, если вышеуказанные граждане будут их использовать для фермерства.

ВНИМАНИЕ !!! Также ЗК РФ гласит, что при распределении могут организовываться конкурсы, в результате которых резервы могут быть переданы в личное пользование с правом последующего выкупа.

В том случае, если не все территории по итогам распределения были использованы, земли запаса могут быть переданы в безвозмездное пользование либо же быть проданы по той цене, которая указывалась в кадастровом документе.

Независимо от того, в какой фонд попала земля запаса и того, какую деятельность он ведет, все его действия находятся на контроле у представителей местного муниципалитета, которые в свою очередь не лишаются права на землю до того момента пока земельные наделы не будут оформлены в другую группу.

Как происходит перевод

Для перевода земель запаса в целевую категорию необходимо составить ходатайство. В нем заполняется следующая информация:

  1. Кадастровый номер выбранного земельного участка.
  2. Текущая категория земель запаса.
  3. Целевая категория, в которую предполагается перевод надела.
  4. Указание причин для перевода.

Еще по теме Основания для лишения водительских прав

К ходатайству нужно дополнительно приложить пакет из нотариальных документов:

  • Заявление, в котором указано присвоение наделу земли новой (целевой) категории.
  • Документ, который подтверждает личность заявителя (паспорт).
  • Специальная выписка из государственного кадастра земель о постановке участка на учет в качестве земель запаса.
  • Выписка из гос. реестра, которая подтверждает отсутствие реальных собственников земли.
  • Заключение от государственной службы экологических экспертиз.

Однако в процессе рассмотрения документов может получить отказ. Это происходит по следующим причинам:

  1. Заявитель признан ненадлежащим лицом для проведения обращений по переводу категорий из земель запаса в целевые.
  2. Предоставленные заявителем документы или содержание этих бумаг не соответствует тем правовым нормам, которые закреплены в федеральном законе.

В случае оглашения положительного решения заявитель получает акт о присвоении земельному участку целевой категории. После этого будущий собственник угодий должен в течение 2 недель обратиться в ближайший орган кадастра, где будут внесены соответствующие изменения в сведениях о земельном участке.

Необходимо при получении акта проверить наличие следующих сведений:

  • Причины изменения категории земли.
  • Окончательная граница и размеры надела, а также его площадь и присвоенный ранее кадастровый номер.
  • Заполнен пункт по старой и новой категории земель.

Перевод категории земель запаса в полноценный участки для строительства и возделывания — это длительный и не простой процесс, который потребует терпения и знания законодательных актов. Но в результате у Вас появится возможность использовать пустующую землю по своему назначению.

Больше нюансов о переводе земель из одной категории в другую можно узнать здесь.

В итоге участок принесет пользу не только владельцу земли, но и государству. Благодаря постоянному обновлению списка земель запаса на территории Российской Федерации у любого гражданина есть возможность претендовать на выделение, а в дальнейшем полностью задействовать такие наделы при производстве и фермерском хозяйстве.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Согласно общепринятому регламенту перевода территории из одной категории в другую, каждый из этих нюансов прописан в законе РФ.

Благодаря такому трансферту можно:

  • создавать национальные парки, заповедники и другие объекты естественных образований со статусом охраняемой территории природопользования;
  • пересматривать пограничные участки, которые относятся к региональной и муниципальной собственности, но это возможно только в случае появления иных административных единиц;
  • приостанавливать общее землепользование в связи с истощением природных ресурсов, к которым относят разные причины (например, неурожайный год);
  • прокладывать коммуникации и возводить сооружения согласно новому строительству, а также осуществление любых процессов реконструкции (строительство дорог, больниц, школ и т. д.);
  • постройка оборонных объектов, согласно общим целям укрепления безопасности не только на территории приграничных районов, но и по всей территории государства – касательно новых полигонов, а также военных городков и т. д.;
  • вовлекать в процесс эксплуатации рудопроявления, которые ранее не были использованы. Это возможно для проведения разведывательных операций, с дальнейшей целью постройки горнодобывающих организаций. На сегодняшний день иные причины не предусматриваются, но такое положение дел сохраняется, согласно закону. Для выполнения операций, касательно передачи территорий из запаса следует руководствоваться федеральным законом, и осуществляется передача таким образом.

