Зонирование территорий это

Территориальное зонирование

Зонирование территорий это

В соответствии с Градостроительным кодексом в городских и сельских поселениях проводится территориальное зонирование.

Оно основано на выделении зон поселения, объединенных функциональным использованием, параметрами и ограничениями на их застройку.

Для каждой зоны определяются разрешенные и разрешенные только по специальному согласованию виды среды, а также доли площади, предназначенные для них. Виды среды, не приведенные в перечне, запрещаются.

По разрешенным видам среды в каждой зоне устанавливается значение занимаемой ими доли площади зоны для основных функций – минимальное (не меньше); для функций, сопутствующих основным – минимальное и максимальное (от … до …

); прочих функций – максимальное (не больше). По видам среды, разрешаемым только по специальному согласованию, устанавливается максимальное значение доли площади зоны.

В территориальных зонах могут выделяться подзоны, режим использования которых определяется в градостроительном регламенте.

Состав территориальных зон в поселениях может различаться в зависимости от местных условий, нормативных правовых и нормативно-технических документов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области градостроительства. Примерный перечень территориальных зон городских и сельских поселений установлен в Градостроительном кодексе и включает в себя:

– жилые зоны;

– общественно-деловые зоны;

– производственные зоны;

– зоны инженерной и транспортной инфраструктур;

– рекреационные зоны;

– зоны сельскохозяйственного использования;

– зоны специального назначения;

– зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий.

Жилые зоны– это зоны, предназначенные для проживания населения, а также для проживания в сочетании с отдыхом или с ведением индивидуального подсобного хозяйства.

Выделяют несколько типов жилых зон:

– зона усадебных и блокированных жилых домов;

– зона многоквартирных жилых домов до трех этажей;

– зона многоквартирных жилых домов в 4-5 этажей;

– зона многоквартирных жилых домов в 4-12 этажей.

Для каждой зоны установлены разрешенные, сопутствующие и условно разрешенные виды использования.

Так, например, в зоне многоквартирных жилых домов до трех этажей разрешена постройка жилых домов усадебного типа; блокированных жилых домов; многоквартирных жилых домов не выше трех этажей; библиотек; аптек с торговой площадью до 20 м2; магазинов с торговой площадью до 60 м2.

В ней могут размещаться детские сады, начальные и средние школы, небольшие предприятия общественного питания; кабинеты практикующих врачей; парикмахерские.

Неосновными и сопутствующими видами использования являются сады, огороды, бани, сауны (при условии канализования стоков); парники, теплицы; хозяйственные постройки; встроенные, подземные или полузаглубленные гаражи и т. п. Размещение ряда объектов требует специального согласования, т. е. они относятся к числу условно разрешенных видов использования (магазины, клубы, почтовые отделения, объекты с параметрами более или менее указанных в требованиях к застройке и т. п.).

В общественно-деловых зонахосуществляется межселенное, общегородское или районное социально-культурное обслуживание, административное и хозяйственное управление, кредитно-финансовая и общественная деятельность.

Общественно-деловая зона может разделяться на несколько видов: центральная, районная, местная, учебная зона.

Для каждого вида зон устанавливаются разрешенные, сопутствующие и требующие специального согласования виды использования.

Так, центральная общественно-деловая зона, как правило, охватывает общегородской центр с многофункциональным использованием территории, который подразделяется на несколько видов.

В ней разрешено размещение учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивные учреждения.

Также в ней могут находиться учреждения искусства и культуры, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, организации и учреждения управления, кредитно-финансовые учреждения, проектные, научные и административные организации, офисы и другие предприятия бизнеса, жилая застройка.

К числу неосновных и сопутствующих видов использования относятся сооружения для постоянного и временного хранения транспортных средств.

Специального согласования требует размещение, например, таких объектов, как: гаражи и стоянки для постоянного хранения транспортных средств, казино, общественные туалеты и др.

