Зона застройки

Содержание

Функциональные зоны: определение, виды зон, определение границ и правила зонирования

Зона застройки

Что такое – функциональная зона? Какой она может быть? В соответствии с чем устанавливаются ее рамки? Каковы основные правила зонирования? В каких сферах применяется это понятие? В соответствии с какими нормативными актами распределяются городские территории? Что первично при планировании обустройства поселений?

Что это? Определение

Согласно обобщающему определению, функциональные зоны – это места, для которых документальными актами территориального планирования и кадастрового учета четко обозначены границы и прописано конкретное назначение целевого использования.

Это понятие нередко путают с термином «территориальная зона». Между тем, у данных понятий различный смысл, хотя, безусловно, имеется и некоторое сходство между ними.

В чем отличие от территориальных зон?

Немного иной смысл имеет понятие «территориальные зоны». Функционального зонирования, конечно же, при разделении местностей по территориальному принципу тоже придерживаются. Однако у этого термина более специфическое, узкое значение.

Это местности, предназначенные для конкретного целевого размещения каких-либо объектов, к примеру, парков или же жилых районов, свалок, производственных зданий. Внутри каждой территориальной зоны может располагаться несколько функциональных, впрочем, обратная зависимость тоже существует.

То есть определение этого понятия заключается в следующем: зона, для которой определены и прописаны в соответствующих нормативных актах землепользования ограничения в застройке, а также территориальные границы.

Основные виды

Территориальные, как и функциональные, зоны подразделяются на несколько основных видов. Каждый из них характеризуется собственным целевым назначением и специфическими особенностями или же ограничениями в эксплуатации.

Основные функциональные зоны территории – это:

  • жилые;
  • общественно-деловые;
  • производственные;
  • сельскохозяйственные;
  • рекреационные;
  • особые;
  • охраняемые.

Каждый из данных видов подразделяется на более узкопрофильные подвиды, соответствующие непосредственному предназначению или же использованию.

Что такое рекреационные зоны?

Рекреационные функциональные зоны города – это следующие места:

  • лесопосадки;
  • парки;
  • прогулочные пешеходные улицы;
  • сады;
  • объекты, предназначенные для спортивных занятий;
  • водоемы и прочее.

То есть это те места города, в которых люди не живут или работают, а где проводят досуг, гуляют, отдыхают, занимаются спортом. К примеру, городская набережная или же парк с аттракционами – это рекреационные функциональные зоны в пределах общей территории.

Что такое общественно-деловые зоны?

К общественно-деловым местам относятся те территориальные участки, на которых расположены такие объекты:

  • коммунальные и бытовые службы;
  • больницы, поликлиники и прочие пункты обеспечения здравоохранения;
  • коммерческие и офисные здания;
  • магазины;
  • культурные, образовательные центры и прочее.

То есть, к примеру, здание театра, как и торгового центра – это часть общественно-деловой зоны города.

Казалось бы, что с тем, чем являются жилые функциональные зоны генерального плана города, никаких неясностей быть не может. Однако все не совсем просто, и эти территории тоже имеют собственные подразделения по видам.

Основные различия между этими территориями определяются максимально возможной этажностью застройки и ее плотностью. То есть существуют зоны малоэтажного строительства и прочие.

Что такое сельскохозяйственные зоны?

Достаточно специфичное использование территорий для городских поселений, однако это лишь на первый взгляд. Такие функциональные зоны включают в себя не только земли, на которых выращиваются какие-либо культуры или же разводится скот, но и места, к фермерскому производству отношения не имеющие.

К этим участкам относятся территории с располагающимися на них:

  • садоводческими товариществами;
  • дачными поселками;
  • домами частного сектора (в некоторых случаях);
  • цветоводческими хозяйствами и так далее.

То есть, например, территория с дачными поселками, обустроенными в конце позапрошлого столетия, как и садоводческие участки вблизи городской черты, только начинающие осваиваться, это – зона сельскохозяйственного назначения.

Что такое производственные зоны?

Это функциональная территориальная зона, участок или район в городе, где сосредоточены промышленные здания.

Однако помимо мест, в которых выстроены здания заводов или фабрик, к этому же виду зон относятся и участки различных инженерных коммуникаций, транспортная сеть и многое другое. К примеру, территория, на которой располагается городская подстанция, обеспечивающая электроснабжение, – это тоже часть производственной зоны.

Что такое особые зоны?

Городские функциональные зоны участка общей территории, использующегося своеобразно, это:

  • кладбища;
  • места скопления каких-либо отходов жизнедеятельности;
  • полосы санитарного контроля и прочее.