Для начала следует подать ходатайство с просьбой о проведении как можно скорее перевода одного участка в другую категорию.

Земли в Российской Федерации разделены на земли сельского хозяйства, пунктов населения, спецназначения, территорий и объектов с особой охраной, лесного фонда, водных объектов и запаса. Давайте разберемся с последним типом земель. И так, что же имеет под собой эта категория земель?

Статья 103 ЗК РФ гласит, что землями запаса принято считать территории, принадлежащие государственным или муниципальным органам власти, кроме, конечно же, земель фонда перераспределения для сельхозцелей. К сведению, согласно статье 96 ЗК РФ, запрещено передавать такого рода земли арендаторам или новым владельцам из-за отсутствия ее целевого назначения.

На основании определения, область этой категории делят на

  1. Государственные:
  2. запаса субъекта Федерации.
  3. Муниципальные.

Закон запрещает использование земель запаса до момента осуществления их перевода в иную земельную категорию. Но статья 45 ЗК гласит о возможности проводить на этой территории землеустройство, поиск геодезические, геологосъемочные, кадастровые и другие работы по исследованию местности.

Стоит понимать, что к данному виду принадлежат участки, которые больше не являются частью или прошли процедуру исключения из другой катеории. Одним из признаков земель запаса является пребывание их в собственности муниципалитета или государства.

Кроме того, такие земельные участки не могут быть предоставлены юридическим лицам и гражданам, поэтому запрещается их фактическое использование до смены кода категоризации и предоставления иным лицам для последующего хозяйствования.

При этом, это не бесхозные участки, так как:

  • находятся на учете и в кадастровой документации указана вся экономическая, правая и хозяйственная информацию;
  • закон защищает их от самовольного присвоения и любых других действий, несогласованных с государством или муниципалитетом;

Как уже упоминалось, земли запаса находятся в полной собственности органов государственной или местной власти и имеют резервное значение.

Поэтому в обязанности этих органов входит постановка этих земель на учет для будущего предоставления их людям для ведения хоздеятельности или для других оправданных целей.

Некоторые источники твердят о сходстве земель запаса с землями консервации, но важно понимать, что их правовой статус значительно разнится:

  • земли запаса можно использовать соответственно с их целевым назначением в отличие от законсервированных земель;
  • последние находятся не только под контролем органов местной власти, но и госорганов для обеспечения дополнительной экологической безопасности страны;
  • возврат первых в хозоборот не требует проведения никаких спецмероприятий, в которых нуждаются земли консервации.

Статьей 60 ЗК законодатель предоставляет органам местной власти необходимые полномочия для наделения граждан, которые не работают на сельхозпредприятии и не являются членами колхоза, участками из земель запаса, находящимся в специальном фонде, для создания фермерских хозяйств.

В рамках фонда перераспределения земли чаще всего передаются в соответствии с результатами проведенного конкурса (аукциона) или арендатору с правом выкупа. Те, которые по определенным обстоятельствам не были распределены, могут быть переданы в бесплатное пользование или проданы по нормативной цене.

Если речь идет о целевом фонде, это не значит, что земли запаса приобретают свое целевое назначение без перевода в советующую категорию.

Работа фонда заключается в формировании группы лиц, которые могут претендовать на последующее использование земли.

В основном земля предоставляется казачьим обществам с целью их расширения, для создания производственного комплекса и дальнейшей реализации сельхозпродукции, гражданам (вне общественных организаций) для собственного владения, либо аренды.

Источник: https://zim-adm.ru/zemelnyj-uchastok/zemli-zapasa-rf.html

Особенности регулирования земель запаса в Российской Федерации

Земли запаса россии

Земли запаса выделены в самостоятельный вид земель. Они представляют собой земли, которые находятся в муниципальном либо государственном владении и не являются предоставленными частным либо юридическим лицам.

Исключение составляют земли фонда перераспределения земель.

Этой разновидности земель не отводится конкретная цель использования, поэтому такие угодья играют роль резерва и при надобности пополняют земли других категорий.

Земли запаса — это земли, которые не предоставлены гражданам и юридическим лицам для какого-либо вида хозяйственного или иного использования на предусмотренных ЗК РФ правах, находящиеся в одной из форм публичной собственности на землю.

