Земля под сельхозпроизводство

Оборотная сторона земли: почему в России остаются невостребованными сельхозугодья

Земля под сельхозпроизводство

Проблему возвращения в оборот заброшенных сельскохозяйственных земель в последнее время активно обсуждают в России. В начале февраля решить вопрос с их статусом правительству поручил президент страны.

В понедельник, 17 февраля, этой теме было посвящено заседание профильного комитета Госдумы. На этом фоне с собственными инициативами выступают и в регионах.

«Известия» поговорили с экспертами и фермерами о том, что сегодня мешает вернуть земли в оборот, почему «возвращать» участки нужно выборочно и как вообще узнать, сколько земли в России.

Земельный вопрос

В конце прошлого декабря вопрос возвращения в оборот заброшенных земель сельскохозяйственного назначения подняли на заседании Госсовета, посвященном развитию сельского хозяйства. Перечень поручений президента по итогам заседания был опубликован 13 февраля. Тема заброшенных земель в нем стала одной из ключевых.

В частности, правительству поручено подготовить изменения в законодательство, которые бы упростили возвращение в оборот угодий, находящихся в долевой собственности, а также утвердить государственную программу «эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации». Госпрограмма должна в том числе включать сбор и систематизацию данных о землях сельскохозяйственного назначения, проведение землеустроительных и кадастровых работ.

Вскоре после этого, 17 февраля, комитет Госдумы по аграрным вопросам провел парламентские слушания «О мерах по совершенствованию оборота, рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения».

В обсуждение включились и регионы. В Брянской области рассказали о готовности ввести в оборот все заброшенные земли за два года.

В Счетной палате Самарской области отчитались об итогах недавно проведенной проверки, в ходе которой выяснилось, что из нескольких десятков выборочно осмотренных сельскохозяйственных участков по назначению использовалась половина — остальные или не использовались вовсе, или (реже) использовались в других целях. В Ивановской области рассказали, что уже с 22 февраля вступает в силу региональный закон, по которому участки такой земли должны предоставлять фермерам безвозмездно.

Экономическая нецелесообразность

Проблему начали обсуждать в России в середине 2010-х. Тогда же их впервые за долгое время попытались посчитать. Но точной информации о том, сколько именно земли пустует, до сих пор нет.

Так, по данным Росреестра, за организациями и гражданами числится 193,2 млн га сельхозугодий, при этом всего в России 222 млн га таких земель. Получается, что не используется из них почти 100 млн га, рассказывает «Известиям» директор научно-исследовательского центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Шагайда.

— Но это расчеты, основанные на данных, актуальность которых очень давно не проверяли. За исключением того, что проверила сельскохозяйственная перепись 2016 года. За сельхозпредприятиями, которые нашли переписчики, числится 142,7 млн га. Из них не используется 17,7 млн га, — рассказывает эксперт.

В большинстве случаев, по ее словам, это участки, оставленные в силу естественных причин. В том числе большие массивы пастбищ пустеют из-за сокращения поголовья скота (по данным, опубликованным РБК в феврале 2020-го, поголовье крупного рогатого скота в стране с 2013 по 2018 год сократилось почти на 6%).

Выведение из оборота части земель — естественный экономический процесс. Если какая-то земля не используется, это говорит о том, что она просто не востребована в современных экономических условиях, уверена директор по аграрной политике НИУ ВШЭ, принимавшая участие в подготовке доклада к заседанию Госсовета, по итогам которого были сформулированы поручения, Евгения Серова.

— Всегда есть маргинальные земли, которые выводятся из обращения, когда их становится невыгодно использовать. В советское время существовала установка, в рамках которой старались распахать всё вплоть до Полярного круга.

Когда страна перешла к рыночной модели, естественно, много такой земли оказалось маргинальной (то есть неэффективной при существующих ценах и прочих экономических параметрах) и выбыло из обращения. Так, в Саудовской Аравии одно время ввели программу собственного производства пшеницы.

Через какое-то время поняли бесперспективность этой программы и прекратили сеять пшеницу в песках. Получается, мы можем сказать, что у них образовалось много «заброшенной сельскохозяйственной земли», — отмечает эксперт.

Возросшая эффективность отечественного сельского хозяйства — еще один фактор, который приводит к тому, что часть участков остается невостребованной, подчеркивает она. Об этом, по ее словам, свидетельствует тот факт, что в традиционно сельскохозяйственных регионах урожайность отмечается высокая.

— На наиболее эффективных землях сегодня урожайность кратно превысила показатели советских времен — это значит, что часть земель просто не нужна для производства. Это же отличный результат с точки зрения устойчивости развития, то есть развития, ассоциированного с ростом эффективности использования ресурсов, — рассуждает Евгения Серова.

