Зонирование земель лесного фонда

Хронология лесопожарного зонирования

Зонирование земель лесного фонда

Сложная, а иногда просто критическая ситуация с тушением (не тушением) лесных пожаров летом этого года в Сибири заставила специалистов и учёных серьезно задуматься о причинах такого кризиса. Ясно, что кризис назревал не один год, и он является лишь следствием скопившихся проблем. Поэтому, чтобы установить причины, вернемся к истокам.

Система охраны лесов от пожаров, сформированная в СССР, к сегодняшнему дню претерпела существенные изменения.

Те организационные принципы и методологические подходы, разработанные на уровне технического развития середины XX века, со временем перестали отвечать динамично изменяющимся реалиям.

Но все же, надо признать, что именно в то время была заложена основа государственной системы охраны лесов от пожаров.

Для осуществления мероприятий по охране лесов и тушению пожаров создавались базы авиационной охраны лесов от пожаров – специализированные учреждения, в первостепенные задачи которых входили мониторинг и тушение лесных пожаров на недоступных для автотранспорта участках лесного фонда. Наземную охрану осуществляли лесхозы силами созданных при них пожарно-химических станций. Из-за осуществления проведения охранных мероприятий в лесах разными структурами возникло понятие зон наземной и авиационной охраны лесов.

Деление на зоны происходило на региональном уровне местными лесоустроительными предприятиями. Для региона в целом (а иногда, для конкретного лесхоза) разрабатывался Проект противопожарных мероприятий.

Труднодоступные территории закреплялись за авиабазами, в зоне наземной доступности охрану лесов от пожаров осуществляли лесхозы.

Обеспечить полноценную охрану всего лесного фонда не представляется возможным, и потому на практике, в некоторых регионах, на удаленных территориях леса оставались абсолютно без охраны: они не были подконтрольны специализированным лесопожарным организациям, а у лесхозов не хватало ресурсов для тушения подобных пожаров. Появление неподконтрольных территорий, как установившееся явление, позже получило официальную формулировку, в которой обозначено, что на территории лесного фонда выделяют активно охраняемые леса и активно не охраняемые леса (ГОСТ Р 22.1.09-99).

В 2005 году сформировались новые подходы в лесопожарном зонировании и было это связано с внедрением современных космических методов мониторинга лесных пожаров и созданием Информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз).

В изданном тогда нормативном акте о космическом мониторинге лесных пожаров было установлено деление лесного фонда на зоны наземной, авиационной охраны, а также зоны космического мониторинга первого и второго уровней, где к зоне космического мониторинга первого уровня относились труднодоступные территории, тушение лесных пожаров на которых осуществляется, в основном, с применением авиационных сил и средств.

Зона космического мониторинга второго уровня — это удаленные территории, на которые доставка пожарных до места лесного пожара и их возврат к месту базирования авиационных сил и средств воздушным судном возможно только с дозаправкой.

К этой категории также могут относиться резервные леса, где не производится авиапатрулирование, а тушение лесных пожаров выполняется только при наличии угрозы населенным пунктам и объектам инфраструктуры.

При этом существовавшее деление зоны авиационного мониторинга на районы авиа- и наземной охраны сохранилось.

Часто в ведомственных отчетах, и даже в некоторых документах употреблялись понятия «авиазона» и «наземная зона», но правильными терминами являются: «районы применения авиационных сил и средств пожаротушения» (АСС) и «районы применения наземных сил и средств пожаротушения» (НСС).

Основным критерием деления на зоны, как и ранее, была возможность добраться лесным пожарным от места дислокации к месту пожара за время, которое не превышало 3 часов (для НСС). Таким образом, деление на районы применения сил и средств пожаротушения на уровне лесхозов ежегодно корректировалось.

Несмотря на упоминание про тушение, в целом нормативный акт относился только к вопросам мониторинга (преимущественным способам обнаружения лесных пожаров).

Важным шагом в развитии системы охраны лесов от пожаров стал тот факт, что с введением в действие ИСДМ-Рослесхоз понятие «неохраняемые территории» перестало существовать.

Впоследствии, с принятием Лесного кодекса 2006 года, предусматривающего разделение лесных полномочий, приказ потерял свою юридическую силу.Переиздать (и зарегистрировать в Минюсте России) подобный нормативный акт невозможно, так как он не вписывается в новое лесное законодательство.

