Зона всех видов общественно деловой застройки
Содержание
- 1 Как изменить Территориальную зону
- 2 Статья 21. Общественно-деловая зона и виды разрешенного использования земельных участков | ГАРАНТ
- 3 Что такое зонирование земельного участка и какие бывают виды зонирования территорий
- 4 Статья 35 ГрК РФ. Виды и состав территориальных зон (действующая редакция)
- 5 Общественно-деловая застройка
Как изменить Территориальную зону
Согласно Градостроительному кодексу, территориальная зона – это территория, для которой определены границы, и в отношении нее действуют установленные градостроительные регламенты.
К отличительным признакам любой территориальной зоны (пункты 2-4 статьи 85 Земельного кодекса РФ) относятся:
- учёт особенностей её расположения и развития;
- установленные границы;
- возможность сочетания на территории зоны различных ВРИ ЗУ (видов разрешённого использования земельных участков) – жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков;
- установленные для территориальной зоны градостроительные регламенты, составляющие основу правового режима включённых в неё земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений;
- предотвращение возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
Виды территориальных зон
Существуют следующие виды территориальных зон:
Жилые; общественно-деловые; производственные зоны; зоны инженерной и транспортной инфраструктур; зоны сельскохозяйственного использования; зоны рекреационного назначения; зоны особо охраняемых территорий; зоны специального назначения; зоны размещения военных объектов; иные виды территориальных зон.
Территориальные зоны детализируют функциональные зоны, то есть на отдельных их территориях, имеющих границы и функциональное назначение, устанавливают градостроительные регламенты, придавая каждому участку, включённому в территориальную зону, правовой режим.
ВРИ участков
Территориальные зоны определяют перечень допустимых в каждой из них видов разрешенного использования земельных участков и размещения (строительства) в них конкретных объектов капитального строительства.
Виды разрешённых использований, в свою очередь, подразделяются на следующие:
- основные виды разрешенного использования, которые не могут быть запрещены при условии соблюдения особых градостроительных требований к формированию земельных участков и объектов капитального строительства и технических требований по подготовке проектной документации и строительству;
- условно разрешённые виды использования;
- вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые лишь в качестве дополнительных к основным видам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Где можно посмотреть территориальные зоны
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.Карту градостроительного зонирования, можно найти на сайте любого муниципального образования или набрать в поисковике «Генеральный план» с указанием адреса того муниципального образования, карту которого вы ищите. Например: Генеральный план города Нижнего Новгорода. Ссылка: https://depgrad.government-nnov.ru/?id=122729
Территориальные зоны имеют свою цветовую гамму, т.е каждая зона имеет свой цвет. Например: Зона Ж – 1 цвет желтый.
Изменение территориальной зоны земельного участка
Градостроительный кодекс Российской Федерации допускает возможность внесения изменений в генеральный план, а также правила землепользования и застройки поселений в случаях поступления в органы местного управления соответствующих обращений.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Заявление об изменении территориальной зоны земельного участка должно содержать детальное обоснование необходимости внесения изменений в ПЗЗ именно по этому поводу. Ссылка на заявление: https://depgrad.government-nnov.ru/?id=123731
Если в качестве причины обращения указывается невозможность эффективного использования участка или недвижимого имущества, то нужны факты, подтверждающие это утверждение.
Например: земельный участок по документам – Земли промышленности, назначение земельного участка изменено в соответствии с постановлением или распоряжением уполномоченного органа, но сведения об этом изменении в градостроительную документацию (генеральный план, план землепользования и застройки) не внесены и согласно генеральному плану поселения, земельный участок имеет функциональную зону – СХ-2А – зона сельскохозяйственного назначения.Таким образом, невозможность эффективного использования участка, подтверждена информацией, указанной в первичных документах на земельный участок, где отражены сведения о том, что земельный участок имеет назначение – земли промышленности.
Серьёзное внимание уделяется заявлениям, где в качестве причины обращения доказывается нанесение вреда правообладателю участка, показывается уменьшение стоимости надела или капитальных объектов.
Объективность доказательств может послужить залогом благоприятного исхода в рассмотрении заявлений об изменении территориальной зоны земельного участка.
Из приведенных норм следует, что задачей органов муниципальных образований на стадии разработки и утверждения документов по территориальному планированию, является соблюдение баланса интересов собственников, обладателей иных вещных прав на земельные участки и публичных интересов, связанных с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия.
