Зонирование городской территории

Содержание

8. Зонирование города. Функциональное зонирование. Основные принципы функциональной организации города. Поясное зонирование. Градостроительное зонирование

Зонирование городской территории

Определение:  функциональное зонирование – дифференциация территорий города по характеру использования.

Разделение территории города на четкие функциональные зоны не всегда было характерно для города, в допромышленных  городах можно наблюдать пространственное совмещение функций. Появление нового принципа организации города (функционального зонирования) связано с промышленной революцией в Европе.

Впервые принцип функционального зонирования был сформулирован Т. Гарнье в 1903 г. Новизна заключалась в ясном разграничении функций и процессов в городе  и, как следствие, в новых приемах организации жилого пространства и транспортно-пешеходного движения.

Гарнье предложил пространственно обособить: жилье, труд, отдых, обучение, движение (рис. 75).

Рис. 75. Т. Гарнье, проект индустриального города, «Римская премия», 1903 г.

Постепенно принцип функционального зонирования завоевывает умы профессиональных архитекторов и принимается на вооружение градостроительной теорией и практикой (рис. 76).

Рис. 76. Функционально-поточная схема линейного развития, Н. Милютин

Значительный вклад в теоретическую разработку и популяризацию идей функционального зонирования был внесен CIAM (Международный Конгресс Современной Архитектуры):

•      1928 г. конгресс CIAM, выдержка из декларации: “…Градостроительство – организация функций коллективной жизни…”.

•      1933 г. конгресс CIAM – принятие Афинской Хартии, выдержка из декларации: “… Функциональное зонирование – главный принцип градостроительства…”.

Принцип функционального зонирования предполагает сведение всего многообразия процессов, происходящих в городе, к обобщенной схеме (рис. 77).

Рис. 77

В настоящее время принцип функционального зонирования закреплен в градостроительном законодательстве и применяется в градостроительной практике.

Определение:  функциональные зоны – зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (рис. 78).

Основные функциональные зоны

•        селитебная (занимает около 50% города, в селитебной зоне можно выделить жилую и общественно-деловую зоны);

•        промышленная;

•        складская;

•        коммунальная;

•        зона инженерной и транспортной инфраструктуры;

•        рекреационная.

Рис. 78. Территориальное-пространственное развитие основных функциональных зон:

А- секторное; Б – параллельное; В – двумя селитебно-производственными комплексами; Г – в групповой системе населенных мест; 1 – производственная зона; 2 – селитебная зона

В конце ХХ в. принцип функционального зонирования подвергается критике специалистов из-за не способности отобразить всю сложность взаимодействий внутри города.

Подобная критика обусловлена как элементарностью формулы «труд-быт-отдых», так и происходящими в городах процессами: смещением трудового баланса, интеграцией и появлением новых функций, развитием города по вертикали (вертикальное зонирование) и др.

Функциональная модель города не учитывает расстояние (доступность) от центра города и интенсивность происходящих на территории процессов. Для преодоления данных недостатков предложен принцип (модель) поясного зонирования, который призван дополнить функциональный взгляд на развитие города.

Поясное зонирование

Определение:  поясное зонирование – зонирование по интенсивности использования территорий, степени насыщенности ее различными функциями (рис. 79).

Центральная зона – самый многофункциональный элемент, с высокой концентрацией различных функций, фокус общественной жизни города, наиболее интенсивно освоенная территория с высокой градостроительной ценностью.

Периферия – территория города, для которой характерна наименьшая плотность и узкий набор  функций, связь с центром затруднена (расстояние, естественные или искусственные преграды), наименее интенсивно освоена, с низкой градостроительной ценностью.

Срединная зона – плотность функций и интенсивность освоения меньше, чем в центральной зоне, но больше, чем на периферии.

Отдаленная периферия – минимальный набор функций (пригородные территории).

Рис. 79

По мере развития города (территориального расширения или реконструкции) границы поясных зон трансформируются.  На изменение конфигурации границ поясных зон непосредственно влияет  развитие планировочной структуры (каркаса) города.  Поясные зоны расширяются поглощая друг друга (центральная расширяется за счет срединной, срединная за счет периферии и т.п.).