[1] В ходе процедуры разграничения государственной собственности на землю к числу федеральных земель могут быть отнесены земли запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РФ.

Прежде ЗК 1991 г. к землям запаса относил все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. Имелись в виду земли, не предоставленные в правообладание гражданам и юридическим лицам, поскольку они в действительности имели собственника в лице российского государства. [4]

Статья 103 Земельного кодекса РФ к землям запаса относит земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения, формируемого по правилам ст. 80 Земельного Кодекса.

[2] Так же стоит добавить, что использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию. Последнее в соответствии с Федеральным законом от 24.07.

2009 N 209-ФЗ с 1 апреля 2010 года можно будет дополнить словами “, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев».

Понятие земель запаса, сформулированное в ст. 103 Кодекса, содержит двусмысленную оговорку: «за исключением земель фонда перераспределения, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса». [2] И становится не вполне ясно, откуда исключается фонд перераспределения — из земель запаса или из земель, не предоставленных гражданам и юридическим лицам.

Согласно ст. 80 Кодекса фонд перераспределения земель формируется из земель сельскохозяйственного назначения, поступивших в этот фонд:

–        при добровольном отказе от земельного участка;

–        если нет наследников на земельный участок;

–        при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных законом.

Регулирование фонда перераспределения в самостоятельной статье Кодекса и исчерпывающий перечень оснований для его формирования только из земель сельскохозяйственного назначения свидетельствуют о самостоятельности фонда перераспределения земель как правовой категории, которую не следует отождествлять с землями запаса. Этот фонд имеет автономный правовой режим, определяющий, в частности, правила его использования.

В отличие от фонда перераспределения, который может использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст. 78 Кодекса), использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Земли запаса можно разделить на государственные и муниципальные. Государственные земли запаса, в свою очередь, можно и нужно подразделять на земли федерального запаса и земли запаса субъектов Федерации.

Такое подразделение объясняется фактом реального существования земель запаса на территориях, находящихся в ведении Российской Федерации, субъектов Федерации и даже на поселенческих территориях, отнесенных к ведению муниципальных образований. [3]

Земельные участки в составе земель запаса могут быть отнесены к собственности Российской Федерации в зависимости от определенных условий. Таких условий два:

–        расположение на земельных участках недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности;

–        расположение на земельных участках приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов РФ возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается:

–        недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов РФ;

–        приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

Остальные земельные участки, включенные в состав земель запаса в границах муниципальных образований, относятся к муниципальной собственности, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

Значительное количество земель запаса сосредоточено в отдаленных, мало освоенных районах Российской Федерации (на Дальнем Востоке, в Сибири и др.). Кроме того, земли запаса имеются также во всех районах европейской части России.

Для использования они могут переводиться во все предусмотренные земельным законодательством категории в целях развития разных отраслей экономики и предоставляться гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством.

Как правило, земли запаса — это территории земельной поверхности, в силу каких-либо обстоятельств не использующиеся в хозяйственной деятельности.

Нахождение в запасе — это «время ожидания своего часа», которое наступит, когда обществу для его многоцелевых нужд станут необходимы свободные земли. Территориальное размещение земель запаса является переменной категорией.

Площадь земель запаса в силу различных оснований периодически уменьшается либо иногда возрастает.

Будучи временно невостребованными для хозяйственной деятельности либо гражданского оборота, земли запаса не могут считаться ничейными, бросовыми либо бесхозяйными.

У них имеется собственник — российское государство в целом либо отдельный субъект Федерации или муниципальное образование.

Это означает, что данные земли граждане и юридические лица не могут занимать без надлежащих правовых оснований, то есть самоуправно.

Между тем на практике земли запаса нередко используются временно, случайными пользователями, например гражданами, проживающими на соответствующей территории.

Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, имеющих государственную и муниципальную форму собственности, и использовать на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Для использования земель в целях прогона скота, охоты и некоторых иных нужд предоставления земельных участков конкретным гражданам и юридическим лицам не требуется. Местные органы обычно мирятся с этим, поскольку земельные участки не используются под капитальные сооружения.

Огороды же, которые на них традиционно располагаются, не создают у местных органов каких-либо хозяйственных проблем. Если земельный участок потребуется для государственных или муниципальных нужд, то он занимается без возмещения затрат нелегальным пользователям.