То есть это те территории, на которых размещены специфические целевые объекты или же прилегающие к ним участки.

Что такое охраняемые зоны?

Это те территории, которым придается особое значение, к примеру:

  • исторические заповедники;
  • памятники природы или культуры;
  • места, имеющие эстетическую ценность;
  • стратегические объекты;
  • участки, важные для осуществления научной деятельности, и прочее.

То есть если в каком-либо районе города начинаются археологические раскопки, то эта территория становится охраняемой зоной. Также к этому виду зон относятся участки, прилегающие к железнодорожным мостам, берегам рек, и многие другие места, нуждающиеся в охране или же подразумевающие в связи со своим целевым предназначением ограничения в доступе к ним.

В чем цель зонирования? основные типы

цель, с которой осуществляется функциональное зонирование, заключается в том, чтобы выделить в пределах городской черты однообразные по природным качествам участки, максимально подходящие для конкретного типа техногенной нагрузки. Разумеется, это делается и для наиболее рационального использования земельных территорий, с учетом интересов и удобства местных жителей и геоэкологической ситуации, конечно же.

Основные функциональные зоны в пределах городской черты и в непосредственной близости от нее подразделяются на три крупных типа:

  • промышленные;
  • селитебные или же жилые;
  • рекреационные.

Выделение именно этих зон в качестве основных обусловлено тем, что они имеют наибольшее значение для городского обустройства и, как правило, занимают крупные земельные участки в сравнении с другими.

Остальные зоны относятся к вторичным по значению и являются как бы вспомогательными. То есть они появляются потому, что в этом имеется необходимость, возникающая в процессе использования территорий, относящихся к одному из основных типов городского зонирования.

Определение границ и правила

Граница функциональных зон устанавливается с учетом целевого предназначения участка. Как правило, по типу предназначения, территории в рамках городской черты подразделяют на такие типы:

  • подходящие для жилой застройки;
  • выделяемые в особые группы;
  • оптимальные для обустройства производства;
  • нужные для обеспечения жизнедеятельности, то есть для инженерных, транспортных сетей.

Правила, которыми руководствуются при зонировании свободных территорий, прописаны в Градостроительном кодексе Российской Федерации, в статье под порядковым номером 35.

Обычно функциональные зоны генерального плана городского или иного поселения территориально ограничиваются улицами, автострадами, магистралями. Они могут занимать любые площади как в один квартал, так и в несколько районов.

Главные параметры, по которым при первичном планировании, то есть в случае введения в эксплуатацию свободных новых земельных участков, определяются границы функциональных зон, прописаны в сборнике нормативных актов, называющемся «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Документ был утвержден в качестве основополагающего руководства для застройщиков в 2016 году в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Обычно этот сборник нормативных актов и предписаний называют в обиходе более кратко – «Правила». Именно этим документом обозначено то, что допустимо размещать, где это можно делать, а где нет. На примере это может выглядеть следующим образом.

Допустим, в начале прошлого столетия была построена фабрика, благополучно сохранившаяся до наших дней и продолжающая функционировать. Разумеется, это производство стало градообразующим, поселение выросло вокруг него.

Однако, согласно сборнику нормативных предписаний, новая застройка вблизи производственного здания не допустима, а уже стоящее рядом с ней жилье следует постепенно выводить из эксплуатации, то есть расселять и сносить или же использовать в иных нуждах.

Безусловно, на определение границ той или иной зоны влияет и ее целевое предназначение. Некоторые из вторичных типов в принципе не могут иметь четких рамок.

Например, электросети на планах городского функционального зонирования обозначены тонкими линиями, пронизывающими все без исключения территории. Это же можно сказать и о транспортной инфраструктуре, дорогах, канализации и различных объектах коммунального хозяйства.

То есть такие функциональные зоны, целью появления которых является обеспечение основных потребностей населения, четких границ не имеют. Они в принципе не могут быть ничем ограничены. Но это вовсе не означает, что для таких вторичных зон нет четких предписаний по их расположению.

То есть столбы с электрическими проводами не устанавливают в центре дорожного полотна, а кабели не закапывают глубже, чем это прописано в правилах.

Размещение и обустройство таких зон регламентируется не только градостроительными нормативными актами, но и рядом других законодательных предписаний, перечень которых напрямую зависит от целевого использования тех или иных функциональных зон. К примеру, обустройство и расположение кладбищ, канализации, желобов со сточными водами и прочих подобных объектов согласовывается еще и с санитарными и природоохранными нормативными законодательными актами.

