Земля под торговый павильон

Как оформить землю под киоск, павильон, автостоянку или другой временный объект

Земля под торговый павильон

В июне 2013 года Решением Челябинской городской думы был утвержден новый порядок приобретения земельных участков для размещения временных некапитальных объектов. С текстом документа можно ознакомиться здесь.

Чтобы его не пересказывать, отмечу кратко, что теперь предоставление земли под киоски, павильоны, автостоянки и прочие некапитальные объекты должно осуществляться на торгах, и, конечно, только в аренду. Срок аренды 4 года и 11 месяцев. Тем не менее, о некоторых моментах хочется сказать особо.

1) Порядок разделяет некапитальные объекты на несколько видов (п. 4 Порядка):

  • нестационарные объекты мелкорозничной торговой сети и объекты оказания услуг населению: павильоны и магазины модульного типа, торговые киоски, торгово-остановочные комплексы, киоски бытового обслуживания, торгово-выставочные площадки;
  • открытые площадки для складирования строительных материалов;
  • автомобильные стоянки;
  • автомобильные мойки (автомойки) контейнерного типа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;
  • специализированные стоянки.

К размещению платных парковок Порядок не относится (п. 6 Порядка).Очевидно, других видов нестационарных объектов депутаты не знают.2) Участки под размещение строительных материалов в исключение из общего правила предоставляются без торгов правообладателям смежных участков (п. 21 Порядка).3) Наиболее подробно урегулировано предоставление участков под нестационарные торговые объекты.

Все места под нестационарные торговые точки включаются в единую городскую Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска в соответствии с нормами обеспечения потребностей населения в объектах торговли и распределяются на аукционах.

Такой порядок предусмотрен Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»» и примерно одинаков по всей России.Обратиться с заявлением о включении в Схему того или иного места может любое заинтересованное лицо.

Установлен перечень оснований для отказа во включении объекта в Схему, среди которых в частности есть такое основание, как «нецелесообразность размещения объекта в связи с достижением установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов» (п. 19 Порядка).

Таким образом, отказ во включении в Схему облюбованного места потенциально можно обжаловать в суд, но для того, чтобы выиграть спор, придется доказать, что установленные нормативы обеспечения населения площадью торговых объектов не достигнуты. Для этого, вероятнее всего, нужно будет ходатайствовать о судебной экспертизе.

В случае удовлетворения такого заявления соответствующей Комиссией при администрации города предполагаемый участок включается в схему, ставится КУиЗО на кадастровый учет, и по нему проводятся торги. Перед проведением торгов для участка утверждаются градостроительные регламенты, определяются технические условия подключения к сетям и типовой эскизный проект предполагаемого объекта (пункты 22-23 Порядка).

Таким образом, просто оформить для себя понравившийся участок под киоск невозможно. Однако, участки под существующими объектами до 20 апреля 2014 года можно получить в упрощенном порядке без торгов (подробнее см. ЗДЕСЬ)

3)Договоры аренды продлеваются без торгов на основании ст. 621 ГК РФ, т. е. с учетом преимущественного права добросовестного арендатора заключить договор на новый срок (п. 27 Порядка).4)Прямо указано, что строительство на участках, предоставленных для размещения нестационарных объектов, запрещено (п. 8 Порядка)5)В течение 11 месяцев с момента заключения договора аренды, арендатор обязан смонтировать временный объект, после чего обратиться в администрацию за получением Акта соответствия, подтверждающего соответствие объекта эскизному проекту и границам участка. Акт соответствия является основанием эксплуатации временного объекта (пункты 30-37 Порядка). Акт соответствия подписывается главами ГУАиГ (Архитектуры), КУиЗО (Комитета по имуществу) и утверждается главой администрации района.В общем, примерно так. Иногда просто диву даешься, до чего же наши нормотворцы любят все усложнять. Очень боятся, что кто-нибудь сделает что-нибудь без разрешения. Когда разрабатывалась эта система в соответствии с которой все киоски должны размещаться в городе исключительно по Схеме, законодатели очень хвалили друг друга: мол, наконец-то города перестанут походить на базары и не будут заставлены несанкционированными ларьками. В чем-то они, конечно, правы. И эстетика — это, безусловно, важно. Но по-моему, гораздо важнее, что тысячи людей, державших эти ларьки, с их помощью зарабатывали себе на жизнь и кормили детей, теперь же доступ к такому заработку сильно усложнился. Но законодателей такие мелочи не волнуют, у них совсем другие доходы, и им важно, чтобы было красиво. Однажды я слышала интервью с руководителем одного из хозяйств, выращивающих клубнику. Он говорил о том, что с введением аукционов на размещение киосков, его хозяйство потеряло возможность на нормальной легальной основе сбывать свой товар (заметьте, свежий и качественный, с маленьким сроком хранения), поскольку никогда заранее не известно, сколько вырастет клубники и сколько понадобится торговых точек, а аукционы проходят редко.Сама по себе идея регулировать количество киосков и павильонов из расчета минимальной обеспеченности населения торговыми местами тоже вызывает сомнения: рынок этот вопрос всегда урегулирует лучше, чем любой чиновник.

Не могу не согласиться, что на центральных, «парадных» улицах ограничивать количество прилавков необходимо, никому не понравится, если главная площадь города будет заставлена ларьками.