Таким образом, территориальные зоны вводятся для установления градостроительных регламентов, которые, в свою очередь, определяют правовой режим земельных участков, включённых в территориальную зону. Именно в этом и состоит главное градостроительное значение территориальных зон и их роль в формировании генерального плана поселения. Меня зовут Ренат, спасибо, что прочитали статью! Если есть желание, получать информацию по строительству и недвижимости, нажимай наподписку! И спасибо за лайк!
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c90cd8709148900b5c914f9/kak-izmenit-territorialnuiu-zonu-5ce696075b8daa00b3384860
Статья 21. Общественно-деловая зона и виды разрешенного использования земельных участков | ГАРАНТ
Статья 21. Общественно-деловая зона и виды разрешенного использования земельных участков
Общественно-деловая зона (О) – предназначения для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предпринимательской деятельности, а также образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий и иных зданий, строений и сооружений, стоянок автомобильного транспорта, центров деловой, финансовой, общественной активности.
Таблица 5
О – основные виды использования, не требующие получения зонального разрешения,
С – условно разрешенные виды использования, требующие получения зонального разрешения,
– – виды использования, на которые не может быть получено зональное разрешение.
Виды разрешенного использования | ||
Постоянное проживание | Отдельно стоящие жилые дома на одну семью | С |
Сблокированные жилые дома на одну семью | С | |
Многоквартирные жилые дома | С | |
Временное проживание | Гостиницы, мотели, кемпинги, дома приезжих | О |
Общежития | – | |
Дома ребенка, детские дома, дома для престарелых | – | |
Торговля | Универсамы, универмаги, торговые центры и магазины в капитальных зданиях, рассчитанные на большой поток посетителей (более 650 м2 торговой площади) | О |
То же, на малый поток посетителей (менее 650 м2 торговой площади) | О | |
Торгово-складские (продовольственные, овощные и т.д.) оптовые базы, в капитальных зданиях. | С | |
Специально оборудованные рынки и торговые зоны продовольственных, промтоварных, сельхозпродуктов | О | |
Рынки, торговые зоны во временных сооружениях | О | |
Объекты мелкорозничной торговли во временных сооружениях и вне их, рассчитанные на малый поток посетителей: киоски, павильоны, палатки | О | |
Общественное питание в здании | Предприятия питания, рассчитанные на большой поток посетителей (площадь более 400 м2): рестораны, кафе, столовые | О |
То же, рассчитанные на малый поток посетителей (площадь менее 400 м2) | О | |
Отправление культа | Храмы, часовни, религиозные объединения | О |
Монастыри | О | |
Воспитание, образование, подготовка кадров | Детские дошкольные учреждения | – |
Школы, школы-интернаты, специализированные | – | |
Учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования | О | |
Культура, искусство, информатика | Музеи, выставочные залы | О |
Кинотеатры, клубы, дискотеки, казино более 300 мест | С | |
Кинотеатры, клубы, дискотеки, казино менее 300 мест | О | |
Библиотеки, архивы, информационные центры | О | |
Физическая культура, спорт в здании | Физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные сооружения | О |
Спорт, отдых, вне здания | Спортплощадки, теннисные корты | С |
Стадионы | С | |
Объекты для верховой езды, ипподромы | – | |
Аттракционы | С | |
Учреждения отдыха | Санатории, дома отдыха, детские лагеря отдыха, дома рыбака, охотника, турбазы и т.д. | – |
Здравоохранение, соцобеспечение | Больницы, клиники общего профиля | О |
Психоневрологические больницы | О | |
Инфекционные, онкологические больницы | С | |
Амбулатории, поликлиники | О | |
Пункты первой мед. помощи, врачебные кабинеты | О | |
Ветеринарные поликлиники | С | |
Аптеки | О | |
Бытовое обслуживание населения | Дома быта, ателье, пункты проката, химчистки, ремонт обуви (в том числе во временных объектах), ремонт квартир и жилых домов по заказам населения, фотоателье, парикмахерские, ритуальные услуги | О |
Предприятия по ремонту бытовой техники, мебели | О | |
Коммунальные объекты, связь, милиция | Бани, минипрачечные | О |
Отделения связи, опорные пункты милиции | О | |