Общеизвестно, что вопрос зонирования тесно связан с экономической составляющей организации охраны лесов от пожаров, с затратами на мероприятия по тушению. Первым шагом к легитимизации лесопожарного зонирования стали Правила тушения лесных пожаров, утвержденные приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313.

В соответствии с ними, в целях установления оптимального режима и способов тушения лесных пожаров, территории, на которых расположены леса, разделяются на районы применения авиационных сил и средств пожаротушения, и наземных сил и средств пожаротушения. Кто устанавливает эти районы – в приказе явно не сказано.

Уже через год в Правила тушения лесных пожаров были внесены изменения, наделяющие субъекты Российской Федерации полномочиями по выделению зон контроля лесных пожаров.

При этом, в указанных зонах Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности может быть принято решение о нецелесообразности тушения лесного пожара при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен. Позднее появился Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденный приказом Минприроды России от 15.11.2016 № 597. В соответствии с ним, уполномоченные органы проводят разделение зоны осуществления лесоавиационных работ на районы ответственности за тушение лесных пожаров между наземными и авиационными лесопожарными формированиями (в данном случае, подразумеваются районы применения авиационных сил и средств пожаротушения и наземных сил и средств пожаротушения). Если речь идет про леса, расположенные на землях лесного фонда, то в указанных выше случаях уполномоченными органами являются субъекты Российской Федерации.

Только с принятием Федерального закона № 218-ФЗ от 23.06.

2017 в статье 51 Лесного кодекса Российской Федерации появилась запись о том, что в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов, выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами с использованием наземных, авиационных или космических средств (лесопожарное зонирование).

Указанная формулировка в целом установила исторически сложившийся терминологический подход к понятиям зонирования на основе преимущественных способов обнаружения и тушения лесных пожаров.

Вместе с тем, этот подход постепенно себя изживает, потому что, по факту, все возможные способы могут применяться в каждой из зон.

Авиация иногда применяется в наземной зоне, наземные силы для тушения крупных лесных пожаров – в авиазоне. Космические методы применяются повсеместно.

А термин “преимущественно” приводит к вопросам – как оценить и проверить долю использования того или иного способа.

Более разумно говорить об «уровне» охраны, которая бы характеризовалась регламентацией применения различных технических средств.

И при таком подходе, количество уровней может стать несколько больше, что с научной точки зрения более разумно.

Однако, даже с учетом пересмотра методики выделения зон не удастся окончательно избавиться от «зоны контроля лесных пожаров» (где тушить далеко не всегда целесообразно).

Лесопожарное зонирование, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Правительство Российской Федерации постановлением от 24.11.2016 № 1237 уполномочило выполнять это зонирование Федеральное агентство лесного хозяйства.

Вместе с тем, отсутствует утвержденное понятие «лесопожарное зонирование», также как и требование к форме документа, его устанавливающего. Действующий приказ Рослесхоза определяет только площади ключевых зон в разрезе субъектов Российской Федерации.

До сих пор сохраняются разночтения между научными публикациями и различными документами в части терминологии. Первоначальное деление на зоны мониторинга в первом приказе было, впоследствии, заменено на следующие зоны:

  • Зона наземного обнаружения и тушения
  • Зона авиационного обнаружения и наземного тушения
  • Зона авиационного обнаружения и тушения
  • Зона исключительного обнаружения с помощью космических средств и преимущественно авиационного тушения

С изменением названия зоны космического мониторинга второго уровня поменялся и технологический смысл. Такие территории лишь частично соответствуют понятию «зоны контроля лесных пожаров».

Поскольку выделение зон контроля происходит на региональном уровне, а лесопожарное зонирование является федеральным полномочием, площади обнаружения с использованием космических средств и зон контроля отличаются.

Площадь зон контроля существенно увеличилась, но на практике приблизительно только по 40%-там лесных пожаров принимаются решения о нецелесообразности тушения.

Стоит отметить, что из контекста действующего лесного законодательства косвенно следует, что границы лесопожарного зонирования должны указываться в Сводном плане тушения лесных пожаров, а также в лесном плане субъекта Российской Федерации.

