Зонирование населенных пунктов

Зонирование территории поселения

Зонирование населенных пунктов

В проектах планировки и застройки городских и сельских поселений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития.

При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Проект планировки решает задачи:

– определение перспектив развития сельскохозяйственного производства;

– определение перспективной численности населения;

– определение потребных объемов жилого, культурно-бытового и производственного строительства, его размещение;

– разработку предложений по охране окружающей среды.

Проект планировки сельского поселения, для достижения высокого социально-экономического уровня жизни сельского населения, должен удовлетворять следующим требованиям:

Функциональным (технологическим);

Техническим – обеспечение жизнедеятельности систем;

Безопасности – безопасные условия труда и отдыха людей;

Экономическим – рациональное использование земель и ресурсов

Экологическим – защита ОПС

РАСЧЕТНЫЙ СРОК планировки – Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30 – 40 лет.

При разработке генеральных планов городов и сельских населенных пунктов необходимо исходить из оценки их экономико-географического, социального, производственного, историко-архитектурного и природного потенциала

При планировке и застройке городов и других поселений необходимо зонировать их территорию с установлением видов преимущественного функционального использования, а также других ограничений на использование территории для осуществления градостроительной деятельности.

Перечень функциональных зон документов территориального планирования может включать зоны преимущественно жилой застройки, смешанной и общественно-деловой застройки, общественно-деловой застройки, производственной застройки, смешанной застройки, инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные зоны, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, в том числе зоны размещения военных и иных режимных объектов, зоны кладбищ, прочие зоны специального назначения.

Границы территориальных зон устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки с учетом:

а) возможности сочетания в пределах одной зоны различных видов существующего и планируемого использования территории;

б) функциональных зон и параметров их планировочного развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

в) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

г) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории;

д) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства.

4.10 Границы территориальных зон могут устанавливаться по:

а) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

б) красным линиям;

в) границам земельных участков;

г) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;

д) границам муниципальных образований, в том числе внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

е) естественным границам природных объектов;

ж) иным границам.

Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, предусматривая:

– компактное размещение и взаимосвязь территориальных зон с учетом их допустимой совместимости;

– зонирование и структурное членение территории в увязке с системой общественных центров, транспортной и инженерной инфраструктурой;

– эффективное использование территорий в зависимости от ее градостроительной ценности, допустимой плотности застройки, размеров земельных участков;

– комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, историко-культурных, этнографических и других местных особенностей;

– эффективное функционирование и развитие систем жизнеобеспечения, экономию топливно-энергетических и водных ресурсов;

– охрану окружающей среды, памятников истории и культуры;

– охрану недр и рациональное использование природных ресурсов;

– условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в соответствии с требованиями нормативных документов.

В районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов, а также рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией населения и имеющих повышенную пожарную и взрывопожарную опасность.

Организацию территории сельского поселения необходимо предусматривать в увязке с функциональной и планировочной организацией территории сельских муниципальных образований.

5

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 842; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/4-94836.html

Схемы зонирования территории населённых пунктов

Зонирование населенных пунктов

Территориальное зонирование. Градостроительный кодекс РФ в ст.

1 определяет зонирование как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование.

Зонирование осуществляется посредством правового зонирования — деятельности органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований.

Правовой режим использования территориальных зон устанавливается градостроительной документацией и градостроительными регламентами.

Градостроительный регламент представляет собой совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при градостроительной деятельности в пределах каждой зоны. Градостроительная документация — документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.

Согласно п. 2 ст. 35 Градостроительного кодекса в генеральном плане городского или сельского поселения определяются зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон.

Правила застройки включают в себя также схему зонирования — графический материал (границы территориальных зон различного функционального назначения и кодовые обозначения таких зон) и текстовые материалы (градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны).

Правовой режим, установленный для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом, применяется в равной мере ко всем расположенным в ее пределах земельным участкам и иным объектам недвижимости (п. 2, 4 ст. 39).

Сведения о зонировании территорий и о градостроительных регламентах территориальных зон включаются в государственный градостроительный кадастр (п. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса).