Зоны производственнойзастройки предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих их функционирование объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно-защитных зон этих объектов.

В производственной зоне разного типа допускается размещение предприятий определенного класса вредности; предприятий коммунального хозяйства, складов; сооружений для постоянного и временного хранения транспортных средств; предприятий по обслуживанию транспортных средств; инженерных сооружений.

Территории в центральной части города, занятые промышленностью, образуют производственно-общественные зоны. Эти зоны, как правило, постепенно переориентируются с промышленного использования на коммерческое.

Зоны инженерной и транспортной инфраструктурпредназначены для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, а также инженерного оборудования. Типы зон устанавливаются в зависимости от вида и параметров размещаемых сооружений и коммуникаций, а также ограничений на использование этих территорий с учетом обеспечения мер по предотвращению вредного воздействия их на среду жизнедеятельности.

Так, например, в зоне автомагистрали допускается размещение мотелей для легкового и грузового автотранспорта; сооружений для постоянного и временного хранения транспортных средств; предприятий по обслуживанию транспортных средств; предприятий общественного питания и магазинов. Сопутствующим видом использования является размещение сооружений для постоянного и временного хранения транспортных средств. Специальное согласование требуется

для осуществления видов использования, которые нарушают требования к застройке земельных участков, предоставляемых организациям автомобильного транспорта.

Рекреационные зоныпредназначены для организации мест отдыха населения. Они включают в себя зоны открытых пространств, зоны природных ландшафтов, территории лесопарков для организации отдыха населения и зоны дач.

В состав зоны открытых пространств входят парки, скверы, бульвары, прибрежные территории рек, используемые населением для отдыха. Здесь разрешено устройство пляжей, спортивных и игровых площадок, аттракционов, летних театров, концертных площадок.

В качестве неосновных и сопутствующих видов использования допускается размещать автостоянки, мемориалы, вспомогательные сооружения, связанные с организацией отдыха (например, пункты проката, кассы и т. д.).

Специального согласования требует размещение кафе, закусочных, баров; общественных туалетов.

В зону природных ландшафтов входят парки, рощи, лесопарки, природные заповедники. Эти объекты предназначены для сохранения ценных природных особенностей и ландшафтов и одновременное стимулирование создания условий для отдыха населения города. Одним из условий их функционирования является минимальное воздействие на уязвимые элементы окружающей среды.

В этой зоне разрешена организация лесопарков; спортивных и игровых площадок, лыжных трасс, велосипедных дорожек и т. д.

Неосновными и сопутствующими видами являются устройство открытых стоянок для временного хранения транспортных средств; вспомогательных сооружений, связанных с организацией отдыха (например, малых архитектурных форм, беседок и пр.). Условно разрешенными видами использования, т. е.

требующими специального согласования, являются размещение гостиниц, кемпингов, туристских Центров, профилакториев, санаториев, учреждений общественного питания (например, кафе, баров), мест для пикников, общественных туалетов.

Зоны лесопарков предназначены для сохранения природных особенностей территории и создании условий для полноценного отдыха населения.

В этой зоне разрешено размещать пляжи, кемпинги, кафе, бары, рестораны; пункты проката спортивного инвентаря, спортивные и игровые площадки; бани, сауны; лодочные станции; помещения обслуживающего персонала.

Допускается размещать открытые стоянки для временного хранения транспортных средств; вспомогательные сооружения, связанные с организацией отдыха (например, кабинки для переодевания, беседки и др.).

Зона дачвыделяется для отдыха населения и выращивания сельскохозяйственных культур. На данной территории разрешено строительство отдельно стоящих жилых домов усадебного типа; дач; магазинов товаров первой необходимости торговой площадью до 40 м2.

Территорию можно использовать под сады, огороды; устройство водозаборов; сооружения противопожарных водоемов.