Несмотря на немного размытый технологический смысл, применение лесопожарного зонирования, в целом, позволяет эффективнее использовать финансовые ресурсы, которых, как известно, на нужды охраны лесов от пожаров всегда не хватает.

Подводя итог, можно констатировать, что нормативная правовая база вопросов, связанных с лесопожарным зонированием в целом и с зонами контроля лесных пожаров, в частности, нуждается в серьезном совершенствовании. Такая работа в настоящее время активно ведется, в том числе, специалистами Центра лесной пирологии – филиала ВНИИЛМ.

Роман КОТЕЛЬНИКОВ

Источник: http://firescience.ru/event/092019/zonirovanie.html

Виды разрешенного использования земель лесного фонда

Зонирование земель лесного фонда

Лесной участок – земельный участок, расположенный в границах лесничеств/лесопарков и образованный в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного Кодекса.

Законодательство о лесном фонде

Земли лесного фонда – это особая категория земель, которая регулируется Лесным кодексом и Земельным кодексом.

К лесному фонду относятся участки, покрытые кустарниковой, древесной и травянистой или не покрытые лесной растительностью (но предназначенные для восстановления леса в перспективе), а также используемые для ведения лесного хозяйства участки и размещенные в пределах лесного фонда.

В состав лесного фонда входят участки из нелесного и лесного массива. К нему относят участки без растительности, в частности:

  • с вырубкой – на которых остались пни;
  • с молодым лесом;
  • со сгоревшими и погибшими деревьями;
  • с прогалинами и свободные от лесного массива;
  • с рединами: обособленными деревьями.

В Лесной фонд попадают все леса, кроме лесов на участках оборонного назначения (используются вооруженными силами) и земель поселений.

Они обозначаются на картах спецзнаками.

Права на участки

Лесным фондом России согласно Конституции совместно владеет РФ и субъекты федерации. Если лесной участок расположен на территориях оборонного значения, то владельцем может быть только федерация.

Земли лесного фонда запрещается использовать в свободном обороте: в отношении них не допускается заключение договоров купли-продажи и они не могут являться предметом залога.

При этом законодательство допускает передачу таких земель в пользование физических и юридических лиц по договорам:

  • аренды;
  • бесплатного пользования;
  • концессии;
  • пользования непродолжительного характера.

Россияне могут свободно пользоваться данными землями для удовлетворения своих потребностей: сбора грибов и ягод, занятий охотой и рыболовством.

Ограничивать доступ к лесным участкам гражданам могут только при возникновении жизнеугрожающих ситуаций: например, при лесном пожаре и при угрозе экологической безопасности.

Ври у данных земель

Статья 25 Лесного кодекса выделяет следующие виды разрешенной эксплуатации земель из лесного фонда:

  • заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
  • охотничье хозяйство;
  • ведение с/х;
  • научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
  • рекреационная деятельность;
  • выращивание лесных плантаций;
  • выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
  • геолого-исследовательские работы;
  • строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
  • религиозная деятельность.

Амнистия лесных участков

В июле 2017 года Госдумой был принят в окончательном чтении законопроект, получивший название Лесной амнистии.

Данный закон должен решить острую проблему незаконности построек на спорных территориях.

Что понимают законодатели под «спорными территориями»?

В настоящее время ЕГРН и Лесной реестр содержат множество пересечений. Согласно первому реестру данная земля относится к участкам, на которых разрешается строительство жилья и перевод их в частную собственность. Тогда как Лесной реестр не допускает подобного использования земли, входящей в его состав.

В чем суть Лесной амнистии?

Она предполагает, что все спорные ситуации стоит трактовать в пользу ЕГРН. Это значит, что все случаи использования земель из лесного фонда, поставленных на кадастровый учет, объявляются с этого года законными.

Речь в законе идет об огромных площадях: только в Московской области в спорную территорию попадает свыше 185 га земель, отданных под дачную или частную застройку.

У лесной амнистии есть немало преимуществ. Наконец-то, она позволит разрешить длительные судебные процессы по определению категорий земельных участков.

Также закон решит проблему тысяч россиян, которым по ошибке кадастровых инженеров были выделены участки под дачное строительство из земель лесного фонда. В результате у них возникли сложности с узакониванием построек.