Зонирование территорий населенных пунктов определяет разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве, т.е. использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом и ограничения на использование указанных объектов, а также сервитуты.

Зонирование территорий населенных пунктов имеет два основных отличительных признака. Во-первых, оно связано с градостроительной деятельностью.

И во-вторых, в процессе зонирования регулируются сооружение и использование объектов недвижимости как взаимосвязанного комплекса зданий, строений, сооружений и земельного участка, на котором они расположены.

Таким образом, территориальное зонирование –деятельность соответствующих органов в сфере планирования градостроительной деятельности по комплексному регулированию создания и использования объектов недвижимости и использования земельных участков путем подразделения территорий населенных пунктов на соответствующие зоны.

Градостроительная деятельность граждан и юридических лиц, являющихся собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, осуществляется на основании разрешенного использования объектов недвижимости в соответствии с градостроительными регламентами, предусмотренными правилами застройки, а также с соблюдением красных линий*, которые установлены проектами планировки (ст. 16). Кроме того, ст. 20 Градостроительного кодекса возлагает на эти лица обязанность осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с градостроительной документацией и правилами застройки. Согласно п. 2 ст. 66 Градостроительного кодекса нарушение правового режима использования территориальных зон влечет применение мер административной ответственности.

Красные линии — границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях (ст. 1 Градостроительного кодекса).

В ст. 40–48 Градостроительного кодекса определены виды территориальных зон и основные положения их правового режима.

Так, на территориях городских и сельских поселений могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерной и транспортной инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов, иные зоны режимных территорий. Кроме того, органы местного самоуправления городских и сельских поселений в соответствии с местными условиями могут устанавливать иные территориальные зоны, а также включать в них земельные участки и иные объекты недвижимости.

В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений, установленных земельным законодательством РФ, законодательством РФ об охране окружающей природной среды, законодательством РФ об охране памятников истории и культуры, иным законодательством РФ.

В состав территориальных зон могут включаться территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Территории общего пользования в городских и сельских поселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения.

Порядок использования таких территорий определяется органами местного самоуправления.

Согласно п. 3 и 4 ст. 39 Градостроительного кодекса границы территориальных зон определяются с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных границ.

Правовой режим, установленный для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом, применяется в равной мере ко всем расположенным в ней земельным участкам, иным объектам недвижимости.

В территориальных зонах, в границах которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию, могут устанавливаться дополнительные требования к отдельным объектам недвижимости.

Пригородные зоны городов. Кроме территориальных зон устанавливаются пригородные зоны городов. Их правовой режим регулируется ст. 49 и 50 Градостроительного кодекса.

Территория пригородной зоны города включает в себя земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории не только данного города, но и территорий других поселений, которые находятся в пригородной зоне города.

Эта зона представляет собой резерв для развития поселения, размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной, транспортной инфраструктур, садоводческих и дачных кооперативов, мест отдыха населения, а также для ведения сельского хозяйства и выполнения защитных и санитарно-гигиенических функций.

Использование территории пригородной зоны города и градостроительная деятельность в ее границах осуществляются с учетом интересов населения города и населения поселений, входящих в пригородную зону, а также интересов других лиц.

Зонирование территорий пригородных зон городов определяется в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территории субъекта РФ, части территории субъекта РФ, района (уезда), сельского округа (волости, сельсовета), а также в генеральных планах городов, которые разрабатываются вместе с их пригородными зонами, с учетом земле-и лесоустроительной документации.

В пределах пригородных зон городов выделяются зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

В зеленых зонах запрещена хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду.

Строительство, реконструкция и расширение объектов недвижимости в пределах территорий резерва в границах пригородной зоны города осуществляются по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Следует отличать указанные виды территориального зонирования от видов земель, входящих в состав земель населенных пунктов, перечисленных в ст. 71 ЗК (земли застройки, земли общего пользования и т.д.).

Территориальное зонирование является инструментом градостроительного планирования и устанавливает правовой режим недвижимости: зданий и сооружений, находящихся на земельном участке, как комплексного понятия.