Неосновными и сопутствующими видами являются использование недвижимости для надомных видов деятельности (при соблюдении санитарных и противопожарных норм); возведение бань, саун; сооружений, связанных с выращиванием цветов, фруктов, овощей; хозяйственных построек; встроенных или отдельно стоящих гаражей, а также стоянок, но не более, чем одно транспортное средство на один участок; административных помещений, связанных с обслуживанием зон дач. Требуется специальное согласование для размещения магазинов, площадь которых превышает разрешенные размеры; почтовых отделений, телефона, телеграфа, а также временных сооружений мелкорозничной торговли.

Зоны сельскохозяйственного использованияпредназначены для нужд сельского хозяйства. В них включаются земли, непосредственно используемые для ведения сельского хозяйства и занятые объектами сельскохозяйственного назначения, находящиеся непосредственно на территории поселения.

Территории этих зон могут использоваться как сельскохозяйственные угодья (например, сады, огороды, пашни, сенокосы и др.), под лесополосы, внутрихозяйственные дороги, коммуникации. На них могут находиться леса, многолетние насаждения, болота, замкнутые водоемы, здания, строения и сооружения, необходимые для функционирования сельского хозяйства.

Неосновными и сопутствующими видами использования являются территории инженерных и транспортных сооружений и устройств. Земельные участки разрешено предоставлять гражданам для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства, а также несельскохозяйственным и религиозным организациям для ведения сельского хозяйства.

К числу условно разрешенных видов относится использование земель под карьеры, размещение перерабатывающих предприятий, складов, рынков, магазинов, стоянок транспортных средств с размерами, превышающими разрешенные, почтовые отделения, временные сооружения мелкорозничной торговли и другие сооружения.

В зонах специального назначенияразмещаются кладбища, крематории; полигоны бытовых отходов, объекты коммунального хозяйства с охранными зонами, а также иные объекты, использование которых несовместимо с использованием других видов территориальных зон или невозможно без установления специальных нормативов и правил.

Неосновными и сопутствующими видами использования являются культовые сооружения и иные объекты, связанные с функционированием кладбищ, зеленые насаждения, инженерные коммуникации. В качестве условно разрешенных видов использования допускается сооружение мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, полигонов неутилизируемых и токсичных производственных отходов.

Зоны военных объектов и иные зоны режимных территорийпредназначены для размещения объектов, в отношении которых устанавливается особый режим.

В этих зонах допускается размещение военных баз, городков, полигонов, аэродромов, иных объектов безопасности и космического обеспечения, военных образовательных учреждений, предприятия, учреждения и организации, выполняющие задачи по обороне, безопасности и космическому обеспечению.

Неосновными и сопутствующими видами использования зон являются строительство жилых домов, общественных зданий, сооружений по выращиванию овощей, хозяйственных построек, гаражей и открытых стоянок. Специального согласования требует строительство производственных зданий, учреждений связи и иных коммуникаций, превышающих размеры, временных сооружений.

Органы местного самоуправления городских и сельских поселений в соответствии с местными условиями могут устанавливать иные территориальные зоны, а также включать в них земельные участки и иные объекты недвижимости.

Территориальное зонирование вносит упорядочение в застройку городов, предопределяет рациональный подход к их проектированию.

Вопросы для повторения

1. Основные функциональные зоны города.

2. Что включает в себя селитебная территория города?

3. Преимущества и недостатки четкого функционального зонирования территории города.

4. От каких факторов зависит планировочная схема города?

5. Классификация зон города в зависимости от местоположения в плане города.

6. Основные элементы планировочной структуры селитебной территории города.

7. Чем обусловлена необходимость проведения территориального зонирования в городах?

8. Назовите основные территориальные зоны поселений.

9. Что такое условно разрешенные виды использования?

Предыдущая1234567891011121314Следующая

Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 2245; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-55768.html

Зонирование территорий

Зонирование территорий это

Зонирование территорий

Зонирование территории — это ее разграничение с выделением особых зон и определением для каждой из них целевого назначения, приоритетных функций и соответствующих режимов использования.