Амнистия позволит таким гражданам закрепить права собственности за собой.

У принятия закона о лесной амнистии было немало противников. Они опасаются того, что приоритет ЕГРН приведет к массовому выводу земель из лесного фонда, уничтожению огромного массива российского леса. Предполагается, что лесная амнистия приведет к массовой застройке в лесах в районах крупных городов.

Так, по оценкам экологов лесной фонд может сократиться на 1,7-4 га, что имеет весьма негативные экологические последствия.

Закон также уравнивает в правах тех, кто невольно стал владельцем участка в лесном фонде и захвативших эту землю преступным путем в результате использования мошеннических схем.

И те, и другие в результате использования внедренных правовых норм смогут стать полноправными собственниками участков из лесного фонда.

Строительство

На землях лесного фонда допускаются строительные работы. Но построить на них частный дом нельзя. Законодательство допускает возведение следующих типов построек на лесных участках:

  • сторожки и иные строения подобного рода;
  • туристические лагеря;
  • физкультурные комплексы;
  • оздоровительные санатории.

Частные постройки допускается возводить только на землях населенных пунктов и сельскохозяйственных землях. При этом нередко застройка земель лесного фонда велась из-за нечеткого деления земель по категориям.

Перевод в земли населенных пунктов

Перевод земель лесного фонда в землю населенных пунктов может потребоваться при необходимости проведения строительных работ на землях или использования их для иных целей, не предусмотрены действующей редакцией Земельного кодекса.

Также участок земли из Лесного фонда нельзя оформить в собственность до того как он не будет исключен из лесного реестра.

Такой перевод в землю населенного пункта производится в исключительных ситуациях и данная процедура предполагает специальный порядок.

Так, согласно действующему законодательству допускается подобный перевод в следующих случаях:

  • когда такое изменение предусмотрено лесоустроительной документацией/документацией территориального планирования;
  • при изменении черты поселений;
  • в целях создания охраняемых территорий, отнесения земель к историко-культурным, природоохранным зонам;
  • при отсутствии нужд в ЗУ у лесного хозяйства;
  • при невозможности дальше использовать землю целевым образом;
  • при потребности в землях в оборонных целях и пр.

Кто может заявить о переводе земель?

Заявить о переводе земель лесного фонда в категорию земель поселений могут физические и юридические лица, органы государственного и местного самоуправления. Для этого необходимо подать в Федеральное агентство лесного хозяйства комплект документов, включающий в свой состав:

  • ходатайство от заявителя;
  • паспорт заявителя для физлица, учредительных документов для юрлиц;
  • акт выбора ЗУ лесного фонда;
  • решение местного органа федерального агентства лесного хозяйства;
  • акт натурного техобследования участка лесного фонда;
  • расчет размера потерь лесного хозяйства;
  • схема размещаемого на участке лесного фонда объекта;
  • справка из территориального органа об отсутствии на участке полезных ископаемых;
  • заключение экологической экспертизы;
  • выписка ЕГРП на недвижимость и сделок на участок лесного фонда.

Указанные документы рассматриваются в агентстве в течение 14 дней, после чего они возвращаются заявителю (при отрицательном решении).

Или же агентство готовит проект акта Правительства о переводе и предоставляет его в Министерство природных ресурсов, где он будет рассматриваться еще 15 дней.

В завершении Минприроды подготовит резолюцию о переводе земли из лесного фонда в другую категорию.

Чтобы воспользоваться нормами лесной амнистии собственнику земельного участка на спорной территории необходимо пройти следующие этапы:

  1. Подготовить межевой план ЗУ при помощи кадастровых инженеров или БТИ.
  2. Подготовить правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт; документы, по которым землепользователю предоставлялась земля.
  3. Обратиться с представленными документами в региональное отделение МФЦ или Росреестра.
  4. По результатам обращения площадь земельного участка, которая значится в лесном кадастре, будет приписана к площади участка населенного пункта. Данная услуга предоставляется бесплатно.

Таким образом, земли лесного фонда – особая категория участков, которая особо контролируется государством. С этим связаны сложности при переводе таких земель в другую категорию, которая может быть отведена под застройку. Без такого перевода на землях лесного фонда запрещено строительство частных владений.