Закрепление состава земель населенных пунктов в ЗК преследует иную, более узкую задачу — определить правовой режим видов земель населенных пунктов.

Поэтому содержание правового режима земель и объектов недвижимости, устанавливаемого в результате зонирования, и в результате отнесения земельных участков к соответствующему виду земель населенных пунктов полностью не совпадает.

Установление ограничений. Согласно п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса ограничения на использование территорий для градостроительной деятельности устанавливаются также в следующих зонах:

зоны охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон;

зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны;

санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны;

водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;

зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

зоны залегания полезных ископаемых;

территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;

зоны с экстремальными природно-климатическими условиями;

иные зоны, установленные в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Цель выделения таких зон — определение вида использования территорий и тем самым установление ограничений на их использование для градостроительной деятельности.

В этих случаях ограничения касаются в первую очередь градостроительной деятельности, что, естественно, отражается и на режиме использования земельных участков. Установление таких зон не является зонированием, предусмотренным законодательством о градостроительстве.

Задача режима в таких зонах — ограничить права лиц, использующих земельные участки, в целях, предусмотренных законодательством.

Источник: https://vuzlit.ru/358063/shemy_zonirovaniya_territorii_naselyonnyh_punktov

Порядок зонирования территорий и разрешенного использования земельных участков

Зонирование населенных пунктов
Определение 1

Зонирование территорий – разграничение с выделением особых зон и установление для каждой из них целевого назначения с определением приоритетных функций и соответствующих режимов использования.

Изначально зонирование применялось в градостроительной отрасли для того, чтобы регулировать застройку городов.

Затем в США стали осуществлять зонирование, выделяя различные виды землепользования и устанавливая параметры путем выделения территориальных административных единиц целевых зон землепользования. В этих рамках существовал свой правовой режим и контролировалось его соблюдение.

В США были приняты уполномочивающие статуты по зонированию. В начале 30-х годов XX века местные органы большинства штатов получили полномочия в этой области. Нормативные акты органов на местах, называющиеся ордонансами, были направлены на частных лиц, определяли их права и обязанности по использованию земли, находящейся в собственности, в границах данной зоны.

Ордонанс содержал полный список видов землепользования, разрешенных в этой зоне. Виды землепользования делились на правовые и условные. Для условных видов необходимо было получить специальное разрешение администрации.

Если режим землепользования нарушался, следовала юридическая ответственность в виде штрафа или лишения свободы до 1 года.

Вывод 1

С помощью зонирования был установлен конкретный правовой режим земли в населенных пунктах, при нарушении которого следовала юридическая ответственность.

В более поздний период развитие получили сельскохозяйственное и экологическое зонирование.

Другие страны тоже взяли на вооружение данный способ для регулирования земельных отношений. Зонирование развивалось и в России, преследуя государственные и общественные интересы.

Развитие зонирования в России

Советский период внес свои коррективы в развитие зонирования в России, оно стало не основным способом установления правового регулирования, а дополнительным, земли делились на категории.

Отдельными категориями являлись населенные пункты, земли сельхозназначения, особо охраняемые территории. Для каждой категории устанавливался специализированный правовой режим.

Также выделялись зоны с особыми условиями использования, это делалось для того, чтобы выполнялись охранные, экологические функции.

В Земельном кодексе РФ определено:

Определение 2

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Общее регулирование зонирования с точки зрения права на сегодняшний день в России отсутствует, как и единая терминология в данной области. Термин «зонирование» применяется к различным объектам для достижения различных целей.

В Земельном кодексе РФ термин употреблен для уточнения правового режима земель без установления видов, оснований и порядка зонирования.

В ГрК РФ используется определение «градостроительное зонирование», речь идет о территориальных зонах с определенными видами разрешенного использования земельных участков. Также в ГрК РФ говорится о функциональных зонах для размещения объектов государственного и муниципального значения.

Если речь идет об особо охраняемых территориях, то в ФЗ употребляется термин «зонирование территорий национальных и природных парков.»