Особое распространение зонирование территории получило в западноевропейских странах, США и Канаде, где зоны определяют основные направления развития землепользования на перспективу.

Зонирование территории осуществляют на основе схем землеустройства, схем использования и охраны земельных ресурсов, природоохранной, землеустроительной, градостроительной и иной документации на уровне субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований.

Решения по зонированию территории принимают, исходя из следующих основных принципов в комплексной ее организации:

ориентации на интенсивное использование и рациональную организацию;

установления научно обоснованного баланса земель различного назначения, сохранения особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий и местностей с ценным историко-культурным наследием и создания необходимой инженерно-транспортной инфраструктуры;

четкого разграничения земель сельскохозяйственного, лесохозяйственного, природоохранного назначения и урбанизированных территорий с закреплением в законодательном порядке соответствующих режимов их функционального использования;

охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности;

рационального использования природных ресурсов; обеспечения наиболее благоприятных организационно-территориальных условий для ведения сельского хозяйства.

В состав земель поселений, например, могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым;

общественно-деловым;

производственным;

инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным;

сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Материалы по зонированию территории изготавливают в составе текстовой и графической частей.

В текстовой части обосновывают условия установления зон, их границы, площади земельных угодий и т. п.

Графическая часть включает схематическую обзорную карту, на которой в цвете показывают расположение каждой из установленных зон.

Масштаб карты зависит от размера территории зонирования и может быть:

для территории субъектов Российской Федерации — 1: 100 ООО… 1:250 ООО;

административных районов — 1: 250 ООО… 1: 50 ООО;

территории муниципальных образований, находящихся в границах административных районов, — 1: 10 ООО… 1: 25 000.

Схемы зонирования поселений в соответствии с градостроительными требованиями в зависимости от размера территории утверждают постановлением соответствующих органов власти или решением органов местного самоуправления.

Размещают объекты промышленного, сельскохозяйственного, жилищно-гражданского и рекреакционного строительства, объекты инженерно-транспортной инфраструктуры, устанавливают режимы использования территорий, планируют использование земель в соответствии с установленными зонами.

Изменение форм собственности на землю, куплю, продажу и аренду земельных участков, установление платы за землю осуществляют, соблюдая требования зонирования территорий и режим использования земель.

Зонирование представляет собой деятельность по разделению территории муниципального образования на зоны, с установлением для каждой из них правового режима градостроительного использования – градостроительного регламента; градостроительное зонирование материализуется в правилах землепользования и застройки.

Функциональное зонирование земель, предусмотренное Земельным кодексом Российской Федерации, устанавливает категорию земель, но не регламентирует целевое использование земель и земельных участков, и.

поэтому, не позволяет создавать условия для устойчивого развития территорий муниципальных образований, требуя большей детализации.

Эта задача решается в процессе территориального зонирования земель муниципальных образований.

Территории муниципальных образований предназначены прежде всего для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности проживающего на этих территориях населения.

Управление территориями муниципальных образований, обеспечение их рационального развития возможно только в случае профессионально выполненного территориального зонирования.

Для этого в каждом муниципальном образовании должен быть разработан и утверждён специальный градостроительный документ – правила землепользования и застройки.

Этот документ является нормативным актом муниципального уровня, то есть разрабатывается, согласовывается и утверждается под непосредственным контролем органов местного самоуправления, без участия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором расположено данное муниципальное образование. Порядок разработки, согласования и утверждения правил землепользования и застройки, их содержание, устанавливаются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Правила землепользования и застройки обязательно должны содержать: зонирование территория градостроительный землепользование

  • * порядок их применения;
  • * карту градостроительного зонирования, то есть графическое изображение территориальных зон на топографической подоснове соответствующего масштаба;
  • * градостроительные регламенты.

Зонирование как способ правового воздействия на земельные отношения изначально начал применяться в градостроительной деятельности для регулирования застройки населенных пунктов.