Пожарные депо, станции скорой помощи, отделения милиции, военкоматы, призывные пункты | О | |
Общественные туалеты | О | |
Управление, финансы, страхование | Банки, биржи, страховые компании | О |
Административные здания, общественные организации, суды | О | |
Наука и научное обслуживание | Научные организации, учреждения, проектные организации, офисы | О |
Промышленное производство | Промышленные предприятия | – |
Городское хозяйство | Все виды животноводческой деятельности | – |
Все виды растениеводства | – | |
Подсобные хозяйства | – | |
Склады | В полностью закрытых строениях | С |
С использованием участка вне здания | – | |
Свалки бытовых отходов | – | |
Обслуживание и хранение автотранспорта | Гаражи, отдельно стоящие | С |
Гаражи боксового типа | С | |
Гаражи многоэтажные и подземные | О | |
Мастерские автосервиса | С | |
Автозаправочные станции | С | |
Автопарки грузового транспорта | – | |
Автопарки пассажирского транспорта, таксопарки | – | |
Автостоянки открытого типа | О | |
Транспортное обслуживание | Аэродромы легкомоторной авиации | – |
Автовокзалы | О | |
Инженерная инфраструктура | АТС, небольшие котельные, КНС, РП, ТП, ГРП, | С |
КОС | С | |
Водозаборные и очистные водопроводные сооружения | – | |
Объекты специального назначения | Антенные поля, радио и телевизионные вышки | – |
Кладбища | – | |
Тюрьмы, воинские части | – |
Разрешенные параметры земельных участков и их застройки | ||
Жилые дома | Общественные объекты | |
Минимальная площадь (га) | 0,10 | 0,20 |
Минимальная длина стороны по уличному фронту (м) | 27 | 42 |
Минимальная ширина/глубина (м) | 24 | 24 |
Максимальный коэффициент застройки (%) | 60 | 80 |
Минимальный коэффициент озеленения (%) | 10 | 10 |
Максимальная высота здания до конька крыши (м) | 22 | 22 |
Максимальная высота оград (м) | – | 1,5 |
Источник: https://base.garant.ru/30085322/d6753ba117a828297c06db1c737e9f11/
Что такое зонирование земельного участка и какие бывают виды зонирования территорий
Кадастровые работы
Градостроительное зонирование определяет возможность застройки земельных участков в соответствии с утвержденным в регионе генеральным планом земельной застройки, поэтому важно понимать — в какой функциональной зоне поселения территориально находится земельный участок. О том, какие существуют виды зонирования территорий в генеральном плане, я подробно рассказываю ниже.
Территориальные зоны — это земельные территории, объединённые возможностью застройки конкретными видами объектов. На генеральном плане такие зоны выделяют цветом, а также буквенным обозначением.
Территориальные зоны детализируют функциональные зоны, то есть устанавливают градостроительные регламенты на отдельно взятых территориях, придавая каждому земельному участку правовой режим.
Функциональные зоны правового режима земельных участков не устанавливают, но влияют на него косвенно именно через территориальные зоны, устанавливаемые в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ).
Как узнать категорию земель и вид разрешенного использования
Если назначение земельного участка соответсвует перечню объектов, которые могут быть размещены в данной зоне, то собственник участка может бесплатно изменить вид разрешенного использования.
Как узнать вид зонирования земельного участка
Чтобы узнать, в какой функциональной зоне расположен земельный участок, обращаемся к карте градостроительного зонирования территории поселения.
Карта градостроительного зонирования городского или сельского поселения (схема-карта функциональных зон) — это графическая часть ПЗЗ территорий поселений, в которой устанавливаются границы всех территориальных зон, включённых в генеральный план поселения.
Для этого:
- Заходим на официальный сайт поселения, на территории или вблизи которого расположен земельный участок;
- Находим на сайте раздел «Генеральный план и схема функциональных зон», либо сразу наберите в Яндексе фразу «Генеральный план и схема функциональных зон поселка Х» и перейдите по первой ссылке.
- Находим интересующий нас земельный участок на карте и запоминаем территориальную зону, в которой он расположен.
Предлагаю сразу перейти к сокращениям, которыми обозначают зонирования территорий на генплане.