А это значит, что выгодные и немногочисленные места на основных проспектах действительно должны включаться в Схему и распределяться на торгах. Но на небольших улицах особой опасности перегрузить пространство объектами торговли обычно нет: их просто не будут ставить там, где нет спроса.

А если где-то и поставят лишнее, откровенно говоря, тоже ничего страшного. На мой взгляд, гораздо более правильным решением было бы максимальное упрощение процедуры приобретения в аренду земли для размещения киосков на боковых улицах, и уж конечно, отказ от всяких торгов.

Изобилие нестационарных торговых точек, может быть, не всегда красиво, но, безусловно, менее вредно с точки зрения развития экономики, чем излишнее регулирование в этой сфере.

Источник: https://skvortsova-t.ru/kak-oformit-zemlyu-pod-kiosk-pavilon/

Как разместить киоск на своей земле

Земля под торговый павильон

Для государства законодательно установлен порядок предоставления земельных участков для размещения на участке какого-нибудь некапитального сооружения – торгового павильона, автомастерской или киоска под ремонт часов или другие услуги. А что же делать собственникам земельных участков – физическим и юридическим лицам? Где для них прописаны процедуры размещения некапитальных объектов?

Очень часто в процессе своей хозяйственной деятельности предприниматели хотели бы сдать часть земли в аренду (или получить в аренду) для размещения на участке какого-нибудь некапитального сооружения – торгового павильона, автомастерской или киоска под ремонт часов или другие услуги.

Для государства законодательно установлен порядок предоставления земельных участков под такие объекты: ст. 39.

33 Земельного кодекса РФ говорит о том, что на государственных и муниципальных земельных участках нестационарные объекты размещаются без оформления под них земельных участков и установления сервитутов.

Единственное условие для размещения таких объектов на государственной земле – включение их в Схему размещения, утвержденную органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (ст. 39.36 п. 1 Земельного кодекса РФ).

Вот и все условия.

Казалось бы, чего проще: включили объект в схему размещения – и можно устанавливать на земельном участке хоть торговый киоск, хоть автомастерскую вне зависимости от градостроительной зоны (а в каждой градостроительной зоне, как мы знаем, установлены основные и вспомогательные виды разрешенного использования, которые правообладатель вправе выбрать сам, без получения на это дополнительных согласований и прохождения процедур, и условные виды использования, для получения которых необходимо пройти процедуру публичных слушаний) и вне зависимости от установленного на сегодняшний день вида разрешенного использования земельного участка.

То есть никакие процедуры государство не проводит: ему не надо менять или дополнять вид разрешенного использования земли, нет обязанности и необходимости получить условный вид использования земельного участка, если в данной градостроительной зоне, к примеру, размещение торговых объектов является условным видом, а для его получения надо пройти процедуру публичных слушаний и получения соответствующего разрешения, установленного ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.

Однако вышеописанный упрощенный порядок размещения нестационарных (некапитальных) сооружений и объектов распространяется исключительно на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

А что же делать собственникам земельных участков – физическим и юридическим лицам? Где для них прописаны процедуры размещения некапитальных объектов?

Все градостроительные регламенты (в том числе и регламент получения разрешения на условный вид использования земельного участка на основании ст. 37, 39 Градостроительного кодекса РФ, получение разрешения на строительство – ст. 51 Градостроительного кодекса РФ) направлены на регулирование оборота объектов капитального строительства.

Земельный кодекс, как уже было указано выше, устанавливает порядок размещения таких объектов только на государственной земле, ничего не говоря о размещении некапитальных, нестационарных объектов и сооружений на земельных участках, находящихся в частной собственности.

А ведь в Российской Федерации действует принцип равенства всех перед законом и судом. Данный принцип закреплен как в Конституции РФ (ст. 19), так и в гражданском законодательстве –ст.

124 ГК РФ, где прямо указано, что «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами».

То есть напрашивается очевидный вывод, что собственники земельных участков – физические и юридические лица, как и государство, могут размещать на своих земельных участках объекты некапитального строительства, временные сооружения, нестационарные павильоны без получения каких-либо дополнительных процедур, согласований и смены разрешенного использования своих земельных участков.

Было бы все так просто…

В данном случае принцип равенства всех сторон (государства и частных лиц) в гражданских и земельных правоотношениях почему-то не применяется на практике. Скорее, даже наоборот. Для государства одни принципы, а для частника предусмотрены только карательные меры.

И если собственник земельного участка разместит на своей земле подобный (некапитальный) объект, а разрешенное использование своей земли не приведет в соответствие с размещенным объектом, у него образуется состав административного правонарушения согласно п. 1 ст. 8.8. КоАП РФ: использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа.

А что самое печальное в этой ситуации, штраф будет наложен, к примеру, для юридических лиц в размере от 1,5% до 2% кадастровой стоимости всего земельного участка, но не менее 100 тыс. руб.

И никто не будет брать в расчет, весь ли вы участок использовали не по целевому назначению, или на маленьком его кусочке поставили лоток для ремонта часов. Участок единый – штраф тоже. Как говорится, закон суров, но справедлив.

А есть ли справедливость в данном случае? Ну государству, наверное, виднее, что ему можно делать, а что гражданам нельзя.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/322227/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.