В современном градостроительном законодательстве РФ существует понятие градостроительного зонирования территории (рис. 80).

Этот вид зонирования призван определить характер перспективного развития различных территорий города в целях оптимального функционирования всей градостроительной системы.

Данный вид зонирования должен отражать и учитывать максимальное число факторов, влияющих на развитие территорий (рис. 81).

Определение:  градостроительное зонирование – зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

Определение:   территориальные зоны – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

Определение:   градостроительный регламент – устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, предельные  размеры участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции, а также ограничения использования участков и объектов капитального строительства;

Определение: правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Рис. 80. Схема зонирования территории Новосибирска, 2006 г.

Рис. 81. Пример формирования городской среды на территории с жестким градостроительным регламентом, Берлин, 1990-е гг.

Источник: https://olymp.in/news/8-zonirovanie-goroda-funkcionalnoe-zonirovanie-osnovnye-principy-funkcionalnoj-organizacii-goroda-poyasnoe-zonirovanie-gradostroit/807

Функциональное зонирование городской территории

Зонирование городской территории

С учетом преимущественного функционального использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.

Ландшафтно-рекреационная территориявключает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.

В пределах указанных территорий выделяются зоны различного функционального назначения: жилой застройки, общественных центров, промышленные, научные и научно-производственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, массового отдыха, курортные (в городах и поселках, имеющих лечебные ресурсы), охраняемых ландшафтов.

Организацию территории сельского поселения необходимо предусматривать в увязке с общей функциональной организацией территории хозяйства, как правило, выделяя селитебную и производственную территории.

В исторических городах следует выделять зоны (районы) исторической застройки.

При соблюдении санитарно-гигиенических и других требований к совместному размещению объектов разного функционального назначения допускается создание многофункциональных зон.

В селитебную территорию входят: общественные центры, жилая застройка и селитебная территория сельского поселения.

Производственная зона включает промышленную зону, научную и научно-производственную, коммунально-складскую зону и производственную зону сельского поселения.

Рекреационная зона – это парки, скверы, озелененные территории, зоны отдыха и курортные зоны.

Планировочная структура жилой застройки

Жилой район проектируется в виде единого территориального целого (в пределах межмагистральной территории) или состоящим из нескольких микрорайонов, разделенных магистралями. Микрорайон может также решаться как единый жилой комплекс или состоять из кварталов или первичных жилых комплексов.

Одним из средств планировочной организации территории жилого района является правильное функциональное зонирование, рациональное распределение территории по значению.

В состав функциональных зон жилого района входят: микрорайоны или другие жилые образования с учреждениями повседневного обслуживания; общественные центры и другие учреждения периодического пользования; зеленые массивы районного значения- сады, скверы, бульвары; спортивные комплексы и спортивные площадки в садах жилых районов; коммунально-хозяйственные мероприятия; площади, занятые магистральными и жилыми улицами.

При функциональном зонировании жилого района учитывают интенсивность использования территории в зависимости от этажности застройки.

На основании таблиц можно подсчитать численность населения жилого района к магистральным осям этих улиц; к скоростным городским дорогам, магистральным улицам и дорогам общегородского значения, дорогам грузового движения и железным дорогам- по красным линиям; при наличии местного проезда вдоль застройки- по внешней кромке местного проезда.

В расчетную территорию не включаются участки административных, общественных, культурно-бытовых и коммунальных учреждений общегородского значения.

В жилом районе могут быть размещены учреждения и предприятия, не имеющие профессиональной вредности (предприятия легкой или местной промышленности, учебные заведения и т. п. ). При расчете численности населения территории, занятые этими объектами, должны быть исключены из общей площади жилого района.

Данные расчетного баланса территории жилого района позволяют определить размеры и взаимное расположение функциональных зон.

Для застройки микрорайонов выбираются территории, наиболее благоприятные по природным данным для размещения жилья и строительства зданий (по условиям инсоляции, рельефа, состояния грунтов и др.), в пределах пешеходной доступности от учреждений повседневного обслуживания и остановок общественного транспорта.

Сады жилых районов и спортивные сооружения размещаются с учетом существующих зеленых насаждений, вблизи водоемов, общественные центры- исходя из общей градостроительной ситуации района с учетом взаимного расположения жилой и рекреационной зон, удобной транспортной и пешеходной доступности от жилья.