Деление земель на категории тоже является зонированием. Остановимся на особом виде зонирования территорий – зонах с особыми условиями использования. Сюда относятся охранные, санитарнозащитные зоны, объекты культурного наследия, охраняемые объекты и пр. В этих зонах существуют дополнительные ограничения прав, связанные с обеспечением задач и целей, ради которых зоны были созданы.

Результатом зонирования территорий является установление разрешенного использования земельных участков.

Опиши задание

Разрешенное использование земельных участков

Разрешенное использование участков земли может быть установлено на основе соответствующих актов о предоставлении земельных участков, без зонирования. Как объект недвижимого имущества участок земли характеризуется двумя составляющими: разрешенным использованием и целевым назначением. Эти сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Замечание 1

Именно разрешенное использование участка земли определяет его правовой режим, устанавливает виды деятельности, которые могут осуществляться на данном участке.

Понятие в полной мере не раскрыто в законодательстве, соотношение между целевым назначением земельного участка и видами разрешенного использования тоже не установлено.

ГрК РФ определяет виды, порядок установления и изменения разрешенного использования в области градостроительного зонирования.

В отношении других категорий земель в законодательстве порядок не установлен, на практике, если разрешенное использование требуется изменить, применяются нормы ГрК РФ по аналогии закона.

Замечание 2

Такая характеристика, как разрешенное использование участка, возникла с установлением советского строя, когда образовалась исключительная собственность государства на землю.

Участки предоставлялись физическим и юр. лицам в пользование для определенной цели, это отражалось в соответствующем документе.

Государство являлось единоличным собственником земель и определяло условия и порядок их назначения.

В законе о земле 1968 года и более поздних документах было указано, что землепользователь обязан использовать земли в тех целях, для которых они предназначены. Если эта обязанность нарушалась, землепользователь лишался земельного участка.

Целевое назначение земель

В советском законодательстве существовал термин «основное целевое назначение», он относился к категории земель, а к земельному участку применялся термин «целевое назначение».

Эти два понятия могли не совпадать. Л.Е.

Бандорин утверждает, что по форме целевое назначение – это прообраз разрешенного использования Отличие в том, что первое понятие более конкретное, относящееся определенной категории земель.

Замечание 3

Целевое назначение понималось как использование с целью предоставления, данная цель была зафиксирована в соответствующих документах.

В законодательстве о земле 1990 года указывалось, что землепользователи должны были использовать земли в соответствии с назначением, которое определялось в акте о предоставлении участка. В документе указывалось, с какой целью предоставлена земля и для чего будет использована, например, для индивидуального строительства, для ведения с/х производства, для ведения садоводства и пр.

В учетных базах отражалась цель земельного участка. Постепенно данная характеристика стала называться в законе о земле разрешенным использованием земельного участка.

В ЗК РФ закреплено понятие «разрешенное использование земельного участка» и его юридическое значение.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/porjadok-zonirovanija-territorij/

Зонирование территории населенного пункта

Зонирование населенных пунктов

Библиографическая ссылка на статью:
Жаркова М.В. Зонирование территории населенного пункта // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/08/87320 (дата обращения: 16.09.2020).

Зонирование территории населенного пункта является составной частью его Генерального плана. В процессе такого зонирования выделяются части населенных пунктов с определенными видами использования земель и ограничениями их использования. При этом учитывается  функциональное назначение территорий при осуществлении градостроительной деятельности.

Главным назначением плана градостроительного зонирования является зонирование территории, разработка системы градостроительных регламентов в каждой функциональной зоне и законодательного закрепления основных положений Генерального плана в местном нормативном акте.

Функциональное назначение – установление направления использования территории для определенных видов деятельности, разрешенное соотношение площадей участков жилых, общественных, производственных и природных объектов.

Строительное назначение – установление разрешенного соотношения площадей участков застройки различной высоты и плотности.

Ландшафтное назначение – установление разрешенного соотношения площадей участков территории с преобладанием естественного покрова (растительность, водные поверхности); над искусственными покрытиями и поверхностями, занятыми зданиями и сооружениями.