На современном этапе больший прирост производства дает интенсификация, применение инноваций, а не вовлечение новых площадей земли, согласна Наталья Шагайда. Последнее, по ее мнению, может быть актуально только в одном случае — если это даст реальную возможность обеспечить работой жителей конкретных поселений и увеличить их достаток.

При этом вовлечение в оборот большого количества земель, по мнению Евгении Серовой, может привести к перепроизводству и к снижению внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию. В то же время, когда рынок потребует расширения производства, многие сегодня заброшенные земли могут оказаться вновь востребованными. «Но стимул должен идти от рынка, а не от регулятора», — уверена эксперт.

Массовый ввод сельхозземли в оборот неизбежно будет иметь также и последствия для экологии, предупреждает Евгения Серова.

Во-первых, это приведет к резкому разовому выбросу СО2, который нужно будет как-то компенсировать в рамках обязательств по Парижскому соглашению.

Во-вторых, такие участки нужны для сохранения биоразнообразия: они естественным образом служат резервными территориями, на которых сохраняется генетический потенциал.

Ранее о необходимости прояснить статус бывших сельскохозяйственных земель, которые за время запустения поросли лесным массивом, также говорили экологи.

Хозяйство за миллион

Земли будут вовлекаться в оборот естественным путем, если для тех, кто их возделывает, будут созданы необходимые условия, полагает большинство экспертов.

Пока же наличие большого количества «свободной» земли — это не проблема земли как таковой, а результат других проблем, с которыми сталкиваются современные фермерские хозяйства, рассказывает заместитель председателя Московского крестьянского союза, член Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), фермер Сергей Балаев.

— Давайте посмотрим на это с другой стороны. В стране резко сократилось количество фермерских хозяйств. Почему люди бросают хозяйства? Основная причина — фермерам недоступны деньги. Кредиты им не то чтобы не дают, но количество одобренных заявок по сравнению с заявками поданными несравнимо. При этом агрохолдингам, конечно, кредиты дают на раз, — рассуждает он.

Отсутствуют и доступные точки сбыта: сельскохозяйственных рынков недостаточно, на те, которые остались, попасть можно только через перекупщиков, но продажи там, скорее всего, не будут покрывать издержек, уверен собеседник издания: «Основные продажи идут через торговые сети, но вход туда для фермеров пока закрыт по целому ряду причин. От незаинтересованности в сотрудничестве со стороны сетей до сложностей с обращением со свежей продукцией — ее нужно хранить особым образом, реализовать в короткие сроки и так далее».

Сократить издержки можно, если развивать сельское хозяйство на землях, расположенных поблизости от крупных городов, где есть возможность наладить сбыт и обеспечена инфраструктура. Однако такие участки сегодня чаще всего рассматриваются как предназначенные под ИЖС, рассуждает глава Ассоциации крестьянских (фермерских) подсобных хозяйств и кооперативов Михаил Шконда.

— Это в том числе позиция муниципалитетов. В Ленинградской области есть прецеденты, когда такие земли фермерам предлагают в аренду за миллион рублей в год — понятно, что никакое хозяйство они там вести не смогут, — объясняет собеседник издания.

Кроме того, до сих пор сложно бороться с недобросовестными собственниками такой земли. По закону сельскохозяйственные земли могут использоваться только по прямому назначению. Если этого не происходит, земля застраивается или не возделывается вовсе, участок у владельца может быть изъят.

Однако для этого земли должны быть оформлены должным образом, объясняет фермер. Этого многие не делают — умышленно или просто потому, что получили их почти случайно в 1990-е и никогда не планировали ими заниматься.

Отследить таких владельцев, чтобы изъять у них участки для возвращения в оборот, сегодня крайне сложно.

Тем временем бесхозная земля зарастает лесом, а процесс ее рекультивации в сегодняшних условиях требует не только больших затрат, но и дополнительных согласований.

— В первую очередь нужно вырубить лес. Если земля государственная, вы не можете сделать это просто так. Вы должны разработать проект. Потом вы должны получить разрешение на вырубку.

Потому что иначе вам могут предъявить претензию за то, что вы вырубили лес. Если вы не вырубили лес, то вам тоже предъявят претензии.

Просто это будут разные органы — если лес стоит, вам предъявит претензии Россельхознадзор, а если лес срублен — накажет лесничество, — говорит Михаил Шконда.

Неучтенные миллионы

В первую очередь необходимо разобраться с тем, какая земля и в каком количестве имеется в России, уверена Наталья Шагайда.

— Все запутались с неиспользуемыми землями.

Но как их можно использовать, если миллионы гектаров и не представлены в пользование? И какие это могут быть сельхозугодья, если ими не пользуются? Если только сенокосы или пастбища, — рассуждает собеседница издания.