Считается, что впервые он был применен в США, где зонирование территорий стало осуществляться на местном уровне и заключалось в подразделении различных видов землепользования и установлении их общественно значимых параметров путем выделения на территории административных единиц целевых зон землепользования, установления в их границах соответствующего правового режима и контроля за его соблюдением. Еще в 1924 г. для распространения зонирования и обеспечения единообразия статутного права Департамент торговли США разработал и издал модель уполномочивающего закона штата по зонированию (Standart State Zoning Enabling Act). Через год 11 штатов приняли уполномочивающие статуты по зонированию, а в начале 30-х годов XX в. большинство штатов наделили местные органы самоуправления, главным образом городских поселений, полномочиями по зонированию. Нормативные акты местных органов самоуправления по зонированию (ордонансы) были обращены непосредственно к частным лицам и устанавливали их права и обязанности по использованию находящейся в границах данной зоны земельной собственности. В ордонансе приводится исчерпывающий перечень разрешенных в данной зоне видов землепользования (от строительства завода до размещения рекламных щитов). Все виды землепользования делятся на разрешенные по праву и условные, осуществляемые только при получении специального разрешения администрации. За нарушение правового режима зон устанавливается юридическая ответственность в виде денежного штрафа или лишения свободы на срок от нескольких дней до одного года. Таким образом, с помощью зонирования в США стал устанавливаться конкретный правовой режим земельных участков в населенных пунктах, за нарушение которого предусматривалась юридическая ответственность.

В дальнейшем, помимо урбанистического зонирования (в городских населенных пунктах), стало развиваться сельскохозяйственное и экологическое зонирование.

Но в России, начиная с советского периода, зонирование территорий стало не самостоятельным способом установления правового режима земель, а, как правило, дополнительным по отношению к делению земель на категории.

Действующее законодательство предусматривает в основном зонирование территорий для дифференциации правового режима земель отдельных категорий, например: населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых территорий и др.

; а также для установления специальных правовых режимов определенных территорий в целях выполнения специальных функций (охранных, экологических и др.) в виде зон с особыми условиями использования.

Земельный кодекс РФ устанавливает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности копределенной категориии разрешенного использования в соответствии сзонированием территорийи требованиями законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1).

В настоящее время отсутствует общее правовое регулирование деятельности по зонированию территорий, как и единая законодательная терминология в данной сфере. В разных нормативных правовых актах, прежде всего в федеральных законах и законах субъектов РФ, термин “зонирование” применяется по отношению к разным объектам для достижения различных целей.

Например:

  • – в ЗК РФ, как было показано выше, предусмотрено зонирование территорий для уточнения правового режима земель без установления видов, оснований и порядка такого зонирования;
  • – нормы ГрК РФ регулируют деятельность по градостроительному зонированию территорий поселений, в результате которого в границах поселений устанавливаются территориальные зоны с определенными видами разрешенного использования земельных участков.

Вывод

В заключение необходимо сказать о том, что острота, сложность и комплексность вопросов зонирования территорий требуют осторожно подходить к правовой регламентации соответствующих отношений. Однако это обстоятельство не должно расцениваться как оправдание “законодательного долгостроя”.

От того, насколько оперативно и грамотно в РФ будут внедрены современные подходы к определению правового режима земель, прямо зависит проблема формирования цивилизованных механизмов управления земельными ресурсами.

Мировая практика показывает, что на современном этапе лучше зонирования территорий нет способа обеспечить рациональное использование и охрану земель.

Список используемой литературы

  • 1. Краков О. И. Земельное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 64.
  • 2. Сулин М.А. «Землеустройство» 2009 г.
  • 3. Подробнее о градостроительном зонировании см. гл. 18 настоящего учебника.
  • 4. Подробнее см.: Галятин М. /О. Зонирование – способ правового регулирования земельных отношений в США // Правоведение. 1983. № 6. С. 86-90.

Источник: https://vuzlit.ru/2121541/zonirovanie_territoriy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.