Таблица видов зонирования земельных участков
Тип зоны | Наименование зоны в действующем Генплане | Обозначение на картах | Наименование зоны в проекте изменений | Обозначение на картах |
Жилыезоны | Зоны коллективных садоводств | Ж1 | Зона застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными), коллективных садоводств, с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием проживающего населения | 1ЖД |
Зоны застройки отдельно стоящими и/или блокированными односемейными (индивидуальными) жилыми домами | Ж2 | |||
Зоны малоэтажной многоквартирной жилой застройки | Ж3 | Зона малоэтажной многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием проживающего населения | 2ЖД | |
Зоны среднеэтажной многоквартирной жилой застройки | Ж4 | Зона среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, объектов социальной и инженерной инфраструктуры | 3ЖД | |
Зоны многоэтажной многоквартирной жилой застройки (9 этажей и выше) | Ж5 | |||
Зоны жилой застройки на территории исторического центра Санкт-Петербурга | Ж6 | |||
Зоны исторической жилой застройки на территории исторических пригородов Санкт-Петербурга (Пушкина, Павловска, Петергофа, Кронштадта, Ломоносова) | Ж7 | |||
Общественно-деловые зоны | Зоны многофункциональной общественно-деловой застройки | Д1 | Зона всех видов общественно-деловой застройки с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны | Д |
Зоны размещения объектов здравоохранения, культуры, среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий | Д2 | |||
В положении о территориальном планировании не устанавливается | Д3 | Зона всех видов общественно-деловой застройки и объектов водного транспорта с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны | ДИ | |
Производственные зоны | Зоны предприятий IV и V классов вредности (100 м и 50 м) и сопутствующих им общественно-деловых объектов | П1 | Зоны объектов производственного, транспортно-логистического, складского назначения, инженерной инфраструктуры, с включением объектов общественно-деловой застройки, связанных с обслуживанием данной зоны | ПД |
Зоны предприятий I, II и III классов вредности ( | П2 | |||
Зоны инженер-ной и транспортной инфраструктур | Зоны скоростных магистралей, дорог непрерывного движения и городских магистралей | У | Зона городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения и магистралей городского значения с включением объектов инженерной инфраструктуры | У |
Зоны объектов городского транспорта и инженерной инфраструктуры | И1 | Зона объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, коммунальных объектов, объектов санитарной очистки с включением складских и производственных объектов | И1 | |
Зоны объектов воздушного транспорта | И2 | Зона объектов воздушного транспорта с включением объектов общественно-деловой и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны | И2 | |
Зоны объектов железнодорожного транспорта | И3 | Зона объектов железнодорожного транспорта с включением объектов общественно-деловой и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны | И3 | |
Зоны объектов водного транспорта | И4 | Зона водного транспорта с включением объектов общественно-деловой и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны | И4 | |
Зоны сельхоз использования | Зоны сельскохозяйственных угодий, питомников и теплиц | С1 | Зоны сельскохозяйственных угодий, питомников и теплиц и производственных объектов сельскохозяйственного назначения с включением объектов производственной, социальной и инженерной инфраструктуры | С |
Зоны производственных объектов сельскохозяйственного назначения | С2 | |||
Рекреационные зоны: | Зоны спортивных сооружений и пляжей | Р0 | Зона спортивных сооружений и пляжей с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны | Р0 |
Зоны лесов и лесопарков | Р1 | Зона лесов и лесопарков | Р1 | |
Зоны зеленых насаждений общего и ограниченного пользования | Р2 | Зоны зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения | Р2 | |
Зоны объектов отдыха и развлечений, туризма и санаторно-курортного лечения, гостиниц и пансионатов различного типа | Р3 | Зона объектов отдыха, спорта, досуга и развлечений, туризма и санаторно-курортного лечения, гостиниц и пансионатов, дачного фонда с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны | Р3 | |
Зоны прочих зеленых насаждений | Не обозначены | Зона дворцово-парковых комплексов и исторических парков | Р4 | |
Зона зеленых насаждений, выполняющих специальные функции с включением объектов, допустимых в соответствии с действующим законодательством[1] | Р5 | |||
Зоны специального назначения | Зоны кладбищ, крематориев | К1 | Зона кладбищ, крематориев с включением объектов социальной и инженерной инфраструктуры | К1 |
Зоны складирования отходов потребления и другие подобные объекты | К2 | Зоны складирования отходов потребления с включением объектов инженерной инфраструктуры | К2 | |
Зоны военных и иных режимных объектов | К3 | Зоны военных и иных режимных объектов с включением объектов социальной и инженерной инфраструктуры | К3 | |
Акватории | Внутригородские акватории. | АГ | Внутригородские акватории | Не обознач. |
Прилегающая к городу акватория Финского залива | АФ |
Источник: https://zembaron.ru/raznoe/zonirovanie/
Статья 35 ГрК РФ. Виды и состав территориальных зон (действующая редакция)
1. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
2. В состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами;
4) зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
3.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.