Зачем это нужно?

Нормативная или же правовая база, предназначенная для наиболее оптимального функционального разделения, имеющаяся в распоряжении города либо иного поселения, территории, необходима для достижения конкретных целей.

В первую очередь к ним относятся:

  • сохранение чистоты экологической среды в местах проживания людей;
  • рациональное и максимально полное использование имеющихся земельных участков;
  • рачительное отношение к природным ресурсом;
  • создание наиболее удобных условий для проживания, отдыха и осуществления трудовой деятельности.

Разумеется, наиболее просто эти цели достигаются при возведении новых жилых массивов, промышленных районов, то есть в случае расширения территориальных границ поселения.

Источник: https://FB.ru/article/438208/funktsionalnyie-zonyi-opredelenie-vidyi-zon-opredelenie-granits-i-pravila-zonirovaniya

ПЗЗ: что это такое, правила землепользования и застройки муниципального образования, выписка из пзз на земельный участок – где взять

Зона застройки

  • Утверждают генеральные планы населенных пунктов.
  • Происходит зонирование территорий.
  • Утверждают строительные проекты.
  • Проводится муниципальный земельный контроль.
  • Выделяют земли для муниципальных нужд.

Вся деятельность в рамках землепользования регулируется разными нормативно-правовыми актами. Один из таких актов — Правила землепользования и застройки.

Так мы постепенно перешли к ключевому понятию нашей статьи — правила землепользования и застройки.

ПЗЗ — что это такое в землепользовании?

Землепользование проводят в разных формах. Например, землю можно использовать в сельскохозяйственных целях, проводить обустройство водоохранных зон, создавать национальные парки, заповедники.

Но в нашем случае речь идет о землепользовании в градостроительных целях. Иными словами — об освоении природных территорий с целью застройки и развития конкретного населенного пункта. Именно из-за этой связи в правовых актах объединены понятие землепользования и застройки. Освоение и застройка территории невозможна вне процесса землепользования.

Правила землепользования и застройки утверждаются как своего рода регламент градостроительной деятельности. Основная цель правил — максимально упорядочить процесс застройки населенных пунктов, установив четкие границы между разрешенными и неразрешенными действиями.

Как конкретно нужно регулировать процесс, описано в Градостроительном кодексе РФ. Введение отдельных статей кодекса, в частности, Пп. 8 п. 1 ст. 1, статьи 30-33, позволило четко прописать, какие именно аспекты градостроительной деятельности этими правилами регулируются.

Согласно ГрК, ПЗЗ — документ градостроительного зонирования. Он определяет, как города будут делиться на отдельные зоны. Каждой зоне приписываются определенные правила использования.

Утверждаются эти правила нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

По этой причине конкретные правила в каждом городе могут сильно отличаться, в зависимости от особенностей местности, условий и планов стратегического развития населенного пункта.

Местные власти разрабатывают правила в соответствии с особенностями отдельно взятого муниципального образования. Их составляют в соответствии с общими положениями о ПЗЗ, которые содержатся в Градостроительном кодексе.

Итог: ПЗЗ земельного участка — что это?

Резюмируем: ПЗЗ представляют собой нормативно-правовой акт, который разрабатывают органы местного самоуправления. Его цель — регулировать использование земельных участков в населенном пункте, устанавливать зонирование территории, генеральный план территории.

Застройщикам о ПЗЗ нужно знать одно — они регламентируют использование конкретного земельного участка.

Прежде чем приступить к строительству любого объекта, застройщик должен знать — какой вид строительства разрешен на выбранном им участке, можно ли вообще организовывать его застройку, есть ли какие-то существенные ограничения? При выборе участка для застройки в первую очередь необходимо опираться на ПЗЗ.

  • Разрабатывая ПЗЗ, местные власти руководствуются:
  • Градостроительным кодексом;
  • Земельным кодексом;

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Чем полезны ПЗЗ?

  • Позволяют грамотно планировать развитие населенного пункта, чтобы сохранять объекты культурного наследия, обеспечивать охрану окружающей среды.
  • Облегчают деятельность бизнес-структур на территории конкретного города: четко регулируют отношения между бизнесом и властью. защищают интересы населения.
  • Создают поток инвестиций, привлекая застройщиков на конкретные территории.

Что такое правила землепользования и застройки? Их структура

Правила землепользования и застройки — масштабный документ. Обычно он состоит из 3 частей: общей, территориальной и специальной. Дополняют его десятки приложений, например, протоколы публичных слушаний и заключения о их результатах.