Установленное функциональное, строительное и ландшафтное назначение территории города является инструментом обеспечения использования территории при осуществлении градостроительной деятельности в соответствии с целями, требованиями и основными направлениями градостроительного развития города.

Основной принцип зонирования — обеспечение сбалансированной совокупности трех взаимосвязанных характеристик: функциональной, строительной и ландшафтной для каждого элемента городской территории.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ территория населенного пункта подразделяется на зоны следующих видов:

–      жилые зоны;

–      общественно-деловые зоны;

–      производственные зоны;

–      зоны инженерной и транспортной инфраструктур;

–      рекреационные зоны;

–      зоны сельскохозяйственного использования;

–      зоны специального назначения;

–      зоны режимных территорий.

Размеры зон, их взаимное размещение, оказывают существенное влияние на развитие населенного пункта. Основными задачами являются: качественное преобразование жилых зон и производственных территорий, формирование системы общественно-деловых центров, решение экологических и социальных вопросов.

Виды зон и их характеристики сводятся в таблицу, где указываются следующие параметры:

–      номер градостроительной зоны;

–      номер микрорайона (квартала), название улицы, полосы отвода (например, полосы отвода железной дороги и инженерных сетей), производственно-коммунальные территории, водные акватории, леса, болота, свободные территории;

–      тип зоны по проектному предложению;

–      площадь функциональной зоны.

Градостроительные зоны и данные по кадастровым кварталам сводятся в таблицу, где указываются следующие параметры:

–      номер микрорайона (жилого квартала);

–      номер градостроительный зоны;

–      код по кадастровому кварталу;

–      вид использования;

–      собственник, владелец, его адрес;

–      ведомственная принадлежность;

–      срок использования (форма собственности);

–      площадь участка (по документам и фактически);

–      адрес землевладения.

Материалы зонирования территории города используются для включения соответствующих показателей перспективного использования территории в состав исходно разрешительной и градостроительной документации на разработку детализирующих проектных предложений; информирования жителей города и других участников градостроительной деятельности (инвесторов, застройщиков, предпринимателей и т. п.) о перспективах градостроительного развития города; проведения экспертизы, согласования и утверждения проектной и разрешительной документации по всем объектам и территориям в границах градостроительных зон; рассмотрение судебно-арбитражными органами конфликтных ситуаций и  случаев нарушения правовых норм, связанных с использованием территории.

Библиографический список

Количество просмотров публикации: Please wait

автора «Жаркова Марина Викторовна»

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2018/08/87320

Зонирование территории поселений

Зонирование населенных пунктов

Виды зонирования.Зонирование значит выделение территории с различной интенсивностью каких-либо признаков. Одну и ту же территорию в процессе предпроектного анализа и при выработке проектных решений можно зонировать разными способами. Основными видами зонирования являются:

· по назначению территорий, т.е. по функциональному использованию (жилые, промышленные, сельскохозяйственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, пешеходные, рекреационные и т. п.);

· по исходным природным свойствам среды (геологически и гидрологически опасные, залегания полезных ископаемых и других ресурсов, с неблагоприятными природно-климатическими условиями (затопляемые, сейсмичные) и т. п.);

· по способам подготовки территории для последующего освоения (мелиорированные (обводняемые и осушаемые), требующие различной инженерной подготовки или размещения защитных сооружении (дамб, обвалования, лесозащитных полос) и т п.);

· по градостроительной ценности территории (высокая, средняя, низкая);

· по режимам использования территории, накладывающим определенные ограничения или стимулы при выработке проектных решений и освоении;

· по композиционным и визуально-художественным свойствам ландшафта;

· по социально-демографическим характеристикам территории (половозрастному и имущественному составу населения, образовательному уровню, миграционному обороту, этническим характеристикам и т п.);

· по отношению к другим зонам (предзаводская, прирельсовая, пригородная и т п.).

Функциональное зонирование.Одним из ведущих методов градостроительного проектирования является функциональное зонирование, которое заключается в выделении территории по превалирующей функции (рис. 11).