Фактическое занятие и использование земель по законодательству признается административным правонарушением и не может рассматриваться как основание для правообладания земельным участком.

Нарушители, помимо привлечения к установленным видам юридической ответственности, не приобретают право на возмещение затрат, произведенных в результате самовольного использования земель запаса (п. 2 ст.

76 Кодекса).

Земли запаса, являясь государственной или муниципальной собственностью, подлежат государственному земельному учету. Сведения о них заносятся в кадастровую документацию. С заявлением об их учете должны обращаться в государственные или муниципальные органы, в ведении которых находятся названные земли.

ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в ст.

13 предписывает: «Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию».

Акт принимается Правительством РФ, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в течение определенного времени со дня поступления ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую. Кроме того, в акте о переводе земель или земельных участков необходимо указать основания изменения категории земель. [1]

Земли запаса, как временно не используемые для хозяйственной деятельности участки сходны с землями, исключенными из хозяйственного оборота в целях их консервации. Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.10.2002г. N 830

Консервация применяется к землям, подвергшимся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходит деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека, в том числе:

–        земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом;

–        земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;

–        земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством РФ. [3]

Статья 14 ЗК предусматривает одно из оснований перевода земельных участков в категорию земель запаса.

Так, земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Земли запаса в юридической литературе часто называют неосвоенные земли, а также земли, которые перешли в государственную и муниципальную собственность при прекращении прав граждан и юридических лиц на землю.

Земли запаса могут использоваться для геодезических, геолого-съемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий. Также они могут быть использованы для нужд отгонного животноводства, например черные земли, т. е. земли, не покрываемые устойчивым снежным покровом и потому удобные для пастьбы скота в зимнее время.

За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев.

Формирование целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев проводится органами исполнительной власти субъектов РФ за счет фонда перераспределения земель, земель запаса, передачи земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также путем приобретения земельных участков и земельных долей, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на осуществление миграционных программ.

Выявление необходимых земельных участков для дальнейшего предоставления их беженцам и вынужденным переселенцам производится с учетом, в частности: наличия площадей фонда перераспределения земель и земель запаса, пригодных для расселения и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев; наличия свободных территорий в границах городов, поселков и сельских поселений. Площадь фонда определяется с учетом обеспечения максимально возможного числа беженцев и вынужденных переселенцев, желающих при поселении получить земельные участки для индивидуального жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Литература:

1.      Баразгова Р. С. — Целевое назначение и разрешенное использование земельных участков: содержание и соотношение понятий// Современное право, 2009, № 6

2.      Земельный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ с изменениями и дополнениями, в ступающими в силу с 23.08.2009 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»

3.      Земельное право. Под ред. Боголюбова С.А//.2-е изд., перераб. и доп. — М.: 2008–400 с.

4.      Бобылев А. И. Земельное право: теория, законодательство, практика. Оренбург, 1995 г.

Основные термины(генерируются автоматически): земля запаса, земельный участок, земля, участок, муниципальная собственность, Российская Федерация, состав земель запаса, находившееся до, недвижимое имущество, приватизированное недвижимое имущество.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7959/

8.1. Российская Федерация

Земли запаса россии

Россия — страна, обладающая самой большой территорией в мире (около 13% поверхности суши) и огромными земельными ресурсами, которые должны обеспечить ей устойчивое развитие.

Земля всегда выступает как источник богатства любого общества, так как она является и пространственным базисом всех видов общественного производства, размещения и жизни людей, и средством производства в ряде отраслей народного хозяйства.

Структура земельных угодий в субъектах Российской Федерации

На территории Российской Федерации земельные ресурсы классифицируются по категориям земель (целевому назначению) и по видам угодий (современному хозяйственному использованию).

Земли подразделяются на семь основных категорий (Земельный кодекс РФ 2001 г., ст.

7): 1) земли cельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса

Согласно данным Государственного доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации [62], на земли сельскохозяйственного назначения на 1 января 2010 г. приходилось 23,4%. Большая часть территории страны, почти 65%, — это земли лесного фонда. Под особо охраняемыми территориями и объектами занято 2% площади России.