Оформление лесного участка в собственность также невозможно: он может принадлежать только федеральным и региональным властям.

В отношении спорных земель, входящим одновременно в состав земель поселений и лесной фонд в 2017 году была объявлена амнистия. Она позволяет беспрепятственно перевести спорные территории в собственность землепользователя.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/kategorii/zemli-lesnogo-fonda.html

Функциональное зонирование территории

Зонирование земель лесного фонда

В зависимости от назначения лесопарка, целесообразности обеспечения населения основными видами отдыха и в соответствии с природными особенностями местности в лесопарке проводится зонирование территории лесного массива по функциональному признаку – оптимальное размещение отдыхающих на территории лесопарка. Количество зон, на которые делится территория, зависит, прежде всего, от размеров лесного массива и характера рекреации.

При размере лесопарка более 2500 га выделяется 3 зоны – активного массового отдыха, прогулочно-маршрутного отдыха и эпизодического (сезонного) посещения(или резервная зона). Зона массового отдыха должна занимать 15-20%, прогулочная – 30-40%, резервная до 50% от общей площади лесопарка.

При площади лесопарка менее 500 га могут выделяться первые две зоны. Зона активного отдыха включает в себя участки с интенсивной рекреацией. Интенсивность пользования такой зоной определяется ее лесорастительными условиями и регулируется формированием устойчивых насаждений и благоустройством территории.

В зависимости от группы типов леса допускается размещение от 12 чел/га (брусничники, лишайниковые) до 24 чел/га (сложные, разнотравные типы леса). Рекреационная емкость зоны составляет обычно 70-90% общей емкости лесопарка, а ее размеры составляют 10-30% площади лесопарка. В ней выделяют даже участки покоя, которые являются микрорезерватами для животных.

Как правило, в эту зону включают участки, расположенные на периферии лесопарка и граничащие с жилой частью города.

В зоне активного отдыха организуют и благоустраивают места массового отдыха (спортивных занятий, детского отдыха).

Здесь размещают объекты отдыха, формируют насаждения повышенной устойчивости в сочетании с полянами, лужайками, выделяют памятники природы, осуществляют мероприятия по привлечению полезной и декоративной фауны (создание загущенных микрокуртин, развешивание искусственных гнездований и кормушек).

Зона прогулочно-маршрутного отдыха объединяет участки лесопарка с относительно невысокими рекреационными нагрузками. Допускается размещение от 4 до 8 чел/га. Рекреационная емкость этой зоны, как правило, в 2-3 раза меньше зоны массового активного отдыха и составляет 20-30% площади лесопарка.

Эта зона выделяется за пределами зоны массового активного отдыха в глубине лесопаркового массива на расстоянии от 0,5 до 2 км. Отдых в этой зоне организуется по заранее разработанным и проложенным в натуре маршрутам, но на отдельных участках возможно и свободное размещение отдыхающих.

В зоне организуются и благоустраиваются прогулочные и познавательные маршруты различного назначения: оздоровительные, познавательные, природоохранные. Организуются спортивные занятия, кратковременный туризм. Проводят формирование типов насаждений различных классов устойчивости и повышенной эстетической ценности с сохранением природной среды.

Осуществляют комплекс мер по охране фауны (сохранение дуплистых деревьев, развешивание искусственных гнездований, расселение муравейников, устройство водопоев и прочее.

Зона эпизодического (сезонного) посещения обычно выделяется в крупных лесных массивах, и она объединяет участки с невысокой рекреационной нагрузкой. Допускается размещение от 2 до 5 чел/га в лесных участках различных типов леса.

Рекреационная емкость зоны составляет около 10% емкости лесопарка, а общая площадь достигает 40% площади лесопарка. Прогулочную дорожно-транспортную сеть специально здесь не устраивают, а объединяют с дорогами хозяйственного назначения. В зоне предполагается отдых со свободным размещением по территории.

Наиболее интенсивно зона посещается во второй половине лета.

Проводится комплекс мер по сохранению естественных экосистем, благоустраивают хозяйственно-дорожную сеть, регулируют численность животных, а отдельным видам организуют подкормку, выделяются и охраняются значительные зоны покоя животных и птиц, организуются специальные познавательные маршруты типа экологических троп или к памятникам природы.