4. В состав общественно-деловых зон могут включаться:
1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
4) общественно-деловые зоны иных видов.
5.
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
6. В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, жилые дома блокированной застройки, многоквартирные дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.7. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
1) коммунальные зоны – зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
2) производственные зоны – зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
8.
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
9. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
10. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
11. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.12. В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
13. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
14. В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.
15. Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Источник: https://www.zakonrf.info/gradostroitelniy-kodeks/35/
Общественно-деловая застройка
В городах общественно-деловая застройка включает в себя объекты здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования, административные, научно-исследовательские учреждения, культовые здания, центры деловой, финансовой и общественной активности.
В настоящее время согласно СНиП 2.07.01-89* учреждения и предприятия обслуживания по функциональному назначению подразделяются на следующие группы:
-учреждения образования (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, средние специальные, профессионально-технические и высшие учебные заведения, специализированные учебные заведения);
-учреждения здравоохранения, социального обеспечения, спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения (поликлиники, диспансеры, аптеки, стационары, станции скорой помощи, дома-интернаты, бассейны, спортивные площадки и залы);
– учреждения культуры и искусства (клубы, библиотеки, кинотеатры, театры, цирки, спортивно-зрелищные залы);
– предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания (магазины, рыночные комплексы, предприятия общественного питания, прачечные, химчистки, бани);
– организации и учреждения управления, проектные организации, кредитно-финансовые учреждения и предприятия связи (отделения связи; организации и учреждения управления; проектные организации и конструкторские бюро; юридические консультации; нотариальные конторы, отделения банков);
– учреждения жилищно-коммунального хозяйства (жилищно-эксплуатационные организации; пункты приема вторичного сырья; гостиничные комплексы; бюро похоронного обслуживания; кладбища).
Деление объектов по функциональному назначению связано с характером реализуемых потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных), а также с различным подходом к их нормированию и размещению в плане города.
Нормирование объектов общественно-деловой застройки, как правило, производится по их вместимости на 1 000 чел. Вместимость может измеряться в натуральных показателях (места, койки и др.), в показателях площади помещения (например, квадратный метр торговой площади).
По некоторым объектам нормативная емкость может задаваться количеством объектов на определенное планировочное образование или определенную численность населения (например, жилищно-эксплуатационная организация на микрорайон с населением до 20 тыс. чел., 1 судья на 30 тыс. чел.).
Нормативные вместимости по ряду объектов обслуживания дифференцированы по планировочным элементам: микрорайон, жилой район, планировочный район.
Следует учитывать, что установленные в СНиП 2.07.01-89* нормативы носят рекомендательный характер, и их следует уточнять в конкретных условиях с учетом величины города, природных условий, особенностей социально-демографической структуры населения и других факторов.Нормирование культурно-бытовых объектов, определенное СНиП, сложилось в результате социальной установки на равное распределение общественных благ в советский период. Однако практика последних лет показывает, что система объектов обслуживания в городе не может быть равномерной.
В современных условиях, при значительной дифференциации доходов населения и активном развитии потребностей населения в услугах различного вида, необходимо систематическое и постоянное совершенствование организации и планирования размещения объектов обслуживания, культурно-бытовой и деловой застройки.
На размещение объектов обслуживания значительное влияние оказывает заинтересованность предпринимателей, ведущих тот или иной бизнес.
Однако размещение сети объектов обслуживания только из-за их заинтересованности может деформировать структуру сети обслуживания населения, исходя из сиюминутной выгоды.
Поэтому целесообразно сохранение системы ориентировочных нормативных показателей сферы обслуживания по основным объектам образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения как минимально допустимой нормы обслуживания населения.