  • Общая или теоретическая часть описывает базовые требования по исполнению градостроительных регламентов по нормам Градостроительного кодекса. Она определяет, какие территории и как можно использовать, исходя из законов.
  • Территориальная или графическая часть — карта территориального зонирования с подробными указанием зон.
  • В специальной части описаны регламенты градостроения.

Основная часть ПЗЗ

Это основа документа. В ней прописан весь ключевой регламент строительной деятельности на территории города или населенного пункта. Она определяет порядок применения правил, то есть регулирует подготовку к строительству и выделение конкретного земельного участка под застройку. На подготовительном этапе застройки правила регулируют:

  • как физические и юридические лица могут менять виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
  • как органы местного самоуправления должны разрабатывать документы по планировке территории;
  • как проводятся общественные обсуждения или публичные слушания по землепользованию и застройке.

Регулирование выделения земли включает:

  • основы градостроительной деятельности
  • принцип работы комиссии по землепользованию;
  • описание подготовительных работ перед застройкой конкретного участка;
  • принципы предоставления земли физическим и юридическим лицам для дальнейшего использования;
  • описание выдачи разрешений на строительство и их основные условия;
  • описания разрешений на ввод капитальных объектов в эксплуатацию.

Графическая часть

Использование графической части должно полностью опираться на все условия, прописанные в части основной. Графическая часть представлена в виде подробной карты. Это графический план землепользования и застройки. Согласно п.4, ст.30 ГрК, на карте градостроительного зонирования установлены границы территориальных зон. К каждой зоне прикрепляется один конкретный участок земли.

Территориальная зона определяет тип земельного участка, который к ней относится. В связи с этим, запрещено объединять земельные участки из разных территориальных зон.

Графическая карта содержит:

  • границы конкретного населенного пункта;
  • пределы зон застройки и ведения хозяйственной деятельности, масштабы застройки;
  • пределы санитарных, водных, прибрежных территорий и береговых полос;
  • границы территорий с особыми условиями использования, исторических поселений федерального и регионального значения, объектов культурного наследия.

В графической части можно создавать несколько карт.

Специальная часть

Эта часть содержит градостроительные регламенты. Они определяют правовой режим для каждого земельного участка, который входит в конкретную территориальную зону. Регламент разрабатывается отдельно для каждой территориальной зоны.

Цель регламента — учесть особенности каждого земельного участка, чтобы обеспечить его рациональное использование в дальнейшем. Конкретный регламент будет зависеть от вида территориальной зоны, особых правил в ней, например, об охране культурного наследия, окружающей среды, а также стратегического плана развития.

Регламент определяет:

  • под какую именно цель и под какой вид строительства можно использовать земельный участок;
  • размеры и границы каждого участка;
  • масштаб каждой отдельной планируемой застройки.

Согласно п. 6 ст. 36 ГрК, регламент не применяют:

  • к землям лесного фонда;
  • землям, покрытым поверхностными водами;
  • землям запаса;
  • землям особо охраняемых природных территорий за исключением земель
  • лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения;
  • земельным участкам, расположенным в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Как разрабатывают ПЗЗ

ПЗЗ разрабатывают органы местного самоуправления. В готовом виде их чаще всего выкладывают на официальные сайты администрации конкретного населенного пункта.

Название документа содержит отсылку к конкретному территориальному образованию, например: Правила землепользования и застройки муниципального образования город Саратов.

Правила землепользования и застройки разрабатывают в соответствии со ст. 31 ГрК. В ходе разработки обязательно учитывают:

  • генеральный план населенного пункта;
  • конкретную техническую документацию;
  • результаты общественных слушаний.

Именно местная администрация уполномочена инициировать и контролировать разработку ПЗЗ. Глава населенного пункта отвечает за все этапы разработки Правил, следит за порядком ее проведения. Для разработки правил назначают специальную комиссию, состав которой одобряет глава муниципалитета.

Информацию о начале разработки ПЗЗ и созыве комиссии в течение 10 дней нужно опубликовать на сайте администрации или в любых СМИ. Сообщение должно включать информацию о:

  • составе комиссии;
  • каждом этапе разработки Правил;
  • порядке и предварительных сроках разработки проекта ПЗЗ;
  • правилах взаимодействия с общественностью в рамках разработки проекта.

Подготовленный проект ПЗЗ проверяют на соответствие генеральному плану и техническим регламентам. Готовый проект направляют на проверку главе администрации или отправляют на доработку, если есть несоответствия регламентам. В течение 10 дней глава администрации назначает общественные слушания по подготовленному проекту. Длительность публичных обсуждений в среднем составляет 3 месяца.