По современному хозяйственному использованию, прежде всего, выделяют: 1) сельскохозяйственные угодья, т.е. земли, фактически или потенциально используемые для производства сельскохозяйственной продукции; 2) несельскохозяйственные — другие виды угодий, не используемые в сельском хозяйстве.

В группу сельскохозяйственных угодий входят следующие виды угодий: пашня; залежь; многолетние насаждения; сенокосы; пастбища.

Несельскохозяйственные угодья подразделяются на земли, находящиеся в стадии восстановления плодородия и мелиоративного строительства; земли под лесами; под древесно-кустарниковой растительностью; под водными объектами; под болотами; под застройкой; под дорогами; нарушенные земли; прочие земли.

Под сельскохозяйственными угодьями в стране занято всего около 13% территории [62]. Более половины площади России представлены лесными землями. Пятая часть земельного фонда — прочие земли, или различные неудобья, не используемые в сельском хозяйстве. Это, главным образом, ледники, земли, занятые оползнями, осыпями и оврагами, тундры, развеваемые пески, полигоны отходов и свалки.

Представленная на картограмме структура основных групп земельных угодий в субъектах РФ отражает географию использования земельного фонда страны, демонстрируя расположение главных сельскохозяйственных регионов.

Распределение земельного фонда России по категориям

Категории земель Тыс. га % от общей площади
Земли сельскохозяйственного назначения399984,023,4
Земли населенных пунктов19486,21,2
Земли промышленности и иного специального назначения16775,81,0
Земли особо охраняемых территорий и объектов34838,32,0
Земли лесного фонда1108452,564,8
Земли водного фонда28018,51,6
Земли запаса102268,96,0
Всего:1709824,2100
Распределение земельного фонда России по угодьям

Земельные угодья Тыс. га % от общей площади
Сельскохозяйственные угодья, в том числе220461,612,9
пашня121648,7
залежь4965,2
многолетние насаждения1794,7
сенокосы23998,6
пастбища68054,47
Лесные земли870806,550,9
Лесные насаждения, не входящие в лесной фонд26527,51,6
Под водой72223,94,2
Земли застройки5693,20,3
Под дорогами7950,80,5
Болота152831,28,9
Нарушенные земли995,00,1
Прочие земли352334,520,6
Всего:1709824,2100

Формы собственности на землю в субъектах Российской Федерации

Согласно Земельному кодексу РФ (Ст. 5) участниками земельных отношений в нашей стране являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные на законных основаниях гражданами и юридическими лицами.

Государственная собственность на землю в соответствии с законом разграничивается на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Владение земельными участками может осуществляться:

  • на праве собственности;
  • на праве пожизненного наследуемого владения;
  • на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • на праве безвозмездного срочного пользования;
  • по договору аренды, договору субаренды;
  • на праве ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Согласно данным Государственного доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации [62], по формам собственности земли РФ на 1 января 2010 г. распределялись следующим образом:

  • в собственности граждан — 7,2% (123,2 млн га)
  • в собственности юридических лиц — 0,6% (10,3 млн га)
  • в государственной и муниципальной собственности — 92,2% (1576,3 млн га).

Земли, находящиеся в частной собственности по России расположены крайне неравномерно. Наиболее высока доля приватизированных земель в Южном (45,6%), Центральном (37,7%), Приволжском (34,5%) и Северо-Кавказском (27,1%) федеральных округах. В Сибирском федеральном округе на них приходится 6,2% территории, в Уральском — 5,4%, в Северо-Западном — 2,9%, а в Дальневосточном — всего 0,4%.

Учет земельного фонда России в пределах каждой категории (за исключением земель запаса) проводится по различным классам земельной собственности, владения и пользования.

По данным на 1 января 2010 года значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находилась в государственной и муниципальной собственности — 270,7 млн га, или 67,7% земель категории, в собственности граждан — 119,5 млн га (29,9% площади категории), в собственности юридических лиц — 9,8 млн га (2,4%). В общей сложности площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, начиная с 2002 г., выросла более чем на 4,4 млн га.

Вместе с тем необходимо учитывать, что из 96,9% всех приватизированных земель России, что приходится на земли сельскохозяйственного назначения, 81,0% составляют так называемые земельные доли (или 78,1% земель, находящихся в частной собственности в целом по стране). В 1990 г.