Объекты обслуживания размещают на территории города, учитывая частоту посещения населением: чем чаще возникает потребность в этих учреждениях, тем ближе к потребителю их располагают. Поэтому структура культурно-бытового обслуживания в городах обычно строится по ступенчатой схеме:
– повседневное обслуживание – детские ясли-сады, школы, магазины повседневного пользования (например, булочные), спортивные площадки, аптеки, клубные помещения (встроенные), приемные пункты прачечной и мастерских по мелкому ремонту одежды, обуви, парикмахерские;
– периодическое обслуживание – торговый центр, магазины, предприятия бытового обслуживания, ресторан, кафе, клуб, кинотеатр, поликлиника, спортивный центр с бассейном и спортивными залами, дом творчества школьников, библиотеки, отделения связи;
– эпизодическое обслуживание – здания городской администрации, городских общественных организаций, торговые центры, специализированные магазины, рестораны, кафе, гостиницы, библиотеки, театры, концертные залы, вузы, выставки, музеи, цирки, дома культуры, универсальные спортивно-зрелищные залы, больницы, специализированные поликлиники, медицинские центры, почтамты, телефонные станции и др.
В соответствии со ступенчатой схемой объекты повседневного обслуживания рекомендуется располагать в микрорайоне в пределах пешеходной доступности; объекты периодического обслуживания – в центрах жилых районов; объекты общегородского значения – в городских центрах. Некоторые виды обслуживания размещаются на всех ступенях, другие только на одной-двух. Для учреждений, размещаемых на различных ступенях, разница заключается в наборе и характере оказываемых услуг.Как правило, в городах формируется система общественных центров: общегородские и специализированные центры (медицинские, учебные, спортивные и т. д.). Число, состав и размещение общественных центров зависят от величины города и отдельных планировочных образований; народнохозяйственного профиля города; климатических условий; значения города в системе расселения.
Ступенчатая схема обслуживания не должна быть излишне жесткой. Следует помнить, что ступенчатость обслуживания – это принцип, смысл которого в обеспечении наилучшего обслуживания населения.
Размещение объектов обслуживания на территории города определяется, прежде всего, выбором объектов различными группами населения (массово-стандартный или избирательный уровень); связью с транспортной системой города и путями движения населения (равномерно рассредоточенные по территории, размещенные вблизи транспортных узлов и в обособленных зонах); частотой повторяемости объектов одного профиля; степенью концентрации объектов.
В настоящее время резко увеличилась потребность в дополнительных предприятиях торговли, службы быта, общественного питания, офисах, помещениях для занятий спортом и др.
При формировании системы объектов обслуживания населения необходимо учитывать конкретную градостроительную ситуацию по районам города, в частности, пассажирооборот транспортных узлов, размещение мест приложения труда, состав населения, пользующегося данными услугами.
Переход к рыночной экономике обусловил ряд изменений в сфере обслуживания.
Во-первых, наблюдается большая степень дифференциации учреждений обслуживания, связанных с потребностями различных групп населения и их материальными возможностями.
Во-вторых, увеличение разнообразия предоставляемых услуг, расширение видов и объектов обслуживания (биржи, Интернет-кафе, казино и др.).
В-третьих, сочетание различных функций в одном объекте (финансово-деловые центры, бизнес-центры, торгово-гостиничные комплексы и др.).
В-четвертых, изменение в типологии зданий (например, от появления временных объектов торговли в начале 90-х гг. до строительства капитальных зданий торговли в конце 90-х гг.).Все чаще жилые квартиры на первых этажах переводятся в нежилой фонд и используются под офисы, агентства различного назначения, кафе и небольшие магазины, юридические и нотариальные конторы, мелкие мастерские и другие объекты обслуживания.
В крупных и крупнейших городах появляются огромные торговые комплексы, где можно делать не только покупки, но и проводить время в кинозалах, кафе, ресторанах и оздоровительных центрах.
При решении вопросов территориального развития города и размещения объектов общественно-деловой застройки следует учитывать, что рыночная экономика не всегда способна создавать социально значимые для города объекты. Роль градостроительного регулирования заключается в координации интересов различных групп, создании благоприятных условий проживания для всего населения города.
Предыдущая1234567891011121314Следующая
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 3964; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:
Источник: https://helpiks.org/5-55772.html