В процессе обсуждений комиссия может вносить в проект изменения по мере необходимости. После внесения изменений проект вновь направляют на проверку в администрацию. В течение 15 дней принимают решение: утвердить или снова отправить на доработку. Утвержденные ПЗЗ публикуют на сайте муниципального образования или любым другим способом, доступным для связи с населением.

❕ Положения Правил могут затрагивать интересы строительных компаний и организаций по охране окружающей среды. В связи с этим принятие ПЗЗ может затянуться на долгие месяцы: проект будут блокировать на этапе общественных обсуждений.

Можно ли оспорить ПЗЗ

Если разработанные ПЗЗ все же затронули интересы отдельных лиц, их могут оспорить в суде. Обратиться в орган правосудия могут физические лица или организации, чьи интересы пострадали. Право есть у органов государственной и региональной власти, но только в случае, если ПЗЗ противоречат схемам территориального планирования субъекта или всей страны.

Территориальные зоны

Их выделяют с учетом вида использования земли. Они делятся на:

  • зоны жилой застройки;
  • общественно-деловые зоны для школ, учреждений здравоохранения,
  • спортивных сооружений;
  • рекреационные зоны, например, леса, пляжи;
  • производственные зоны, например, коммунальные и частные
  • производственные предприятия;
  • зоны транспортно-инженерной инфраструктуры — дороги,
  • железнодорожные пути, зоны расположения инженерных коммуникаций;зоны сельскохозяйственных участков — садовое, дачное, крестьянско-фермерское хозяйство;
  • специальные зоны, такие как кладбище.

Чтобы определить такие зоны, проводят территориальное зонирование.

Выписка из ПЗЗ — что это такое и где взять?

Получить подробную информацию о ПЗЗ в интересующем вас населенном пункте можно разными способами:

  • в градостроительном департаменте местной администрации;
  • МФЦ;
  • через сайт Госуслуги.

Сам документ очень объемный, поэтому из него предоставляют выписку с конкретной информацией, которую запросил человек. Выписку можно запросить в отношении конкретного участка или территориальной зоны.

В заявлении на выписку из ПЗЗ на земельный участок нужно указать все данные об интересующем участке: кадастровый номер, площадь, адрес.

В выписке будет вся информация об участке: технические параметры участка, правила использования и другие сведения.

Как вносят изменения в ПЗЗ

В некоторых случаях в ПЗЗ можно вносить изменения. Эти случаи прописаны в ст. 33 ГрК, к ним относятся:

  • обнаружение расхождений между ПЗЗ и планом территориальной застройки;
  • обжалование Правил;
  • расширение или уменьшение территории поселения.

Потребовать внести изменения могут органы исполнительной власти на всех уровнях, если ПЗЗ мешают сооружать или поддерживать функционирование объектов в их ведении.

Физические лица и организации могут инициировать изменения ПЗЗ, если

  • считают использование земельного участка неэффективным;
  • собственнику причиняется вред в процессе градостроительства;
  • из-за действующих регламентов снижается рыночная стоимость земельных участков;
  • нарушаются права собственников или существенно ограничиваются.

Заявление подают в Комиссию, ответственную за разработку ПЗЗ. Обращение рассматривают в течение 30 дней и вносят изменения или отказывают.

Генеральный план и правила землепользования и застройки

На первый взгляд кажется, что генплан и ПЗЗ — идентичные документы. Это не так. Генеральный план определяет границы поселения, его зонирование и размещение различных объектов в будущем. Эти границы подробно отражаются в текстовой и графической частях документа. Но в генплане нет никаких градостроительных регламентов, он не регулирует градостроительный процесс.

Генеральный план скорее носит описательный характер, в то время как ПЗЗ — регламентирующий. Генеральный план учитывается в ПЗЗ. Он выступает как база для разработки Правил. При этом в Правилах допускаются отклонения от исходных положений Генерального плана.

ПЗЗ — важный документ, по ним организуют весь процесс градостроительства. Правила определяют: что, как, где и когда можно строить в конкретном населенном пункте. Грамотно разработанные ПЗЗ позволяют сохранить в первозданном виде памятники культурного наследия, природный ландшафт местности, внешний облик города.

Источник: https://J.Etagi.com/ps/pzz-chto-takoe/

Территориальные зоны и их границы. Правила землепользования и застройки

Зона застройки

Территориальное планирование должно обеспечивать устой­чивое развитие территорий, городов и иных поселений.