— Около 90% земли сегодня находится в государственной собственности, но участки не оформлены и не сформированы (без этого предоставлять их в собственность нельзя. — Прим. ред.).

Будет логично, если землю будут изымать у тех, кто ее не использует по назначению, и передавать государству, которое, в свою очередь, передаст землю фермерам, полагает Михаил Шконда.

Но с выделением земель уже сегодня есть проблемы на уровне муниципалитетов. По закону процесс находится в их ведении, и позиции местных властей сильно отличаются, говорят фермеры.

Где-то участки аграриям выделяются легко, где-то приходится действовать через суд.

В данной ситуации, если в оборот начнут возвращаться земли, остававшиеся в запустении, выиграть могут прежде всего крупные агрохолдинги, а не отдельные фермерские или крестьянские хозяйства.

Сегодня именно в собственности крупных игроков сконцентрирована большая часть сельскохозяйственных угодий, при этом потенциал дальнейшего увеличения земельного банка для них уже исчерпан.

Поэтому компании будут особенно заинтересованы в том, чтобы получить от государства новые участки — особенно если дорогостоящая рекультивация будет проведена за государственный счет, полагают и Наталья Шагайда, и Евгения Серова.

При этом небольшие хозяйства законом практически не защищены. В том числе нет никаких ограничений в отношении арендной платы, которую могут назначать крупные собственники небольшим хозяйствам, желающим воспользоваться их участками. Хотя постепенное возвращение земли в оборот должно осуществляться именно их силами.

— Для вовлечения земель в сельхозиспользование нужна общая благоприятная среда, позволяющая развиваться малому бизнесу в сельском хозяйстве.

Это защита собственности, низкие барьеры для выполнения государственных требований, доступ к субсидиям, хорошие дороги, низкие тарифы, налаженные каналы взаимодействия с крупным бизнесом. Именно от малого бизнеса в первую очередь зависит устойчивость сельского развития.

Главы этого бизнеса живут в селе в отличие от глав крупных агрохолдингов. Для первых это жизнь, для вторых — просто бизнес, — резюмирует Наталья Шагайда.

Источник: https://iz.ru/978156/evgeniia-priemskaia/oborotnaia-storona-zemli-pochemu-v-rossii-ostaiutsia-nevostrebovannymi-selkhozugodia

Земельные участки под фермерское хозяйство в Московской области

Земля под сельхозпроизводство

  • Земельные активы
  • Земли сельхозназначения
  • Земли промышленности
  • Жилищное строительство
  • ИЖС
  • Земли сельхозназначения

Если Вы решили запустить бизнес-проект, связанный с производством сельскохозяйственной продукции – советуем обратить внимание на земельные участки в Подмосковье, подходящие для фермерского хозяйства. Собственная ферма – социально значимый и востребованный вид бизнеса.

Мода на здоровое питание обеспечивает стабильный спрос на натуральные продукты в густонаселенной Москве.

Если купить земельный участок под ферму в одном из районов Московской области и организовать сельхозпроизводство – можно сходу решить либо минимизировать ряд логистических проблем, связанных с доставкой и реализацией готовой продукции.

Чтобы ознакомиться с перечнем участков под крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) в Московской области, предлагаемых на продажу нашей компанией – воспользуйтесь фильтром.

  • показать на карте /
  • показать списком
Фото Расположение
s204Солнечногорский, Ленинградское, Дурыкино, 28 км от МКАДДобавить в избранноев избранном:перейти в избранное / удалить828 33 500 000
s202Солнечногорский, Ленинградское, Жилино, 32 км от МКАДДобавить в избранноев избранном:перейти в избранное / удалить8.526632 21 000 000
s201Солнечногорский, Ленинградское, Льялово, 24 км от МКАДДобавить в избранноев избранном:перейти в избранное / удалить13.738124 41 000 000
s200Солнечногорский, Ленинградское, Жилино, 32 км от МКАДДобавить в избранноев избранном:перейти в избранное / удалить5.514732 11 000 000
s199Солнечногорский, Ленинградское, Покров, 32 км от МКАДДобавить в избранноев избранном:перейти в избранное / удалить8.32432 16 650 000
s198Солнечногорский, Ленинградское, Паршино, 14 км от МКАДДобавить в избранноев избранном:перейти в избранное / удалить0.916314 Цена по запросу
s197Солнечногорский, Ленинградское, Перепечино, 24 км от МКАДДобавить в избранноев избранном:перейти в избранное / удалить1.575924 787 000
s196Солнечногорский, Ленинградское, Радумля, 29 км от МКАДДобавить в избранноев избранном:перейти в избранное / удалить11.12429 33 000 000
s195Солнечногорский, Ленинградское, Лунево, 20 км от МКАДДобавить в избранноев избранном:перейти в избранное / удалить4.71330 21 000 000
s193Солнечногорский, Ленинградское, Веревское, 32 км от МКАДДобавить в избранноев избранном:перейти в избранное / удалить4.997732 15 000 000

Во многих районах Московской области традиционно развито сельское хозяйство. Если раньше основой АПК были колхозы, то сейчас на лидирующие позиции выходит ферма. Инвестиционная привлекательность КФХ растет – это доказывает появление новых программ поддержки как регионального, так и федерального значения. 