Вся территория поселения подразделяется на две крупные функциональные зоны – селитебную и внеселитебную.

На городских территориях селитебная составляющая занимает в среднем 60% от всей территории города и включает жилые образования, зоны центров общественного обслуживания, открытые озелененные пространства общего пользования, улицы, площади, автостоянки.

Внеселитебная территория включает промышленную и коммунально-складскую зоны, зону внешнего транспорта, городские ландшафтно-рекреационные территории, защитные, озелененные территории и прочее.

За пределами городской черты размещаются пригородная и зеленая зоны, головные инженерно-технические сооружения (водозаборы, очистные устройства и другие), кладбища, а также резервные территории для развития города.

Функциональное зонирование позволяет дифференцировать территорию по назначению, что делает возможным создание оптимальных пространственных условий для преобладающей или ведущей деятельности. Однако реальные процессы жизнедеятельности сложнее и многообразнее, поэтому в градостроительном проектировании применяются и другие виды зонирования.

Укрупненное структурно-планировочное зо­нирование. По мере развития городов многие функциональные зоны перемешиваются – это закономерный процесс градостроительного развития. Функции центров городов вытесняются на другие городские территории, повышая социально-экономический потенциал периферийных районов.

Преобразования городской среды находятся в процессе непрерывного развития. При проектировании возникла необходимость в выделении укрупненных структурно-планировочных зон, которые имеют значительные отличия и, как следствие, другие методы управления.

Различают центральную интегрированную и периферийную зоны, а также переходную.

Центральная интегрированная [4] зона – это наиболее важный в элемент градостроительной системы, который характеризуется разнообразием общественных функций, высокой интенсивностью использования территории, целостностью и непрерывностью планировочной структуры, наивысшей плотностью транспортной и инженерной инфраструктур. В центральной интегрированной зоне (удельный вес которой в общем территориальном балансе городского поселения составляет 8 – 5%) следует размещать объекты с общественными функциями – управление, информацию, культуру, искусство.

Периферийная зона включает окраинные территории городского поселения, состоящие преимущественно из монофункциональных образований (жилых, производственных, рекреационных).

Периферийная зона (удельный вес в общем балансе городских территории составляет 70 – 85%) предназначена преимущественно для размещения нового массового и индивидуального жилищного строительства, промышленных и коммунально-складских объектов, транспортных сооружений, рекреационных комплексов.

В больших и крупных, а также в ряде средних городов, между центральной и периферийной выделяется переходная зона, отличающаяся неоднородностью среды. Удельный вес переходной зоны в общем балансе городских территорий составляет не более 15%. Это основной резерв для развития общественных функции центральной зоны.

Элементы планировочной структуры и границы.К элементам планировочной структуры поселения (к зональным элементам) относятся:

· районы (планировочный, жилой, промышленный) в больших и крупных городах;

· планировочные образования – микрорайон, квартал (жилой, общественный, производственный, квартал смешанной застройки);

· зона (пригородная, рекреационная).

Границы регламентируют геометрические параметры градостроительных образований и фиксируют изменение признаков территории, т. е. переход от одной зоны к другой. В градостроительной практике, наряду с понятием «граница», используются другие по смыслу термины.

Граница поселения (городская, поселковая черта) – это утвержденная внешняя граница территории (земель) поселения, отделяющая ее (их) от межселенных территории и других поселений.

Перспективная городская черта– проектная граница городских территорий, необходимых для долгосрочного пространственного развития города. Она определяется генеральным планом города, является обязательным элементом основного утвержденного чертежа генерального плана и изменяется по мере включения новых земель, необходимых для развития города.

Красная линия – условная граница, отделяющая территорию кварталов, микрорайонов других структурно-планировочных элементов поселений от улиц и площадей.

Линия регулирования застройки– условная граница, на которой должно осуществляться размещение внешнего контура зданий и сооружений, она определяет конфигурацию застроенных и открытых городских пространств. Линия регулирования застройкиможет совпадать с красной линией, отступать от нее или от границ земельных участков.

Источник: https://studopedia.ru/11_17787_zonirovanie-territorii-poseleniy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.