При этом под устойчивым развитием понимается обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограниче­ние негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и бу­дущих поколений.

Поэтому территориальное планирование предусматривает зони­рование, т.е. установление территориальных, функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строитель­ства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями пользования территорий.

Под территориальными понимают зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены градостроительные регламенты.

Функциональные зоны — зоны, для которых документами тер­риториального планирования определены границы и их функци­ональное назначение.

В результате градостроительного планирования могут опреде­ляться следующие территориальные зоны:

1) жилые;

2) общественно-деловые;

3) производственные;

4) инженерной и транспортной инфраструктур;

5) сельскохозяйственного использования;

6)особо охраняемых территорий;

7) специального назначения;

9) военных объектов.

В состав жилых зон могут включаться зоны застройки индиви­дуальными, малоэтажными, среднеэтажными и многоэтажными жилыми домами и зоны застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или при­строенных объектов:

• социального и коммунально-бытового назначения;

• здравоохранения;

• дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования;

• культурных зданий;

• стоянок автотранспорта и гаражей, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

В состав жилых зон могут включаться также территории, пред­назначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства. В состав общественно-деловых зон включаются:

1) зона делового, общественного и коммерческого назначения;

2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;

3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности.

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения самых разнообразных объектов здравоохранения, культуры, тор­говли, общественного питания, бытового обслуживания, ком­мерческой деятельности, а также образовательных учреждений, административных, научно-исследовательских, культурных зданий и иных зданий, сооружений, строений, стоянок автотранспорта, центров деловой, финансовой и общественной активности.

В перечень объектов недвижимости, разрешенных к градостро­ению в этой зоне, могут включаться жилые дома, гостиницы, под­земные и многоэтажные гаражи.

В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:

1) коммунальные зоны — зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;

2) производственные зоны — зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;

3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Производственные зоны предназначены для размещения про­мышленных, коммунальных и складских объектов, обеспечива­ющих их функционирование, объектов инженерной и транспорт­ной инфраструктур, а также для размещения санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

Зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначе­ны для размещения и функционирования сооружений и комму­никаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования.

В состав зон сельскохозяйственного использования могут вклю­чаться:

1) зоны сельскохозяйственных угодий — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями

(садами, виноградниками и др.);

2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначе­ния и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития

объектов сельскохозяйственного назначения.

В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, пар­ками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах других территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической куль­турой и спортом.

В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объек­тами размещения отходов потребления (свалки) и иными объек­тами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориаль­ных зонах.

В состав территориальных зон могут включаться зоны размеще­ния военных объектов и иные зоны специального назначения.

Есть ограничения на использование территорий для осущест­вления градостроительной деятельности, которые установлены в следующих зонах:

• охраны памятников истории и культуры, историко-культур­ных комплексов и объектов, заповедных зон;

• особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны;

• санитарных, защитных и санитарно-защитных;

• водоохранных и прибрежных защитных полосах;

• санитарной охраны источников водоснабжения;

• залегания полезных ископаемых;

• территориях, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций;

• чрезвычайных экономических ситуаций и экологического бедствия;

• с экстремальными природно-климатическими условиями;

• иных зонах, установленных законодательством РФ.

Зонирование территорий направлено не только на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения, но и на за­щиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера, правильное использование особо охраняемых природных территорий (заповедников, природных ландшафтов и т.д.), территорий историко-культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий.

В разряд мер по созданию благоприятной среды жизнедеятель­ности граждан поселений включаются:

• создание условий доступности места работы и отдыха, центров социально-культурного обслуживания;

• обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

• возможность участия граждан, их объединений и юридических лиц РФ в обсуждении и принятии решений в области градостроительной документации, так как они имеют право на полную, своевременную и достоверную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительстве, реконструкции, благоустройстве
и т.д.). А в случае непредоставления информации, несвоевременного предоставления, предоставления неполной и (или) недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности органами государственной власти граждане РФ имеют право обращаться в суд.

Границы территориальных зон устанавливаются на стадии под­готовки правил землепользования с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использо­вания земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

3) всего вышеприведенного перечня территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планированию территории;

6)предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

Границы территориальных зон могут устанавливаться по ли­ниям магистралей, улиц, проездов, красным линиям, границам земельных участков, населенных пунктов, естественным границам природных объектов и иным признакам.

Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, обеспе­чения прав и законных интересов физических и юридических лиц (правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства), создания условий для привлечения инвестиций.

Правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

Порядок применения правил раскрывает вопросы регулиро­вания землепользования и застройки органами местного самоуп­равления, подготовки документации по планировке территории, проведения публичных слушаний по названным вопросам.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.

В градостроительном регламенте указываются:

1) виды разрешенного использования как земельных участков и объектов капитального строительства, так и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов;

3) ограничения использования, устанавливаемые в соответствии с законодательством.

Правила утверждаются представительным органом местного самоуправления с учетом публичных слушаний. Публичные слу­шания по проектам генеральных планов поселений проводятся в обязательном порядке. Заключения о результатах публичных слушаний подлежат опубликованию.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполни­тельной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, объединения граждан могут по собственной инициативе направить проекты документов территориального планирования на государ­ственную экспертизу. Срок проведения государственной экспер­тизы проектов документов территориального планирования не должен превышать 6 месяцев.

Результатом государственной экспертизы проекта документа территориального планирования является заключение о соот­ветствии этого проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (положи­тельное заключение) или о несоответствии проекта документа территориального планирования требованиям технических рег­ламентов и требованиям рациональной организации террито­рии (отрицательное заключение). Заключение государственной экспертизы проекта документа территориального планирования может быть оспорено заинтересованными лицами в судебном порядке.

Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 2991; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-44366.html

Территориальная зона земельного участка: как ее узнать и поменять?

Зона застройки

В процессе выбора земельного участка стоит обратить внимание на такой параметр, как территориальная зона земельного участка. Именно на ее основе определяется вид разрешенного использования участка и возможности его застройки конкретными объектами.

Территориальные зоны земельных участков: понятие и законодательство

Согласно Градостроительному кодексу, территориальная зона – это территория, для которой определены границы, и в отношении нее действуют установленные градостроительные регламенты. Каждый участок относится к одной определенной территориальной зоне.

Такие зоны выделяются на основании территориального планирования в целях установки градостроительных регламентов. Именно градостроительными регламентами определяются различные виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны, а также строительные нормативы и правила реконструкции капитальных объектов.

В 9 статье Градостроительного кодекса содержатся базовые цели планирования:

  1. Определение территориального планирования на основании комплекса социально-экономических, экологических и прочих факторов.
  2. Устойчивое развитие территории.
  3. Развитие инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры.
  4. Учет интересов жителей.

Ст.85 Земельного кодекса освещает основные отличительные признаки территориальной зоны:

  • необходимость учета ее расположения и развития;
  • четкие границы;
  • возможность сочетания нескольких видов разрешенного использования в пределах одной зоны;
  • установленные градостроительные регламенты являются основой правового режима;
  • отсутствие возможности причинить вред объектам капитального строительства.

Документация в отношении территориальных зон земельных участков оформляется в графическом виде как карта или план объекта землеустройства. Каждый цвет на данной карте соответствует определенной территориальной зоне. Карту всегда дополняет пояснительная записка в виде текстовой формы, которая содержит размер, границы объектов, а также прочие характеристики.

Схема с указанием территориальных зон вносится на публичную кадастровую карту. За подготовку карт отвечают кадастровые инженеры.

Виды зон

В процессе градостроительного зонирования территории специалистами могут выделяться следующие территориальные зоны:

  • жилые;
  • общественно-деловые;
  • производственные;
  • зоны инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • сельскохозяйственного использования;
  • рекреационного назначения;
  • зоны особо охраняемых территорий;
  • специального назначения;
  • размещения военных объектов;
  • в муниципалитетах могут выделяться иные виды территориальных зон, исходя из специфики местности.

Выше представлена общая классификация территориальных зон. В свою очередь, в пределах каждой из них могут выделяться подвиды. Так, в составе жилых зон могут находиться зоны под застройку:

Также в жилых зонах допускается не только строительство домов для проживания, но и объектов социального, коммунально-бытового назначения, здравоохранения (больниц и поликлиник), образования (школ, детских садов и пр.), культовых зданий (церквей), стоянок автотранспорта, гаражей. При этом не разрешается строить промышленные здания и сооружения, которые негативно влияют на окружающую среду.

В Градостроительном кодексе РФ прописаны основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования участков и капитальных объектов. Вспомогательные виды обычно дополняют основные и условно разрешенные виды разрешенного использования участков.