При выделении функциональных зон предусматривается дифференцированный подход не только к структуре отдыха, но и к структуре насаждений.

Лиственные насаждения как более устойчивые к рекреационным нагрузкам целесообразно формировать по окраинам лесопарка, а хвойные – в центральных частях лесопарка под защитой лиственных.

При этом следует стремиться к созданию единого устойчивого лесного массива повышенных эстетических и санитарно-гигиенических качеств.

Большое значение при формировании насаждений в зонах лесопарка имеет соотношение открытых и закрытых пространств. Сочетание различных пространств низкое. Средне- и высокополнотные насаждения с полянами и лужайками значительно увеличат протяженность опушек, создадут дополнительный эффект контраста.

Оптимальным считается наличие 18 открытых пространств размером от 1 до 5 га на 200 га лесопарка. Если открытых участков недостаточно, их следует запланировать и постепенно создавать за счет рубки деревьев на менее ценных в эстетическом отношении участках.

При этом сплошные рубки допускаются лишь на участках с малоценными молодняками или в сильно разреженных древостоях.

Таблица 3.9 – Функциональное зонирование лесопарка

Наименование функциональной зоны

Номер выдела

Площадь, га

% от общей площади

Активного отдыха

1,2,5,6

19,1

17,4

Прогулочная

  • 8,9,11,13,16,
  • 17,18,19,20,24

19,7

17,9

Резервная

  • 3,4,7,10,14,
  • 15,21,22,23,25,26

71,2

64,7

Архитектурно-планировочное решение лесопарка включает в себя выбор мест для главного и второстепенных входов, определение направления людских потоков и в связи с этим планировку дорожно-тропиночной сети.

Главный вход в лесопарк следует устраивать вблизи конечного пункта, куда прибывают посетители, будь то пристань, поворотное кольцо трамвая, автобусной остановки, а второстепенные входы – с других сторон, откуда тоже возможен поток посетителей.

У главного входа следует предусмотреть разгрузочную площадку, размер которой не должен создавать скученность людей, а размер устанавливается путем наблюдения над количеством прибывающих людей одновременно, и, приняв норму площади на 1 человека в размере 3 м2, делается расчет разгрузочной площадки.

Размеры разгрузочных площадок у второстепенных входов будут по площади значительно меньшими. От главного входа намечаются дороги и тропы.

Дорожно-тропиночная сеть в лесопарке служит не только для удобного передвижения посетителей, но способствует раскрытию красот ландшафта и является опорой для проведения мероприятий по благоустройству и поэтому рассматривается как важнейший композиционный элемент лесопарка.

В процессе проектирования дороги увязываются с решением отдельных участков лесопарка, размещением сооружений и видовых площадок.

Основная дорога, например, кольцевая, распределяет посетителей по зонам, а второстепенные подводят их к местам отдыха и отдельным устройствам, тропинки обычно пересекают места тихого отдыха. Одни дороги должны направить посетителя кратчайшим путем к соответствующим устройствам, то есть в зону активного отдыха. Другие же дороги должны направить посетителя к наиболее живописным местам.

В зависимости от функционально-целевого назначения до-рожно-тропиночная сеть лесопарка может быть представлена следующим:

  • 1) аллеи массового пешеходного движения, характерные для наиболее посещаемых мест;
  • 2) прогулочные дороги и тропы, проложенные по наиболее живописным местам;
  • 3) дороги хозяйственного назначения.

По мере движения по дороге или тропе должно быть постепенное раскрытие ландшафта, что обогащает лесопарк.

Проектируемые маршруты организуют движение посетителей к определенной точке лесопарка (композиционный центр, культурно-просветительное учреждение, видовая точка) или же по кольцу, которое рассчитывается на определенное время – (30-45 минут или один-полтора часа).

При организации маршрутов необходимо учитывать способы передвижения посетителей. Автомобиль в лесопарке движется со скоростью не более 10 км/час, а пешеход – со скоростью 1 км/час, поэтому смену ландшафта надо проектировать в первом случае через 500 м, а для пешеходов – через 50 м.

Автодорога должна прокладываться в лесопарках, только имеющих большую площадь, например более 2000 га. При ее проведении следует максимально использовать открытые пространства и как можно меньше производить вырубку деревьев. В планировке дорог необходимо избегать крутых подъемов и крутых спусков.