в стране были приняты законы, позволяющие членам cельскохозяйственного коллектива выйти из его состава и получить в собственность соответствующий земельный надел. Были определены, а позже и расширены права собственников земельных долей, признанных объектом права.

Однако до настоящего времени земельные доли, по большей части, не выделены в натуре, а долевое участие не имеет твердой экономической и юридической основы. После вступления в силу Федерального закона РФ № 101–ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.

) стала возможной смена собственника земельной доли в пользу юридического лица или государства, в результате чего наблюдается сокращение площади земель, находившихся в собственности граждан, и увеличение собственности юридических лиц, в первую очередь, за счет долевой собственности [62].

  • Структура земельных угодий в субъектах Российской Федерации (на 1 января 2010 г.), масштаб 1:30 000 000
  • Распределение земель в частной собственности в субъектах Российской Федерации (на 1 января 2010 г.), масштаб 1:60 000 000

Источник: https://soil-db.ru/soilatlas/razdel-8-ispolzovanie-zemelnyh-resursov-i-pochv/8-1-rossiyskaya-federaciya

Сколько земли в России и кому она принадлежит? Как распределяются земельные ресурсы в РФ

Земли запаса россии

Земля – это важнейший природный ресурс, как человеческий, так и государственный. С давних времен человек использовал землю в своих интересах: добывал пищу, строил жилье, пользовался лесами и недрами.

Испокон веков земля нужна для удовлетворения жизненно важных потребностей населения.

Но что значит земля для государства и человека в современное время? Сколько земли принадлежит Российской Федерации? Кем, как и для чего она используется? Все это мы расскажем в нашей статье, посвященной земельным ресурсам России.

После распада Советского Союза страну ожидали огромные перемены. Одним из актуальнейших вопросов тех времен был вопрос по перераспределению земельных площадей. Преобразования начались успешно: в первый же год провели инвентаризацию земель, выделили 950 тысяч участков для садоводства и огородничества, создали и наделили землей больше 100 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств.

Конечно, переход на новую систему занял не один год, а в обществе и политических рядах данная ситуация вызывала не мало противоречий.

Виктор Хлыстун, академик, министр сельского хозяйства РСФСР, автор реформы 1990-ого года рассказывал: «Радикальные реформаторы тогда настаивали на включении земли в общий фонд приватизации и наделении ею всех граждан по ваучерам. Мы были категорически против: только сельские жители имели право на землю».

Главное преобразование было в том, что после реформы 1990-ого года в стране появилась частная собственность на землю.

Георгий Ярошевич, доктор сельскохозяйственных наук, директор НИИ сельского хозяйства в Пскове, комментировал итог всего этого так: «Пострадали все сельскохозяйственные институты и академии, расположенные рядом с городами. В 2009-2010 годах у нас начали отбирать плодородные земли под строительство дач, новостроек и коттеджей».

«Начавшееся в конце 90-х годов разрушение системы управления земельными ресурсами привело к вопиющей бесхозяйственности» – сетовал Виктор Хлыстун.

Кому принадлежат земли Российской Федерации?

Россия естественным образом занимает мировое лидерство по объемам земельных ресурсов. «Сегодня никто в стране не знает, каков размер главного национального богатства России и сколько оно стоит», – отмечает Виктор Хлыстун.

Действительно, стоимость земельных участков по стране варьируется от несколько тысяч до несколько миллионов рублей за одну сотку земли! Разница в стоимости колоссальная, и объясняется она, в первую очередь, климатическими факторами.

Например, стоимость земельного участка в Сочи или Крыму значительно превышает стоимость такого же по площади участка, находящегося в глубинках Татарстана. Примеров можно привести много. Следует понимать, что в курортных городах, а также в городах-миллионниках стоимость земли всегда будет завышена.

К сожалению, несмотря на земельное богатство нашей страны, население не может в полной мере насладится этим достоянием. Земельная реформа в свое время изменила судьбы тысяч граждан, и многие до сих пор не имеют возможности приобрести себе земельный участок, потому что все вокруг было выкуплено после в 1990-е годы.

«Одна из главных причин сложившейся ситуации – это отсутствие разграничения между государственными землями.