В таблице приведено целевое предназначение различных земельных участков с учетом их территориальной зоны.
Наименование территориальной зоныКодЦелевое использование
ЖилаяЖдля застройки жилыми домами, размещения объектов инфраструктуры, территории СНТ и ДНТ
Общественно-деловые зоныДдля размещения торговых объектов, административных зданий, объектов образования и здравоохранения и пр.
ПроизводственныеПдля размещения промышленных, коммунальных и складских объектов
Зоны инженерной и транспортной инфраструктурыИ,Тдля размещения коммуникаций ж/д, автомобильного, воздушного, речного, морского и трубопроводного транспорта
Рекреационные зоныРдля организации отдыха населения – лесные зоны, сады, парки, лесопарки, пляжи, оздоровительные и спортивные объекты и пр.
Зоны сельскохозяйственного использованияСдля размещения пашни, виноградников, садов, огородов, сенокосов и пастбищ, питомников, теплиц и прочих объектов для выращивания с/х культур и животноводства
Зоны специального назначенияКзоны для размещения кладбищ, свалок, крематориев, мемориальных парков
Зоны военных объектов, иные зоны режимных территорийКЗзоны для размещения военных и иных режимных объектов: полигонов и пр.

Как узнать территориальную зону земельного участка

Для того чтобы узнать, к какой территориальной зоне отнесен земельный участок, можно воспользоваться несколькими вариантами:

  1.  Найти градостроительный план муниципального образования. Территориальные зоны, которые выделены в поселении, должны обозначаться на картах градостроительного зонирования.
  2.  Подать официальный запрос в Росреестр для получения необходимой информации. Для этого нужно обратиться в территориальное отделение ведомства либо в МФЦ.
  3.  Найти информацию на публичной кадастровой карте от Росреестра, которая общедоступна всем заинтересованным лицам.

Рассмотрим последний вариант более подробно, так он позволяет получить нужные сведения не выходя из дома. Для того, чтобы узнать территориальную зону участка, требуется:

  1.  Открыть публичную кадастровую карту, расположенную по адресу https://pkk5.rosreestr.ru/
  2.  В поисковой строке прописать кадастровый номер или адрес земельного участка.
  3.  На карте появятся официальные границы земельного участка на фоне остальных объектов недвижимости.
  4.  Для того, чтобы узнать территориальную зону, требуется в левом верхнем углу поисковой строки изменить критерий поиска с «участки» на «территориальные зоны», а затем кликнуть в пределах границ земельного участка.
  5.  В специальном информационном окне появятся сведения о территориальной зоне, в которой находится участок, а также ее код (например, ж – жилая).

Если требуется поменять зону земельного участка

При изменении разрешенного использования земельного участка необходимо внести правки в информацию из реестра. Эту процедуру требуется пройти собственникам участка в том случае, если в реестре ЕГРН содержатся сведения о территориальной зоне, к которой отнесен участок.

Решение о внесении изменений в территориальное зонирование и поправок в разрешенное использование земельных участков сам собственник принимать не вправе. Подобные правки вносятся на основании градостроительного регламента либо акта органа государственной или муниципальной власти.

Для внесения изменений требуется обратиться в территориальное отделение Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете изменений. К заявлению прилагается:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • доверенность на представление интересов заявителя, заверенная нотариально;
  • документ, подтверждающий статус собственника (выписка из ЕГРН или ЕГРП, свидетельство о собственности и пр.).

Информация в реестр вносится на бесплатной основе и госпошлину платить не нужно.

Если же в кадастре нет сведений об установленных границах территориальных зон, то к указанному комплекту документов дополнительно прикладывается:

  • выписка из Правил землепользования и застройки, на которой отображены границы участка в границах территориальной зоны и указанным перечнем видов разрешенного использования;
  • заключение от органов местного самоуправления или муниципальных властей об отнесении участка к соответствующей территориальной зоне, содержащее сведения о градостроительном зонировании, в соответствии с которым утверждена данная территориальная зона; документ должен позволять четко идентифицировать земельный участок и содержать его кадастровый номер, адрес и площадь.

Важно! Если собственник земельного участка не предоставит указанные документы, то отказать в предоставлении госуслуги ему не могут. Сотрудники Росреестра обязаны сами запросить недостающую информацию по каналам межведомственного обмена.

Таким образом, территориальная зона земельного участка – это важная характеристика участка, которая определяет его возможное использование и варианты застройки. Она определяется на основании градостроительного плана, который действует на территории муниципального образования.

Для того, чтобы узнать, к какой территориальной зоне принадлежит участок, необходимо обратиться в Росреестр с запросом, изучить градостроительный план муниципального образования либо воспользоваться функционалом публичной кадастровой карты.

Для изменения территориальной зоны необходимо обратиться с заявлением в Росреестр.

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/territorialnaya-zona.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.