При проектировании микрорайонов на первом этапе осуществляется зонирование их территорий. Площадь последних принимается в границах красных линий, условно отделяющих территорию микрорайона от прилегающих улиц (по внешней границе тротуаров).

На ней выделяются следующие зоны: жилая(жилые дома, проезды, тротуары, хозяйственные площадки, озелененные участки); участки школ; детских дошкольных учреждений; учреждений и предприятий обслуживания; гаражей; спортивных сооружений; зеленых насаждений общего пользования, не вошедших в жилые.

Зонирование территории микрорайонов подчинено планировочной организации жилого района, в состав которого они входят.

Школу рекомендуется размещать в центральной зоне микрорайона рядом со спортивным комплексом и зелеными насаждениями общего пользования, детские дошкольные учреждения – рассредоточено, вблизи обслуживаемых ими групп жилых зданий. Жилые зоны тяготеют к прилегающим улицам, остановкам общественного транспорта.

Зонирование производится в соответствии с расчетным балансом элементов территории микрорайона, выполняется по СНиП в зависимости от этажности застройки.

6. Городская инженерная инфраструктура – характеристика систем жизнеобеспечения города (инженерные коммуникации, транспортная система)

Инженерная инфраструктура города, т.е. совокупность транспортных, водохозяйственных, энергетических и других коммуникаций и учреждений, обслуживающих социально-экономический комплекс города и способствующих эффективному его функционированию, представляет собой чрезвычайно важную и сложную для проектирования систему.

Сложность планировочной структуры для большинства районов предопределяет и трудности в функциональном использовании их территорий.

В этих условиях выбор рациональных трасс транспортных и инженерных коммуникаций, местоположение соответствующих сооружений и устройств диктуются не только их функциональным назначением, но и стремлением “вписать” их в планировочную структуру города, увязав с важнейшими функциональными зонами.

Функциональная организация градостроительного объекта и взаимное размещение городских элементов в значительной степени определяют требования к инженерной инфраструктуре- с одной стороны, и сами обуславливаются ею с другой.

Значение инженерной инфраструктуры определяется следующими ее функциями: созданием оптимальных условий производства и жизнедеятельности населения во всех элементах города, рациональным использованием городских территорий, сокращением затрат на коммуникации и.т.д.,

В связи с этим решаются проблемы: формирования и развития транспортной инфраструктуры: повышения уровня инженерного обеспечения градостроительных процессов, что связанно с формированием инженерных сетей, объектов и сооружений инженерного оборудования, интенсификации использования городских территорий, защиты и оздоровление окружающей среды.

Одной из наиболее активно влияющих на организацию города инженерных систем является транспортно-коммуникационная инфраструктура, исследования которой относятся к стратегическим задачам градостроительной теории.

На формирования городов и систем расселения в большей мере влияет развитие технической базы городского и внешнего транспорта создания новых видов транспорта, увеличения скорости движения, вместимости комфортабельности транспортных средств. Эти сдвиги в значительной степени определяют условия жизнедеятельности города и изменения в его планировочных параметрах.

Транспортная система города

Транспортная система — транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах[1].

Согласно Федеральному закону N 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года «О транспортной безопасности»[2] инфраструктура включает используемые транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, мосты, тоннели, водные пути и т. д.), а также транспортные узлы или терминалы, где производится перегрузка груза или пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой (например,аэропорты, железнодорожные станции, автобусные остановки и порты).

Транспортными средствами обычно выступают автомобили, велосипеды, автобусы, поезда, самолёты.

Под управлением понимается контроль над системой, например сигналы светофора, стрелки на железнодорожных путях, управление полётами и т. д., а также правила (среди прочего, правила финансирования системы: платные дороги, налог на топливо и т. д.).

Управление транспортной системой – совокупность мероприятий направленных на эффективное функционирование данной системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой.

В широком смысле, разработка сетей — задача гражданской инженерии и городского планирования, разработка транспортных средств — механической инженерии и специализированных разделов прикладной науки, а управление обычно специализированно в рамках той или иной сети, либо относится к исследованию управления или системной инженерии.