Не понятно, какая земля федеральная, какая муниципальная, а какая принадлежит субъекту Федерации, то есть региональным властям», – говорит о проблеме Наталья Шагайда, доктор экономических наук, директор Центра агропродовольственной политики Института Прикладных Экономических Исследований РАНХиГС.

В настоящее время огромное количество невостребованных земель находится во владении муниципалитетов. Это доли тех сельских жителей или их наследников, кто не выделил земли в индивидуальные участки, не успел продать, или в свое время не передал в аренду.

По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в России более 390 миллионов гектар земель сельскохозяйственного назначения. Из них чуть более половины, а именно 196 миллион гектар – угодья (пашни и пастбища). Огромные площади, к сожалению, не востребованы.

Еще Петр Столыпин говорил, что «в деле земельного устройства нужен упорный труд и продолжительная «чёрная» работа». На сегодняшний день огромные площади земельных участков пустуют из-за наложенного на них обременения.

Состоятельные бизнесмены скупают гектары земель в качестве инвестиций, а потом отдают их в банки под залог для получения новых кредитов и получения новой прибыли.

Однако от таких действий страдают не только фермерства, но и экономика многих регионов.

Вообще официально ответственность за земли сельскохозяйственного назначения, их контроль и мониторинг возлагается на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. А вот следит за постройками специальный Фонд жилищного строительства.

В теории все просто, но на практике, для того чтобы получить то или иное разрешение (либо справку), нужно обойти немало инстанций.

«А у нас даже нет единого конкретного органа по управлению земельными ресурсами», – с сожалением комментирует Наталья Шагайда.

Принципы распределения и классификации земель в Российской Федерации

Совокупность земель, которая находится в пределах границ той или иной страны, представляет ее земельный фонд. Земельный фонд является собственностью государства. К сожалению, не вся площадь земельных ресурсов России востребована.

В силу особенностей географического положения России и ее природно-климатические условий земли в народном хозяйстве используются крайне неравномерно. Чтобы можно было максимально эффективно использовать имеющиеся богатства, земельные участки повсеместно разделены на специальные категории и виды допустимого использования.

Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации №136-ФЗ от 25 октября 2001 года, совокупность земель, входящих в земельный фонд страны, подразделяется на категории в соответствии с целевым назначением. И распределение земельного фонда по категориям земель – важнейшая форма организации их использования.

Земельный фонд распределяется по категориям в соответствии со следующими критериями:

  1. вид;
  2. форма собственности;
  3. целевое назначение.

Соответственно, в каждой категории есть свои подгруппы. Например, структура земельного фонда города включает земли:

  • общего пользования:
  • скверы,
  • улицы,
  • площади,
  • бульвары;
  • застройки (участки под сооружениями, зданиями) и прочие.

Структура земельного фонда непостоянна – с определенной периодичностью она меняется из-за социальных, экологических, политических и экономических факторов. Следует понимать, что меняться могут не только категории земельного фонда, но и отдельные внутренние объекты. Это могут быть такие изменения, как

  • перевод участка земли из одной категории в другую;
  • приватизация земельного участка;
  • развитие предпринимательской деятельности и иной промышленной деятельности в районе определенной земельной территории, и прочие возникающие изменения.

Зонирование территорий осуществляется строго по правилам, в соответствии с градостроительным регламентом.

Зонирование, в широком понимании, это распределение участков земли на определенные зоны и районы, а также установление некоторых ограничений на ее применение.

В соответствии со статьей № 30 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, правила зонирования имеют такие следующие цели:

  1. Сохранение природы и памятников архитектуры;
  2. Развитие муниципальных территорий;
  3. Обеспечение законности интересов физических лиц и организаций;
  4. Создание условий для привлечения большего количества инвесторов для строительства капитальных объектов.

Любые изменения незамедлительно должны быть внесены в карту градостроительного зонирования.