Площадь дорожно-тропиночной сети зависит от посещаемости. В зоне активного отдыха она должна занимать вместе с площадками спортивными, детскими и прочими 10-12% общей территории, а в зоне прогулочного отдыха – 2-5%.

Некоторые дороги, особенно в местах рекреационной дегрессии IV-V cтадий, следует закрывать. К этому надо подходить исключительно осторожно и учитывать сложившееся направления движения по ним.

Транзитных посетителей и такие дороги следует оставлять. Подлежат решению и вопросы инженерные по строительству дорог. Поскольку дороги строятся механизированно, то их ширина увязывается с шириной механизмов.

К примеру, ширина прогулочных дорог планируется от 0,75 м до 3 м.

Чаще всего в лесопарках пешеходные дороги проектируются с песчано-гравийным или щебенчатым покрытием.

После составления проекта выполняется схема и ведомость существующей и проектируемой дорожно-тропиночной сети. Схема выполняется в масштабе 1:5000.

Особым вопросом при проектировании лесопарка является размещение и размеры спортивных площадок и различных объектов. Их состав, количество и объем определяются расчетной численностью посетителей, распределением их по территории.

Дорожная сеть запроектирована на 2% территории от общей площади лесопарка. Проектирование дорог запланировано на наиболее оживленных прогулочных маршрутах, вспомогательные дороги проектируются с грунтовым покрытием, основные – с асфальтовым покрытием.

Таблица 3.10 – Площадь дорог в лесопарке

№ дороги

Категория

Технические показатели

Ширина,

м

Протяженность,м

Площадь

Тип покрытия

м2

га

%

Проектируемые дороги

1

Основн.

5,0

3250

16250

1,63

1,5

асфальт

2

Вспом.

3,0

1900

3900

0,57

0,5

грунтовая

Итого

16150

1,63

2

Page 3

Формирование пространственной структуры лесопарка – одно из основных мероприятий направленных на повышение его эстетических и архитекрурно-художественных особенностей. Ведущая роль при этом принадлежит насаждению.

Формируемое объемное пространство должно иметь присущий для конкретного насаждения облик и строиться по принципу гармонично-плавного или контрастного сочетания соседних площадей в соответствии с законами ландшафтной архитектуры.

Основной задачей при формировании пространственной структуры лесопарка является достижение оптимального соотношения объемно-пространственных форм существующих ландшафтов с учетом рельефа территории, породного состава и лесорастительных условий. Оптимальное соотношение типов пространственной структуры ландшафтов лесопарка, их равномерное сочетание способствуют повышению устойчивости, эстетичности и долговечности насаждений.

В основе формирования объемно-пространственных форм лежат типы пространственной структуры лесопарковых ландшафтов: закрытые, полуоткрытые, открытые.

Закрытые типы пространственной структуры (ТПС), сомкнутость полога 0,6-1, обладают изолирующими свойствами, создают определенные психофизиологические условия и благодаря сомкнутости защищают от воздействия солнечных лучей.

Полуоткрытые ТПС, сомкнутость полога 0,2-0,5, обладают более глубокой просматриваемостью, четкой пространственной структурой, в них ярче проявляются декоративные свойства деревьев и групп, повышаются требования к качеству травяного покрова. Они являются связующими между открытыми и закрытыми пространствами.

Открытые ТПС представлены в лесопарках в основном полянами, дорогами, водоемами.

На начальной стадии формирования объемно-пространственной структуры лесопарков рекомендуется придерживаться следующих соотношений ТПС:

закрытый – 55 – 60%;

полуоткрытый – 25 – 30%;

открытый – 15-20%.

Таблица 3.11 – Соотношение ТПС в лесопарке(существующее)

Преобладающая порода

Т и п пространственной структуры

Итого

Закрытый

Полуоткрытый

Открытый

га

%

Береза

14,3

0,8

15,1

13,9

Липа

16,8

28,6

2,7

48,1

44,2

Ясень

0,4

0,4

0,4

Ольха

0,7

3,2

Источник: https://studwood.ru/1681395/agropromyshlennost/funktsionalnoe_zonirovanie_territorii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.