Количественными показателями транспортной системы являются:

протяжённость путей сообщения,

численность занятых,

грузо- и пассажирооборот.

8. Генеральный план города, его содержание. Совершенствование нормативно-законодательной базы. Создание безбарьерной среды города.

Генеральный план – это документация о градостроительном планировании развития территорий городов и сельских поселений. Генеральный план разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации.

Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства:

· условия формирования среды жизнедеятельности;

· направления и границы развития территорий городов и сельских поселений;

· зонирование территорий;

· развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

· градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;

· экологическому и санитарному благополучию.

2) В генеральном плане городского или сельского поселения определяются:

· основные направления развития территории поселения с учетом особенностей социально-экономического развития, природно-климатических условий, численности населения городского или сельского поселения;

· зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон;

· меры по защите территории городского или сельского поселения от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

· соотношение застроенной и незастроенной территории городского или сельского поселения;

· территории резерва для развития городского или сельского поселения.

В генеральных планах городских и сельских поселений содержатся предложения об установлении границ поселений, а также об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий поселений.

3) Генеральный план города и его пригородной зоны может разрабатываться как единый документ на основе заключения соглашения между органами местного самоуправления сопредельных территорий.

4) Генеральный план города с численностью населения до пятидесяти тысяч человек и генеральный план сельского поселения могут разрабатываться вместе с проектом планировки территорий указанных поселений как единый документ.

5) При разработке генерального плана исторического поселения учитываются историко-архитектурный опорный план такого поселения и проекты зон охраны памятников истории и культуры.

6) Генеральные планы городских и сельских поселений разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления соответствующих поселений в порядке, установленном Градостроительным кодексом.

Генеральный план города и его пригородной зоны утверждается органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Генеральные планы городов Москвы и Санкт-Петербурга разрабатываются и утверждаются органами государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом.


Источник: https://infopedia.su/9x11698.html

Деление на зоны — основа грамотной застройки города

Зонирование городской территории

На зем­лях посе­ле­ний раз­ме­ща­ет­ся нема­ло объ­ек­тов:

  • жилых застро­ек, в т. ч. и при­уса­деб­но­го типа;
  • обще­ствен­ных и адми­ни­стра­тив­ных поме­ще­ний;
  • зда­ний для пред­при­ни­ма­тель­ства;
  • рекре­а­ци­он­ных объ­ек­тов (отдых, туризм, заня­тия спор­том);
  • объ­ек­тов обо­рон­но­го зна­че­ния.   

Назна­че­ние всех этих стро­е­ний и соору­же­ний раз­лич­ное. Что­бы не было сти­хии в их раз­ме­ще­нии, тер­ри­то­рии город­ских и сель­ских посе­ле­ний зони­ру­ют­ся. При этом уста­нав­ли­ва­ют­ся гра­ни­цы защит­ных зон с соблю­де­ни­ем тре­бо­ва­ний гра­до­стро­и­тель­но­го регла­мен­та. Как про­во­дит­ся тер­ри­то­ри­аль­ное зони­ро­ва­ние в зоне посе­ле­ний?

Зонирование территории городских и сельских поселений

Тер­ри­то­ри­аль­ное зони­ро­ва­ние осу­ществ­ля­ет­ся в соот­вет­ствии с вида­ми раз­ре­шен­но­го исполь­зо­ва­ния, путем деле­ния каж­дой зоны на три под­зо­ны:

  • пер­вая пред­на­зна­че­на для основ­но­го исполь­зо­ва­ния;
  • вто­рая — сопут­ству­ю­ще­го (вспо­мо­га­тель­но­го);
  • тре­тья спе­ци­аль­ная — услов­но-раз­ре­шен­но­го.

Зони­ро­ва­ние про­из­во­дит­ся по пра­ви­лам, утвер­жден­ным город­ски­ми и рай­он­ны­ми вла­стя­ми, под юрис­дик­ци­ей кото­рых нахо­дит­ся тер­ри­то­рия.

Для раз­ме­ще­ния объ­ек­тов с услов­но раз­ре­шен­ным видом исполь­зо­ва­ния тре­бу­ет­ся согла­со­ва­ние с ОМСУ.