Земельным Кодексом РФ определяются 7 основные крупные категории земельного фонда Российской Федерации, они показаны в таблице

№Наименование категорииЧто за землиДоля в общей площади, %
1Земли лесного фондаДанный фонд необходим для ведения и восстановления лесного хозяйства страны64%
2Земли сельскохозяйственного назначенияЗемли сельхозназначения могут быть использованы в учебных, научно-исследовательских и целях сельскохозяйственного производства22,5%
3Земли запасаЗемельные площади, находящиеся в резерве государства4,8%
4Особо охраняемые землиЗемли особо охраняемых объектов Российской Федерации и территорий (в том числе, заповедники)3,2%
5Земли для обеспечения обороны, космической деятельности безопасности и иного специального назначенияЗемельные зоны, на которых расположены различные предприятия и здания специального и вспомогательного назначения: энергетики, промышленности, радиовещания, транспорта и т.д.2,8%
6Земли водного фондаДанный фонд представляет собой территории рек, прудов, морей, озер, а также все прилегающие к ним земли1,5%
7Земли поселений (населенных пунктов)На данных землях размещаются объекты инфраструктуры и здания для проживания людей1,2 %

На землях населенных пунктов, строительство разрешено лишь при наличии разрешения. Существует несколько видов разрешенного строительства:

  1. ИЖС (индивидуальное жилищное строительство);
  2. ЛПХ (личное подсобное хозяйство);
  3. ДНП (дачное некоммерческое партнерство – застройка под дачу).

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть использованы не только крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, но и обычными гражданами России. Граждане могут использовать такие земли для нескольких целей:

  1. ведения личного подсобного или фермерского (крестьянского) хозяйства;
  2. животноводства;
  3. огородничества;
  4. сенокошения;
  5. выпаса скота;
  6. садоводства.

При этом законодательство России запрещает нецелевое использование земель определенных категорий!

В России большое внимание уделяется землям сельскохозяйственного назначения. Земельные сельскохозяйственные наделы размещаются за пределами городов. Основная функция земель этой категории – производство сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные земли имеют следующие виды разрешенного использования:

  1. Зоны, предусмотренные для выращивания сельскохозяйственных культур;
  2. Территория дорог и лесополос;
  3. Участки под специализированные строения;
  4. Залежные земли (территории, которые утратили свою производственную и экологическую ценность).

На территориях промышленного назначения располагаются различные производственные мощности. Данный вид земель предусмотрен для предоставления необходимых ресурсов различным специализированным организациям.

Промышленные земли предполагают не только возведение зданий для производственных целей, но и сооружения для добывания полезных ископаемых.

При этом в соответствии с действующим законодательством, промышленные земли могут находиться в собственности, государства, муниципальных организаций и граждан страны.

Общая площадь территории России на 2019 год составляет 17125191 км², а как она распределяется – показано в таблице

СубъектыКоличество субъектовОбщая площадь, тысяч гектар
Хозяйственные товарищества и общества29206108036,7
Производственные кооперативы16227100845
Государственные и муниципальные унитарные сельскохозяйственные предприятия2793112687,3
Научно-исследовательские и учебные учреждения и заведения22132932,7
Подсобные хозяйства21421158,2
Прочие предприятия, организации и учреждения1563313845,3
Общинно-родовые хозяйства50073260,4
Казачьи общества296104,9
Итого69010412870,5

По прогнозам статистов, общая посевная площадь в 2020 году должна составить около 80,3 миллионов гектар. «Посевная площадь под сельскохозяйственные культуры должна увеличиться в 2020 году на 800 тысяч гектар, в том числе под зерновые – на 650 тысяч гектар», – заявил директор департамента растениеводства Министерства сельского хозяйства Роман Некрасов.

Что можно улучшить в распределении земельного фонда в России?

Разумеется, имея такую огромную площадь владений, государству нелегко осуществлять контроль над земельным фондом и за всеми, связанными с ним, субъектами. Однако же следует ужесточить мониторинг и ввести несколько конкретных пунктов для совершенствования системы «земельных дел».

Чтобы навести порядок в земельном хозяйстве страны, необходимо, прежде всего, провести сплошную инвентаризацию земель и последующее их межевание. Причем, зарегистрировать владельцев участков, их точные границы и площади.

По общему мнению, следует усовершенствовать систему регулирования рынка сельскохозяйственных земель, а также ужесточить противодействие спекуляции и внести конкретные ограничения по концентрации земель в собственности одного или группы лиц.

«Если и начнется процесс изъятия неиспользуемых и невостребованных земель, то важно в этот момент не наделать новых ошибок», – предупреждает Наталья Шагайда.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/naskolko-neobyatna-rossiya-ili-skolko-zemli-v-rossijskoj-federatsii-i-komu-ona-prinadlezhit

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.