Если Вы решили организовать бизнес, связанный с КФХ, в Подмосковье – для начала необходимо найти участки земли для фермы, которые можно было бы взять в аренду или купить.

Второй вариант предпочтительнее первого, поскольку, получая землю в собственность, фермер освобождает себя от лишней статьи расходов и приобретает ценный актив. В Подмосковье не так много хороших земельных участков для крестьянско-фермерского хозяйства.

Существует целый ряд критериев, по которым легко понять подходит ли та или иная земля под КФХ:

  • местоположение участка (район);
  • наличие подъездных путей;
  • удаленность от МКАД;
  • расстояние до крупных населенных пунктов;
  • наличие инфраструктуры.

Следует понимать, что земля сельхозназначения должна быть не только пригодна для земледелия, но еще и предназначена для строительства складов и прочих помещений, в которых будет храниться сельхозпродукция. Также важно обратить внимание на состояние инфраструктуры – наличие инженерных коммуникаций, внутренних дорог, лесных массивов и водоемов.

При этом подобные земельные объекты, как правило, располагаются вне населенных пунктов. Естественно, что землю под фермерское хозяйство выгоднее и надежнее покупать напрямую – у собственника.

Таким образом, можно сэкономить дополнительные средства, которые лучше вложить непосредственно в бизнес, избежав возможных рисков, возникающих при работе с посредниками.

Земельные участки под КФХ в Московской области

Сотрудничая с компанией «ID Land» Вы сможете купить земельный участок под ферму, соответствующий необходимым требованиям, причем цена его будет ниже средней по рынку, ввиду отсутствия посредников в коммерческой цепочке.

Земельный банк компании содержит десятки тысяч гектар земли различных категорий, в том числе – земли сельхозназначения, а многолетний опыт наших сотрудников поможет купить участок, максимально подходящий под требования Вашего проекта.

Чтобы получить исчерпывающую информацию о выставленных на продажу землях сельхозназначения в Московской области, подходящих для ведения фермерского хозяйства – свяжитесь с нашим консультантом через форму обратной связи. Либо звоните по указанному телефону.

Источник: https://www.IDLand.ru/actives/zemli-selskokhozyaystvennogo-naznacheniya/filter/pod-fermerskoe-hozyajstvo/apply/

Об использовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для целей строительства сооружений, предназначенных для осуществления переработки и реализации сельскохозяйственной продукции , Письмо Минсельхоза России от 16 марта 2018 года №15/265

Земля под сельхозпроизводство

Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России рассмотрел обращение по вопросу использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования “для сельскохозяйственного использования” для целей строительства сооружений, предназначенных для осуществления переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, и в рамках установленной компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, Минсельхоз России не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем по вопросам, изложенным в обращении, полагаем возможным отметить следующее.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к категории земель и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Вместе с этим, согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Законодательством установлен особый режим использования сельскохозяйственных угодий, статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 (далее – Классификатор).

Согласно Классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка “сельскохозяйственное использование” включает в себя ведение сельского хозяйства.

данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.

18, предусматривающих в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 г.

N 458 “Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства” к видам продукции, полученным при первичной переработке согласно приложению N 2 раздел молочные продукты содержит “молоко питьевое пастеризованное”.

Таким образом, другие молочные продукты и хлебобулочная продукция в указанный перечень не входят.

Глубокая переработка молочного сырья и хлебопекарное производство к первичной переработке указанного постановления Правительства Российской Федерации не отнесены.

Размещение зданий, сооружений для розничной реализации продукции растениеводства и животноводства на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения не допускается.

Организация на земельном участке производственного предприятия или пункта розничной реализации продукции возможна при изменении категории земель в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”.

Для размещения объектов по первичной переработке сельскохозяйственной продукции рекомендуем обратиться в орган местного самоуправления с целью изменения функциональной зоны размещения земельного участка с СХ-1 на СХ-2, в которой допускается строительство объектов капитального строительства.

Врио заместителя директора

Р.В.Шуранов

Электронный текст документа

подготовлен АО “Кодекс” и сверен по:

Информационный бюллетень

Нормирование, стандартизация и

сертификация в строительстве,

N 3/2018

Источник: http://docs.cntd.ru/document/550475497

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.