Уста­нав­ли­ва­ют­ся мини­маль­ные и мак­си­маль­ные р‑ры пло­ща­ди каж­дой под­зо­ны:

  • для основ­ной — толь­ко мини­маль­ный р‑р;
  • сопут­ству­ю­щей — min & max;
  • спе­ци­аль­ной — толь­ко мак­си­маль­ный.

Виды зон территорий поселений

Все­го ГрК РФ выде­ля­ет сле­ду­ю­щие зоны:

  • жилых застро­ек:
    • инди­ви­ду­аль­ные жилые стро­е­ния (ИЖС);
    • мно­го­этаж­ные жилые дома раз­ных кате­го­рий (бло­ки­ро­ван­ная жилая застрой­ка, зда­ния малой, сред­ней и высо­кой этаж­но­сти);
    • пере­движ­ное жилье;
    • обслу­жи­ва­ю­щие поме­ще­ния.
  • про­из­вод­ствен­ные (ком­мер­че­ские, пред­при­ни­ма­тель­ские);
  • обще­ствен­но-дело­вые;
  • инже­нер­ной и транс­порт­ной инфра­струк­ту­ры;
  • рекре­а­ци­он­но­го назна­че­ния;
  • обо­рон­но­го зна­че­ния;
  • с/х назна­че­ния;
  • спец­на­зна­че­ния.

Прой­дем­ся теперь по каж­дой зоне в отдель­но­сти.

Зонирование территории жилых застроек

Рас­смот­рим мно­го­этаж­ную ЖС с МКД от 4 до 9 эта­жей. Назна­че­ние — про­жи­ва­ние и мно­го­уров­не­вое обслу­жи­ва­ние насе­ле­ния. К жилым стро­е­ни­ям при­стра­и­ва­ют­ся (или встра­и­ва­ют­ся) поме­ще­ния для обслу­жи­ва­ния.

В основ­ной зоне рас­по­ло­же­ны: 

  • МКД;
  • адми­ни­стра­тив­ные гос­учре­жде­ния;
  • обще­об­ра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния (шко­лы, ВУЗы, тех­ни­ку­мы, кол­ле­джи, сады, ясли и т.д.);
  • зда­ния обще­ствен­но­го назна­че­ния (апте­ки, мага­зи­ны, гости­ни­цы, пунк­ты обслу­жи­ва­ния, кино­те­ат­ры, раз­вле­ка­тель­ные цен­тры, спорт­за­лы и пр.);
  • гара­жи и сто­ян­ки для транс­пор­та;
  • объ­ек­ты для экс­плу­а­та­ции зда­ний, объ­ек­ты линей­ной свя­зи, ава­рий­но-дис­пет­чер­ские служ­бы, пунк­ты охра­ны пра­во­по­ряд­ка и др.;
  • пар­ки и скве­ры.

Во вспо­мо­га­тель­ной зоне раз­ре­ше­но раз­ме­ще­ние: 

  • объ­ек­тов, обслу­жи­ва­ю­щих зда­ния (транс­фор­ма­тор­ных будок, ГРП, теп­ло­пунк­тов, насос­ных и т. д.);
  • объ­ек­тов дво­ро­вой инфра­струк­ту­ры (дет­ских и спор­тив­ных пло­ща­док, пло­ща­док для отды­ха, пар­ко­вок).

Услов­ные ВРИ (на кото­рые нуж­но брать раз­ре­ше­ние вла­стей):

  • ИЖС;
  • объ­ек­ты куль­то­во­го назна­че­ния (церк­ви, риту­аль­ные заве­де­ния);
  • ком­му­наль­ные объ­ек­ты (с клас­сом вред­но­сти не выше 5); 
  • объ­ек­ты транс­порт­ной инфра­струк­ту­ры (АЗС, авто­сер­ви­сы, вул­ка­ни­за­ции и пр.).

В зоне мно­го­этаж­ной застрой­ки огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко мак­си­маль­ная пло­щадь для объ­ек­тов с услов­но-раз­ре­шен­ны­ми ВРИ.

Территориальное зонирование производственных зон

Про­из­вод­ствен­ные зоны быва­ют:

  • ком­му­наль­но-склад­ски­ми;
  • зона­ми пред­при­я­тий 1 — 5 клас­сов вред­но­сти (с сани­тар­но-защит­ны­ми зона­ми).

Основ­ной ВРИ ком­му­наль­но-склад­ской зоны и пред­при­я­тий 5 клас­са вред­но­сти:

  • скла­ды, пред­при­я­тия ЖКХ;
  • объ­ек­ты с/х пр-ва;
  • авто­пар­ки и сто­ян­ки, АЗС, пред­при­я­тия по обслу­жи­ва­нию транс­пор­та;  
  • инже­нер­ные объ­ек­ты;
  • адми­ни­стра­тив­ные зда­ния, лабо­ра­то­рии;
  • обслу­жи­ва­ю­щие и ремонт­ные объ­ек­ты;
  • рын­ки, мага­зи­ны и др.

Вспо­мо­га­тель­ные ВРИ: раз­ме­ще­ние мусо­ро­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щих заво­дов, ско­то­мо­гиль­ни­ков, меди­цин­ских и био­ло­ги­че­ских отхо­дов и пр.

Услов­но-раз­ре­шен­ные виды исполь­зо­ва­ния:

  • ИЖС;
  • обра­зо­ва­тель­ные и здра­во­охра­ни­тель­ные учре­жде­ния;
  • объ­ек­ты науч­но-иссле­до­ва­тель­ской сфе­ры;
  • зда­ния рели­ги­оз­но­го куль­та и пр.

Зонирование территории общественно-деловой зоны

В обще­ствен­но-дело­вой зоне (ОДЗ) рас­по­ла­га­ют­ся соци­аль­но-куль­тур­ные, хозяй­ствен­ные, тор­го­вые и финан­со­вые объ­ек­ты, име­ю­щие зна­че­ние не толь­ко в пре­де­лах одно­го города/района, но и для меж­се­лен­ных тер­ри­то­рий. ОДЗ делит­ся на цен­траль­ную, рай­он­ную зоны, а так­же мест­ную и учеб­ную.

  • Самая мно­го­функ­ци­о­наль­ная с боль­шим кол-вом ВРИ — цен­траль­ная ОДЗ: в ней рас­по­ло­же­ны объ­ек­ты здра­во­охра­не­ния, искус­ства и куль­ту­ры, науч­ные цен­тры, пред­при­я­тия тор­гов­ли и обще­пи­та, спор­тив­ные и раз­вле­ка­тель­ные ком­плек­сы, управ­лен­че­ские орга­ни­за­ции и др.
  • Сопут­ству­ю­щие ВРИ: соору­же­ния для хра­не­ния транс­порт­ных еди­ниц.
  • Раз­ре­ше­но при согла­со­ва­нии с ОМСУ стро­и­тель­ство гара­жей, посто­ян­ных авто­сто­я­нок, игор­ных заве­де­ний, обще­ствен­ных туа­ле­тов и пр.

Зоны инженерной и транспортной инфраструктуры (ИТИ) 

В зоне ИТИ раз­ре­ше­но раз­ме­щать:

  • объ­ек­ты всех видов транс­пор­та: желез­но­до­рож­но­го, в т. ч. и мет­ро­по­ли­те­на; авто­мо­биль­но­го; воз­душ­но­го; вод­но­го; тру­бо­про­вод­но­го;
  • обо­ру­до­ва­ние в виде назем­ных и под­зем­ных инже­нер­ных ком­му­ни­ка­ций и линий свя­зи: газо- и водо­про­во­дов, теле- и радио­ве­ща­ния;
  • объ­ек­ты при­до­рож­но­го сер­ви­са, осу­ществ­ля­ю­щие обслу­жи­ва­ние людей и транс­пор­та (авто­за­прав­ки, моте­ли, кафе, кем­пин­ги, пунк­ты авто­сер­ви­са и т.д.).

Дан­ные виды исполь­зо­ва­ния отно­сят­ся к основ­ным.

Вспо­мо­га­тель­ные ВРИ: соору­же­ния и зда­ния для вре­мен­но­го либо посто­ян­но­го раз­ме­ще­ния лег­ко­во­го и гру­зо­во­го транс­пор­та.

ОКС, не отно­ся­щи­е­ся к транс­порт­ным объ­ек­там, запре­ща­ет­ся стро­ить в пре­де­лах полос отво­да дорог и сани­тар­но-защит­ных зон.

Если при воз­ве­де­нии объ­ек­тов про­ис­хо­дит изме­не­ние гра­ниц земель­но­го участ­ка и полос отво­да, то такое раз­ме­ще­ние воз­мож­но толь­ко по согла­со­ва­нию с ОМСУ.

Зонирование территории рекреационного значения

Тер­ри­то­рия под рекре­а­ци­он­ную дея­тель­ность вклю­ча­ет в себя четы­ре зоны с исполь­зо­ва­ни­ем при­род­ных осо­бен­но­стей:

  • откры­тых про­странств;
  • при­род­ных ланд­шаф­тов;
  • лесо­пар­ков;
  • дач.

Открытая зона

  • В зону откры­то­го про­стран­ства вхо­дят зеле­ные мас­си­вы посе­ле­ний (пар­ки, скве­ры), набе­реж­ные, буль­ва­ры, реч­ные бере­го­вые поло­сы.

  • Здесь раз­ре­ша­ет­ся раз­ме­щать раз­вле­ка­тель­ные аттрак­ци­о­ны, пло­щад­ки для игр и заня­тий спор­том, кон­церт­ные пло­щад­ки, лет­ние кино­те­ат­ры и пр.

  • В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го исполь­зо­ва­ния раз­ре­ше­но раз­ме­ще­ние: исто­ри­ко-куль­тур­ных памят­ни­ков, мемо­ри­а­лов; транс­порт­ных сто­я­нок; тор­го­вых киос­ков и пави­льо­нов с напит­ка­ми и моро­жен­ным; соору­же­ний, свя­зан­ных с обслу­жи­ва­ний рекре­а­ци­он­ных объ­ек­тов.

Ландшафтная зона

Во вто­рую зону (ланд­шафт­ную) вхо­дят: при­род­ные запо­вед­ни­ки и пар­ки, лес­ная зона, есте­ствен­ные при­род­ные вод­ные объ­ек­ты (реки, озе­ра).

  • Основ­ное назна­че­ние: орга­ни­за­ция пеших и вод­ных похо­дов, лыж­ных и вело­си­пед­ных про­гу­лок; про­ве­де­ние сорев­но­ва­ний и игр.
  • Сопут­ству­ю­щее исполь­зо­ва­ние: деко­ра­тив­ные архи­тек­тур­ные соору­же­ния (скульп­ту­ры, фона­ри, фон­та­ны, садо­вая мебель, бесед­ки и т. д.).
  • Исполь­зо­ва­ние по согла­со­ва­нию с госу­дар­ствен­ны­ми орга­на­ми: раз­ме­ще­ние тури­сти­че­ских баз, спор­тив­ных лаге­рей, баз отды­ха, сана­то­ри­ев, про­фи­лак­то­ри­ев и др.; объ­ек­ты обще­ствен­но­го пита­ния; инже­нер­ные ком­му­ни­ка­ции, обще­ствен­ные туа­ле­ты.

Зона лесопарка

  • Пред­на­зна­че­на для отды­ха, раз­ме­ще­ния пала­точ­ных город­ков, пля­жей, обще­пи­тов­ских заве­де­ний, про­кат­ных пунк­тов, лодоч­ных стан­ций, спорт­пло­ща­док, саун, поме­ще­ний обслу­жи­ва­ния.
  • Мож­но так­же раз­ме­щать откры­тые авто­сто­ян­ки, бесед­ки, пляж­ные кабин­ки и т. д.

Дачная зона

Зони­ро­ва­ние тер­ри­то­рии дач про­ис­хо­дит сле­ду­ю­щим обра­зом:

  • Основ­ное ВРИ:
    • жилые дач­ные дома с при­уса­деб­ны­ми участ­ка­ми;
    • мага­зи­ны с това­ра­ми пер­вой необ­хо­ди­мо­сти пло­ща­дью до 40 кв. м.;
    • сады и ого­ро­ды;
    • водо­за­бор­ные устрой­ства и про­ти­во­по­жар­ные соору­же­ния с исполь­зо­ва­ни­ем водо­е­мов.
  • Вспо­мо­га­тель­ные ВРИ:
    • хоз­по­строй­ки;
    • теп­ли­цы, цвет­ни­ки;
    • бани/сауны;
    • гараж, сто­ян­ка на одно ТС на дач­ный уча­сток;
    • адми­ни­стра­тив­ные зда­ния для обслу­жи­ва­ния дач.
  • Услов­ные ВРИ:
    • мага­зи­ны свы­ше 40 кв. м.;
    • пави­льо­ны, киос­ки и дру­гие мел­кие тор­го­вые точ­ки;
    • поч­та, теле­фон и др. объ­ек­ты.

Зона военного значения

Здесь раз­ме­ща­ют­ся воен­ные и режим­ные объ­ек­ты (воин­ские части, воен­го­род­ки, воен­ные базы, поли­го­ны, скла­ды, аэро­дро­мы, объ­ек­ты кос­ми­че­ской отрас­ли, воен­ные учеб­ные заве­де­ния и пр.).

  • Сопут­ству­ю­щее исполь­зо­ва­ние: жилые дома, зда­ния обще­ствен­но­го зна­че­ния, хоз­по­строй­ки, сто­ян­ки, гара­жи, ого­ро­ды, теп­ли­цы.
  • Услов­но-раз­ре­шен­ное ВРИ: про­из­вод­ствен­ные зда­ния, линии свя­зи, инже­нер­ные ком­му­ни­ка­ции. 

Зона сельскохозяйственного значения

Основ­ное исполь­зо­ва­ние — веде­ние сель­ско­хо­зяй­ствен­ной дея­тель­но­сти (садо­вод­ство, ого­род­ни­че­ство, выра­щи­ва­ние с/х куль­тур, выпас живот­ных, сено­ко­ше­ние и пр.).

  • В этой зоне могут быть рас­по­ло­же­ны:
    • стро­е­ния для сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го про­из­вод­ства и хра­не­ния сель­хоз­про­дук­ции;
    • есте­ствен­ные при­род­ные объ­ек­ты (леса, лесо­по­ло­сы, водо­е­мы и т.д.).
  • Неоснов­ные ВРИ:
    • ЛПХ, ФКХ;
    • земель­ные участ­ки обще­ствен­ных и рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций для сель­ско­хо­зяй­ствен­ной дея­тель­но­сти;
    • объ­ек­ты инже­нер­ной и транс­порт­ной инфра­струк­ту­ры.
  • Раз­ре­ше­ние тре­бу­ет­ся для раз­ме­ще­ния скла­дов, пере­ра­ба­ты­ва­ю­щих про­из­вод­ствен­ных поме­ще­ний, рын­ков, боль­ших авто­сто­я­нок. 

Зоны спецназначения

  • Исполь­зу­ют­ся для раз­ме­ще­ния клад­бищ, мусор­ных поли­го­нов, пред­при­я­тий ЖКХ с сани­тар­но-защит­ны­ми зона­ми.
  • Неоснов­ное исполь­зо­ва­ние: объ­ек­ты куль­та; поме­ще­ния, свя­зан­ные с рабо­той клад­бищ; объ­ек­ты инже­нер­ной инфра­струк­ту­ры.

  • Услов­но-раз­ре­шен­ные ВРИ: стро­и­тель­ство мусо­ро­сжи­га­ю­щих и пере­ра­ба­ты­ва­ю­щих заво­дов; раз­ме­ще­ние поли­го­нов с вред­ны­ми, ток­сич­ны­ми отхо­да­ми.

Тер­ри­то­ри­аль­ное зони­ро­ва­ние поз­во­ля­ет осу­ществ­лять гра­мот­ное пла­ни­ро­ва­ние тер­ри­то­рии посе­ле­ния и раци­о­наль­ное раз­ме­ще­ние объ­ек­тов на ней. 

По реше­нию ОМСУ могут быть вве­де­ны дру­гие виды раз­ре­шен­но­го исполь­зо­ва­ния, кро­ме ука­зан­ных выше.

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/zakony/territorialnoe-zonirovanie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.